МАФ - Конференция "«PROдвижение-2008»: названы лучшие грузовики и автобусы 2008 года в России"
Олег ЖАРКО,
член Экспертного совета конкурса
Всем сёстрам – по серьгам
«Транспортная революция» в России созревала не «сверху», а «снизу». Когда соответствующие руководящие ведомства по ряду причин временно стали неспособны отдавать распоряжения – что, на чём и куда доставлять, оказалось, что тонну-другую мяса по магазинам развезти проще, быстрее и дешевле на юркой и непрожорливой малотоннажной технике и раскрытые по той же причине временной растерянности властей границы позволили наводнить рынок неимоверным количеством рассыпающихся от старости при каждом резком движении развозных фургонов зарубежного производства. А там быстренько «подсуетился» и ГАЗ со своими «Газелями». За последние несколько лет российский транспортный рынок наконец-то познал суть словосочетания «транспортная логистика». Причём оно не просто вычитано в учебнике или привезено сюда западными «просветителями» от рынка.
Перераспределение ролей на внутреннем транспортном рынке произошло столь стремительно, а количество марок, наводнивших практически пустовавшее до того место под солнцем, оказалось столь велико, что многие сограждане старше пятидесяти до сих пор так и не успели разобраться в этом многообразии и по сей день по привычке величают любой цельнометаллический фургон или микроавтобус «рафиком».
В 2007 г. российский рынок грузовых автомобилей составил 365 тыс. единиц. При этом за счёт работы российских предприятий на внутренний рынок поступило 247 тыс. автомобилей, ещё 48 тыс. грузовиков было импортировано.
В 2008 г. платёжеспособная ёмкость российского рынка грузовых автомобилей прогнозируется в объёме 290 - 300 тыс. единиц, а к 2010 г. объём рынка достигнет 330 тыс. единиц. Анализ производства грузовых автомобилей по российским предприятиям показывает, что в соответствии с ростом спроса происходит увеличение выпуска малых грузовиков на базе легковых автомобилей. На период до 2010 г. рост рыночного спроса прогнозируется по автомобилям всех категорий грузоподъёмности, но в наибольшей степени - по малотоннажным.
Особое будущее эксперты российского рынка подвижного состава видят именно за мало- и среднетоннажным коммерческим транспортом. Объяснение довольно простое: сейчас эта техника, как вода в сухую губку, проникает туда, где она и должна была быть, но… её там не было в период, когда сверху планировалось всё – от гвоздя до запятой.
Хотя, откровенно говоря, чтобы не заметить сегодня подобные тенденции на рынке, надо очень постараться. Даже если бы автомобилестроение России не хотело расти и развиваться – его бы за уши потянула за собой бурно развивающаяся экономика страны. Автомобилизация России растёт за последние месяцы невиданными темпами. Об этом свидетельствуют отчёты крупнейших производителей и дилеров, работающих на российском рынке. При этом особенно интересно, что всплеск потребительского спроса пришёлся на январь - февраль - традиционно "мёртвые" месяцы. Аналитики гадают: что же будет дальше?
Сегодня предложение грузовой и пассажирской автомобильной техники осуществляется в полном ассортименте: рынок предлагает перевозчику грузовые автомобили, способные перевозить как 300 кг, так и 40 т, а автобусы – от микро до особо большой вместимости. Но главное – благодаря известному насыщению рынка российский перевозчик становится всё более привередливым не только в отношении цены автомобилей и автобусов, но и в отношении их качества. Российские и зарубежные автопроизводители вынуждены лавировать между этими взаимоотталкивающимся полюсами. Причём делают это весьма успешно, что и подтвердили результаты конкурса «PROдвижение», который проводился в рамках очередного, уже четвёртого по счёту, Международного Автотранспортного Форума (МАФ) в Москве, в международном выставочном центре «Крокус Экспо».
Здесь нет случайных людей
В рамках IV МАФа состоялось подведение итогов конкурса «PROдвижение», определившего лучшую автомобильную технику 2008 г. в России.
Конкурс проводился в целях содействия дальнейшему развитию производства, а также увеличения объёмов продаж коммерческого автотранспорта и спецтехники, непрерывного совершенствования качества подвижного состава, связанных с постоянным стимулированием развития рынка автоперевозок в России.
Заинтересованные взгляды посетителей, большинство из которых составили опытные профессионалы, привлекали многочисленные разработки, недавно появившиеся на российском рынке. Впрочем, не меньший интерес представляют автобусы и грузовики, которые уже зарекомендовали себя на рынке. Оно и понятно: это автопроизводители вынуждены гнаться исключительно за новизной. Практики же предпочитают эффективность, надёжность, простоту эксплуатации и облуживания и, разумеется, относительно невысокую цену.
На звание победителя претендовала и техника, информация о которой была предоставлена в редакцию журнала «Автоперевозчик» на соискание в течение всего года, а также лауреаты основных этапов годового конкурса – в том числе и недавнего, проведённого на московской международной выставке «Интеравто-2008». Здесь тоже среди номинантов фигурируют как премьеры российского рынка, так и автомобили, которые уже заработали хорошую репутацию среди перевозчиков.
Образцы автомобильной техники, представленной на Форуме, были распределены по номинациям, в рамках каждой из которых выбирался лучший. Определение победителей в номинациях осуществлялось на заседании Экспертного совета конкурса, состав которого отличался своей авторитетностью. Он был сформирован из числа членов Оргкомитета Форума и других представителей органов государственной власти, научных и высших учебных заведений и иных организаций, функционирующих в автотранспортной сфере.
Комментируя состав и принципы работы Экспертного совета, шеф-редактор журнала «Автоперевозчик» Геннадий Никин сказал на церемонии награждения:
- На нашем форуме нет случайных людей. Сюда приходят только заинтересованные люди, специалисты, которые занимаются эксплуатацией, ремонтом, обслуживанием техники или организацией перевозок. Главные призы распределяет Экспертный совет. В этом году его состав значительно расширен. Если раньше в него входили представители Российского автотранспортного союза, Минтранса России, АСМАП, НАМИ, МАДИ, ГИБДД, то в этом году в Экспертный совет вошло больше 30 человек. Расширен он прежде всего за счёт привлечения крупных перевозчиков – «Совтрансавто», «Мострансавто», «Мосгортранс», «Мосавтотранс», «Сочиавтотранс», «Парсек-сервис», «Пассажиравтотранс - Санкт-Петербург» и других. Как видете, Экспертный совет достаточно представителен и включает в себя специалистов, которые очень хорошо разбираются в той технике, которую приходится оценивать.
В его состав вошли:
– президент Российского автотранспортного союза, председатель Оргкомитета МАФ И. Д. Марчук;
- вице-президент Российского автотранспортного союза М. И. Козлов;
– главный специалист – эксперт Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта, геодезии и картографии А. М. Шацкий;
– вице-президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков России М. А. Низов;
- заместитель министра транспорта Московской области Н. А. Блудян;
- заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения Управления ГИБДД ГУВД г. Москвы В. П. Белобородов;
- генеральный директор научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ) В. В. Донченко;
- заместитель генерального директора НИИАТ по автобусному направлению В. В. Комаров;
- заместитель руководителя Управления государственного автомобильного и дорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта А. А. Демьянов;
- специалист Управления государственного автомобильного и дорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта А. В. Жуков;
- генеральный директор Государственного научного центра Российской Федерации ФГУП «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» А. А. Ипатов;
- первый заместитель генерального директора Государственного научного центра РФ ФГУП «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» О. И. Гируцкий;
- главный специалист отдела прогнозирования и маркетинга НАМИ Н. Ф. Иванов;
- председатель Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства В. И. Мохначев;
- заместитель председателя Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства В. В. Ломакин;
- председатель Московского транспортного союза Ю. Ю. Свешников;
- директор Межотраслевого фонда «Сертификация автотранспорта» В. Б. Кисуленко;
- руководитель комитета по информации и международному сотрудничеству Объединения автопроизводителей России А. А. Подольян;
– начальник управления маршрутных перевозок Н. А. Киянец;
- заместитель генерального директора ГУП «Мострансавто» по перевозкам А. А. Гришин;
- заместители генерального директора ГУП «Мосгортранс» В. В. Бакланов и В. В. Хальзов;
- начальник отдела автобусного транспорта ГУП «Мосгортранс» Л. П. Антонов;
- советник генерального директора ХК ЗАО «Совтрансавто» А. Б. Пинсон;
- генеральный директор ООО «Парсек – Сервис» И. М. Пинчук;
- генеральный директор ЗАО «Смоленск Экспедиция» Н. В. Ананьев;
- генеральный директор ГУП «Сочиавтотранс» И. В. Кузюткин;
- генеральный директор ГУП «Пассажиравтотранс» (Санкт-Петербург) А. М. Дацук;
- первый заместитель генерального директора ГУП «Мосавтотранс» В. Д. Коробовцев;
- генеральный директор ГППО «Псковпассажиравтотранс» Г. С. Лупандин;
- директор центра перспективного развития ГУП «Мосавтотранс» Д. Е. Ладожин;
- председатель Объединения добросовестных перевозчиков НП «Белогорье» В. В. Юдин;
- первый заместитель директора МВЦ «Крокус Экспо» А. Е. Злотников;
- шеф-редактор журнала «Автоперевозчик» Г. П. Никин;
- главный редактор журнала «Автоперевозчик» О. В. Жарко;
- руководитель отдела испытаний журнала «Грузовик Пресс» М. А. Шелепенков;
- коммерческий директор издательского дома «Пронто-Москва» А. И. Кондакова.
В рамках проведения конкурса в первые три дня работы Форума члены Экспертного совета внимательно осматривали экспозицию, изучали все имеющиеся сведения по данному автомобилю или автобусу, а затем в именной анкете выразили своё мнение об увиденном. Кроме того, изучали материалы по технике, которая была заявлена для участия в конкурсе в течение года или была признана победителем на его промежуточных этапах. Каждый из продемонстрированных образцов оценивался по ряду обобщённых критериев. При этом принималось во внимание оптимальное соответствие по показателю «цена – качество» с учётом реальных условий эксплуатации на российском рынке автотранспортных услуг. Вдобавок оценивались технические и эксплуатационные характеристики, экономичность эксплуатации и технического содержания, стоимость обслуживания. Должное внимание уделялось ремонтопригодности образца, а также наличию условий для обеспечения его обслуживания и ремонта в России. Кроме того, учитывались комфортабельность салона и рабочего места водителя, новизна конструкции и дизайн.
Затем выставлялась общая интегральная оценка. После заполнения каждая анкета подписывалась респондентом и сдавалась сотруднику, работавшему на конкурсе. Определение победителей происходило на заседании Экспертного совета, состоявшемся на четвёртый день работы Форума.
Комментируя результаты голосования, член Экспертного совета, вице-президент АСМАП Михаил Низов сказал:
- Я представляю здесь интересы международного автотранспорта, являюсь председателем Европейской технической комиссии, поэтому при работе в составе Экспертного совета руководствовался прежде всего теми техническими требованиями, которые рассматриваются в рамках рабочей группы 29 в комитете по внутреннему транспорту ЕЭК ООН. Оценивая представленную технику, я учитывал именно международные аспекты работы автотранспорта, включая экологические характеристики, обеспечение современного качественного сервиса как в Российской Федерации, так и за рубежом, и, конечно, долю российского участия в производстве автомобилей и автобусов. Не скрою: споры были жаркими, практически во всех номинациях мнения членов Экспертного совета не совпадали. Это не удивительно: например, рядом со мной сидел представитель НИИАТ, который говорил о своём, сокровенном, – о стратегических планах, по расширению отдельных сегментов транспортного сектора, которые готовятся к рассмотрению в российском Правительстве; представители ГИБДД и других официальных органов смотрели на технику со своей точки зрения; транспортные компании – со своей. То есть каждый вносил в дискуссию свои параметры, и иногда голосование доходило до равных частей. Конечно, хотелось наградить гораздо большее количество представителей. Потому что совершенно одинаковой техники нет. Но тем не менее в результате общего голосования и компромисса, который приходилось находить, мы определились.
На гибридной тяге
Титул «Лучший городской автобус большой вместимости 2008 года в России» завоевал низкопольный городской автобус большого класса ЛиАЗ 5292 с гибридным двигателем.
Эту оригинальную разработку Ликинского автобусного завода представил на IV МАФе дивизион «Русские автобусы» «Группы ГАЗ». Это первый на постсоветском пространстве автобус с гибридным приводом, аналогов которому нет ни у одного российского производителя. Уникальность этой пассажирской машины заключается в том, что при работе дизельный двигатель передаёт часть энергии непосредственно на колёса, а оставшаяся часть идёт на электрогенератор. От генератора часть тока идет на подзарядку ионно-литиевых батарей, расположенных на крыше автобуса, а часть возвращается на четыре электромотора в колёсной ступице, которые и вращают колёса. Когда автобус будет подъезжать к остановке, останавливаться и отъезжать от неё, он сможет работать полностью на электричестве, что не только снизит количество вредных выбросов, но и обеспечит бесшумность хода.
Автобус ЛиАЗ 5292 комплектуется дизельным четырёхрядным двигателем Cummins, отвечающим требованиям стандарта Евро-4 (он расположен продольно в заднем свесе), а также комплектом тягового оборудования, состоящего из тягового асинхронного мотор-генератора ТАГ 225-280, системы нейтрализаторов и суперконденсаторов. Применение гибридного силового привода на городском автобусе позволяет:
- уменьшить в несколько раз уровень вредных выбросов при движении в городском цикле;
- снизить расход топлива на 25 – 30 %;
- применить двигатель внутреннего сгорания с мощностью на 25 – 30 % ниже при сохранении момента на ведущих колёсах;
- повысить комфортность автобуса (снижение уровня шума, вибрации и т. д.).
Гибридный концепт-автобус полностью унифицирован с существующими низкопольными автобусами ЛиАЗ по кузову и типам агрегатов, что дополнит продуктовую линейку «Русских автобусов», работающих на альтернативных видах топлива (дизель – газ - электричество). Одновременно это позволит крупным пассажироперевозчикам сформировать наиболее эффективную городскую маршрутную сеть, объединив на одной базе разные виды общественного транспорта, снизив тем самым эксплуатационные расходы.
Автобус позволяет перевозить людей с ограниченными возможностями. Наряду со специальной аппарелью, в салоне предусмотрены места для крепления инвалидных колясок. Общая пассажировместимость ЛиАЗ 5292 – 100 человек, в нём 22 посадочных места. Габариты автобуса – 11990x2500x2880 мм.
«Лучший городской автобус большой вместимости 2008 года в России» предназначен для работы в мегаполисах в качестве основного транспортного средства. Сертификационные испытания новой модификации будут проводиться уже в этом году. На рынке появление первой опытно-промышленной партии планируется в 2009 г.
Кто «на подхвате»?
Победу в номинации «Лучший городской автобус средней вместимости 2008 года в России» одержал автобус МАЗ 206.
Функционально производитель определяет этот автобус как «автобус подхвата». То есть эта пассажирская машина предназначена для того, чтобы «зачищать» автобусные остановки в промежутках между часами пик, когда на остановочных пунктах немноголюдно и гонять по маршруту автобусы большой или особо большой вместимости попросту неэффективно, а расписание движения соблюдать приходится (люди ждут…).
Характерной особенностью автобуса является частично низкопольная конструкция: в передней и средней части автобус имеет ровный пол (без ступенек), а в задней части, где преимущественно располагаются места для сидений, уровень пола повышается. Низкопольность конструкции, наличие специальной аппарели, две увеличенные по ширине двери и просторная накопительная площадка в центре салона позволяют существенно ускорить пассажирообмен и обеспечивают удобство доступа в салон пассажиров с ограниченными физическими возможностями.
Низкопольный (всего 34 см над уровнем дороги) автобус МАЗ 206 среднего класса является типичным представителем автобусов Минского автозавода второго поколения, которые характеризуются современным дизайном и высокими эксплуатационными характеристикам. Внешний вид нового автобуса стилистически полностью совпадает с большим городским автобусом МАЗ 203. Кстати, именно современный дизайн можно считать своеобразной визитной карточкой автобуса МАЗ 206: сбалансированность наружных обводов и линий сопряжений придают автобусу заметный, но ненавязчивый вид.
В конструкции автобуса Минского автомобильного завода МАЗ 206 применён механизм рулевого управления интегрального типа, что повышает его манёвренность на узких улочках (радиус его разворота - 9 м). Дисковые тормоза с электронным управлением приводом на передней и задней оси обеспечивают высокую эффективность и плавность торможения. Использование двигателя Mercedes-Benz мощностью 130 кВт (176 л. с.) и коробки передач ZF даёт возможность получить высокие динамические характеристики и топливную экономичность.
Относительно небольшие габаритные размеры, масса и низкий центр тяжести обеспечивают автобусу хорошую управляемость. Благодаря рациональной компоновке достигнута полная пассажировместимость (72 человека) и установка 25 сидений повышенной комфортности, имеются места для крепления инвалидной коляски. У городского автобуса МАЗ 206 две увеличенные по ширине двери и просторная накопительная площадка.
Автобусы МАЗ 206 уже работают в России, Беларуси, поставляются в Украину, Азербайджан, Польшу, Словакию, другие страны СНГ и дальнего зарубежья.
Бразильский русский с корейскими корнями
Титул «Лучший городской автобус малой вместимости 2008 года в России» присвоен модернизированному автобусу Real.
Это малый городской автобус (М3, класс 1), в зависимости от комплектации у него 18 - 22 посадочных мест (общая вместимость – 29 человек). Real предназначен для работы на городских и пригородных маршрутах. Автобус имеет современный внешний вид, что не удивительно: ведь его кузов разработан компанией «Marcopolo» специально для данного проекта. Одним из прообразов дизайнерских решений стал выпускаемый в Бразилии Seiner, а шасси взято от среднетоннажника Hyundai, на котором зарекомендовало себя как вполне надёжное. Хотя у дивизиона «Русские автобусы» достаточно собственных моделей малого класса, ни с одной из них русский «бразилец» напрямую не конкурирует: рассчитанный на перевозку 29 пассажиров, он по вместимости попадает между 13-местной «Газелью» и 42-местным ПАЗ 3205.
Кузов автобуса – оцинкованный с двумя автоматическими пассажирскими дверьми. В салоне автобуса - травмобезопасные поручни, антивандальные сиденья, центральное освещение, индивидуальное освещение рабочего места водителя и переднего пассажира.
Солидная высота потолка (1,9 м) позволяет свободно перемещаться по салону пассажирам среднего роста (проверил: такая «маршрутка» гораздо комфортнее «Газели»). Две одностворчатые двери, за которыми имеются три невысокие ступени, открываются с помощью электропривода. Автобус оборудован автономным жидкостным отопителем Webasto, который размещён в отдельном отсеке, а два радиатора находятся в салоне, напротив входных дверей.
Проверить уровень масла и охлаждающей жидкости можно не вставая с водительского сиденья: доступ к моторному отсеку осуществляется из салона. Прямоугольная крышка расположена между сиденьями водителя и переднего пассажира. Наконец-то производитель обезопасил водителя и упростил его доступ к рабочему месту: теперь автобус оснащён водительской дверью. Рядный четырёхцилиндровый дизель Hyundai мощностью 140 л. с. имеет турбонаддув с промежуточным охлаждением и электронное управление впрыском топлива. Уровень выбросов соответствует экологическому классу Евро-3.
Ходовая часть практически ничем не отличается от ближайшего конкурента - Hyundai County. Передняя и задняя подвеска – зависимые, рессорные. Благодаря применению резинометаллических втулок в креплении рессор исключаются дополнительные точки смазки, а это говорит о неприхотливости в обслуживании. Спереди и сзади есть стабилизаторы поперечной устойчивости. Рулевой механизм типа «винт - гайка» снабжён гидроусилителем. Тормозные механизмы на всех колёсах – барабанные, а привод тормозной системы – гидравлический, двухконтурный с вакуумным усилителем. Разрежение создаётся при помощи насоса, расположенного на задней стенке генератора. В стандартную комплектацию автобуса входит система ABS. Кроме того, Real оснащён моторным тормозом.
Ничего лишнего – просто комфорт…
Победа в номинации «Лучший туристический автобус 2008 года в России» присуждена туристической модификации автобуса Iveco Daily 50C15v.
Комфортабельный, надёжный, экономичный туристический автобус, рассчитанный на перевозку 18 пассажиров по незаоблачной цене. Примерно так можно сформулировать огромную и никем не занятую нишу на российском рынке. Это автобус для небольших туристических групп, для «корпоративов», для путешественников из небольших городов России и Беларуси, чей дальний путь начнётся, к примеру, из аэропорта Шереметьево-2, до которого хотелось бы добраться с минимальными физическими, материальными и моральными издержками. Нельзя сказать, что совсем нет желающих эту нишу заполнить. Но пока ни у кого реально это не получается: то с надёжностью проблемы, то с комфортом, а то – с ценой.
У представленного на IV МАФе компанией «Самотлор-НН» туристического автобуса на базе Iveco Daily 50C15v, ставшего «Лучшим туристическим автобусом 2008 года в России», эта попытка может оказаться удачной.
Стайлинг Iveco Daily последнего поколения разработан известным итальянским стилистом Джорджетто Джуджаро, о чём красноречиво сообщает значок «Italdesign» на дверях. В дорожном потоке новый дизайн привлекает к автомобилю внимание окружающих. Дизайн – не единственное, но весьма важное достоинство компактного «туриста» Iveco: стильный пассажирский салон плюс мягкая подвеска, отличная звукоизоляция делают путешествие необременительным. Удобен вход в пассажирский салон через большую распашную дверь. Комплектация салона удовлетворяет самым высоким требованиям: регулируемые анатомические пассажирские сиденья оснащены откидными подлокотниками и раскладными столиками; кондиционер обеспечивает индивидуальную «раздачу» охлаждённого воздуха. Для перевозки ручной клади в салоне предусмотрены потолочные полки, а багажа – достаточно объёмный багажный отсек.
Трёхлитровый четырёхцилиндровый дизель с турбонаддувом мощностью 146 кВт расходует всего 11 л дизтоплива на 100 км пробега в режиме город-трасса. Механическая семиступенчатая (6 + 1) КПП, полностью синхронизированная 6S 400. Тормозные механизмы всех колёс – дисковые. О наличии ABS, разумеется, сегодня и говорить не стоит: она устанавливается практически на всей автомобильной технике.
Старый друг лучше новых двух
Победу в номинации «Лучший грузовой автомобиль большой грузоподъёмности 2008 года в России» Экспертный совет присудил автомобилю КАМАЗ 65115.
В широкой гамме автомобильной техники марки КАМАЗ для различных условий эксплуатации достойное место занимает 15-тонный КАМАЗ 65115. Надёжный, удобный в эксплуатации, недорогой автомобиль пользуется заслуженным уважением у российских (и не только) транспортников. Машина предназначена для перевозки различных сыпучих строительных и промышленных грузов общей массой не более 15 т.
Знаменитый работяга КАМАЗ 65115 не боится ни грязи, ни работы. КАМАЗ 65115 имеет надёжную конструкцию, неприхотлив и долговечен, быстро окупается. Модель 65115 массово отправляется на экспорт. Кабина (металлическая, наклоняемая, трёхместная) расположена над двигателем, имеет шумо- и термоизоляцию. Платформа КАМАЗ 65115 – цельнометаллическая, с наклонным передним бортом, сварная, коробчатого типа, защищённая козырьком, закрывающим пространство между кабиной и платформой. Самосвал КАМАЗ 65115 оснащён двигателем 740.30-260 мощностью 260 л. с. с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха. Система питания топливом самосвала модели «65115» оборудована корректором по наддуву. Регулировка температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения осуществляется термостатами. Вентилятор с приводом от вязкостной муфты включается автоматически – в зависимости от температуры охлаждающей жидкости на выходе из радиатора.
На автосамосвал устанавливается двухдисковое диафрагменное или однодисковое диафрагменное сцепление вытяжного типа. Коробка перемены передач модели «154» позволила увеличить максимальный крутящий момент до 108 кгс/м. Для повышения эффективности тормозной системы на автомобиль КАМАЗ 65115 устанавливается АБС. В основном исполнении у КАМАЗа 65115 объём самосвальной платформы - 8,5 м3. Для снижения эффекта налипания груза при отрицательной температуре предусмотрена система подогрева кузова.
Вот поэтому Экспертный совет и признал его лучшим.
Новый середняк от «МАЗа»
«Лучшим грузовым автомобилем средней грузоподъёмности 2008 года в России» стал, по оценке Экспертного совета, грузовой автомобиль МАЗ 437130.
Минский автомобильный завод выпускает две модификации нового среднетоннажного семейства – МАЗ 437130 и 437141. Последние две цифры предназначены для различия установленных на машинах силовых агрегатов. МАЗ 437141 оснащён двигателем Минского моторного завода ММЗ Д245.30 мощностью 155 л. с, а МАЗ 437130 - силовым агрегатом Deutz мощностью 170 л. с. (125 кВт), соответствующим требованиям экологических норм Евро-3, пятиступенчатой коробкой передач S5-42 производства фирмы ZF и однодисковым фрикционным сцеплением ZF-Sachs с гидропневматическим приводом. Этот силовой агрегат в сочетании с ведущим мостом, имеющим передаточное число 4,44, обеспечивает МАЗ 437130 максимальную скорость с устройством ограничения 85 км/ч. Моторный отсек адаптирован под максимально широкий ряд силовых агрегатов производства различных фирм. Проведённые на заводе исследования показали, что автопоезд полной массой 18 т на пригородных и региональных перевозках расходует 17 л/100 км при скорости движения 60 км/ч. Грузоподъёмность автомобиля составляет 4350 кг, автопоезда – 9450 кг.
На модернизированном МАЗ 437130 установлена новая кабина, разработанная на базе «короткой» новой стандартной кабины МАЗ 6501 с максимально возможной узловой унификацией. Для отдыха водителя в процессе работы в течение одного или нескольких дней кабина оборудуется откидным спальным местом.
Благодаря современной защите поверхностей, использованию оцинкованного листа для изготовления основания кабины и панелей дверей, новая кабина имеет хорошую антикоррозионную защиту. Кроме того, пол защищён пластмассовым листом.
На МАЗ 437130 установлен 200-литровый топливный бак. На всех колёсах – хорошо зарекомендовавшие себя на дорогах российской глубинки барабанные тормоза. Для повышения безопасности на грузовике установлена четырёхканальная антиблокировочная тормозная система типа 4S/4M (4 датчика / 4 модулятора) нового поколения с уменьшенными габаритами электронного блока управления и электропневматическими модуляторами повышенной долговечности. Эта система обеспечивает повышенную безопасность движения за счёт применения более совершенного алгоритма управления во время торможения.
Среди наиболее интересных опций – бортовая система контроля и диагностики с функцией контроля расхода топлива. Кроме регистрации в памяти и возможности отображения на ЖК-дисплее целого ряда параметров (моточасы работы двигателя, общий пробег работы автомобиля, пробег с начала поездки, путевой расход топлива и т. д.), система обеспечивает возможность диагностики ABS и CE двигателя, а также возможность считывания (выборки) и распечатки необходимых данных при контрольной проверке или техническом обслуживании (с использованием компьютера, подключаемого к диагностическому разъёму, и специальной диагностической программы).
А аналогов всё нет и нет…
В номинации «Лучший грузовой автомобиль малой грузоподъёмности 2008 года в России» Экспертный совет единодушно присудил победу малотоннажному грузовику FAW 1020 (напомним, что год назад в этой же номинации Экспертный совет конкурса присудил победу семейству китайских автомобилей FAW (FAW 1020VR, 1010, 1041R5, 1041 L2, 1031, 1083L2) – за комплексное решение транспортных задач малого предпринимательства).
Это неудивительно: как мы уже отмечали, российский рынок требует всё больше самых разных машин. Далеко не на последнем месте по спросу - малогабаритные модели, про которые на первый взгляд и не скажешь, что этот грузовичок предназначен для перевозки грузов достаточно внушительной массы. Однако именно благодаря своим габаритам управляется FAW 1020 просто превосходно. Маленький радиус поворота, удобный руль и эффективная тормозная система обеспечивают лёгкость маневрирования. По ширине FAW 1020 меньше «Жигулей» – в условиях городских пробок в самый раз. Плюс великолепная обзорность - благодаря большому ветровому стеклу, отсутствию капота и грамотно расположенным наружным зеркалам заднего вида.
Модели FAW 1020 и 1020VR оснащены экономичными двигателями объёмом 1051 см³ и мощностью 53 л. с. Кабина FAW 1020 удлинена, чтобы создать дополнительное внутреннее пространство для водителя и тех вещей, которые необходимы в дальней дороге. У модели «1020VR» двойная четырёхдверная кабина, в которой смогут разместиться до пяти человек.
Гарантия на основные узлы и агрегаты FAW - три года, или 60 тыс. км пробега, а на ходовую даётся отдельная гарантия - один год, или 12 тыс. км.
В общем, достоинств у этой машины много. Но самое главное – цена. Ещё несколько лет назад российские перевозчики опасались покупать продукцию китайского автопрома – не спасала даже цена. Но годы идут, грузовички FAW бодро бегают по российским дорогам, и растёт их авторитет… А аналогов FAW 1020 на российском рынке грузовиков как не было, так и по сей день нет.
«Лучшим специальным грузовым автомобилем 2008 года в России» Экспертный совет назвал телескопический автогидроподъёмник на шасси Isuzu NQR 75P.
Специальный приз Экспертного совета достался самосвалу КрАЗ 65032.
Для особо сложных условий
Победу в номинации «Лучшая прицепная техника 2008 года в России» одержал тентованный полуприцеп Steelbear PT-24K.
Кстати, полуприцеп этот весьма интересен во многих отношениях. Усиленная конструкция рамы из шведской конструкционной низколегированной стали Ovaco полностью соответствует тяжёлым условиям эксплуатации на дорогах России и других стран СНГ. Опорные устройства и шкворни Jost (Германия), трёхосный агрегат Gigant (Германия) барабанного типа для жёстких условий эксплуатации, специально разработанный для России, обеспечивают допустимую нагрузку на ось 9 т, что по европейским меркам соответствует 12 т нагрузки на каждую ось.
Полуприцеп оснащён автоматическим устройством подъёма передней оси. Эффективность торможения автопоезда обеспечивает пневматическая электронная тормозная система EBS 2S/2M фирмы «Wabco» (Германия) с двумя датчиками на второй оси в стандартной комплектации.
Усиленная для условий ДОПОГ (ADR) рама полуприцепа перед окраской проходит полную дробеструйную обработку. А специальная трёхслойная окраска шасси двухкомпонентной акриловой системой Normadur концерна «Jotun» с предварительным нанесением цинкосодержащего грунта, защищающего раму от «подслойной» коррозии, в сочетании с использованием анодированного алюминия Pommier Gross Aluminium (Германия) для изготовления бортов, делает полуприцеп практически неподверженным коррозии. Причём производитель утверждает, что это покрытие гарантирует защиту от сквозной коррозии на протяжении десяти лет.
Прицепы в стандартной комплектации имеют максимальное количество опций: второе крепление запасного колеса, инструментальный ящик, номерную рамку и т. д. По заказу выпускаемые полуприцепы могут быть адаптированы под бортовую сеть тягача – как на 24 В (европейский тягач), так и на 12 В (американский тягач).
***
В нынешнем году в конкурсе появилась новая номинация, отдающая определённую дань современным требованиям по снижению загрязнения окружающей среды - «Лучший троллейбус 2008 года в России». Первым победителем в этой номинации стал низкопольный троллейбус нового поколения Т-203, привезённый из Минска предприятием «Этон».
Специальными призами посетителей Четвёртого Международного Автотранспортного Форума отмечены: седельный тягач МАN TGA 18.480, автобус малой вместимости Peugeot Boxer, туристический автобус Yutong, школьный автобус Iveco Daily, грузовой автомобиль МАЗ 6430А9.
Уже в октябре нынешнего года со специализированного автофорума в Краснодаре вновь стартует конкурс «PROдвижение», который будет проходить в течение всего следующего года, и спустя год, на V Международном Автотранспортном Форуме, назовёт лучшую грузовую и пассажирскую автомобильную технику 2009 г. в России.
Генеральный спонсор конкурса «PROдвижение» - компания Goodyear Russia. Официальный партнёр конкурса – компания «Инфорком».
«Goodyear»: шины для грузовиков и автобусов – в первую очередь
«Goodyear» - один из крупнейших мировых производителей шин. компания, главный офис которой находится в г. Акрон (штат Огайо, США), производит свою продукцию на более чем 60 заводах, расположенных в 26 странах мира. Маркетинговые представительства «Goodyear» есть почти в каждой стране мира.
Общее число работников компании во всём мире составляет более 70 тыс. человек. Модельный ряд шин производства «Goodyear» для коммерческого транспорта, автобусов и пассажирских перевозок включает свыше 400 различных моделей, более чем 55 размеров. Многие из ведущих мировых производителей коммерческого транспорта, включая «Volvo», «Renault», «Scania», DAF, MAN, «DaimlerChrysler» и «Iveco», используют шины Goodyear как оборудование для первичной комплектации своей продукции. «Goodyear» также обеспечивает шинами всех ведущих производителей трейлеров. Основа стратегии Goodyear – «парки грузового и пассажирского транспорта первостепенны», и в соответствии с этим компания «Goodyear» обеспечивает широкую и разнообразную систему сервиса в сфере индустрии грузовых и пассажирских перевозок по всему миру. в 2007 г. «Volvo Group» и европейское подразделение компании «Goodyear» подписали соглашение о поставках шин для первичной комплектации на весь модельный ряд грузового и пассажирского транспорта, включая грузовики марки Renault, которые производятся в Европе.
Это соглашение стало ещё одним стимулом к увеличению возрастающей доли «Goodyear» в сфере поставок шин для первичной комплектации коммерческого транспорта. В настоящее время доля рынка «Goodyear» в этом сегменте составляет более 30 %.
Соглашение заключено на три года и касается поставок шин для комплектации грузовиков и автобусов Volvo и грузовиков Renault, которые производятся в Европе.