Анализ рынка "Под тяжестью кризисного груза"


Валентин ОЖГО

 

Практически все автоперевозчики Украины сходятся во мнении, что нынешние кризисные явления будут иметь более тяжкие последствия, чем дефолт 1998-го. Опасаются наихудшего – повсеместных простоев техники и безработицы в среде самых квалифицированных водительских кадров.

 

Перспектива с горчинкой

Вначале констатация факта: в первой декаде декабря минувшего года объём международных грузовых перевозок упал на 27 %. Такого обвала украинские автотранспортники не знали даже в 1998 г. А теперь ещё одна малоутешительная весть: из 20 млн безработных, которые прогнозирует Международная организация труда в мире на 2009 г., около 5 млн человек придётся на долю Украины. При этом ожидается, что приблизительно 35 % неработающих будут с высшим образованием, 48 – 55 % дадут представители самых ходовых и востребованных рабочих специальностей – водители, механики, слесари, а остальное пополнение украинских бирж обеспечат люди без профессиональной подготовки. В докризисный период уровень зарегистрированной безработицы, рассчитанный по соотношению к населению трудоспособного возраста населения Украины, составил 1,9 %. Но это, уточним, по состоянию на 1 ноября. К 31 декабря предварительно безработными в Украине стали почти 940 тыс. человек.

Комментировать столь удручающую новость бессмысленно: любой комментарий имеет право на существование и спрос общества при реальном прогнозе развивающихся событий. А их сейчас явно никто не может озвучить...

Украинским водителям и специалистам транспортных служб готовиться нужно к худшему, поскольку достоверной информации никто из чиновников не даёт. А если что-то утаивается, то это уже признак приближения плохих новостей и грядущих потрясений в частности. Более честно ситуацию на рынке международных перевозок обрисовал в середине декабря прошедшего года президент Ассоциации международных перевозчиков Украины Леонид Костюченко. По собранным со всей страны сводкам получилось, что в декабре более трети (37 %) украинского подвижного состава стояло за рубежом в ожидании хоть какого-то груза обратно или в соседние с Украиной страны. То же происходило и по месту базирования техники в Украине. Ближе к Новому году большая часть машин ушла домой из-за рубежа порожняком, так и не взяв хотя бы центнера груза, поскольку заказчиками приостановлены все контракты и оплаты за товар. В первую очередь упал поток бытовой техники. Следом за ней настал черёд машинокомлектов, оборудования, что говорит о снижении объёмов производства во всех отраслях.

В некоторой степени результаты работы украинских автотранспортников в период с января по ноябрь могут радовать. Судите сами: предприятия автотранспорта с учётом перевозок физическими лицами за это время на внутренних и международных маршрутах перевезли 173 млн т грузов, а это на 11,4 % выше аналогичного календарного периода прошлого года. Грузооборот составил 34,1 млрд ткм и вырос на 28,1 %. Однако радоваться было рано, поскольку признаки горечи уже появились. Достаточно чуть внимательнее посмотреть на динамику грузооборота, и сразу станет ясно: синдром сваливания налицо…

 

Грузооборот транспортных предприятий Украины в 2008 г.

(кумулятивно в % к соответствующему периоду 2007 г.)

 

 

Для более достоверного исследования рынка грузоперевозок на внутренних и внешних линиях аналитики всегда берут для сравнения итоги работы строительного сектора или промышленности. Там в зеркальном отражении смоделирована ситуация в грузоперевозках, поскольку транспортные операции для обслуживания таких объектов сравнимы с кровеносными артериями человека: не работает автотранспорт – нет строительства. Сейчас строительный сектор Украины, мягко говоря, в состоянии стагнации. А поскольку возведение промышленных, жилых и социально-культурных объектов велось с применением современных технологий и материалов, основная масса которых ввозила из-за рубежа, то автотранспортный поток на этом направлении постепенно приостанавливается.

 

Изменение объёма строительных работ в Украине за январь – ноябрь 2008 г.

(в % к соответствующим периодам прошлых лет)

 

Практически все регионы Украины снизили темпы строительных работ или приостановили его на неопределённое время. Исключение составили лишь Севастополь и Херсонская область, где за январь - ноябрь сработали с плюсом, дав тем самым автоперевозчикам в упомянутый календарный период хороший фронт работ. Даже Киев, который в докризисные времена был стабильным и плодовитым заказчиком для транспортных компаний на местные, междугородние и международные линии, сдал позиции и прочно «ушёл в минус». Прогнозируется, что в 2009 г. строительный сектор Украины снизит свои заказы для международных автоперевозчиков на 53,2, а промышленность – на 32 %. К слову, промышленность, сработавшая за январь - ноябрь «в минусе» (99,3 % к такому же периоду 2007 г.) тоже подпортила настроение автоперевозчикам. Ожидается, что на всех маршрутах, включая международные, декабрьские результаты будут на четверть ниже.

Торговые компании тоже снизят темпы работы, тем самым сократив долю экспортного ввоза за счёт отказа от высокотехнологичных бытовых товаров, товаров промтоварной группы, продуктов питания. Некоторое подспорье в их товарообороте было в предновогодние дни за счёт группы товаров, ввозимой в октябре – первой декаде декабря. Однако сезон «подарков и застольных изобилий» быстро закончился, а предстоящие даты в виде Татьяниного дня или дня Святого Валентина столь ажиотажного спроса на сувениры или «валентинки» никогда не давал и не даст, так что автоперевозчикам в этот период придётся встать на полный прикол.

Утром 17-го декабря корреспондент «АП» специально поинтересовался о возможности доставки условной партии бытовой техники из Германии в Украину. Сию минуту были готовы предоставить транспорт под загрузку 67 украинских автоперевозчиков, чей транспорт находился в Дюссельдорфе, Берлине, Гамбурге, Магдебурге, Франкфурте-на-Майне и других городах. Свои услуги предлагали иностранные перевозчики, в том числе польские, работающие по демпинговым тарифам. В среднем они просили на 300 - 350 евро дешевле, чем украинские.

 

Кто-то теряет, кто-то находит

Сейчас впервые за всю историю независимой Украины её таможенные переходы на границах с сопредельными государствами, в том числе и Евросоюза, работают без скопления автотранспорта. Самый оживлённый в докризисное время международный транспортный коридор, соединяющий автомагистралями Киев с Чопом, Ягодином и Краковецем, в декабре работал вполсилы из-за резко упавшей интенсивности движения через границу тяжёлых автопоездов, в том числе транзитных. С одной стороны, это плюс: слабый транспортный поток позволит улучшить экологическую ситуацию для жителей прилегающих к магистралям районов, снизит там аварийность и количество жертв ДТП.

Обратная сторона медали – не столь радужная. Если в период с января по ноябрь таможенная служба Украины в целом хорошо наполняла бюджет, в первую очередь за счёт задела предыдущих трёх кварталов, то в четвёртом квартале пошлинные сборы резко пошли вниз. В ноябре, к примеру, показатель расписания доходов общего фонда госбюджета таможенниками выполнен на 93,4 %, казна недосчиталась почти 50 млн долларов США. Основная причина – в резком уменьшении объёмов импорта. За 11 месяцев этот объём (в тоннах) упал почти в два раза, т. е. 47 % к аналогичному периоду прошлого года.

Рухнувший товарооборот вскоре существенно уменьшит пополнение бюджета за счёт всевозможных сборов за ввозимый товар, от прохождения транзитного транспорта по территории Украины и даже штрафных санкций за нарушение ПДД или условий лицензионной деятельности в сфере предоставления транспортных услуг. Об этом украинский бюджет может забыть как минимум на полгода.

Единственным источником пополнения казны от транспортного сектора останутся штрафные санкции, применяемые автоинспекцией к водителям или же главной автотранспортной инспекцией к лицензиатам. Однако на это рассчитывать не стоит, поскольку добрая половина подвижного состава встанет на прикол и практически применять фискальные меры будет не к кому.

В главной автотранспортной инспекции Минтранссвязи Украины и в автоинспекции сходятся во мнении, что водители лицензионного транспорта, задействованного в предоставлении услуг по перевозке грузов и пассажиров, сейчас стали дисциплинированными. Во-первых, многих приструнило введение с 16 ноября высоких штрафных санкций: выложить за незначительное нарушение 100 долларов США и более сейчас уже не по карману.

Впрочем, это никак не сравнить с реальной возможностью потерять работу, а если это наёмный водитель, то владелец транспортного средства попросту распрощается с нарушителем дорожной дисциплины лишь потому, что перестанет доверять ему дорогостоящий тягач, прицеп и перевозимый груз заказчика. Это второе. А если это личный транспорт водителя, то машина для него является инструментом зарабатывания денег и содержание семьи, развития собственного бизнеса. Это уже третье. Работать на штрафы ему не с руки, тем более что поборы чиновников растут вместе с кризисными явлениями.

 

Уплатил и спи… тревожно

За время с начала действия новых штрафных санкций (с 16 ноября) Госавтоинспекция собрала штрафов на сумму почти 110 млн гривен (около 14 млн долларов США). Здесь, правда, учтены штрафы с ТС всех форм собственности, в том числе с индивидуального легкового транспорта граждан, из которых 67145 человек являются владельцами престижных иномарок.

Не по силам новые фискальные меры и должностным лицам. Только за выпуск на линию ТС с превышением норм загрязняющих веществ в отработанных газах ответственное лицо подвергается штрафу в размере от 1360 до 1700 гривен (около 174 - 218 долларов США) по состоянию курса на середину декабря. За выпуск на линию неисправного, переоборудованного, не прошедшего техосмотр или без полиса страховки, лицензионной карточки ТС должностное лицо должно уплатить в казну до 110 долларов США.

Согласитесь, теперь не каждый руководитель транспортного хозяйства или специалист по выпуску техники на линию решится подписать путевой лист для эксплуатации неисправного автомобиля – накладно для семейного бюджета. К тому же и последствия непредсказуемы. Одно дело, если по причине неисправности тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства, световых приборов в тёмное время суток или эксплуатации не прошедшего техосмотра автомобиля придётся уплатить 100 долларов США, а другое, когда этот автомобиль станет причиной ДТП.

Потому сейчас аварийность на лицензированном транспорте снизилась на 32, а количество людей, погибших в ДТП с их участием, уменьшилось на 22 %. Только в 2008 г. 10,6 тыс. нелегальных перевозчиков легализировали свою деятельность, примкнув к рядам законопослушных предпринимателей. Но повод для тревоги видится в другом.

Если в вопросах дисциплины на дорогах и в поле законной деятельности автоперевозчиков положительная тенденция наметилась, то вскоре может проявиться другая беда: изголодавшийся и удручённый безработный народ выйдет на улицы и дороги грабить. Оставшиеся без работы водители исключением не станут. Первые примеры уже есть.

В Донецкой области разбойному нападению подверглась «Газель» из города Торез. Почти каждый день частный предприниматель направлял машину на местную птицефабрику в селе Розовка для приобретения за наличный расчёт производимой там продукции. На подъезде к ферме из-за кустов наперерез грузовичку якобы случайно выскочил пешеход. Во избежание ДТП водитель затормозил и тут же понял свою ошибку: из мигом раскрытой двери ему угрожали оружием. К счастью, отобрали только деньги.

Оперативно-розыскные мероприятия «по горячим следам» тут же дали результат. Разбойное нападение совершил уволенный 27-летний водитель с благополучным прошлым, на содержании у которого находится несовершеннолетний ребёнок. Человек от безденежья пошёл на крайние меры преступного характера. Оправданий ему, конечно, нет, но это лишь первый признак того, что наши дороги отныне будут не такими уж безопасными как для водителей, так и для пассажиров и перевозимых грузов…