МАФ - Конференция "«МАФ–2008: первые итоги бизнес-форума»"


 

С 9 по 12 сентября 2008 г. в Международном Выставочном Центре «Крокус Экспо» прошёл Четвёртый Международный Автотранспортный Форум (МАФ). Проводился он при поддержке и организационном участии Российского автотранспортного союза (РАС), Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), Самоуправляемой ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП), региональных объединений автоперевозчиков Белгорода, Самары, Тамбова, Архангельска, Москвы, Московской области и других российских регионов, Международного союза автомобильного транспорта (IRU), Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

Это отраслевое мероприятие, объединившее сразу четыре специализированные выставки: “Подвижной состав”, “Спецтехника”, “Автотранспортные услуги”, “Грузовое и пассажирское автохозяйство” и трёхдневную конференцию “Автотранспортная отрасль XXI века”, не имеющее аналогов в Российской Федерации, проводилось уже четвёртый год подряд и явилось значимым событием как по своей актуальности, так и по составу участников.

Конференция «Автотранспортная отрасль ХХI века» была посвящена анализу проблем совершенствования нормативно-правовой базы в автотранспортном комплексе.

- Несмотря на очевидный рост как пассажирских, так и грузовых перевозок автотранспортом, у нас в автотранспортном комплексе до сих пор нет нормативно-правового регулирования, - сказал, открывая конференцию, президент РАСа Иван Марчук. - Есть Устав автомобильного транспорта, но на деле он ничего перевозчикам и бизнесу не дал - именно потому, что отсутствуют все необходимые нормативно-правовые акты – с точки зрения перевозки пассажиров, багажа и грузов. В ходе работы Форума мы вместе должны поднять, проанализировать и обобщить те вопросы, которые наиболее важны для автомобильной отрасли, чтобы мы ещё раз вынесли их в Министерство транспорта Российской Федерации (мы уже несколько раз это делали, но пока, увы, безрезультатно). На этой конференции нам нужно охватить самые сложные и ключевые вопросы, без решения которых мы не можем двигаться дальше.

- Развитие отрасли сдерживает отсутствие до настоящего времени федерального законодательства в области автомобильного пассажирского транспорта, - поддержала президента РАСа генеральный директор Ассоциации международных перевозчиков Московской области Людмила Емельяненко. - Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта Российской Федерации начал действовать только в мае 2008 г., а Федеральный закон «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации» до сих пор не принят. Нет Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. В период правового вакуума в области автомобильных пассажирских перевозок субъекты Российской Федерации были вынуждены в рамках полномочий, определённых от 6 октября 2003 г. (AP-131) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», самостоятельно разрабатывать нормативные правовые акты в этой сфере экономики. Не стала исключением и Московская область.

С докладами на конференции «Автотранспортная отрасль ХХI века» выступили вице-президент Российского автотранспортного союза Михаил Козлов, вице-президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков России Михаил Низов, директор Межотраслевого фонда стандартизации и сертификации автотранспорта Борис Кисуленко, исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников, директор научного центра управления перевозками грузов автомобильным транспортом ОАО НИИАТ Иван Батищев, заместитель генерального директора ГУП «Мосавтотранс» В. Д. Коробовцев и другие руководители ведущих отраслевых структур.

На конференции «Рынок топлива в России: актуальные проблемы – современные решения» были рассмотрены исключительно злободневные для автотранспортных компаний в сегодняшней экономической ситуации вопросы: снижение финансовых потерь, нормирование расхода топлива на автомобильном транспорте, экономические аспекты нормирования расхода топлива; заправка автотранспорта: топливные карты, оптовая покупка топлива, налив топлива (сравнительный анализ); воровство на транспорте (способы решения проблемы хищения топлива, юридические аспекты хищения топлива в автотранспортных компаниях); анализ рынка топлива, прогноз изменений на топливном рынке, новые виды топлива. Учитывая сегодняшний уровень цен да моторные топлива, последний из перечисленных вопросов просто не мог оставить равнодушными автоперевозчиков.

- Не стоит рассчитывать, что розничные цены на дизтоплива опустятся вслед за мировыми ценами на нефть, - подчеркнул с своём докладе генеральный директор компании «Инфорком» Михаил Никин. - Исключительно высокий уровень оптовых цен в Российской Федерации загнал цены АЗС на совершенно необоснованный и неразумный уровень. Опускать их никто не будет по той простой причине, что вся эта восьмимесячная гонка цен только с той целью и затевалась, чтобы брендовые топливные компании имели свои шесть рублей маржи с литра дизельного топлива. Если государство на протяжении восьми месяцев бездействовало, то у нас нет никаких оснований предполагать, что оно вдруг встрепенётся, проснётся, очнётся и начнёт действовать. Из амбициозных задач в области экономики пока прозвучали только слова поддержки малого бизнеса. От цен на топливо реально гибнут и малый, и большой бизнес, и потребители конечной продукции. Отнесут ли власти топливо к сфере интересов малого бизнеса? Маловероятно. Хотя перевозочный бизнес традиционно является в России в подавляющем большинстве малым и средним. И ещё долго будет таковым. Так что не стоит тешить себя надеждой…

Во второй день работы МАФа была проведена тематическая конференция «Автомобильные грузовые и пассажирские перевозки».

Большой интерес участников вызвала конференция «Автотранспортные средства и безопасность дорожного движения», а также проходившая 11 - 12 сентября четвёртая научно-практическая конференция «Совершенствование системы подготовки и допуска водителей к участию в дорожном движении – важнейшая составная часть в обеспечении безопасности дорожного движения».

Одновременно с этим, 9 – 11 сентября 2008 г., прошли образовательные семинары «Практикума профессионалов». На них рассматривались и анализировались практические вопросы налогообложения на автотранспорте, рекомендации по бухгалтерскому учёту, документообороту и калькулированию затрат на автотранспортном предприятии.

Особый интерес участников вызвали проведённые в рамках «Практики профессионалов» конференции «Собственный и наёмный транспорт – аспекты практического выбора» и «Современная логистика: сокращение транспортно-логистических затрат», которые вели руководители и технические специалисты крупнейших предприятий – экспедиторов и грузовладельцев, авторитетные бизнес-консультанты.

Весьма пристрастный интерес у транспортников вызвала конференция «Собственный и наёмный транспорт – аспекты практического выбора». На самом ли деле собственный транспорт всегда выгоднее, чем наёмный? Существует ли «золотое» соотношение собственный – наёмный транспорт? В чём причины роста стоимости перевозок? Нужны ли методики их сокращения? Существуют ли ответы на эти вопросы? Как грузовладельцу не ошибиться в выборе транспортной компании-партнёра? Применимо ли понятие «качество» к работе автоперевозчиков в России? Сравнительный ситуационный производственно-экономический анализ, представленный на конференции, дал её участникам ответы на многие из вопросов.

Десятого сентября состоялась дискуссия «Саморегулирование автотранспортной деятельности в Российской Федерации», в ходе которой происходило обсуждение отраслевых аспектов и перспектив становления и развития саморегулирования в автотранспортном комплексе Российской Федерации, определение проблемных правовых, аналитических, иных факторов и выработка путей их решения, формирование комплекса мер по внедрению механизмов саморегулирования автотранспортной деятельности.

Инновационное развитие предъявляет высокие требования к стандартам ведения бизнеса, его гибкости и адаптивности. Соответственно должна измениться и вся система государственного регулирования. Она должна минимально стеснять рыночные отношения, но обеспечивать при этом безопасность продукции, предоставлять большую свободу предпринимательству, одновременно увеличивая ответственность за недобросовестное поведение. Саморегулирование предполагает имущественную ответственность перед третьими лицами. Это реальная, а не просто декларируемая ответственность перед потребителями. Саморегулирование создаёт более эффективную систему контроля за участниками рынка, потому что саморегулируемая организация отвечает перед потребителем и государством.

Реальные результаты превзошли все ожидания и по числу принявших участие в конференции и практических семинарах (всего в деловой программе IV МАФа зарегистрировано 1730 человек), и по количеству участников и посетителей приуроченной к Форуму выставки автотранспортной техники (во время работы Четвёртого Международного Автотранспортного Форума проводилась регистрация посетителей, их общее число составило 10620 человек). Организаторов МАФ приятно порадовал ещё один результат IV Международного Автотранспортного Форума: за четыре дня его участники заключили не менее 17 сделок (хотя они и не ставили перед собой задачи посредничать в транспортном бизнесе, и уж тем более подсчитывать количество и суммы заключаемых здесь контрактов).

Служба регистрации и учёта посетителей МАФ-2008 наряду с другими критериями и данными фиксировала профессиональную принадлежность участников. В нынешнем году на Форуме наметилась тенденция, которая на первый взгляд должна бы вызывать некоторую тревогу и озабоченность организаторов Форума: если год назад доля руководителей высшего звена среди гостей и участников, пришедших на МАФе для делового общения с коллегами и партнёрами по бизнесу, увеличилась на 20,8 % и составила 49,2 %, то нынче она сократилась на 6,8 % и составила 42,4 %. Есть ли основания для тревоги о том, что налицо явное снижение интереса к мероприятиям МАФа генеральных директоров и президентов компаний, учредителей фирм и холдингов – ключевых для любой компании людей, которые влияют не только на развитие собственного бизнеса, но и в определённой степени на весь российский бизнес? Как показали проведённые в ходе Форума опросы, некоторые из тех руководителей высшего звена, которые пришли на IV МАФ, в следующем коду в МВЦ «Крокус Экспо» приезжать не намерены. И вовсе не потому, что МАФ не интересен генеральным директорам, президентам и учредителям, просто они не в состоянии находиться в нескольких залах сразу, да и не считают нужным пересказывать затем услышанное и записанное своим специалистом: гораздо проще прислать на МАФ-2009 своего заместителя, главного инженера и главного бухгалтера. Так что в нынешнем году, надо полагать, мы имеем дело с началом новой тенденции.

Это же, кстати, подтверждает и сравнение с прошлогодней статистикой: доля принявших участие в МАФе руководителей среднего звена увеличилась с 26 до 31 %. Их привело на Международный Автотранспортный Форум стремление получить здесь уникальную информацию по весьма актуальным проблемам жизни автотранспортного предприятия, а заодно и увидеть коллег по цеху, завязать новые деловые знакомства, представить свою фирму и заинтересовать своими товарами и услугами. И, кроме того, высказать свою точку зрения по самым животрепещущим вопросам и попытаться донести её до власти.

Кардинально (больше чем в три раза) увеличилось количество принявших участие представителей частного бизнеса. Рост интереса предпринимателей к Форуму отмечался и в прошлые годы: с 5,4 % в 2005 г. до 9,4 % в 2006 г., затем до 11,3 % в 2007 г. и до 38 % в 2008 г. Удивляться этому факту не приходится: именно на них, как правило, имеющих весьма незначительные финансовые резервы, наиболее быстро и болезненно сказываются все колебания рыночной ситуации, любые, даже незначительные, изменения в российском правовом поле. А эти колебания и изменения, как известно, в последние годы происходят довольно часто. Впрочем, некоторые коллеги - журналисты считают данную тенденцию негативной, объясняя это тем, что такая активизация предпринимателей свидетельствует о непростом положении их предприятий… Некоторые из предпринимателей отмечали, что в последние годы им становится всё сложнее жить и работать в информационном и правовом вакууме, в своеобразной изоляции от коллег, когда единственным доступным видом «общения» является конкурентная борьба, и что общение на МАФе для них стало своеобразным глотком воздуха, полноценным общением с коллегами.

Живой интерес к МАФу проявили в нынешнем году специалисты среднего звена: к когорте специалистов в какой-то определённой отрасли относился 31 % (год назад – 9 %) участников Форума. Неподдельный интерес к общению со специалистами в области автомобильного транспорта проявили представители научного сообщества, профессорско-преподавательского состава вузов и научных учреждений (в основном расположенных в Москве, хотя служба регистрации и учёта посетителей МАФа зафиксировала и приехавших из других регионов России). Из всех опрошенных за четыре дня гостей Форума 8 % составляли преподаватели и студенты.

Такой рост интереса к мероприятиям МАФа со стороны специалистов автотранспортной отрасли разного уровня объясняется (согласно экспресс-опросам) заметными изменениями в содержательной части конференций и семинаров МАФа: они имеют всё большую практическую ценность.

Итак, за четыре года работы Форум заметно повысил свой профессиональный статус и действительно стал клубом деловых людей, заинтересованных в общении между собой, в расширении профильных связей и придании нового импульса своему бизнесу. Здесь, в конференц-залах, на выставочных стендах МВЦ «Крокус Экспо», автоперевозчики, представители экспедиторских компаний, поставщики запасных частей и оборудования, официальные дилеры зарубежных автопроизводителей и заводов стран СНГ искали конструктивного профессионального общения и новых деловых контактов и, как оказалось, успешно находили.

Среди зарегистрировавшихся участников Форума было 6,2 % (на 3,1 % больше, чем год назад) государственных служащих. В основном это были чиновники разного ранга и разных ведомств – не только Минтранса, но и МВД, МЧС. Многие из них отмечали значительно возросшую насыщенность Форума тематическими конференциями.

В экспозиции Международного Автотранспортного Форума приняли участие экспоненты из России, других стран СНГ и дальнего зарубежья – всего более 80 участников.

Отзывы участников непосредственно в ходе и после конференций, на экспозициях выставки свидетельствовали о том, что на МАФ пришли именно те, для кого он проводился – профессионалы автотранспортной отрасли России и некоторых других стран. Причём бросается в глаза то обстоятельство, что среди участников конференции стало заметно больше руководителей верхнего и среднего звена. Возможно, причиной тому послужили некоторые особенности деловой программы нынешней конференции, а возможно – впечатления коллег о предыдущих.

На выставочных площадках экспонентами стали как производители из стран СНГ, так и всемирно известные компании и фирмы – производители грузовой и пассажирской автомобильной, прицепной техники, производители и поставщики автокомпонентов, смазочных материалов и масел, автоперевозчики, а также страховые, лизинговые, топливные и другие компании. Среди крупнейших экспонентов – МАЗ, КАМАЗ, «Атлант-М», «Хёндэ КомТранс», «Yutong», «Sollers» торгового дома «Северсталь-авто» (автомобили Isuzu), «АвтоКрАЗ», «Силовые агрегаты», «Русские Автобусы», «Траксервис», «Тракцентр» (Казань), «Самотлор-НН», «Мосгортранс», «Инфорком», «Парсек-сервис» (Renault), «Этон», Koegel, «Мобилен».

Четвёртый Автотранспортный Форум ещё раз подтвердил, что формат МАФа, включающий в себя специализированную выставочную часть и очень серьёзную, насыщенную деловую программу (конференции и конкурсы), а также презентации компаний и фирм-участников выставки) c каждым годом всё больше превращается в одно из крупнейших событий отрасли.

Уже ведётся работа по подготовке Пятого Международного Автотранспортного Форума, который пройдёт в сентябре 2009 г. здесь же, в международном выставочном центре «Крокус Экспо».