Бизнес-практика "Сделка века или ход конём? «КАМАЗ» освоит выпуск «Мерседесов»"


 

 

Роман ПАВЛИЕНКО

Фото автора

 

Свершилось то, чего ждали целый год: главный российский завод по выпуску грузовиков и крупнейший в мире производитель коммерческих автомобилей заключили сделку, судьба которой долгое время висела на волоске. Концерн Daimler AG приобрёл 10 % акций ОАО «КАМАЗ» за четверть миллиарда долларов. Участниками эксклюзивного стратегического партнёрства стали также государственная корпорация «Ростехнологии» и ведущая инвестиционная компания России и других стран СНГ ГК «Тройка Диалог».

 

Пресс-конференция по торжественному случаю началась с полуторачасовым опозданием. Оказывается, стороны торговались до последнего момента, и сделка вообще могла не состояться. Представители иностранных СМИ нервничали больше российских коллег, поскольку за рубежом ждали новостей в режиме он-лайн. Когда за закрытыми дверями раздался звон разбитого бокала, все вздохнули с облегчением: специально или нет, но посуда бьётся на счастье. А когда пресс-аташе сказал, что стороны пьют шампанское, стало ясно: опасения оказались напрасными.

Двенадцатого декабря 2008 г. вошло в историю российского автопрома как одна из важных дат. ОАО «КАМАЗ», компания Daimler AG, государственная корпорация «Ростехнологии» и группа компаний «Тройка Диалог» подписали соглашение, определяющее условия эксклюзивного стратегического партнёрства. Документом также определены основные принципы и методы сотрудничества между акционерами ОАО «КАМАЗ». В рамках соглашения немецкая сторона приобрела у ГК «Тройка Диалог» 10 % акций ОАО «КАМАЗ». Сумма контракта разбита на два транша. Первый (в размере 250 млн долларов США) подлежала выплате в декабре 2008 г., а второй (в виде единовременного платежа размером 50 млн долларов США) в 2012 г.. Но второй транш выплачивается при условии положительных результатов финансово-хозяйственной деятельности ОАО «КАМАЗ» по итогам 2011 г. Daimler AG получил одно место в совете директоров российского производителя и гарантию прав как миноритарного акционера.

Сотрудничество с КАМАЗом даст возможность компании Daimler AG усилить свои позиции на российском рынке в рамках стратегии Global Excellence, разработанной для стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Стратегия успешно реализуется в течение четырёх лет на четырёх рыночных циклах: оперативном улучшении качества, раскрытии рыночного потенциала, разработке новой продукции и внедрении современных технологий. Интерес немецкой стороны в ближайшей перспективе заключается в помощи КАМАЗа в области продаж и организации сервисного обслуживания грузовиков Mitsubishi Fuso на российском рынке. Немецкая сторона передаст КАМАЗу необходимую техническую информацию по узлам и агрегатам. Первоначально рассматривается возможность установки кабины Mercedes-Benz Actros второго поколения на российское шасси, а также сборка этих немецких автомобилей в Набережных Челнах. В дальнейшем возможны совместные проекты по автобусам Mercedes-Benz. Пока соглашение рамочное, все технические аспекты будут уточнены в рабочем порядке, очевидно, путём подписания дополнительных соглашений. А детали контракта подписанты обещали раскрыть через год.

Генеральный директор ГК «Ростехнологии», председатель совета директоров ОАО «КАМАЗ» Сергей Чемезов считает 10 % наиболее оптимальным размером пакета акций, поскольку в условиях мирового финансового кризиса дискуссия о большем пакете не имеет смысла. Зато немецкой стороне предоставляется «право первой ночи»: в случае продажи акций КАМАЗа Daimler AG будет предложено приобрести их раньше других. «Данное соглашение, заключаемое в условиях мирового финансового кризиса, - заявил Сергей Викторович, - имеет стратегическое значение для России и российского автопрома. Оно свидетельствует о высоком уровне доверия к российской машиностроительной отрасли и экономике в целом, готовности западных компаний, несмотря на глобальную стагнацию и неблагоприятную конъюнктуру, инвестировать в Российскую Федерацию».

По словам председателя совета директоров группы компаний «Тройка Диалог» Рубена Варданяна, до подписания нынешнего соглашения рассматривались предложения и других производителей коммерческой техники, но до практического воплощения идей дело дошло только с Daimler AG. Он считает, что с немецкими партнёрами трудно договариваться, зато легко работать после подписания контракта. Кстати, первоначально речь шла о продаже блокирующего пакета акций или пакета в размере 42 %, но кризис внёс свои коррективы. «Несомненно, эта сделка является знаковой для всех вовлечённых в неё сторон, - отметил Р. Варданян. – Это партнёрство позволит КАМАЗу вывести своё производство на новый уровень, чему будут способствовать опыт, технологии и ноу-хау его эксклюзивного стратегического партнёра – Daimler AG, и в долгосрочной перспективе увеличить свою акционерную стоимость».

Член совета директоров концерна Daimler AG Андреас Реншлер не скрывал своего удовлетворения подписанным соглашением и охотно шутил. «Если в последние шесть месяцев вы не были на Марсе, то вы в курсе финансового кризиса, - заметил он. – Мы не знаем, сколько продлится кризис – два или три года. Он, безусловно, повлияет на транспортный сектор, но он не в состоянии его полностью остановить». По его мнению, рынок грузовиков сейчас очень «горячий». Рынок РФ станет динамичнее рынка ЕС и в период кризиса, и сразу после него. Большое количество старых машин будет нуждаться в замене, и Daimler хочет быть к этому готовым. Кроме того, с учётом роста таможенных пошлин на импортные автомобили в России владение Daimler частью акций КАМАЗа даёт немецкому концерну дополнительное стратегическое преимущество. «Я надеюсь, - подчеркнул А. Реншлер, - что мы заложили фундамент нашего долгосрочного сотрудничества, благодаря которому будет происходить взаимовыгодный обмен знаниями и опытом в области разработки, производства и продаж».

Больше всего вопросов было задано главному виновнику торжества – генеральному директору КАМАЗа Сергею Когогину. Отвечая на них, он отметил следующее. Во-первых, бренд «КАМАЗ» даже на собранных из импортных комплектующих грузовиках меняться не будет. Цена на новый КАМАЗ с кабиной Actros пока неизвестна. Во-вторых, сокращение 3 тыс. сотрудников затронуло только людей, работающих по договорам подряда, а специалистов постоянной занятости не коснулось. В-третьих, дестабилизирующим фактором ведения бизнеса является давление складских остатков. В декабре 2008 г., например, запас автомобилей на заводских площадках составлял более 4900 единиц. Отношения продавца и покупателя перешли в разряд случайных контрактов, когда никакие прогнозы не служат базой для составления бизнес-планов. По итогам минувшего года КАМАЗ, по словам генерального директора, должен был выпустить 51 - 52 тыс. единиц грузовой техники.

Кстати, в 2007 г. Daimler Trucks продал в России 1300 новых коммерческих автомобилей Mercedes-Benz. При этом дилерская сеть продаж и сервисных станций немецкого производителя постоянно растёт и развивается. В год, предшествующий подписанию соглашения, КАМАЗ продал 53 тыс. грузовиков, что обеспечило 30-процентную долю рынка и выручку в размере 3,8 млрд долларов США. Около 25 % выпущенных машин были отправлены на экспорт (в основном в Казахстан, Украину и страны Средней Азии – в общей сложности в 30 государств мира). По мнению гендиректора КАМАЗа, финансовое участие Daimler AG даёт возможность российскому производителю стать конкурентоспособным на мировом рынке. В заключение Сергей Анатольевич сказал так: «Когда объединяются сильные, они становятся ещё сильнее». И не согласиться с этим нельзя.

 

 

ГК «Ростехнологии»

Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции. Образована на основе Федерального закона от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ. Местонахождение – г. Москва. Обеспечивает поддержку на внутреннем и внешнем рынках российских организаций – разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции. Привлекает инвестиции в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс. Коллегиальный исполнительный орган – правление в составе семи человек. Имеет представительства в 45 странах мира.

 

ГК «Тройка Диалог»

Ведущая инвестиционная компания, работающая на рынках стран СНГ с 1991 г. Ключевые направления деятельности: инвестиционно-банковские услуги, торговые операции с ценными бумагами, доверительное управление активами, альтернативные и персональные инвестиции и финансы. На 100 % принадлежит менеджерам компании через систему партнёрства. Головной офис расположен в Москве, остальные – в 22 крупнейших российских деловых центрах, а также в Нью-Йорке, Лондоне, Киеве, Никосии и Алматы. Объём сделок за 2008 финансовый год - 1379 млрд долларов США, что вдвое больше в сравнении с 2007 финансовым годом.

 

Daimler AG

Крупнейший мировой производитель коммерческой техники со штаб-квартирой в Штутгарте объединяет подразделения Mercedes-Benz Cars, Daimler Trucks, Daimer Financial Services, Mercedes-Benz Vans и Daimler Buses. Продуктовая линейка включает следующие марки: Mercedes-Benz, AMG, Maybach, Smart, Freightliner, Sterling, Western Star, Mitsubishi Fuso, Setra, Orion Thomas Built Buses. В 2007 г. 270 тыс. сотрудников концерна произвели и реализовали более 2,1 млн единиц техники. Оборот составил 99,4 млрд евро, прибыль до налогообложения достигла 8,7 млрд евро.

 

ОАО «КАМАЗ»

Крупнейшая автомобильная корпорация России занимает 11-е место среди ведущих мировых производителей тяжёлых грузовиков и 8-е место по объёмам выпуска дизельных двигателей. Уставный капитал ОАО «КАМАЗ» составляет 35,36 млрд рублей. Самые крупные пакеты акций принадлежат государству и коммерческим банкам. В состав группы технологической цепочки входят 13 основных дочерних обществ. В структуре ОАО «КАМАЗ» работает около 59 тыс. человек. В начале 2008 г. доля автогиганта на рынке грузовиков полной массой свыше 14 т составляла 29 %.