Международные перевозки "Между таможнями…"


С 1 января транзитные операции МДП будут обрабатываться европейской системой NCTS. Теперь перевозчик обязан предварительно уведомить таможню о предстоящей перевозке.

 

Олег ЖАРКО

 

Вот и началось… С 1 января 2009 года во всех пунктах пропуска Республики Польша, а также на всей территории Евросоюза вступают в силу правила, в соответствии с которыми все транзитные операции МДП будут обрабатываться европейской IT системой NCTS. Делается это для предварительного информирования таможенных органов ЕС о перевозках товаров с использованием процедуры МДП.

Для перевозчиков, использующих процедуру МДП, это означает дополнительное обязательное предварительное (не менее чем за 1 час) представление таможенным структурам пункта пропуска электронного предуведомления о процедуре МДП.

В случае, если перевозчиком электронное предуведомление о процедуре МДП не направлено в пункт пропуска Евросоюза, то книжка МДП не будет приниматься к таможенному оформлению, и перевозчик для оформления электронного предуведомления должен будет обращаться в пункте пропуска в таможенное агентство, что будет связано с дополнительными финансовыми затратами и дополнительными затратами времени на ожидание услуги.

В связи с введением таких правил МСАТом разработан и с ноября 2007 года практически реализуется пилотный проект NCTS-МДП, который позволяет белорусским международным автоперевозчикам формировать необходимые исходные данные в файл, который затем передаётся в таможенные органы стран Евросоюза, участвующих в настоящее время в данном проекте. С 8 октября 2008 года польские таможенные органы в пункте пропуска «Корощин» присоединились к пилотному проекту NCTS-МДП. Оформление товаров и транспортных средств по предварительным электронным декларациям в соответствии с пилотным проектом NCTS-МДП в пункте пропуска «Корощин» проводилось через день - по вторникам, средам и четвергам.

Пилотный проект NCTS-МДП, которым уже пользуются белорусские транспортники, позволяет автоперевозчикам самостоятельно (без участия брокеров и без оплаты услуг) предоставлять в пункты въезда/выезда стран ЕС, участвующих в проекте, информацию в форме электронного предуведомления МДП до того, как транспортное средство прибудет в пункт въезда в ЕС или в первый пункт отправления из ЕС. Независимо от маршрута движения (въезд в ЕС или выезд из ЕС) перевозимый товар (количество наименований перевозимого товара не ограничено) должен доставляться только от одного отправителя одному получателю (данные об отправителе и получателе товара указываются, соответственно, в графах 1 и 2 CMR-накладной).

Для белорусских перевозчиков, как и для перевозчиков, пересекающих территорию Беларуси транзитом в страны ЕС, это была обкатка работы в новых условиях, которая не обошлась без трений, сложностей и накладок, неизбежных при внедрении серьёзных изменений в устоявшейся технологии работы.

В последние годы очень много говорилось и писалось о кризисе системы МДП (TIR). И дело не только в пресловутой проблеме недоставок грузов в российские таможни назначения. Просто с объединением европейских государств в ЕС на территории континента таможенные границы внутри сообщества, мягко говоря, потеряли своё прежнее значение. Сегодня в странах Европы об аббревиатуре TIR напоминают разве только TIR- паркинги, именуемые так скорее в силу сложившейся традиции, да то, что, например, поляки ещё долго все автопоезда будут по привычке называть «тирами». Там укоренилась совсем иная система гарантий.

 

Общий транзит

Сегодня в системе МДП различают три вида международного таможенного транзита: от внутренней таможни до таможни выезда - транзит из страны; от таможни въезда до таможни выезда - транзит через страну или проходной; от таможни въезда до внутренней таможни - транзит в страну. При всех этих видах транзита используется один-единственный документ - книжка МДП (Carnet TIR). Книжка МДП  служит таможенной декларацией, а также доказательством таможенного покрытия. Но процедуру МДП  нельзя использовать в том случае, если при перевозке груза не пересекается хотя бы одна граница. Кроме того, страна, где начинается перевозка, должна быть страной-участницей Конвенции МДП. Все страны ЕС являются странами-участницами этой конвенции, хотя и являются единой таможенной территорией. Поэтому перевозка внутри ЕС без пересечения внешней границы воспринимается как внутренний транзит и происходит без применения таможенных процедур.

Книжка МДП может быть использована при перевозках товаров: начинающихся или оканчивающихся в ЕС с операцией МДП вне ЕС; если часть товаров, предназначенная для таможенной территории ЕС, перевозится вместе с другими товарами, предназначенными к разгрузке вне ЕС; осуществляемых между двумя точками внутри ЕС через территорию третьей страны.

Система транзита Европейского сообщества - Коммунитарная система Т - была создана в 1969 г. в рамках европейского законодательства. С 1993 года она основывается на Европейском таможенном кодексе (ЕС Reg/ 2913/92 & 2454/93) и используется для перевозок внутри стран ЕС. На практике коммунитарная система применяется и тогда, когда перевозка начинается или заканчивается за пределами ЕС. В этой ситуации перевозка по территории ЕС проходит по коммунитарной системе, а другая её часть - с использованием, например, национальной системы. Кроме того, сегодня в Европе действует система так называемого общего транзита. Конвенция об общей транзитной процедуре действует в государствах-членах Евросоюза, а также в случаях, когда товар из стран ЕС нужно экспортировать в одну из соседних с ним стран, входящих в Европейскую ассоциацию свободной торговли - EFTA: Австрию, Бельгию, Великобританию, Грецию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Португалию, Румынию, Финляндию, Францию, Германию, Швецию, Чехию, Словакию, Венгрию, Польшу, Словению, Литву, Латвию, Эстонию, Кипр, Мальту, Швейцарию, Лихтенштейн, Норвегию, Исландию. Она позволяет транспортировать грузы (вывоз, ввоз или транзит) по документу SAD с минимумом таможенных формальностей.

 В соответствии с Таможенным кодексом Евросоюза общая транзитная процедура подразделяется на процедуры внешнего (Т1) и внутреннего (Т2) транзита.

Действие процедуры Т1 распространяется:

- на иностранные товары (т. е. товары происхождением не из ЕС), которые облагаются таможенными пошлинами при ввозе (процедура Т1 допускает их перевозку под таможенным контролем до таможни назначения внутри ЕС или до границы сообщества);

- на товары происхождением из сообщества, к которым в связи с вывозом за его пределы применяются экономические льготы.
Действие процедуры Т2 распространяется:

- на товары происхождением из Евросоюза, перемещаемые по его территории или через территорию страны, входящей в ЕАСТ;

- на товары происхождением из ЕС, если они перемещаются между отдельными странами сообщества, между которыми существуют определённые режимы тарифного регулирования.

Перевозки, которые заканчиваются или начинаются за пределами Европейского союза, могут проходить по системе МДП.

Около четверти перевозок по системе МДП  белорусские и украинские перевозчики осуществляют в Евросоюз. Хотя на самом деле, полагают в Международном союзе автомобильного транспорта, грузоперевозок из этих стран в ЕС гораздо больше, но они покрываются системой общего транзита. Активное развитие системы Т в последнее время вызывает серьёзную обеспокоенность у международных организаций, в обязанность которых входит поддержание стабильности международных перевозок.

Бурно прогрессирующее использование процедуры Т серьёзно встревожило МСАТ. В Женеве полагают, что использование системы Т имеет негативные последствия для международных автомобильных перевозок. Чиновники МСАТ считают, что система Т более выгодна таможенным брокерам и экспедиторам, нежели перевозчикам.

Между тем всякое сравнение -  штука рискованная. Потому что можно привести немало аргументов за процедуру Т. Так, по сравнению с книжкой МДП она стоит гораздо дешевле, особенно при перевозке грузов невысокой стоимости. (Оформление процедуры Т непосредственно на белорусско-польской границе, одновременно являющейся, как известно, и внешней границей Союзного государства России и Беларуси, при доставке груза стоимостью до 50 тыс. долларов обойдётся всего в 25 евро.) К тому же на выдачу книжек МДП существуют определённые квоты и ограничения, тогда как общую транзитную процедуру может оформить любой автоперевозчик.

Ещё один плюс заключается в том, что в пути можно перегрузить товар с одного транспортного средства на другое без замены самого документа. С разрешения таможенных органов стран Евросоюза допускается внесение изменений в документ Т самим перевозчиком.

Предел финансовой ответственности по общей транзитной процедуре гораздо выше, чем при использовании книжки МДП. (Многие импортёры и экспортёры ошибочно считают, что книжка МДП предоставляет им страхование самого груза. В действительности она, как и документ Т, является только системой гарантирования оплаты таможенных пошлин и сборов национальным таможенным органам в случае недоставки грузов в таможню назначения или прерывания транзита. И не более того!).

 

Выбор

         По большому счёту, спорить здесь не о чем. Понятно беспокойство чиновников МСАТ: чем больше перевозчиков будет использовать процедуру Т, тем меньше будет использоваться процедура МДП. А это – потеря денег, и немалая. Но перевозчик сам вправе решать, какую процедуру использовать при международных перевозках. И ему виднее, кому он заплатит за спокойный сон таможен стран назначения перевозимых грузов – брокерам или участникам гарантийной цепи МДП. Его решение зависит от полноты его информированности об условиях, стоимости и надёжности обоих видов таможенной гарантии.

         МСАТ – надо отдать ему должное – предложил международным перевозчикам схему, которая, возможно, сократит постепенное «перетекание» транспортников из МДП в систему Т.  Проект NCTS/МДП – это своеобразный электронный мостик, стыкующий две системы. Основная идея этого проекта состоит в передаче информации заранее, чтобы было время обработать её на компьютере.

Когда перевозчик приезжает на внешнюю границу ЕС, его первая реакция - обратиться к таможенному брокеру с тем, чтобы он перенёс необходимую информацию из книжки МДП в систему.

При разработке этого проекта использовался таможенный опыт стран ЕС.

Итак, держателю книжки МДП выдаётся пароль и логин. Когда перевозчик получит книжку МДП, то для того, чтобы передать информацию заранее, т.е. начать процедуру декларирования, он должен будет ввести идентификационный код держателя, номер книжки МДП, которая находится у него на руках, и срок её действия. Если всё совпадает, то держатель книжки получает доступ к системе. После этого необходимо будет внести информацию из книжки МДП и отправить её в адрес таможни на границе ЕС, которая будет пересекаться первой. И хотя с помощью электронного сообщения таможни получат все данные, содержащиеся в книжке МДП, оно не заменяет саму книжку, которую всё равно нужно будет подать к оформлению. Такая схема, по мнению МСАТ, выглядит проще, чем соединение двух систем гарантий - национальных и европейской Т .

Использование NCTS-МДП даёт возможность использовать систему МДП до пересечения границы, на границе таможня сверяет электронную информацию с данными книжки МДП, и затем перевозчик может завершить транспортировку груза до конечного пункта назначения, используя одну гарантию и один таможенный режим. Так или иначе, процедуру NCTS придётся использовать всем перевозчикам, въезжающим на территорию ЕС. Независимо от того, воспользуются они для этого помощью своей национальной ассоциации, выдающей книжки МДП, или непосредственно на границе обратятся к таможенному брокеру.

Как бы ни было, новая схема уже начинает работать. Встретив Новый год, отгуляв рождественские каникулы, вы отправите свои машины в путь. Только не забудьте о том, что, если вы используете процедуру МДП, необходимо отправить электронное уведомление. Возможно, это сэкономит ваше время, нервы и деньги.