Деньги "Почём лошадки?"


Деньги

Почём лошадки?

Московская городская дума одобрила законопроект об увеличении транспортного налога

 

Александра НОВИЧКОВА

 

Несмотря на резкую критику общественности, нынешним летом Мосгордума приняла-таки в первом чтении законопроект о повышении ставок транспортного налога. Он вступит в силу с 1 января следующего, 2009 г. Не обойдут изменения и Подмосковье – Московская областная дума уже внесла коррективы в региональный закон о транспортном налоге.

Существенное повышение транспортного налога коснётся почти всех категорий транспортных средств, включая мотоциклы, легковые, грузовые автомобили и автобусы. Как и прежде налоговая ставка будет зависеть от мощности машины.

Законопроектом также предусмотрены дополнительные налоговые льготы. Кроме того, будет изменён порядок и сроки уплаты налога для граждан.

 

В России транспортный налог появился пять лет назад. Он заменил собой действовавший ранее дорожный налог, который платили только предприятия. Транспортный же налог стал взиматься не только с организаций, но и с любого физического лица – владельца транспортного средства. Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом (НК) Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ о налоге и является обязательным к уплате на территории конкретного субъекта РФ.

При уплате транспортного налога не предусмотрено никаких льгот, однако во власти субъектов РФ устанавливать те или иные поблажки для определённых категорий граждан. В той же Москве от уплаты транспортного налога освобождены владельцы автомобилей мощностью менее 70 л. с.

С введением транспортного налога изменился и сам порядок контроля за его сбором. Если раньше эту работу выполняли сотрудники Госавтоинспекции, то теперь функция контроля за выплатами транспортных налогов возложена на налоговые инспекции.

Согласно п. 2  ст. 361 НК РФ, ставки транспортного налога могут быть увеличены либо уменьшены (что, понятное дело, происходит крайне редко) законами субъектов РФ, но не более, чем в пять раз. С принятием новых налоговых ставок Москва и Подмосковье вплотную приближаются к максимальной отметке. Поэтому дальнейшее увеличение ставок будет невозможно законодательно. Придётся городским властям менять федеральное законодательство…

 

Тарифы растут

Для автомобилей мощностью 100 л. с. и более транспортный налог увеличится в среднем на 15,6 %.Тарифные ставки для Подмосковья немного ниже, чем для российской столицы. Так, за автомобили, оснащённые двигателями мощностью 100 – 150 л. с., московские автовладельцы и автотранспортные предприятия будут платить 30 рублей вместо 20 за каждую лошадиную силу (в Московской области для машин, двигатели которых развивают мощность от 100 до 150 л. с., налоговая ставка составит 26 рублей за одну «лошадку»). Категория машин мощностью 150 – 200 л. с. разделена на две: от 150 до 175 л. с. (38 рублей за 1 л. с.) и от 175 до 200 л. с. (45 рублей) вместо ранее принятых 30 (39 рублей – для Московской области). Для «счастливых» обладателей транспортного средства мощностью 200 – 250 л. с. налог в Москве увеличится до 75 рублей вместо 50 (в Подмосковье – 65 рублей), свыше 250 л. с. –  150 рублей вместо 100 (130 рублей – в Московской области).

Для грузовых автомобилей и автобусов вводится дополнительная дифференциация налоговых ставок в зависимости от срока их полезного использования. При сроке эксплуатации до пяти лет налоговые ставки изменятся незначительно, чего не  скажешь об их «старших коллегах». Для грузовиков свыше пяти лет ставки повысятся в среднем в полтора раза.

Итак, грузовики со сроком использования до пяти лет мощностью до 100 л. с. обойдутся в 17 вместо 15 рублей за «лошадку», от 100 до 150 л. с. – в 22 рубля вместо 20, от 150 до 200 л. с. – 28 рублей вместо 25, от 200 до 250 л. с. – 39 рублей вместо 35, свыше 250 л. с. – 50 рублей вместо 45. К примеру, эксплуатация трёхлетнего седельного тягача Volvo VHL 670 мощностью 400 л. с. подорожает на 2000 рублей за счёт повышения транспортного налога, а четырёхлетнего DAF XF 95 мощностью 480 л. с. – на 2400 рублей. И это только для относительно новых грузовиков.

Если же срок эксплуатации машины превышает пятилетний рубеж, то размер ставки становится больше в полтора раза (22, 26, 33, 46 и 59 рублей соответственно). То есть на том же самом примере, но с другим возрастом (скажем, шестилетним Volvo и семилетним DAF) ставка возрастёт уже на 5600 рублей в первом случае и на 6720 рублей – во втором.

Что касается автобусов, то для этой категории транспортных средств предусмотрены другие налоговые ставки. Для автобусов со сроком эксплуатации до пяти лет и мощностью двигателя до 200 л. с. налоговая ставка будет составлять 22 рубля за одну «лошадку», более 200 л. с. – 44 рубля. Для автобусов со сроком эксплуатации более пяти лет с мощностью 200 л. с. – 26 рублей, более 200 л. с. – 52 рубля. Получается, что эксплуатация, скажем, городского автобуса Hyundai Aero City мощностью 220 л. с. только за счёт уплаты транспортного налога составит 11440 рублей, а Mercedes-Benz Travego мощностью 428 л. с. – 22256 рублей.

 

В борьбе за экологию рождается истина

Взяв в руки калькулятор и посчитав, сколько нынче придётся платить за мощность «железного коня», с упоением вспоминаешь поистине золотые времена, когда кони были вполне себе живыми и, главное, не загрязняющими окружающую среду. Ведь именно этот аргумент московское правительство приводит в качестве главной причины, из-за которой увеличиваются налоговые ставки.

– Данный законопроект позволит оздоровить город в экологическом плане благодаря росту популярности небольших по мощности автомобилей с меньшим уровнем выхлопа, – заявил пресс-секретарь комплекса экономической политики и развития Москвы Леонид Браткин («Коммерсант», 14.05.2008).

– Для привлечения в регион экологически чистого транспорта предлагается также установить дифференцированные ставки транспортного налога по грузовым автомобилям и автобусам в зависимости от срока их эксплуатации, – отметил министр финансов Подмосковья Алексей Кузнецов (сообщает электронная страничка Госавтоинспекции от 15.07.2008).

Борьба за экологию – дело благое, однако какое отношение имеет количество «лошадок» под капотом машины к загрязнению окружающей среды? В этом аспекте речь, скорее, должна идти о весе автомобиля – ведь чем тяжелее машина, тем больше топлива ей требуется и, соответственно, она больше загрязняет окружающую среду, а также оказывает большую нагрузку на дорожное покрытие. Если принимать во внимание только мощность машины, то вполне можно закупить маломощные машины с двигателем Евро-0 и, не потратив даже минимальные средства на транспортный налог, спокойно выделять такое количество выхлопов, что мощным машинам и не снилось.

Качество дорог в Москве, Подмосковье (да чего уж греха таить – во всей России), мягко говоря, оставляет желать лучшего. А между тем, по словам руководителя «Движения автомобилистов России» Виктора Похмелкина, ежегодно водители платят огромное количество налогов и прочих платежей, сумма которых исчисляется в триллионах рублей. Однако на строительство и реконструкцию дорог выделяется лишь 9 % от этой суммы. На что уходят оставшиеся деньги – вопрос, видимо, риторический…

Внесение изменений в закон о транспортном налоге, по словам А. Кузнецова, увеличит поступления в бюджет Московской области до 600 млн рублей.

Год назад московское правительство уже пыталось увеличить транспортный налог, однако бурный протест московских водителей не оставил от этой затеи камня на камне. Немало недовольных и теперь. Однако московские чиновники нашли аргументы в пользу принятия законопроекта. В московском правительстве подчеркнули, что ставки транспортного налога не пересматривались с 2006 г., хотя уровень доходов москвичей за эти годы повысился в полтора раза с учётом инфляции. Однако чиновники, видимо, пока не ощутили этого на себе – пора и честь знать, господа автовладельцы.

– За эти три года продолжался рост уровня жизни населения. Кроме того, количество транспортных средств за это время увеличилось на 12,5 %, что послужило главным фактором существенного роста поступлений транспортного налога – с 1,1 млрд рублей в 2005 г. до 2,1 млрд в 2007-м, – говорит министр финансов Подмосковья. Однако на улучшение состояния подмосковного дорожного покрытия эти поступления почему-то никак не повлияли. Видимо, «лишнему» миллиарду нашлось более достойное применение.

 «Всю прелесть» изменений тарифов транспортного налога владельцы транспортных средств в полной мере смогут ощутить начиная с 2010 г. Именно тогда они получат первые уведомления от налоговых органов за 2009 г., ставки в которых будут серьёзно увеличены.

Что касается других сторон нового законопроекта, то льготная часть в его рамках расширена, а срок уплаты транспортного налога перенесён. Помимо действующих льгот проект закона вводит и дополнительные – для автовладельцев – ветеранов боевых действий, родителей (усыновителей), опекунов, попечителей детей-инвалидов. Эти льготы не будут распространяться на водный, воздушный транспорт, а также снегоходы и мотосани. Срок уплаты транспортного налога физическими лицами перенесён на три месяца (с 1 апреля по 1 июля следующего налогового периода).

 

Ставки транспортного налога на грузовики в Москве и Московской области в 2006 и в 2009 гг.

 

Мощность, л. с.

2006 г., руб. / л. с., 2006 г.

2009 г.,

руб. / л. с. (до пяти лет)

2009 г.,

руб. / л. с. (после пяти лет)

До 100

10 – 15

17

22

От 100 до 150

17 – 20

22

26

От 150 до 200

25

28

33

От 200 до 250

35

39

46

Свыше 250

45

50

59

 

Не убедили

Вместе с транспортным налогом в Москве постоянно растут цены на топливо. И прогноз нашего главного эксперта – генерального директора компании «Инфорком» Михаила Никина на перспективу крайне безрадостен (см. «АП» № 8, 2008 г. с. 12 – 18). На конец июля текущего года цены на автомобильный бензин выглядели следующим образом: АИ-80 – 20,99 руб./л, АИ-92 – 24,34 руб./л, АИ-95 – 25,78 руб./л, дизельное топливо – 25,32 руб./л.

На этом фоне предложение Министерства промышленности и торговли РФ пересмотреть систему расчётов тарифов на обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) выглядит и вовсе издевательским. Специалисты ведомства считают, что ставка для владельцев новых автомобилей, оснащённых современными системами безопасности, должна быть меньшей, чем сейчас. Однако такое уменьшение тарифной ставки на ОСАГО серьёзно ударит по карману владельцев старых машин. По мнению представителей министерства, эта мера должна подвигнуть владельцев старых машин обновлять свой подвижной состав.

На сегодняшний день, по данным ГИБДД, доля автомобилей старше пяти лет составляет более 80 % всего российского автопарка. Причём в большинстве своём это машины производства стран СНГ. Из них 55 % транспортных средств старше десяти лет, 25 % относится к возрастной категории машин от пяти до десяти лет. И лишь 18,6 % машин «моложе» пяти лет.

В качестве изменения тарифов на ОСАГО Минпромторг предлагает следующую схему: для машин до трёх лет коэффициент составит 0,5, от трёх до пяти лет – 1, от десяти лет и старше – 1,5. Именно при такой системе расчёта коэффициентов страхования, по мнению представителей ведомства, в стране должно сократиться количество ДТП, для страховщиков же от этого ничего не изменится.

Однако Министерство финансов РФ посчитало эту инициативу Мигпромторга преждевременной. По статистике, 75 % всех аварий происходит из-за человеческого фактора. Поэтому аргумент Минпромторга насчёт систем безопасности, которые имеют новые автомобили, не убедил представителей Минфина. Кроме того, они посчитали, что снижение тарифных ставок для новых автомобилей и автоматическое их увеличение для старых машин повлечёт за собой серьёзные проблемы в сфере автострахования.

Сами страховые компании тоже не в восторге от этой идеи, поскольку при снижении ставок страхования на новые автомобили сумма выплат при аварии всё равно останется неизменной.