Геополитика "Приграничный перекрёсток"


Смоленская область претендует на статус самого крупного транзитного коридора России

 

Виктор СТЕПАНОВ

 

 

Министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин, возвращаясь из Бреста, где участвовал в десятом заседании Координационной комиссии по формированию и обеспечению функционирования объединённой транспортной системы Союзного государства, ознакомился с работой автомобильного пункта пропуска (АПП) «Красное» (на российско-белорусской границе). В этот же день в Смоленске он провёл совещание, на котором были обсуждены состояние и перспективы развития автодорожного комплекса Смоленской области и выполнение прошлогодних поручений правительства. По дороге в российскую столицу министр совершил инспекционную поездку по участку автомобильной дороги М1/Е30 от Смоленска до Москвы.

 

Из Бреста И. Левитин путешествовал железной дорогой, затем из Орши автомобильный кортеж с представителями российских и белорусских организаций, предприятий и ведомств проследовал по магистрали М1/Е30 до АПП «Редьки – Красное». При посещении АПП российского министра и его заместителя Евгения Москвичёва сопровождали министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Владимир Сосновский и его первый заместитель Николай Верховец.

В ходе визита И. Левитин познакомился с работой Росавтодорнадзора, посетил пункт весового контроля, а также обсудил с представителями Федеральной таможенной службы вопросы, связанные оформлением таможенных документов.

 

Таможня тормозит

Все посещения сопровождались подробными объяснениями работников соответствующих служб, а также их смоленского руководства. В частности, Смоленское управление Госавтодорнадзора было представлено его руководителем Иваном Кутенковым, о работе таможенных органов на АПП «Красное» рассказывал исполняющий обязанности начальника Смоленской таможни Василий Князев, а смоленские власти были представлены первым лицом – губернатором Сергеем Антуфьевым. Учитывая, что при обходе пункта пропуска И. Левитина сопровождал первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы России Владимир Малинин, можно предположить, что глава Минтранса получил исчерпывающую информацию о насущных проблемах в работе АПП.

Помочь ему в этом постарались и водители, которые оказались на АПП в момент его посещения министром. Особенности весового контроля в России И. Левитин изучал на примере машины из белорусского города Гродно, а его беседа с водителями смоленских компаний «Транзит» и «Союзвнештранс-Смоленск» Николаем Семцовым и Сергеем Терещенковым охватывала ещё более широкий круг тем – от работы транспортной инспекции и таможни до практикуемых в соседней Беларуси конвоирования и сезонных ограничений движения. И всё-таки основной проблемой для водителей на российско-белорусской границе становятся расхождения между Россией и Европой в нормах весовой нагрузки на ось транспортных средств.

– Норма весовой нагрузки на вторую ось у нас и у них одинаковая. Основная же проблема состоит в норме нагрузки на три оси полуприцепа. У нас, в России, она составляет 7 т на ось, а у них - 8 т на ось, да ещё допуск 500 кг. Из-за этого у нас здесь возникает проблема, которую здесь же и нужно решать, - объяснил Н. Семцов. По его словам, в таких условиях Международный сертификат взвешивания, если его получать в Западной Европе, ничего существенным образом не решает.

По мнению смоленских водителей, эту проблему можно решить, если установить европейскую норму нагрузки в 24 т на три оси полуприцепа хотя бы на основных российских магистралях.

В Беларуси такая норма действует избирательно, только на М1, а на остальных дорогах допустимая норма нагрузки такая же, как в России. Тем не менее смоленские перевозчики считают, что если бы в России была единая весогабаритная политика хотя бы с Беларусью, то работать перевозчикам было бы гораздо легче, и очереди на границе исчезли бы.

В итоге глава Минтранса России следующим образом прокомментировал увиденное на границе: «Я примерно так и представлял ситуацию. Вчера мы уже были на пункте пропуска в Бресте, смотрели, как работает внешняя граница Союзного государства. По сути, здесь ещё раз повторяется та же процедура. Мы начинали здесь с мониторинга, а теперь это полнофункциональный пункт пропуска. В пиковые часы водители на границе Россия – Беларусь теряют от трёх до шести часов. Это отвлекает их от основных задач, водители устают, нервничают, что отрицательно сказывается на безопасности движения. Необходимо как можно быстрее принимать решение, будет ли это полноценный пункт пропуска, либо здесь должен производиться только мониторинг грузопотока. Ведь для полнофункционального пункта пропуска необходимо создавать всю необходимую инфраструктуру».

По словам министра, проект уже разработан и проходит экспертизу. Стоимость его реализации составляет 650 млн рублей, которые уже выделены. Он отметил, что ситуация на границе будет доложена Правительству Российской Федерации для принятия окончательного решения.

 

Проблемы транспортного коридора

В совещании в Смоленске, кроме приехавших с границы столичных руководителей и губернатора Смоленской области Сергея Антуфьева, приняли участие председатель Смоленской областной думы Анатолий Мишнев, сотрудники администрации Смоленской области и администрации Смоленска, а также руководители транспортных организаций.

Обращаясь к участникам совещания, губернатор С. Антуфьев отметил, что Смоленщина всегда была транспортным коридором России. Причём, по его мнению, визит министра транспорта РФ во главе столь представительной делегации говорит о том, что роль Смоленской области как транспортного коридора со временем только возрастает.

Подробно ситуацию в дорожно-транспортном комплексе Смоленской области, его проблемы и перспективы, в своём докладе изложил первый заместитель губернатора Александр Гринкевич. Он напомнил, что через АПП на границе с Республикой Беларусь ежесуточно проходит более 5 тыс. большегрузных автотранспортных средств, что составляет более четверти всего потока через российские границы. Общее же число АТС, пересекающих границу региона, более 30 тыс. в сутки.

В области 697 км федеральных дорог из более чем 13 тыс. км автодорог общего пользования. При этом в ненормативном состоянии находится 76 % дорожной сети, а для проведения необходимых дорожных работ требуется на порядок увеличить финансирования дорожного хозяйства. Годовые затраты на содержание и ремонт региональных дорог, определённые по нормативам, рекомендуемым Правительством РФ, составляют в ценах 2008 г. 20,4 млрд рублей. Это превышает сумму годового бюджета области.

Очевидно, отметил смоленский вице-губернатор, что переход на финансирование областного дорожного хозяйства по федеральным нормативам необходимо осуществлять постепенно, с учётом доходов, поступающих в бюджет области. А для регионов, имеющих наиболее низкие показатели бюджетной обеспеченности (в том числе Смоленской области), крайне необходима финансовая помощь из федерального бюджета.

Сегодня резко обозначилась проблема проведения капитального ремонта или реконструкции входящей в состав международного транспортного коридора «Север – Юг» областной автомобильной дороги Ольша – Велиж – Невель и автомобильной дороги Ольша – Гнездово, соединяющей федеральную дорогу М-1 «Беларусь» с федеральной дорогой А-141 Брянск – Смоленск – до границы с Республикой Беларусь. Эти дороги капитально не ремонтировались со времени ввода в эксплуатацию, т. е. более 30 лет. При реконструкции автодороги Ольша – Гнездово необходимо предусмотреть строительство путепровода для пересечения железнодорожных путей в разных уровнях.

Не менее важна автодорога Вязьма – Калуга, связывающая Смоленскую область с Калужской, Тульской и Рязанской областями и выполняющая функцию дальнего обхода Московского региона.

По мнению вице-губернатора, в связи с вводом в действие Лужского порта и с постоянно возрастающей интенсивностью движения автотранспорта (в том числе тяжеловесного) в страны Балтии и СНГ назрела острая необходимость доведения автодорог Ольша – Велиж – Невель и Вязьма – Калуга до технических параметров второй категории и передачи их в федеральную собственность для обеспечения соответствующего уровня финансирования работ по содержанию и ремонту.

Резкое увеличение объёма деревообработки, ввод в действие первого в России приоритетного инвестиционного проекта, доведение объёма перевозки леса до 3 млн м³ требуют уже сегодня решать проблему восстановления и развития транспортной инфраструктуры для перевозок лесного сырья, отгрузки готовой продукции.

Требует неотложного решения и проблема строительства обходов городов и посёлков, поскольку возросшее количество транзитного транспорта не только разрушает проезжую часть улиц населённых пунктов, но и значительно ухудшает экологию.

А. Гринкевич сообщил, что в настоящее время администрацией Смоленской области разрабатываются концепция и областная целевая программа совершенствования и развития сети автодорог общего пользования в Смоленской области на 2009 – 2020 гг., в которых будут учтены как схемы территориального планирования, экономические и социальные факторы, так и современные требования нормативной, правовой и информационной баз (в том числе федеральной Концепции реформирования дорожной отрасли).

При формировании системы приоритетных направлений при планировании расходования средств на ремонт и содержание территориальных автодорог будут также учтены внутрироссийские транспортные коридоры, образуемые территориальными автодорогами на основании межрегиональных соглашений субъектов Российской Федерации.

Особую тревогу вызывают высокие показатели аварийности и травматизма на автодорогах общего пользования. Всего за первое полугодие текущего года на дорогах области произошло 607 ДТП, в которых погибло 116 и ранено 713 человек. И хотя эти показатели ниже соответствующего периода прошлого года, радоваться нет причин, подчеркнул смоленский вице-губернатор.

 

Магистраль М1 и АПП «Красное»

Наибольшее количество тяжких ДТП сохраняется на автодороге М-1 «Беларусь». Из 302 км автодороги, проходящих по территории Смоленской области, на 202 км отсутствует осевое барьерное ограждение. На всём протяжении автодороги имеются пересечения и примыкания в одном уровне.

Автомобильная дорога М-1 «Беларусь» относится к технической категории 1-б и имеет по всей длине четыре полосы движения. Расчётная скорость – 120 км/ч. Поэтому одной из самых действенных мер по улучшению условий безопасности дорожного движения, по мнению смоленских властей, было бы продолжение комплекса работ по реконструкции дороги с расширением проезжей части и установкой по оси дороги барьерного ограждения с целью разделения встречных потоков автотранспорта.

Помимо этого Администрация области считает очень важным ускорить строительство транспортных развязок в разных уровнях и ремонт покрытия участков этой автомагистрали, не отвечающих нормативным требованиям. По-прежнему остаётся актуальной программа повышения безопасности дорожного движения, в том числе устройство пешеходных переходов в разных уровнях.

Особое место занимает проблема повышения пропускной способности АПП на границе с Республикой Беларусь. На 2009 – 2010 гг. запланирована реконструкция автомагистрали М-1 «Беларусь» на подъезде к АПП «Красное», 453 - 456 км. Проект реконструкции АПП «Красное» разработан и находится на рассмотрении в Главгосэкпертизе. В августе текущего года ожидается заключение экспертизы.

Однако, как сообщил смоленский вице-губернатор, в связи с принятием коллегией Таможенного комитета Союзного государства 10 июня 2008 г. постановления о поэтапном переносе таможенного контроля с российско-белорусской границы на внешние границы Союзного государства, выделение по линии Федеральной таможенной службы 500 млн рублей на проектно-сметные работы и реконструкцию таможенной инфраструктуры АПП «Красное» в 2008 – 2009 гг. приостановлено.

А. Гринкевич отметил, что сроки переноса таможенного контроля не определены, поскольку существует много объективных трудностей его проведения, следовательно, проблема очередей на границе решена не будет, и российская экономика будет продолжать нести потери, оцениваемые ежегодно в 3 – 4 млрд рублей.

Поэтому Администрация Смоленской области просит поддержать ее ходатайство перед Минфином и Минэкономразвития России о выделении дополнительных финансовых средств на таможенное обустройство АПП «Рудня» и «Красное».

 

Дорога А-141 и АПП «Рудня»

Автодорога А-141 Брянск – Смоленск - граница Республики Беларусь (через Рудню на Витебск) имеет важное значение в обеспечении транзитных международных, межрегиональных, межрайонных и внутренних транспортных связей и входит в Западный рокадный российский автодорожный коридор № 3 Санкт-Петербург – Псков – Смоленск – Брянск – Орёл – Курск - Ростов-на-Дону. Реализация данного маршрута весьма важна, поскольку позволяет обеспечивать связи северных, западных и южных регионов России в обход перегруженных автодорог Центрального Федерального округа.

Но вместе с тем техническое состояние автодороги А-141 вызывает наибольшее количество нареканий со стороны пользователей автодорог. В весенний период состояние некоторых участков автодороги было таково, что перевозчики отказывались осуществлять перевозки пассажиров.

Учитывая такое неблагополучное положение, смоленский вице-губернатор обратился к И. Левитину с конкретной просьбой рассмотреть вопрос о дополнительном финансировании в 2009 г. капитального ремонта 21 км автодорог на сумму 400 млн рублей и ремонта 34 км автодорог в сумме 200 млн рублей с предварительным выделением в 2008 г. финансовых средств на разработку проектно-сметной документации. На 2010 г., по его мнению, необходимо дополнительно включить в программу работ по А-141 капитальный ремонт 30 км автодороги в сумме 600 млн рублей и ремонт 60 км дороги в сумме 400 млн рублей.

АПП «Рудня» на автодороге А-141 (так же, как и АПП «Красное» на М-1) был введён в эксплуатацию по временной схеме в 1995 г. и совершенно не отвечает современным требованиям в связи с возросшим потоком автотранспорта более чем в восемь раз.

По АПП «Рудня» Росавтодором принято решение профинансировать в 2008 г. завершение работ по капитальному ремонту пункта пропуска, начатых в 2007 г. Вопрос выделения средств на реконструкцию по линии Росавтодора в 2008 г. пока не решен.

По линии Федеральной таможенной службы выделение средств на проектно-сметные работы и реконструкцию таможенной инфраструктуры АПП «Рудня» в 2008 – 2009 гг. приостановлено.

Учитывая важность проблемы, Администрация Смоленской области попросила главу Минтранса рассмотреть вопрос о выделении в следующем году финансовых средств на подготовку проекта и последующую реконструкцию АПП «Рудня» на А-141 Брянск – Смоленск - граница Республики Беларусь.

 

Проект платной дороги

В соответствии с поручением, данным на заседании Правительства Российской Федерации 30 августа 2007 г, администрации Смоленской области надлежало подготовить предложения о переводе участка федеральной автодороги М-1 Вязьма - Смоленск, а в последующем автодороги Смоленск - государственная граница Российской Федерации, в режим платной дороги.

В отношении автодороги М-1 в откорректированной Федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 гг.)», утверждённой Постановлением Правительства РФ от 31.05.2006 № 338, предусмотрены как реконструкция автомобильной дороги М-1 «Беларусь» от границы с Республикой Беларусь до Москвы, так и строительство скоростной автомагистрали Москва - Минск.

А. Гринкевич сообщил, что Администрация Смоленской области в качестве первого шага предлагает реконструировать автомагистраль Москва - Минск с целью введения платного участка Вязьма - Смоленск. Использование механизма государственно-частного партнёрства позволит привлечь государственные средства федерального бюджета (Инвестиционного фонда РФ) и бюджета Смоленской области, а также частных инвесторов. В настоящее время проводится оценка стоимости подготовки бизнес-плана и обоснования инвестиций для данного участка.

Администрацией предварительно согласован с разработчиком бизнес-плана (ООО «Транссистемы») проект технического задания на разработку бизнес-плана инвестиционного проекта реконструкции и последующей эксплуатации на платной основе с применением концессионных механизмов участка Смоленск - Вязьма автомагистрали М-1 «Беларусь» Москва - Минск с использованием Старой Смоленской дороги в качестве альтернативного маршрута. По предварительным данным, стоимость проекта – 5 млрд рублей.

По мере готовности все материалы должны быть переданы в ФГУ «Дороги России» для включения инвестиционного проекта в программу рассмотрения Инвестиционного фонда РФ.

В то же время в целях ускорения подготовки материалов для включения инвестиционного проекта в программу рассмотрения Инвестиционного фонда РФ в администрации Смоленской области считают целесообразным рассмотреть возможность выделения ФГУ «Дороги России» средств из федерального бюджета для финансирования подготовки бизнес-плана и обоснования инвестиций по этому проекту.

Введение платного участка Вязьма - Смоленск по М-1 позволит закончить строительство старой смоленской дороги на участке Вязьма - Смоленск и завершить строительство автодорожного обхода Вязьмы.

По вопросу создания платной автодороги на участке Смоленск - государственная граница Российской Федерации автомагистрали М-1 в связи с отсутствием достаточно короткого альтернативного проезда администрацией Смоленской области поддержано предложение Росавтодора рассмотреть указанный проект в рамках разработки Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 гг.)».

 

Таможенная инфраструктура и развитие транспорта

Относительно поручения рассмотреть вопросы обустройства таможенной инфраструктуры на российско-белорусском участке государственной границы РФ А. Гринкевич сообщил, что подготовлен план мероприятий по обустройству таможенной инфраструктуры на период до 31.12.2008. В соответствии с этим планом уже проведён ряд совещаний с руководителями управлений дорог Москва - Минск и Москва - Бобруйск, СОГУ «Смоленскавтодор», Смоленской таможни, УГАДН по Смоленской области, органов местного самоуправления и других заинтересованных структур по вопросам развития АПП, землеустройства близлежащих территорий. Предложения по развитию существующих АПП на федеральных автодорогах были направлены в Министерство транспорта РФ и Росавтодор.

А. Гринкевич отметил, что автомобильный и железнодорожный транспорт, развивать которые предписывалось одним из правительственных поручений, занимают в Смоленской области положение основных. За шесть месяцев текущего года темп роста грузооборота железнодорожного транспорта составил в области 109 % по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, а автомобильного – 170 %. В то же время грузооборот крупных организаций и субъектов среднего предпринимательства за этот период вырос в два раза. Более 150 перевозчиков области осуществляют международные перевозки, и число их неуклонно растёт.

К основным проблемам автотранспорта смоленский вице-губернатор отнёс: сохранение тенденции старения подвижного состава; недостаточный уровень средств, направляемых на обеспечение равной доступности транспортных услуг на территории Смоленской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; рост стоимости ГСМ.

Для решения названных проблем администрация Смоленской области предложила разработать на федеральном уровне программу обновления подвижного состава пассажирского автотранспорта и программу внедрения персонифицированного учёта количества поездок льготников на автотранспорте, включить Смоленскую область в программу внедрения GPS-навигации на пассажирском транспорте, а в связи со вступлением в силу Федерального закона от 08.11.2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта» утвердить правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, правила перевозок грузов автотранспортом, а также правила организации пассажирских перевозок на автотранспорте.

В рамках развития воздушного транспорта на территории Смоленской области в настоящее время рассматривается вопрос реконструкции аэродрома Смоленск-Южный при непосредственном участии правительства Москвы. В качестве потенциальных инвесторов этого проекта готовы выступить также структуры «Газпрома» и группа немецких компаний, предлагающих вовлечь авиатранспорт в логистические проекты Смоленской области.

Также получено предварительное согласие командования ВВС о совместном использовании аэродрома Смоленск-Северный военной и гражданской авиацией. В настоящее время ведутся переговоры с участием администрации Смоленской области и итальянского консорциума, владеющего аэропортом Римини, на предмет создания на базе аэродрома Смоленск-Северный аэропорта совместного базирования и использования. Он будет рассмотрен Министерством обороны РФ, и в случае положительного решения будет создано совместное предприятие для его реализации.

Администрация Смоленской области также обратилась с просьбой рассмотреть возможность включения области в федеральную программу развития речного транспорта.

 

Логистические проекты

По словам А. Гринкевича, финансово-промышленной группой компаний (Германия, Польша) планируется разместить мультимодальный транспортно-логистический комплекс (МТЛК) (как отметил вице-губернатор, один из крупнейших в Европе) с двух сторон трассы М-1 Москва - Минск (222 - 225 км) в Вяземском, Гагаринском и Смоленском районах области. Общий размер земельных участков должен составить около 300 га.

В настоящее время объём спроса на логистические услуги в Смоленской области из-за отсутствия современных складских технологий удовлетворяется на 10 %, а потребность в обработке грузов в контейнерах – на 60 %. С учётом прогнозов роста грузопотоков через регион к 2011 г. спрос на услуги комплекса будет удовлетворен в полном объёме.

В настоящее время ведётся оформление земельных участков и подготовка проектно-сметной документации. Общий объём вложений – около 800 млн долларов США.

ЗАО «Терминал» планирует разместить таможенно-складской логистический комплекс в Краснинском районе Смоленской области на 446 - 447 км автомагистрали Москва – Минск, между населенными пунктами Зюськи и Выжимаки. Выбранный земельный участок площадью около 100 га находится между автодорогой М-1 Москва-Минск и федеральной железной дорогой Москва - Минск. По словам вице-губернатора, оформление земельных участков в собственность и аренду закончено, ведутся проектные работы.

В то же время, как отметил А. Гринкевич, по этим двум логистическим комплексам существует серьёзная проблема - отсутствуют согласования Федерального дорожного агентства и Управления автодороги Москва - Минск на размещение объектов придорожной инфраструктуры, на этапе предварительного согласования объектов их размещение на вышеуказанных территориях ФДА считает нецелесообразным.

 

Первые впечатления

Как отметили местные газеты, первое же заявление, сделанное И. Левитиным в ходе совещания, чрезвычайно обрадовало губернатора С. Антуфьева. «Потенциал Смоленской области мы до конца пока еще не развили, - заявил министр транспорта. - Бросаются в глаза удобные транспортные маршруты, проходящие через Псковскую и Смоленскую области от балтийских портов на юг, к Брянску. Этот путь практически не используется, но жизнь всё равно заставит нас обратить внимание на любую возможность обойти перегруженные Москву, Московскую и Ленинградскую области».

Кроме того, по окончании совещания министр транспорта поделился своими впечатлениями о дорожной сети города и области: «Сравнивать российские дороги с белорусскими даже не хочу - ни федеральные, ни муниципальные, - сказал министр. – По сравнению с другими регионами в городе Смоленске дороги хуже. Мне показалось, что они не организованы, не структурированы, нет разметки пешеходных переходов, мало дорожных знаков. Такое впечатление, что у дорог в Смоленске нет хозяина. Если говорить об области в целом, то стоит отметить два важных момента: положительным является то обстоятельство, что дорожная сеть очень развита, отрицательным - ею очень мало занимались. Выделение недостаточного объёма средств на её ремонт и содержание на протяжении долгих лет привело к тому, что вводить сейчас нормативы содержания здесь невозможно: им не соответствует практически ни одна автодорога, и нужно 20 млрд рублей (сумма, превышающая доходную часть консолидированного бюджета), чтобы привести эту сеть в порядок. В состояние соответствия нормативам дороги должны быть приведены к 2011 г., и сейчас необходима системная работа в этом направлении. Для этого есть федеральная и региональная целевые программы, а мы обязательно будем помогать Смоленской области, значение которой в рамках Союзного государства невозможно переоценить».

Глава Минтранса прокомментировал также возможность создания платного участка Смоленск - Вязьма: «Пока этот вопрос в стадии рассмотрения. Нужно организовать альтернативную трассу. Но там необходимо сделать две транспортные развязки в обход населённых пунктов Кардымово и Дорогобуж. Решение по платному участку мы, скорее всего, будем принимать, но одновременно выделим деньги региону для приведения в порядок альтернативной дороги, чтобы она соответствовала современным требованиям».

Губернатор Смоленской области С. Антуфьев по итогам совещания заявил: «Министерство любит помогать тем регионам, которые сами хотят работать. И. Левитин получил сигналы о том, что Смоленская область хочет навести порядок на дорогах, поэтому он сегодня у нас, в Смоленске. Я надеюсь, что визит министра транспорта подтвердит статус Смоленской области как транзитного региона, его важность в плане обеспечения перевозок. Сегодняшнее совещание, на котором рассмотрены вопросы развития дорожно-транспортного комплекса Смоленской области, в конечном итоге позволит нам закрепить за собой статус самого крупного транзитного коридора Российской Федерации».

 

 

По данным Смоленской таможни, расположенным на автомагистрали М1/Е30 отделом таможенного оформления и таможенного контроля № 7 ежесуточно регистрируется в среднем более 1680 транспортных средств. Всего за сутки приграничными ОТО и ТК Западного таможенного поста Смоленской таможни на ввоз регистрируется 2450 транспортных средств, в том числе по процедуре МДП - 1350 транспортных средств.

Как сообщил главный государственный таможенный инспектор по связям с общественностью Смоленской таможни Владимир Сафонов, за первое полугодие 2008 г. ОТОиТК Западного таможенного поста Смоленской таможни проконтролировано на ввоз/вывоз порядка 760 тыс. транспортных средств. При этом рост регистрации по процедуре МДП составил более 30 %, по ТТН (товары белорусского производства) - почти 30 %.

Всего за этот период было подано 10772 государственные таможенные декларации (из них 7717 - на импорт), по которым Смоленской таможней было оформлено 572 тыс. т грузов (531 тыс. т - за аналогичный период 2007 г.) общей стоимостью 1027 млн долларов США.

В федеральный бюджет по итогам первого полугодия текущего года перечислено 3,1 млрд рублей (1,3 млрд – в первом полугодии прошлого года), что составляет 124 % от контрольного задания.

Отделом дознания таможни в первом полугодии 2008 г. возбуждено 38 уголовных дел (24 – за аналогичный период прошлого года), в том числе 11 дел в отношении конкретных лиц.

Были пресечены попытки незаконно переместить через таможенную границу товары на сумму 19,3 млн рублей (10,8 млн рублей – за первое полугодие прошлого года), сумма уклонения от уплаты таможенных платежей по возбуждённым уголовным делам составила 3,5 млн рублей.

За шесть месяцев текущего года структурными подразделениями таможни возбуждены 852 дела об административных правонарушениях, приняты решения по 751 из них. Наложено штрафных санкций и конфисковано товаров на сумму около 15 млн рублей, из них взыскано штрафов и реализовано конфискатов на 9,8 млн рублей.

В. Сафонов отметил значительный рост на протяжении первого полугодия текущего года числа административных дел, возбуждённых в соответствии с ч. 2 ст. 16.1.КоАП РФ, связанных с ввозом товаров из третьих стран под видом товаров белорусского производства или с сокрытием среди товаров, происходящих из Республики Беларусь (в том числе с использованием тайников и тому подобных ухищрений).

В основном, отметил В. Сафонов, делаются попытки незаконно ввезти товары народного потребления импортного производства: одежда, лом металлов, овощи, а также спортивное питание.

В обратном направлении, из России в Беларусь, отмечаются попытки вывоза с сокрытием от таможенного контроля такого акцизного товара, как сигареты.