МАФ - Конференция "Безопасность транспорта и безопасность перевозок"


 

Борис Кисуленко, заместитель генерального директора по научной работе ГНЦ РФ ФГУП НАМИ:

«Регламент должен исключить провал в техническом законодательстве»

 

На конференции «Автотранспортная отрасль XXI века», проходившей в рамках IV Международного Автотранспортного Форума, особое место занимало обсуждение проблем повышения безопасности на автомобильном транспорте. Большой интерес участников конференции вызвало обсуждение проекта технического регламента «О безопасности колёсных транспортных средств».

 

- Безопасность перевозок во многом зависит от безопасности автомобиля как основного участника движения на автомобильных дорогах,- сказал заместитель генерального директора по научной работе ГНЦ РФ ФГУП НАМИ Б. В. Кисуленко. - Сегодня действует закон «О техническом регулировании», утверждённый Госдумой в 2002 г. и вступивший в силу с 1 октября 2003 г. Этим документом предусмотрено создание совершенно нового технического регламента, который может быть утверждён либо указом Президента, либо Федеральным законом, либо постановлением Правительства. Все остальные документы, в том числе ведомственные, могут иметь рекомендательный характер.

Исходя из Федерального закона, нами разработан проект технического регламента «О безопасности колёсных транспортных средств», который является логичным продолжением действующей сегодня системы сертификации механических транспортных средств, а мы помним, что эта система была создана в 1992 г. и уже 16 лет успешно функционирует в России. В соответствии с этим регламентом сегодня в России действуют нормы Евро-3. Это достаточно серьёзный старт для транспортных средств в сфере экологической безопасности. А с 1 января 2010 г. в России должны быть введены требования Евро-4. Технический регламент является логичным продолжением системы сертификации. В конце прошлого года были подготовлены Изменения № 1 к действующей системе сертификации, существенно ужесточающие требования к конструкции транспортных средств, и введены в качестве обязательных более 15 новых правил Европейской экономической комиссии, которые были приняты в Женеве и к которым РФ присоединилась. Эти документы также будут использованы для принятия технического регламента «О безопасности колёсных транспортных средств», который должен исключить провал в техническом законодательстве.

Регламент действующей сертификации предусматривает одобрение типа транспортного средства или типа шасси. Это комплексная процедура, посредством которой по совокупности отдельных сертификатов изготовителю выдаётся документ, подтверждающий, что тип транспортного средства или шасси соответствует всем установленным требованиям. Что касается личных транспортных средств, то в регламенте предусмотрен полный набор требований по качественной оценке, который может являться основанием для того, чтобы данное транспортное средство получило разрешение на допуск в Россию. Что же касается компонентов транспортных средств, то, согласно закону о техрегулировании, предусмотрены две опорные оценки - это либо обязательная сертификация, либо декларирование изготовителями. При этом надо отметить, что декларирование изготовителя - более строгая форма контроля со стороны государства, которая требует очень жёсткого механизма надзора. В частности, в качестве примера можно привести механизм работы американской коллегии национальной администрации по безопасности дорожного движения. Она обладает бюджетом в 300 млн долларов США, за счёт чего закупаются автомобили и компоненты, проводятся их независимые испытания. И если изготовитель нарушает требования, то на него накладываются очень серьёзные штрафы, вплоть до принудительного отзыва с рынка всех уже проданных транспортных средств и компонентов.

Проект регламента подготовлен и проходит публичные обсуждения с 5 августа 2008 г. Федеральные органы исполнительной власти (в том в числе восемь федеральных министерств) рассматривают его, поэтому мы можем надеяться на то, что в скором времени проект в том или ином виде будет согласован и направлен в Правительство РФ для утверждения его в виде постановления Правительства.