Анализ рынка "Мировые цены на нефть падают. Розничные цены на ДТ в России растут. Где предел?.."


Анализ  рынка 

Мировые цены на нефть падают.

Розничные цены на ДТ в России растут.

Где предел?...

 

Олег ЖАРКО

 

 

На мировом рынке случилось то, чего давно ожидало огромное число россиян (да разве только они?). Мировые цены на нефть наконец-то резко пошли вниз. Радовались вовсе не потому, что не являются патриотами и не были удовлетворены тем, что казна неустанно пополняется миллиардами нефтедолларов. Конечно, всех устраивает и подъём российской экономики, и рост доходов населения. Но вот что касается конкретно нефтепродуктов – тут мировой уровень цен на топливо мало кого радовал. Так что радовались появлению первого лучика надежды: может, и у нас теперь цены упадут?

 

Но терзают смутные сомнения… Причина этого – в экстравагантности российской экономики, которую одни считают рыночной, другие – тоталитарной, а какая же она на самом деле – не разберёшь… Судите сами.

В странах, где наличие собственной нефти сочетается с жёсткой административной системой, внутренние цены на автомобильное топливо устанавливаются не ведающей колебаний рукой главы государства. В Венесуэле и сегодня заправка полного бака автомобиля обходится местным жителям в 2 доллара (о, где вы, времена, когда литр бензина стоил на советских заправках 6 копеек, а солярку наши доблестные прапорщики даже и не думали продавать, потому что не было покупателей?).

В странах с экономикой рыночного типа есть другая особенность: там внутренние цены на топливо напрямую связаны с ценами мирового рынка, и если мировые цены растут – растут и внутренние, а если мировые падают, то вслед за ними скатываются и внутренние.

Но, оказывается, есть и третий вариант, который присущ, пожалуй, только России: здесь государство во внутренние цены не вмешивается – значит, вроде бы, экономика рыночного типа; но ведь розничные цены растут только в одну сторону. И отнюдь не в сторону уменьшения…

Что же происходит на российском рынке дизельного топлива сегодня?

Отличительной чертой конца июля – начала августа стала ярко выраженная динамика снижения цен на летнее дизельное топливо. Падение стоимости отмечено в большинстве российских регионов в интервале от 200 до 700 руб./т. Изменения цен не произошло только на Киришинефтеоргсинтез и Салаватнефтеоргсинтез, где свободные объёмы просто отсутствовали, и на Омском НПЗ, который их оставил на прежнем уровне.

21 – 25 июля в Московском регионе на Володарской нефтебазе наблюдался обвал отпускных цен на дизтопливо. Если 21 июля его реализовывали по 26 890 руб./т, то к концу недели цены упали в среднем на 1340 руб./т – до 25 550 руб./т.

8 августа в среднем по Российской Федерации отпускные цены нефтеперерабатывающих предприятий на летнее дизельное топливо колебались в пределах 22 600 – 23 600 тыс. руб./т.

Резкое падение мировых цен на дизельное топливо привело к тому, что экспорт в настоящее время стал не выгоден. Или если быть более точным – не так выгоден, как прежде. В дополнение к этому с 1 августа правительство в среднем на 25 % увеличило вывозную пошлину на нефть и нефтепродукты. В результате, как отмечают аналитики рынка, на внутреннем рынке предложение начало превышать спрос.

Но всё это происходит на оптовом рынке. Внутренний российский рынок как будто и не заметил происходящего: рост продолжился. За комментариями «Автоперевозчик» вновь обратился к нашему эксперту топливного рынка – генеральному директору компании «Инфорком» Михаилу НИКИНУ.

 

- Михаил Павлович, так дождёмся ли мы когда-нибудь снижения розничных цен на дизтопливо? Потому что пока, к сожалению, Вы оказываетесь правы. Сошлюсь на интервью, которое вы мне давали три недели назад:

«Вы сами видите алгоритм действий крупных топливных компаний: достигнув известного максимума в оптовой цене, они услышали резкий окрик премьер-министра страны Владимира Путина на совещании по вопросам развития нефтегазового комплекса РФ в Северодвинске 12 июля, и опт тут же начал откатываться в цене назад.

- Быть может, стоит надеяться на то, что розничная цена тоже опустится?

- А вот на это рассчитывать не стоит. Действительно высокий уровень оптовых цен загнал цены АЗС на совершенно необоснованный и неразумный уровень. Если три дня назад на московских АЗС крупных брендов цена литра дизтоплива в основном не превышала 25 рублей, то сегодня я ехал по дороге и своими глазами наблюдал: нижний предел - 25,20 руб./л, а верхний – 26 руб./л. Опускать их никто не будет по той простой причине, что вся эта восьмимесячная гонка цен только с той целью и затевалась, чтобы брендовые топливные компании имели свои шесть рублей маржи с литра дизельного топлива. Так что не тешьте себя надеждой…»

- Ну, вот вы и ответили на свой вопрос…Тенденция к подорожанию розницы продолжается. Давайте сравним.

 

Средние розничные цены дизельного топлива в регионах России с октября по август 2008 г.

Регион

Средняя цена за наличный расчёт 3 октября 2007 г. (руб./л)

Средняя цена за наличный расчёт 4 апреля 2008 г. (руб./л)

Средняя цена за наличный расчёт 18 мая 2008 (руб./л) г.

Средняя цена за наличный расчёт на 25 июня 2008 г.

(руб./л)

Средняя цена за наличный расчёт на 8 августа 2008 г.

(руб./л)

Рост за последний период

 

Рост за весь период

Архангельская обл.

17,10

21,70

22,9

26,50

26,50

0,0 %

54,97 %

Астраханская обл.

16,40

18,00

20,7

23,00

24,00

4,34 %

40,24 %

Брянская обл.

16,18

20,50

21,0

23,40

24,34

4,10 %

44,88 %

Башкортостан

17,44

22,00

22,0

24,30

24,78

1,97 %

42,08 %

Белгородская обл.

16,70

19,50

20,6

24,50

25,50

4,08 %

52,69 %

Бурятия

19,50

23,00

25,2

27,90

30,30

8,60 %

55,38 %

Воронежская обл.

16,85

21,00

21,8

24,80

25,73

3,75 %

52,70 %

Владимирская обл.

18,09

21,80

23,1

25,30

26,22

3,63 %

44,94 %

Вологодская обл.

17,56

22,00

23,5

24,30

25,70

5,76 %

46,35 %

Волгоградская обл.

16,00

20,20

21,2

24,90

25,32

1,68 %

58,25 %

Ивановская обл.

17,50

21,80

23,1

25,90

26,30

1,54 %

50,28 %

Иркутская обл.

18,61

24,00

26,5

27,40

29,74

8,54 %

59,80 %

Курганская обл.

17,18

21,50

22,5

24,40

25,25

3,48 %

46,97 %

Карелия

18,26

22,50

23,3

25,90

26,80

3,47 %

46,76 %

Кемеровская обл.

17,12

19,90

21

23,00

24,67

7,26 %

44,10 %

Калужская обл.

16,79

20,00

21,2

24,30

24,50

0,82 %

45,92 %

Кировская обл.

17,90

21,50

22,9

25,00

25,40

1,6 %

41,89 %

Калининградская обл.

17,95

22,60

23,7

26,90

27,30

1,48 %

52,08 %

Краснодарский край

15,38

20,30

20,9

23,80

24,67

3,65 %

60,40 %

Красноярский край

16,83

21,25

22,85

25,00

27,40

9,6 %

62,80 %

Ленинградская обл.

16,61

21,50

23,30

25,20

26,58

5,47 %

60,02 %

Липецкая обл.

15,90

19,60

20,70

24,40

25,20

3,27 %

58,49 %

Москва и Московская обл.

17,05

20,60

22,00

24,50

25,41

3,71 %

49,03 %

Мурманская обл.

19,35

24,90

25,70

26,50

27,00

1,88 %

39,53 %

Новгородская обл.

17,67

21,30

23,25

26,20

26,63

1,64 %

50,70 %

Нижегородская обл.

17,89

21,50

22,90

23,10

24,92

7,87 %

39,29 %

Новосибирская обл.

17,40

21,50

22,50

24,20

26,10

7,85 %

50,00 %

Омская обл.

16,08

23,20

23,50

25,50

25,93

1,68 %

61,25 %

Оренбургская обл.

16,10

21,50

22,30

23,50

24,55

4,46 %

52,48 %

Орловская обл.

19,40

22,00

23,10

25,90

26,50

2,32 %

36,59 %

Пензенская обл.

16,60

20,90

22,00

24,10

25,34

5,14 %

52,65 %

Пермская обл.

17,50

21,30

22,60

24,20

25,10

3,72 %

43,43 %

Псковская обл.

16,69

22,00

23,10

26,10

26,73

2,41 %

60,15 %

Ростовская обл.

16,05

19,50

21,00

24,10

24,75

0,62 %

54,20 %

Рязанская обл.

14,32

20,80

22,00

24,70

25,94

5,02 %

81,14 %

Самарская обл.

17,00

21,30

22,70

24,40

25,61

4,95 %

50,64 %

Саратовская обл.

16,40

20,03

21,20

24,50

25,14

2,61 %

53,29 %

Свердловская обл.

17,47

21,00

22,30

24,40

25,37

3,97 %

45,22 %

Смоленская обл.

16,18

21,00

22,50

23,70

24,51

3,42 %

51,48 %

Тамбовская обл.

16,08

19,30

21,90

23,10

25,97

12,42 %

61,50 %

Татарстан

16,84

21,00

22,60

24,50

24,76

1,06 %

47,03 %

Тверская обл.

16,46

20,20

21,30

24,20

24,74

2,23 %

50,30 %

Тульская обл.

16,74

20,50

22,10

24,60

25,58

3,98 %

52,80 %

Ульяновская обл.

17,32

20,00

22,00

24,50

25,43

3,79 %

46,82 %

Удмуртия

17,23

22,20

23,30

25,00

25,74

2,96 %

49,39 %

Тюменская обл.

18,67

21,50

23,30

24,70

25,20

2,02 %

34,97 %

Ханты-Мансийский округ

18,33

24,50

25,40

27.20

29,00

6,62 %

58,21 %

Челябинская обл.

17,53

22,10

23,50

24,40

24,94

2,21 %

42,27 %

Читинская обл.

20,00

24,50

25,60

29,50

31,00

5,08 %

55,00 %

Чувашия

18,62

21,50

22,90

24,50

25,96

5,96 %

39,42 %

Ярославская обл.

16,73

21,50

22,90

24,60

25,63

4,19 %

53,19 %

 

Даже в тот период, когда оптовые цены весьма ощутимо опустились, розничные цены продолжали своё движение вверх. За период с 25 июня по 8 августа, когда, по вашей логике, розничные цены уже должны были бы падать, они выросли в среднем по стране на 5,4 %. А в среднем за десять месяцев – на 52,2 %. Что получается? Да ничего: постройте диаграмму по этим цифрам – и вы убедитесь, что кривая роста розничных цен даже не вздрогнула.

Скажу больше. Признаков, по которым можно было бы судить, что ситуация  изменится, пока никаких. Потому что нет действий власти. Если в отношении авиационного керосина после жёстких высказываний главы российского правительства Владимира Путина на совещании по вопросам развития нефтегазового комплекса РФ в Северодвинске произошли некоторые шевеления государственных чиновников, операторы рынка на всякий случай вздрогнули и существенно опустили цены, то в отношении дизельного топлива со стороны государства операторы рынка не услышали даже такого окрика.

На том же совещании в Северодвинске Владимир Путин заявил о необходимости стимулировать биржевую торговлю нефтью и нефтепродуктами в России. Он говорил о том, что необходимо довести до ума все ранее принятые решения по развитию и стимулированию биржевой торговли, а также сформировать рынок производных финансовых инструментов, базовым товаром для которых являются нефть и нефтепродукты. Да, действительно, буквально через день – два  после выступления Путина оптовая цена пошла вниз, потом ещё, ещё… Не везде, но в ключевых точках это произошло. Впрочем, на ситуацию на оптовом рынке дизельного топлива повлияло и то, что с 1 августа на 100 долларов за тонну выросла экспортная пошлина на нефть, и, наконец, достаточно радикальное падение мировых цен на нефть. В совокупности всё это слегка притупило ситуацию, когда на экспорт вывозилось всё, что может гореть…

- Михаил Павлович, вот Вы говорите, что со стороны государства нет никаких регулирующих действий. Но ведь экспортную пошлину всё-таки увеличили…

- Увеличили. Но это повлияло только на опт. В принципе, правительство вполне могло бы ввести регулирующие действия и в отношении розницы. А в отношении розницы – не то что регулирующих действий – даже окрика никакого нет. Как будто этого и не происходит. Поэтому можно с уверенностью говорить, что в отношении розничной цены дизельного топлива (а для коммерческого транспорта она весьма условно считается розничной, на деле она для него - самая что ни на есть коммерческая цена, т. е. составляющая бизнеса). Итак – спорить не с чем, никаких действий власти по регулированию розничного рынка нет, поэтому можно с уверенностью констатировать: тенденция роста пока сохраняется.

- То есть Вы считаете, что власть должна определять цену?

- Конечно, нет. Это было бы абсурдом, возвратом в дремучее прошлое. Розничные цены (как и оптовые, разумеется) являются весьма показательным индикатором рынка. Но при таком подходе – опт отдельно, а розница отдельно - вся цепочка движения нефтепродуктов до АЗС (от производителя через оптовое звено непосредственно к покупателю на АЗС) остаётся за рамками изучения причин роста цен. Отсюда – попытки власти решить вопрос с ценами на топливо уже ставшим привычным методом «договорённостей» с нефтяниками о замораживании цен на АЗС. Ещё экстравагантнее выглядят угрозы чиновников в адрес продавцов топлива, которым представители власти в случае повышения цен на АЗС обещают строгие санкции. И без того непростая ситуация с ценами на бензин становится ещё и абсурдной: рыночную экономику «разбавляют» административным регулированием цен в отдельно взятых отраслях (кстати, попытки замораживания цен пока не дали положительного результата ни в сфере продовольственных товаров, ни в случае с автомобильным топливом). Нет, речь не о запугивании, а о регулировании и контроле. У государства достаточно экономических и юридических рычагов для воздействия на всю цепочку в целом. Даже просто при обеспечении соблюдения действующего сегодня в стране законодательства власть вполне могла мы выравнять ситуацию «на пистолете».

- А какова должна была бы быть сегодня розничная цена на ДТ?

- Вопрос поставлен некорректно: цена никому ничего не должна. Но всё-таки давайте посчитаем розничную себестоимость литра дизтоплива по Москве и Московской области по состоянию на 8 августа. Итак, отпускная цена тонны топлива НПЗ – 23 150 руб/т. По нашей обычной схеме умножаем на коэффициент плотности ДТ 0,84. Получаем 19,446 тыс. руб. – это себестоимость тысячи литров топлива на нефтебазе в хорошем опте. Без накладных расходов. Соответственно, литра – 19,44 руб. Прибавляем 35 копеек за транспортировку. А дальше идёт собственно себестоимость АЗС (амортизация, персонал, электричество, налоги и т. д.). Как показывает практика, накладные расходы АЗС не могут быть меньше рубля с литра. Итого: себестоимость литра дизтоплива на выходе составляет 20,36 руб./л.

А теперь вспомним, что три недели назад у нас получилась совсем другая цифра – 24,9 руб/л…

- В связи с тем, о чём мы сейчас говорили, Вы не допускаете мысли, что на российском рынке может образоваться избыток топлива, который вынудит заправщиков опустить ценовую планку в рознице?

- Избытка не будет. Баланс спроса и предложения прежде всего в оптовой торговле несколько выравняется.

- Но поскольку опт понижается, то в перспективе (хотя бы отдалённой)  можно ожидать понижения розницы?

- Во-первых, спрос есть, и он не уменьшится. Предложение дизтоплива на рынке хотя и увеличится, но экспорт нефтепродуктов во всех видах (как бы ни упала сегодня мировая цена на нефть, как бы ни «прижали» экспортёров вывозными пошлинами) всё равно остаётся сверхвыгодным и абсолютно гарантированным. Чуть менее, но всё ещё сверхвыгодным…

Внутренний спрос на топливо тоже кардинально не уменьшится.

А во-вторых, у нас ведь не всегда срабатывают чисто экономические факторы, а ещё точнее – они срабатывают очень редко. И чтобы розничная цена всё-таки покатилась вниз (это относится не только к дизельному топливу или нефтепродуктам, а к любым продуктам) должно произойти что-то уж очень серьёзное. Регулирующие действия со стороны правительства – на уровне деклараций.

- Михаил Павлович, некоторые эксперты утверждают, что мировые цены на нефть упали из-за того, что рынок попросту оказался «перегрет»: мировая экономика просто не выдержала таких цен, и во многих ведущих странах мира снизился уровень деловой активности. Из-за высоких цен на топливо мировая экономика пошла на спад. Не грозит ли такой сценарий России? Ведь если говорить начистоту – у нас транспортная составляющая куда выше, чем в любой из европейских стран или в США. А топливо составляет более 30 % расходной части автотранспортного бизнеса. Не «клюнем ли мы носом» вслед за ними из-за роста цен?

- Во всяком случае, не сейчас. Во-первых, вы сами отметили: «…более 30 %...». Это сколько – 40 или 60? Наших транспортников в некоторой степени спасает то обстоятельство, что ещё далеко не все расчёты в стране ведутся «по-белому». Ещё очень много и «серых», и «чёрных» схем. Во-вторых, у нас вообще бизнес в основном считается примерно, навскидку: в экономике страны сейчас крутится настолько огромное количество денег, что толком никто не знает, какая доля на что приходится. А в-третьих, сила инерции сегодняшнего мощного развития экономики России такова, что «проскакивают» краткосрочные колебания цен.

- Каков будет Ваш прогноз на розничные цены дизтоплива на ближайшую и отдалённую перспективу?

- Вы знаете, сейчас прогнозировать уже довольно сложно. В сегодняшней ситуации я предпочёл бы снять с себя ответственность за чистоту этого прогноза. В рамках этого года можно посчитать алгоритм. Зная вектор, ускорение и время, можно спрогнозировать кривую. Давайте проведём математический эксперимент и посмотрим, что из этого получится.

Теперь мы видим две тенденции – с учётом краткосрочной предшествующей и долгосрочной перспективы. Одна другой круче. И обе вряд ли радуют перевозчиков.

 

Две диаграммы (Шухардин)

Для диаграммы:

Опт.

Сентябрь  14 500 руб/т

Октябрь   20 800 руб/т

Январь    17 500 руб/т

Март        20 500 руб/т

Апрель    22 200 руб/т

Май          23 400 руб/т

Июнь                 

Июль       28 000 руб/т

Август     25 099 руб/т

 

 

Розница

Сентябрь  16,80 руб/л

Октябрь   17,20 руб/л

Январь     18,13 руб/л

Март        18,17 руб/л

Апрель     21,00 руб/л

Май           22,34 руб/л

Июнь        24,43 руб/л

Июль        24,92 руб/л

Август     25,71 руб/л

 

 

Не будем делать точных прогнозов, называть какую-то цифру, как мы это делали во всех предыдущих интервью, а просто скажем, что факторов, которые могли бы повлиять на изменение тенденции, пока нет, если не считать того, что опт подешевел.

Но всё-таки, думаю, ситуация стабилизируется тогда, когда разница между оптовой и розничной ценой достигнет уровня в 5-6 рублей. Сегодня розничная торговля через пистолет уже оторвалась от опта, но ещё не так ощутимо – до уровня примерно 3,5 руб./л.

- Михаил Павлович, откровенно говоря, меня удивляет Ваше спокойствие. Ваша компания торгует топливом – неужели Вы думаете, что можно удержаться на таком уровне цен и не разориться?

- Мне почему-то послышался упрёк в Вашем вопросе. И зря: уровень цен на рынке формирует не «Инфорком» и не Никин. Цены держат брендовые компании (иначе – ВИНКи – вертикально интегрированные нефтяные корпорации).

А переживать… Если из-за чего-то мне сегодня и приходится переживать, то только из-за того, что при чрезмерно высоком уровне розничных цен на дизельное топливо осложняется положение моих клиентов – автоперевозчиков.

С другой же стороны, при таком сценарии развития ситуации, когда разница между оптом и розницей достигнет 5-6 рублей, в выигрыше окажутся именно компании типа «Инфоркома».

- Почему?

- Потому что мы сами торгуем топливом, мы ориентированы только на безналичный расчёт, только на коммерческий транспорт, и исходя из этого основываем свою политику на максимальной гибкости. То есть там, где существует возможность дать перевозчику более низкую цену, мы её даём. И выигрыш, скорее всего, будет заключаться в том, что у «Инфоркома» увеличится диапазон этой гибкости, которую мы можем использовать по отношению к своим клиентам. И у нас опять появится возможность вернуться к той ситуации, когда мы давали нашим клиентам специальные розничные цены, которые отличались от цены столба на рубль и на два.