Анализ рынка "Мировые цены на нефть падают. Розничные цены на ДТ в России растут. Где предел?.."
Анализ рынка
Мировые цены на нефть падают.
Розничные цены на ДТ в России растут.
Где предел?...
Олег ЖАРКО
На мировом рынке случилось то, чего давно ожидало огромное число россиян (да разве только они?). Мировые цены на нефть наконец-то резко пошли вниз. Радовались вовсе не потому, что не являются патриотами и не были удовлетворены тем, что казна неустанно пополняется миллиардами нефтедолларов. Конечно, всех устраивает и подъём российской экономики, и рост доходов населения. Но вот что касается конкретно нефтепродуктов – тут мировой уровень цен на топливо мало кого радовал. Так что радовались появлению первого лучика надежды: может, и у нас теперь цены упадут?
Но терзают смутные сомнения… Причина этого – в экстравагантности российской экономики, которую одни считают рыночной, другие – тоталитарной, а какая же она на самом деле – не разберёшь… Судите сами.
В странах, где наличие собственной нефти сочетается с жёсткой административной системой, внутренние цены на автомобильное топливо устанавливаются не ведающей колебаний рукой главы государства. В Венесуэле и сегодня заправка полного бака автомобиля обходится местным жителям в 2 доллара (о, где вы, времена, когда литр бензина стоил на советских заправках 6 копеек, а солярку наши доблестные прапорщики даже и не думали продавать, потому что не было покупателей?).
В странах с экономикой рыночного типа есть другая особенность: там внутренние цены на топливо напрямую связаны с ценами мирового рынка, и если мировые цены растут – растут и внутренние, а если мировые падают, то вслед за ними скатываются и внутренние.
Но, оказывается, есть и третий вариант, который присущ, пожалуй, только России: здесь государство во внутренние цены не вмешивается – значит, вроде бы, экономика рыночного типа; но ведь розничные цены растут только в одну сторону. И отнюдь не в сторону уменьшения…
Что же происходит на российском рынке дизельного топлива сегодня?
Отличительной чертой конца июля – начала августа стала ярко выраженная динамика снижения цен на летнее дизельное топливо. Падение стоимости отмечено в большинстве российских регионов в интервале от 200 до 700 руб./т. Изменения цен не произошло только на Киришинефтеоргсинтез и Салаватнефтеоргсинтез, где свободные объёмы просто отсутствовали, и на Омском НПЗ, который их оставил на прежнем уровне.
21 – 25 июля в Московском регионе на Володарской нефтебазе наблюдался обвал отпускных цен на дизтопливо. Если 21 июля его реализовывали по 26 890 руб./т, то к концу недели цены упали в среднем на 1340 руб./т – до 25 550 руб./т.
8 августа в среднем по Российской Федерации отпускные цены нефтеперерабатывающих предприятий на летнее дизельное топливо колебались в пределах 22 600 – 23 600 тыс. руб./т.
Резкое падение мировых цен на дизельное топливо привело к тому, что экспорт в настоящее время стал не выгоден. Или если быть более точным – не так выгоден, как прежде. В дополнение к этому с 1 августа правительство в среднем на 25 % увеличило вывозную пошлину на нефть и нефтепродукты. В результате, как отмечают аналитики рынка, на внутреннем рынке предложение начало превышать спрос.
Но всё это происходит на оптовом рынке. Внутренний российский рынок как будто и не заметил происходящего: рост продолжился. За комментариями «Автоперевозчик» вновь обратился к нашему эксперту топливного рынка – генеральному директору компании «Инфорком» Михаилу НИКИНУ.
- Михаил Павлович, так дождёмся ли мы когда-нибудь снижения розничных цен на дизтопливо? Потому что пока, к сожалению, Вы оказываетесь правы. Сошлюсь на интервью, которое вы мне давали три недели назад:
«Вы сами видите алгоритм действий крупных топливных компаний: достигнув известного максимума в оптовой цене, они услышали резкий окрик премьер-министра страны Владимира Путина на совещании по вопросам развития нефтегазового комплекса РФ в Северодвинске 12 июля, и опт тут же начал откатываться в цене назад.
- Быть может, стоит надеяться на то, что розничная цена тоже опустится?
- А вот на это рассчитывать не стоит. Действительно высокий уровень оптовых цен загнал цены АЗС на совершенно необоснованный и неразумный уровень. Если три дня назад на московских АЗС крупных брендов цена литра дизтоплива в основном не превышала 25 рублей, то сегодня я ехал по дороге и своими глазами наблюдал: нижний предел - 25,20 руб./л, а верхний – 26 руб./л. Опускать их никто не будет по той простой причине, что вся эта восьмимесячная гонка цен только с той целью и затевалась, чтобы брендовые топливные компании имели свои шесть рублей маржи с литра дизельного топлива. Так что не тешьте себя надеждой…»
- Ну, вот вы и ответили на свой вопрос…Тенденция к подорожанию розницы продолжается. Давайте сравним.
Средние розничные цены дизельного топлива в регионах России с октября по август 2008 г.
Регион |
Средняя цена за наличный расчёт 3 октября 2007 г. (руб./л) |
Средняя цена за наличный расчёт 4 апреля 2008 г. (руб./л) |
Средняя цена за наличный расчёт 18 мая 2008 (руб./л) г. |
Средняя цена за наличный расчёт на 25 июня 2008 г. (руб./л) |
Средняя цена за наличный расчёт на 8 августа 2008 г. (руб./л) |
Рост за последний период
|
Рост за весь период |
Архангельская обл. |
17,10 |
21,70 |
22,9 |
26,50 |
26,50 |
0,0 % |
54,97 % |
Астраханская обл. |
16,40 |
18,00 |
20,7 |
23,00 |
24,00 |
4,34 % |
40,24 % |
Брянская обл. |
16,18 |
20,50 |
21,0 |
23,40 |
24,34 |
4,10 % |
44,88 % |
Башкортостан |
17,44 |
22,00 |
22,0 |
24,30 |
24,78 |
1,97 % |
42,08 % |
Белгородская обл. |
16,70 |
19,50 |
20,6 |
24,50 |
25,50 |
4,08 % |
52,69 % |
Бурятия |
19,50 |
23,00 |
25,2 |
27,90 |
30,30 |
8,60 % |
55,38 % |
Воронежская обл. |
16,85 |
21,00 |
21,8 |
24,80 |
25,73 |
3,75 % |
52,70 % |
Владимирская обл. |
18,09 |
21,80 |
23,1 |
25,30 |
26,22 |
3,63 % |
44,94 % |
Вологодская обл. |
17,56 |
22,00 |
23,5 |
24,30 |
25,70 |
5,76 % |
46,35 % |
Волгоградская обл. |
16,00 |
20,20 |
21,2 |
24,90 |
25,32 |
1,68 % |
58,25 % |
Ивановская обл. |
17,50 |
21,80 |
23,1 |
25,90 |
26,30 |
1,54 % |
50,28 % |
Иркутская обл. |
18,61 |
24,00 |
26,5 |
27,40 |
29,74 |
8,54 % |
59,80 % |
Курганская обл. |
17,18 |
21,50 |
22,5 |
24,40 |
25,25 |
3,48 % |
46,97 % |
Карелия |
18,26 |
22,50 |
23,3 |
25,90 |
26,80 |
3,47 % |
46,76 % |
Кемеровская обл. |
17,12 |
19,90 |
21 |
23,00 |
24,67 |
7,26 % |
44,10 % |
Калужская обл. |
16,79 |
20,00 |
21,2 |
24,30 |
24,50 |
0,82 % |
45,92 % |
Кировская обл. |
17,90 |
21,50 |
22,9 |
25,00 |
25,40 |
1,6 % |
41,89 % |
Калининградская обл. |
17,95 |
22,60 |
23,7 |
26,90 |
27,30 |
1,48 % |
52,08 % |
Краснодарский край |
15,38 |
20,30 |
20,9 |
23,80 |
24,67 |
3,65 % |
60,40 % |
Красноярский край |
16,83 |
21,25 |
22,85 |
25,00 |
27,40 |
9,6 % |
62,80 % |
Ленинградская обл. |
16,61 |
21,50 |
23,30 |
25,20 |
26,58 |
5,47 % |
60,02 % |
Липецкая обл. |
15,90 |
19,60 |
20,70 |
24,40 |
25,20 |
3,27 % |
58,49 % |
Москва и Московская обл. |
17,05 |
20,60 |
22,00 |
24,50 |
25,41 |
3,71 % |
49,03 % |
Мурманская обл. |
19,35 |
24,90 |
25,70 |
26,50 |
27,00 |
1,88 % |
39,53 % |
Новгородская обл. |
17,67 |
21,30 |
23,25 |
26,20 |
26,63 |
1,64 % |
50,70 % |
Нижегородская обл. |
17,89 |
21,50 |
22,90 |
23,10 |
24,92 |
7,87 % |
39,29 % |
Новосибирская обл. |
17,40 |
21,50 |
22,50 |
24,20 |
26,10 |
7,85 % |
50,00 % |
Омская обл. |
16,08 |
23,20 |
23,50 |
25,50 |
25,93 |
1,68 % |
61,25 % |
Оренбургская обл. |
16,10 |
21,50 |
22,30 |
23,50 |
24,55 |
4,46 % |
52,48 % |
Орловская обл. |
19,40 |
22,00 |
23,10 |
25,90 |
26,50 |
2,32 % |
36,59 % |
Пензенская обл. |
16,60 |
20,90 |
22,00 |
24,10 |
25,34 |
5,14 % |
52,65 % |
Пермская обл. |
17,50 |
21,30 |
22,60 |
24,20 |
25,10 |
3,72 % |
43,43 % |
Псковская обл. |
16,69 |
22,00 |
23,10 |
26,10 |
26,73 |
2,41 % |
60,15 % |
Ростовская обл. |
16,05 |
19,50 |
21,00 |
24,10 |
24,75 |
0,62 % |
54,20 % |
Рязанская обл. |
14,32 |
20,80 |
22,00 |
24,70 |
25,94 |
5,02 % |
81,14 % |
Самарская обл. |
17,00 |
21,30 |
22,70 |
24,40 |
25,61 |
4,95 % |
50,64 % |
Саратовская обл. |
16,40 |
20,03 |
21,20 |
24,50 |
25,14 |
2,61 % |
53,29 % |
Свердловская обл. |
17,47 |
21,00 |
22,30 |
24,40 |
25,37 |
3,97 % |
45,22 % |
Смоленская обл. |
16,18 |
21,00 |
22,50 |
23,70 |
24,51 |
3,42 % |
51,48 % |
Тамбовская обл. |
16,08 |
19,30 |
21,90 |
23,10 |
25,97 |
12,42 % |
61,50 % |
Татарстан |
16,84 |
21,00 |
22,60 |
24,50 |
24,76 |
1,06 % |
47,03 % |
Тверская обл. |
16,46 |
20,20 |
21,30 |
24,20 |
24,74 |
2,23 % |
50,30 % |
Тульская обл. |
16,74 |
20,50 |
22,10 |
24,60 |
25,58 |
3,98 % |
52,80 % |
Ульяновская обл. |
17,32 |
20,00 |
22,00 |
24,50 |
25,43 |
3,79 % |
46,82 % |
Удмуртия |
17,23 |
22,20 |
23,30 |
25,00 |
25,74 |
2,96 % |
49,39 % |
Тюменская обл. |
18,67 |
21,50 |
23,30 |
24,70 |
25,20 |
2,02 % |
34,97 % |
Ханты-Мансийский округ |
18,33 |
24,50 |
25,40 |
27.20 |
29,00 |
6,62 % |
58,21 % |
Челябинская обл. |
17,53 |
22,10 |
23,50 |
24,40 |
24,94 |
2,21 % |
42,27 % |
Читинская обл. |
20,00 |
24,50 |
25,60 |
29,50 |
31,00 |
5,08 % |
55,00 % |
Чувашия |
18,62 |
21,50 |
22,90 |
24,50 |
25,96 |
5,96 % |
39,42 % |
Ярославская обл. |
16,73 |
21,50 |
22,90 |
24,60 |
25,63 |
4,19 % |
53,19 % |
Даже в тот период, когда оптовые цены весьма ощутимо опустились, розничные цены продолжали своё движение вверх. За период с 25 июня по 8 августа, когда, по вашей логике, розничные цены уже должны были бы падать, они выросли в среднем по стране на 5,4 %. А в среднем за десять месяцев – на 52,2 %. Что получается? Да ничего: постройте диаграмму по этим цифрам – и вы убедитесь, что кривая роста розничных цен даже не вздрогнула.
Скажу больше. Признаков, по которым можно было бы судить, что ситуация изменится, пока никаких. Потому что нет действий власти. Если в отношении авиационного керосина после жёстких высказываний главы российского правительства Владимира Путина на совещании по вопросам развития нефтегазового комплекса РФ в Северодвинске произошли некоторые шевеления государственных чиновников, операторы рынка на всякий случай вздрогнули и существенно опустили цены, то в отношении дизельного топлива со стороны государства операторы рынка не услышали даже такого окрика.
На том же совещании в Северодвинске Владимир Путин заявил о необходимости стимулировать биржевую торговлю нефтью и нефтепродуктами в России. Он говорил о том, что необходимо довести до ума все ранее принятые решения по развитию и стимулированию биржевой торговли, а также сформировать рынок производных финансовых инструментов, базовым товаром для которых являются нефть и нефтепродукты. Да, действительно, буквально через день – два после выступления Путина оптовая цена пошла вниз, потом ещё, ещё… Не везде, но в ключевых точках это произошло. Впрочем, на ситуацию на оптовом рынке дизельного топлива повлияло и то, что с 1 августа на 100 долларов за тонну выросла экспортная пошлина на нефть, и, наконец, достаточно радикальное падение мировых цен на нефть. В совокупности всё это слегка притупило ситуацию, когда на экспорт вывозилось всё, что может гореть…
- Михаил Павлович, вот Вы говорите, что со стороны государства нет никаких регулирующих действий. Но ведь экспортную пошлину всё-таки увеличили…
- Увеличили. Но это повлияло только на опт. В принципе, правительство вполне могло бы ввести регулирующие действия и в отношении розницы. А в отношении розницы – не то что регулирующих действий – даже окрика никакого нет. Как будто этого и не происходит. Поэтому можно с уверенностью говорить, что в отношении розничной цены дизельного топлива (а для коммерческого транспорта она весьма условно считается розничной, на деле она для него - самая что ни на есть коммерческая цена, т. е. составляющая бизнеса). Итак – спорить не с чем, никаких действий власти по регулированию розничного рынка нет, поэтому можно с уверенностью констатировать: тенденция роста пока сохраняется.
- То есть Вы считаете, что власть должна определять цену?
- Конечно, нет. Это было бы абсурдом, возвратом в дремучее прошлое. Розничные цены (как и оптовые, разумеется) являются весьма показательным индикатором рынка. Но при таком подходе – опт отдельно, а розница отдельно - вся цепочка движения нефтепродуктов до АЗС (от производителя через оптовое звено непосредственно к покупателю на АЗС) остаётся за рамками изучения причин роста цен. Отсюда – попытки власти решить вопрос с ценами на топливо уже ставшим привычным методом «договорённостей» с нефтяниками о замораживании цен на АЗС. Ещё экстравагантнее выглядят угрозы чиновников в адрес продавцов топлива, которым представители власти в случае повышения цен на АЗС обещают строгие санкции. И без того непростая ситуация с ценами на бензин становится ещё и абсурдной: рыночную экономику «разбавляют» административным регулированием цен в отдельно взятых отраслях (кстати, попытки замораживания цен пока не дали положительного результата ни в сфере продовольственных товаров, ни в случае с автомобильным топливом). Нет, речь не о запугивании, а о регулировании и контроле. У государства достаточно экономических и юридических рычагов для воздействия на всю цепочку в целом. Даже просто при обеспечении соблюдения действующего сегодня в стране законодательства власть вполне могла мы выравнять ситуацию «на пистолете».
- А какова должна была бы быть сегодня розничная цена на ДТ?
- Вопрос поставлен некорректно: цена никому ничего не должна. Но всё-таки давайте посчитаем розничную себестоимость литра дизтоплива по Москве и Московской области по состоянию на 8 августа. Итак, отпускная цена тонны топлива НПЗ – 23 150 руб/т. По нашей обычной схеме умножаем на коэффициент плотности ДТ 0,84. Получаем 19,446 тыс. руб. – это себестоимость тысячи литров топлива на нефтебазе в хорошем опте. Без накладных расходов. Соответственно, литра – 19,44 руб. Прибавляем 35 копеек за транспортировку. А дальше идёт собственно себестоимость АЗС (амортизация, персонал, электричество, налоги и т. д.). Как показывает практика, накладные расходы АЗС не могут быть меньше рубля с литра. Итого: себестоимость литра дизтоплива на выходе составляет 20,36 руб./л.
А теперь вспомним, что три недели назад у нас получилась совсем другая цифра – 24,9 руб/л…
- В связи с тем, о чём мы сейчас говорили, Вы не допускаете мысли, что на российском рынке может образоваться избыток топлива, который вынудит заправщиков опустить ценовую планку в рознице?
- Избытка не будет. Баланс спроса и предложения прежде всего в оптовой торговле несколько выравняется.
- Но поскольку опт понижается, то в перспективе (хотя бы отдалённой) можно ожидать понижения розницы?
- Во-первых, спрос есть, и он не уменьшится. Предложение дизтоплива на рынке хотя и увеличится, но экспорт нефтепродуктов во всех видах (как бы ни упала сегодня мировая цена на нефть, как бы ни «прижали» экспортёров вывозными пошлинами) всё равно остаётся сверхвыгодным и абсолютно гарантированным. Чуть менее, но всё ещё сверхвыгодным…
Внутренний спрос на топливо тоже кардинально не уменьшится.
А во-вторых, у нас ведь не всегда срабатывают чисто экономические факторы, а ещё точнее – они срабатывают очень редко. И чтобы розничная цена всё-таки покатилась вниз (это относится не только к дизельному топливу или нефтепродуктам, а к любым продуктам) должно произойти что-то уж очень серьёзное. Регулирующие действия со стороны правительства – на уровне деклараций.
- Михаил Павлович, некоторые эксперты утверждают, что мировые цены на нефть упали из-за того, что рынок попросту оказался «перегрет»: мировая экономика просто не выдержала таких цен, и во многих ведущих странах мира снизился уровень деловой активности. Из-за высоких цен на топливо мировая экономика пошла на спад. Не грозит ли такой сценарий России? Ведь если говорить начистоту – у нас транспортная составляющая куда выше, чем в любой из европейских стран или в США. А топливо составляет более 30 % расходной части автотранспортного бизнеса. Не «клюнем ли мы носом» вслед за ними из-за роста цен?
- Во всяком случае, не сейчас. Во-первых, вы сами отметили: «…более 30 %...». Это сколько – 40 или 60? Наших транспортников в некоторой степени спасает то обстоятельство, что ещё далеко не все расчёты в стране ведутся «по-белому». Ещё очень много и «серых», и «чёрных» схем. Во-вторых, у нас вообще бизнес в основном считается примерно, навскидку: в экономике страны сейчас крутится настолько огромное количество денег, что толком никто не знает, какая доля на что приходится. А в-третьих, сила инерции сегодняшнего мощного развития экономики России такова, что «проскакивают» краткосрочные колебания цен.
- Каков будет Ваш прогноз на розничные цены дизтоплива на ближайшую и отдалённую перспективу?
- Вы знаете, сейчас прогнозировать уже довольно сложно. В сегодняшней ситуации я предпочёл бы снять с себя ответственность за чистоту этого прогноза. В рамках этого года можно посчитать алгоритм. Зная вектор, ускорение и время, можно спрогнозировать кривую. Давайте проведём математический эксперимент и посмотрим, что из этого получится.
Теперь мы видим две тенденции – с учётом краткосрочной предшествующей и долгосрочной перспективы. Одна другой круче. И обе вряд ли радуют перевозчиков.
Две диаграммы (Шухардин)
Для диаграммы:
Опт.
Сентябрь 14 500 руб/т
Октябрь 20 800 руб/т
Январь 17 500 руб/т
Март 20 500 руб/т
Апрель 22 200 руб/т
Май 23 400 руб/т
Июнь
Июль 28 000 руб/т
Август 25 099 руб/т
Розница
Сентябрь 16,80 руб/л
Октябрь 17,20 руб/л
Январь 18,13 руб/л
Март 18,17 руб/л
Апрель 21,00 руб/л
Май 22,34 руб/л
Июнь 24,43 руб/л
Июль 24,92 руб/л
Август 25,71 руб/л
Не будем делать точных прогнозов, называть какую-то цифру, как мы это делали во всех предыдущих интервью, а просто скажем, что факторов, которые могли бы повлиять на изменение тенденции, пока нет, если не считать того, что опт подешевел.
Но всё-таки, думаю, ситуация стабилизируется тогда, когда разница между оптовой и розничной ценой достигнет уровня в 5-6 рублей. Сегодня розничная торговля через пистолет уже оторвалась от опта, но ещё не так ощутимо – до уровня примерно 3,5 руб./л.
- Михаил Павлович, откровенно говоря, меня удивляет Ваше спокойствие. Ваша компания торгует топливом – неужели Вы думаете, что можно удержаться на таком уровне цен и не разориться?
- Мне почему-то послышался упрёк в Вашем вопросе. И зря: уровень цен на рынке формирует не «Инфорком» и не Никин. Цены держат брендовые компании (иначе – ВИНКи – вертикально интегрированные нефтяные корпорации).
А переживать… Если из-за чего-то мне сегодня и приходится переживать, то только из-за того, что при чрезмерно высоком уровне розничных цен на дизельное топливо осложняется положение моих клиентов – автоперевозчиков.
С другой же стороны, при таком сценарии развития ситуации, когда разница между оптом и розницей достигнет 5-6 рублей, в выигрыше окажутся именно компании типа «Инфоркома».
- Почему?
- Потому что мы сами торгуем топливом, мы ориентированы только на безналичный расчёт, только на коммерческий транспорт, и исходя из этого основываем свою политику на максимальной гибкости. То есть там, где существует возможность дать перевозчику более низкую цену, мы её даём. И выигрыш, скорее всего, будет заключаться в том, что у «Инфоркома» увеличится диапазон этой гибкости, которую мы можем использовать по отношению к своим клиентам. И у нас опять появится возможность вернуться к той ситуации, когда мы давали нашим клиентам специальные розничные цены, которые отличались от цены столба на рубль и на два.