Заметки на полях "Как достучаться до власти?"


Нужны ли Минтрансу автоперевозчики? Нужен ли автоперевозчикам Минтранс?

 

Олег ЖАРКО

 

Разговор специалистов-практиков автомобильного транспорта на Четвёртом Международном Автотранспортном Форуме (МАФ) был заинтересованным, конструктивным и компетентным. Однако впервые за четыре года проведения этого мероприятия бросилось в глаза то обстоятельство, что в нём не приняли участие представители Министерства транспорта Российской Федерации. В прошлые годы штаб отрасли на МАФе представляли заместитель министра и руководитель и специалисты Департамента автомобильного транспорта.

Внимание на это обратили сразу несколько перевозчиков во время конференции «Автотранспортная отрасль XXI века»:

- А где Минтранс? Почему в зале нет никого из министерства? К кому мы здесь вообще обращаемся?

Президент Российского автотранспортного союза (РАС) Иван Марчук тактично вышел из деликатного положения:

- Из Минтранса здесь сегодня никого нет. Однако мы с вами должны выработать свои предложения и при помощи РАСа донести их до Минтранса: в ближайшем будущем, впервые за долгое время, должна состояться коллегия министерства по автомобильному транспорту.

Из положения умудрённый жизненным опытом Иван Дмитриевич, конечно, вышел. Но вопрос-то остался, что и подтвердил пробежавший по залу гул возмущения:

- Нас министерство уже и слушать не хочет!..

Однако я всё-таки решил выяснить, чем вызвано такое отношение учреждения, которое принято именовать штабом отрасли, к мнению автоперевозчиков, коих в МАФе принимало участие несколько тысяч? Причём это были не просто рядовые сотрудники автотранспортных компаний, а настроенные на конструктивную работу руководители автопредприятий разных форм собственности – те самые люди, которые везут на себе весь воз автотранспортных проблем России и как никто другой знают ситуацию в отрасли.

Организаторы Международного Автотранспортного Форума ответили, что внезапный отказ Министерства транспорта от участия в Форуме и для них стал полной неожиданностью. В течение всего года готовился план мероприятий Четвёртого МАФа, согласовывались выступления и доклады ведущих специалистов министерства. За неделю до начала МАФа заместитель министра Евгений Москвичёв подписал приветственное обращение к участникам Форума. Однако затем всё вдруг изменилось: всего за четыре дня до начала Форума все доклады и выступления работников министерства, запланированные на МАФ, по распоряжению замминистра транспорта Е. С. Москвичёва, который непосредственно отвечает в министерстве за автотранспорт, были отменены, а участие министерства в работе Форума свёрнуто без объяснения причин.

В приличном обществе так не поступают. Не говоря уже о том, что замминистра транспорта - это чиновник… Не хозяин, не владелец, не собственник, не создатель, а служащий высокого ранга на содержании у общества.

 Впрочем, оставим это решение на совести государственного чиновника Весьма Высокого ранга, хотя, надо сказать, оно вызывает немало вопросов, например: министерство отрасли всегда столь круто и спонтанно отменяет свои решения и договорённости? Тогда не вызывает удивления то плачевное состояние, в котором сегодня находится российская автотранспортная отрасль.

Между тем на конференции «Автотранспортная отрасль XXI века» (особенно накануне заседания коллегии министерства по вопросам автомобильного транспорта) руководству отрасли было что послушать. И о том, что проблем в автотранспорте много, а решений как не было, так и нет. И о том, что нормативной базы как не было много лет, так и нет. С горем пополам приняли Устав автомобильного транспорта, а он всё равно ничего не дал. Сам по себе этот документ, о котором так много говорили с самых разных трибун (в том числе и руководители Минтранса – с трибуны Второго и Третьего МАФ) не привёл ни к каким позитивным переменам в отрасли. Потому что в дополнение к нему необходимо ещё огромное количество нормативных документов. В общем, гора родила мышь…

В отрасли сегодня проблемам – несть числа. Это, в частности, и проблема допуска к профессии, и проблема допуска к рынку (о которую уже сколько лет ломаются копья), и проблема инвестиций, и проблема подготовки кадров, и проблема катастрофического старения парка (о чём можно говорить, если в России сегодня более 3 млн грузовых автотранспортных средств давно выходили свой ресурс и представляют собой реальную угрозу и безопасности, и экологии), и проблема безопасности дорожного движения, и…, и…, и… Отрасль сегодня остро нуждается в государственном регулировании, а в некоторых вопросах – и в государственной поддержке (впрочем, слово «сегодня» здесь не очень уместно: точнее будет – «позавчера»).

В автотранспорте ещё не падают самолёты, наверное, лишь потому, что у грузовиков нет крыльев. Но то, что с рынка автоперевозок каждый день уходят десятки предприятий, которые попросту закрывают свой бизнес и ищут другую сферу приложения сил, - это факт, от которого отмахнуться нельзя. Любой российский автоперевозчик без раздумий назовёт не одно предприятие своих коллег, которое либо уже закрылось, либо только о том и думает, как закрыться и распродать подвижной состав.

Некоторые докладчики не без горечи отмечали, насколько неоценим вклад «штаба отрасли» в её последовательный развал. И вклад этот заключается прежде всего в бездействии и равнодушии чиновников министерства.

Простой пример. Проблема допуска к профессии. В большинстве развитых стран мира к вопросам допуска к профессии относятся крайне жёстко. Например, в странах ЕС требования, предъявляемые к соискателю на право заниматься транспортным бизнесом, сформулированы в специальной общеевропейской директиве. Заявитель должен обладать хорошей репутацией, иметь соответствующее финансовое положение для обеспечения стартовых условий бизнеса, доказать и в дальнейшем периодически подтверждать свою профессиональную компетентность, сдав обязательный экзамен, в том числе на знание соответствующих законов, основ управления, бухучёта и экономики. А в Японии оператора, без разрешения появившегося на транспортном рынке и тем самым нарушившего закон, привлекают к уголовной ответственности.

А у нас? Увы, у нас сложилось ложное понимание принципов рыночной либерализации. Сегодня достаточно приобрести автомобиль, получить водительские права или иметь «корочки» двадцатилетней давности – и ты уже оператор транспортного рынка.

Но вопрос даже не в этом. Вопрос в том, что перевозчики, руководители местных властей говорили и писали об этом чиновникам Минтранса, наверное, миллионы раз – и что? Да ничего! Чиновники согласны: надо что-то делать. Интересно только, кто именно должен делать это «что-то», если не министерство? Быть может, в штабе отрасли не хватает специалистов достаточной квалификации?

Таких вопросов – бесконечное множество.

Разумеется, проблемы автотранспортной отрасли на Форуме обсуждались. Отсутствие людей, которые в состоянии и вправе если не сформулировать государственную позицию, то хотя бы услышать, донести до государственных, законодательных органов, вызвало у перевозчиков и недоумение, и понимание того, что в ближайшее время ничего меняться не будет, и никакой позиции у Минтранса нет, а возможно, и конструктивной работы нет сегодня и не планируется в дальнейшем. И ещё: у собравшихся на Форуме перевозчиков сложилось мнение, что Минтранс просто боится встречаться с перевозчиками, потому что, похоже, не знает ответов на злободневные вопросы автотранспортников.

Можно ли достучаться до власти? Не знаю. Но сомневаюсь всё больше и больше. В те самые дни, когда в «Крокус-Экспо» проходил Четвёртый Международный Автотранспортный Форум, гораздо более радикально настроенные и неплохо организованные автоперевозчики устроили в Москве «марш пустых канистр», пытались перекрыть некоторые автомобильные дороги. Таким образом они хотели обратить внимание власти на проблемы перевозчиков. Приходили их представители и на Форум, предлагали объединиться и вместе выйти на улицу. Не получилось. На этот раз не получилось. Потому что те транспортники, которые собрались на МАФе, были настроены на диалог с властью, а не на конфронтацию с ней. Увы, власть не пожелала принять участие в диалоге…

Есть повод поговорить о проблемах автотранспортной отрасли. О том, что может сделать государство хотя бы для её сохранения. И о том, почему Министерство транспорта этого не делает. Впрочем, это – тема уже следующих публикаций…