Конкурсы "На малом и дальнем плече перевозок"


В конкурсе «PROдвижение-2008» самосвал КрАЗ 65032-070-02 удостоен специального приза Экспертного совета

 

Валентин ОЖГО

Фото автора

 В

Обширная линейка бортовой и самосвальной техники холдинговой компании «АвтоКрАЗ», которая постоянно обновляется, в нынешнем сезоне пополнилась несколькими новинками. Автоперевозчикам СНГ, работающим на внутренних маршрутах, такая техника сразу понравились – комфортно, надёжно и, что немаловажно, производительно…

  

 

Теперь уже в статусе дипломанта

Технику всевозможного предназначения холдинговой компании «АвтоКрАЗ» перевозчики стран СНГ облюбовали по нескольким причинам. Во-первых, она просто «неубиваемая» даже в агрессивном режиме эксплуатации. Во-вторых, она до удивления проста и не требует высоких инженерных знаний – обычные автомобили для короткого плеча строительных перевозок или рейсов на далёкие расстояния. В-третьих, здесь не такая высокая утомляемость водителя, как это было на моделях предыдущих версий. Когда самосвал КрАЗ 65055-064-02 выставили на демонстрационной площадке в Москве на «Интеравто-2008», эксперты конкурсной комиссии «PROдвижение» предрекли – самосвал, несомненно, станет дипломантом. Так оно и получилось. Экспертный совет выделил КрАЗ 65055-064-02, признав машину лучшим специализированным автомобилем выставки. А через неделю на Международном автотранспортном форуме эти же эксперты отметили ещё одну машину из Кременчуга – специальный приз получил самосвал КрАЗ 65032-070-02.

Это тот случай, когда мнение экспертов, кроме оценок по техническим, эксплуатационным характеристикам, экономичности эксплуатации и технического содержания, дизайна и эргономики, базируется ещё и на точке зрения рядовых потребителей, эксплуатирующих такую технику. Так что разработчики увезли в Кременчуг не только хорошие отзывы перевозчиков о своей машине, но и хорошо котирующиеся в кругу производителей престижные дипломы.

Автомобиль КрАЗ 65055-064-02 с колёсной формулой 6х4 разрабатывался специально под короткое плечо строительных перевозок. У него нет кабины со спальником, как у магистральных машин, он не обладает высокими скоростными характеристиками. для Но транспортники ценят эту машину за выносливость и живучесть мостов – работы на строительных объектах этого вполне достаточно.

Что касается двигателя, то здесь стоит простенький ЯМЗ 238 ДЕ2 с турбонаддувом, у которого в моторной упряжке 330 л. с. Если автомобиль загрузить по полной паспортной массе, т. е. 20 т сыпучего или щебенистого груза в 16-кубовый кузов, то он на труднопроходимой дороге при включённых мостах будет расходовать 33 л/100 км. Для такого силача это вполне приемлемо.

Правда, в последних наработках автозавода есть самосвальные версии, в которых применяется Cummins модели ISLe 375 30, соответствующий экологическому формату Евро-3. 370-сильный дизельный двигатель с рабочим объёмом 8,9 л хорошо себя зарекомендовал, но его применение сразу возносит стоимость машины. К тому же импортный двигатель пока остаётся дорогим в эксплуатационном обслуживании.

Не исключено, что КрАЗ вскоре начнёт комплектовать свои машины линейными двигателями китайского производства последнего поколения, изготовленными по лицензии ведущих мировых производителей. Такие агрегаты по экологическому стандарту и в соотношении цена - качество вполне по карману потребителям стран СНГ. И, скорее всего, они окажутся дешевле моторов «Автодизеля», поскольку китайцы могут пойти на хорошие уступки.

В тормозной системе применили обычную классику – двухконтурная раздельная схема с пневматическим приводом. Тормозной механизм тоже классический – барабаны с внутренними колодками. На машинах такого класса это самый оптимальный вариант. Во-первых, проще не бывает. Во-вторых, надёжно и безопасно.

Для самосвала КрАЗ 65055 специально разработали усиленную заднюю подвеску, более прочным стал двухступенчатый редуктор. Мощности в три сотни и ещё тридцать «лошадей» самосвалу для обычной стройплощадки даже в сезон дождей и бездорожья вполне достаточно и даже с избытком. Двойная ошиновка задней тележки для сложных дорог, конечно же, повышает проходимость – самосвал будет пыхтеть, но тихим ходом пройдёт сложный участок.

В линейке завода есть несколько модификаций самосвалов этой серии, которые тоже пользуются спросом. Здесь можно выделить версии «040», «052», «059» и «063». Это трёхосники, которые различаются силовой комплектацией, объёмом кузова и грузоподъёмностью.

На недавно проходившем IV Международном автотранспортном форуме помимо модели КрАЗ 65055-064-02 демонстрировался упомянутый выше полноприводник КрАЗ 65032-070-02, получивший специальный приз. Самосвал с колёсной формулой 6х6 имеет грузовую (12-кубовую) платформу на 18 т. От модели «65055-064-02» он отличается не только чуть меньшей грузоподъёмностью и вместимостью самосвального кузова, но и ходовой базой. Задняя тележка здесь – с одинарной ошиновкой типоразмера 16.00R20.

В подкапотной нише у «ноль тридцать второго» стоит такой же дизельный мотор ЯМЗ 238 ДЕ2 с турбонаддувом. По мощи мотора он одинаков с машинами серии «65055», а по проходимости – выше. Линейка этой серии чуть шире по модификациям, которые рассчитаны на разные условия эксплуатации. Но их объединяет мощь, выносливость и простота в эксплуатации.

 

По карьеру просьба не лихачить

В нынешнем сезоне завод предоставил журналу «Автоперевозчик» несколько машин для практического теста в реальных условиях эксплуатации. Среди испытуемой техники был тягач КрАЗ 6140 с гружёным полуприцепом-тяжёловозом и самосвал КрАЗ 65032, доверху заполненный породой. Самосвал этот был в версии импортной силовой комплектации. В подкапотной нише стоял мотор Cummins ISLe 375 30. Он работал тихо и не подсвистывал. Впрочем, для непосвящённого это был обычный звук дизеля.

На самом деле качество мотора и его ходовые возможности очень скоро проявились на подъёме вверх, когда гружёная с «шапкой» машина легко выскочила вверх по подъёму на седьмой передаче. Правда, почти на самом верху, чтобы не перегружать практически необкатанный двигатель, пришлось уйти на пятую, хотя там можно было бы спокойно двигаться на шестой передаче. Здесь стоит однодисковое сухое сцепление MFZ 430 и немного непривычная по схеме переключения ступеней китайская КПП. К ней нужно привыкать. Нет, традиционного для китайских коробок передач скрежета она не выдаёт, работает чинно, как и положено механической КПП. У неё только схема очерёдности ухода по ступеням вверх и вниз отличается от европейской. Правда после нескольких «пробежек» туда - сюда всё хорошо запоминается. Несколько раз, правда, сбивался, но на такую «агрессию» коробка реагировала мягко.

 



Несмотря на свои габариты и массивность, самосвал КрАЗ 65032 довольно скоростной и весьма проворен на дорогах общего пользования. Согласитесь, стиляга да и только

 

Шестицилиндровый мотор (рабочий объём 8,9 л) тянет превосходно. Те 370 л. с., позволяющие развивать максимальный крутящий момент 1550 Н∙м при 1200 об/мин, в карьерных условиях эксплуатации даже слишком хороши – дорога хотя и тянется по серпантину вверх, но твёрдая, сцепление с покрытием хорошее. Здесь бы и трёх сотен «лошадок» было достаточно. Но если учесть, что машина рассчитана под эксплуатацию в более серьёзных условиях, в том числе по полному бездорожью, то для подобных тяговых возможностей такая мощность вполне оправданна.

 


в

На технологических маршрутах с коротким плечом перевозок самосвал тоже остаётся резвым: водители-то работают от выработки…

 

Машина на грунтовке и правда довольно шустрая. Заводским инженерам то и дело приходилось делать напоминания о том, чтобы по карьеру не лихачили. Впрочем, там было не до лихачества, поскольку некоторые участки дороги действительно требовали сосредоточенности, безопасной езды и осторожности. Правда, в отдельных местах, где позволяли условия, нога автоматически добавляла газу, и самосвал легко брал на скорости даже крутые подъёмы.

Версия машины с ярославским двигателем, которую пришлось обкатывать раньше, тоже по силе мощная, хорошая и надёжная, но двигатель не столь приёмистый, его дольше приходится разгонять. Здесь, наоборот – мотор тут же отзывается на добавленные обороты и резво тянет вперёд.

  

ы

Под тяжестью полной загрузки КрАЗ 65032 идёт легко даже по грязи, что подкупает

 

В хорошей тяге для тягача

Автоперевозчики, эксплуатирующие тягачи из Кременчуга, вполне заслуженно отдают дань уважения тяговым возможностям этих машин. Сразу скажем, что это не скоростные магистральники для внешних маршрутов, а самые что ни на есть обычные труженики внутренних трасс. Их задача не столько в транспортировке контейнеров или лёгких полуприцепов, сколько в доставке тяжёлых и негабаритных грузов, к примеру, строительных машин на отдалённые объекты или переброске военной техники.

Тягач КрАЗ 6140ТЕ в составе автопоезда «АП» завод предоставил для теста летом. Балластом для груза послужил бульдозер, который специально взгромоздили на платформу и закрепили по всем требованиям дорожной безопасности. Седельно-сцепное устройство George Fisher на 3,5 дюйма, адаптированное под прицепные системы стран СНГ, легко приняло полуприцеп в свой захват. Его специально взяли для комплектации кременчугского тягача, поскольку оно способно выдерживать большие нагрузки. Конечно, для классического магистрального полуприцепа седло находится немного высоко, но там и нагрузки меньше, и габариты поскромнее. Здесь же вертикальная нагрузка на седло достигает 20 т, а остальная масса распределяется на задние тележки тягача и полуприцепа.

БЛОК


ы

Блок седельно-сцепного устройства тягача КрАЗ 6140ТЕ находится почти на двухметровой высоте (без четырёх сантиметров), при полной загрузке он будет чуть ниже

 


ы

А при загрузке полуприцепа седло сместится вниз на 8 сантиметров

 

Силовая компоновка у тягача – от «Автодизеля» («Группа ГАЗ»). Здесь стоит 400-сильный 8-цилиндровый ЯМЗ 7511.10-16 (Евро-2) на 14,48 л, развивающий 2100 об/мин. В максимальном крутящем моменте V-образный двигатель достигает 1715 Н∙м. Однодисковое, сухое сцепление и девятиступенчатая механическая КПП – тоже из Ярославля.

Конечно, при агрегатировании с тяжёлым полуприцепом и грузом на нём автомобиль получается энергоёмким. И от этого никуда не денешься. Если разместить на платформе 70-тонный груз и передвигаться с ним по грунтовой дороге со средней скоростью около 60 км/ч, то на стокилометровом отрезке пути мотор израсходует 76 л солярки. Впрочем, если альтернативы в путях доставки той же строительной техники на отдалённый объект нет, то такие затраты окажутся мелочью…

Главная особенность тягача (колёсная формула 6х6) в том, что он разработан специально под комбинированные перевозки – по дорогам общего пользования и бездорожью. Если по трассе с твёрдым покрытием он будет держать дозволенные 60 км/ч (хотя может и больше), то на пересечённой местности он – тихоход. В обоих сдучаях он будет одинаково лёгок в управлении, в чём убедился автор этих строк. Здесь стоит механический рулевой механизм с гидроусилителем, позволяющий удерживать рулевую колонку даже не сжатыми пальцами, а ладошкой.

Что касается манёвренности, то это обычная для таких автопоездов-длинномеров неповоротливость с большим смещением кормы к центру поворота. Тягач с полуприцепом-тяжеловозом вписывается в рамки ТС для дорог общего пользования, но при перевозке негабаритного груза всё-таки потребуется и разрешение автоинспекции, и сопровождение. В данном случае (для перевозки бульдозера) все габаритные нормативы этого не требовали.

 


а

Согласитесь, таким автопоездам-длинномерам для манёвра нужен простор

 

Единственное, что казалось автору этих строк непривычным, так это постоянный контроль над смещением прицепа при поворотах и разворотах: ведь для манёвра здесь нужен простор. Но автоперевозчики, постоянно эксплуатирующие такие автопоезда, знают, что в плотном городском транспортном потоке без машины сопровождения не обойтись. Впрочем, этого не избежать и аналогам зарубежного производства, поскольку с такими габаритами по длине в одиночку по городу катить довольно сложно.