Таможня "Над границей тучи ходят хмуро…"


 

Олег ЖАРКО

 

Так уж повелось на Руси, что народ здесь особенно никогда не доверял представителям чиновничества, одетым в самые разные сюртуки и мундиры, - ни подьячим, ни городовым, ни таможенным и милицейским офицерам более позднего периода. И не в том дело, насколько именно он не доверял – на 5 или 50 % (соцопросы последнего времени, например, показывают, что 80 % российских граждан не доверяют сотрудникам российской же милиции).

Есть ли там честные люди, несущие службу не за мошну, а за совесть? Несомненно – как и в любой сфере жизни – всегда есть и честные, и нечестные. Но в отличие от других областей, нечестный человек, действующий от имени государства и использующий государственную власть и силу, опасен. Если нечестно метёт улицу дворник, нам это всего лишь не нравится. Но если нечестному доверили погоны, стрелковое оружие, кусочек границы и уголовный кодекс…

Беда, когда граждане не доверяют человеку в погонах. Потому что это означает их недоверие институту государства. Ещё большая беда в том, что для этого недоверия есть немало веских оснований. И наличие в таможенных органах честных и преданных людей (сколько бы их ни было!) нисколько не перечёркивает то, что на таможне есть взяточничество.

Может ли это измениться? Наверное. Но – как? Сажать всех подряд? В Беларуси таможенников сажают с завидной регулярностью квадратно-гнездовым способом – уровень доверия от этого особо не повысился.

Наверное, всё-таки, можно. Но для этого вся таможенная работа должна стать абсолютно прозрачной. И сами таможенные служащие и таможня в целом должны стать образцом законопослушания. Звучит, как сказка, но ведь надежда умирает последней, не правда ли?..

В последнее время российские власти обратили пристальное внимание на свою таможню. И пытаются изменить сами принципы её работы. Потому что вопрос не только в доверии граждан, но и в стратегических интересах государства, которые из-за невыстроенности системы сегодня нарушаются едва ли не на каждом шагу.

 

Таможенный кодекс: новый «прикид» или новая суть?

Так, в Госдуму внесён законопроект о поправках в Таможенный кодекс. В итоге, по словам автора документа, первого заместителя председателя комитета Госдумы по промышленности Валерия Драганова (бывшего таможенника № 1 в России), главный действующий документ страны, регулирующий внешнеэкономическую деятельность, будет переработан на две трети.

Первое чтение, предположительно, состоится в январе наступившего года. Основная цель - значительное упрощение процедур, что, по мнению В. Драганова, должно обеспечить качественный рывок в скорости внешнеэкономического товарооборота.

Изменения предлагаются достаточно радикальные. Если сейчас решения по таможенным процедурам и таможенным режимам в разрешительном порядке принимают таможенные органы, то проект предполагает предоставить декларантам право самостоятельно заявлять таможенную стоимость товара. Кроме того, проектом поправок в ТК предполагается введение жёстких сроков по выпуску товаров - не более трёх дней с даты принятия таможенной декларации. Устанавливается и предельный срок между подачей и принятием декларации. Не более одного дня. Увы, сегодня таможенным законодательством не предусмотрено подтверждение самого факта обращения в таможенный орган с просьбой принять декларацию. В итоге в руках у конкретного таможенного служащего оказывается своеобразный «поводок» для грузополучателя: он может не захотеть, не успеть, забыть и т. д. принимать декларацию и присваивать ей номер. А может – захотеть, успеть, не забыть…

Новые поправки в Таможенный кодекс, по словам его разработчиков, нацелены и на устранение неограниченных возможностей таможенных органов, касающихся запросов по предоставлению задним числом к декларации дополнительных документов и сведений.

Разумеется, неоднозначно отношение к оформлению товара по таможенной стоимости, заявленной самим декларантом. Насколько обосновано такое доверие?

- Это своеобразная степень доверия государства, - сказал в одном из недавних интервью В. Драганов. - В полемику на этапе таможенного оформления таможенные органы вступать не будут. Товар быстро пройдёт границу. В дальнейшем возможен постаудит. Это всё в рамках идеологии деятельности Федеральной таможенной службы. Не должно быть ситуации, когда таможенники тратят своё рабочее время на уточнение веса и стоимости дощечек, которые применяются при упаковке ввозимой в Россию стиральной машины. Вообще, доверие государства к добросовестным бизнесменам должно расти. Например, в новой редакции Таможенного кодекса вводится такой институт, как уполномоченные грузополучатели. Ими станут те законопослушные компании, которые стабильно, не менее трёх лет, ведут бизнес, регулярно платят таможенные платежи в бюджет и не нарушают таможенные правила. Такие участники внешней экономической деятельности (ВЭД) получат свой груз прямо на свой склад, минуя склады временного хранения. Там же, на своей территории, они смогут провести все таможенные формальности и затем передать электронную декларацию в таможенный орган. Этот принципиально новый для российского таможенного права метод взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД давно и широко применяется за рубежом. Вместе с тем такая самостоятельность не станет бесконтрольностью: законопроект предусматривает как механизмы взаимодействия уполномоченных грузополучателей, так и процедуру лишения такого статуса.

Кроме того, в случае принятия Госдумой поправок в Таможенный кодекс, будут установлены чёткие критерии, связанные с применением обеспечения уплаты таможенных платежей, что позволит таможенным органам не требовать обеспечения уплаты таможенных платежей в любом случае, как это принято сейчас. Правда, этот режим будет относиться не к фирмам с очень коротким прошлым и неведомым будущим, а к тем предприятиям, которые не смогут исчезнуть с территории (экспортёры нефти, газа, металлов и т. д.).

Проектом поправок в Таможенный кодекс вводится принципиально новое понятие «генеральная гарантия». Её суть в том, что юридическое лицо (разумеется, в случае принятия поправок) может оформить лишь единый документ, который будет обеспечивать исполнение его обязательств относительно всех совершаемых им операций в течение определённого периода времени. Согласитесь, это очень удобно, поскольку теперь не нужно будет, как сейчас, получать от таможни определённый документ на каждую операцию и зависеть от бюрократических процедур.

Предусматривается и ещё ряд нововведений, призванных сделать таможенные процедуры более прозрачными, менее зависимыми от конкретного таможенного чиновника.

Впрочем, это пока проект, и в каком виде он дойдёт до реальной таможенной границы мы узнаем и увидим гораздо позже...

 

Какой будет таможня на границе?

А 5 декабря 2008 г. в Торгово-промышленной палате РФ по инициативе территориальных торгово-промышленных палат, объединений предпринимателей и организаций – членов ТПП РФ, участвующих во внешнеэкономической деятельности, прошли Общественные слушания по проекту Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе РФ.

Среди участников слушаний – представители Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, аппарата Полномочного представителя Президента РФ в ЦФО и СФО, Министерства экономического развития РФ, Министерства регионального развития РФ, Министерства транспорта РФ, Федеральной таможенной службы, Ространснадзора, Россельхознадзора и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Начальник аналитического управления Федеральной таможенной службы РФ Владимир Ивин в своём докладе подчеркнул, что целью Концепции является повышение экономической безопасности Российской Федерации путём совершенствования таможенного администрирования в условиях необходимости инфраструктурного развития приграничных регионов и снижения транспортной нагрузки на крупные города страны, вызванной возрастающим внешнеторговым оборотом. Перед таможенной службой была поставлена задача исключить возможность перемещения по таможенной территории России товаров, в отношении которых не завершён процесс таможенного оформления. Необходимо сократить плечо доставки товаров между многосторонними автомобильными пунктами пропуска и потребителем. Разработка документов для реализации данной Концепции перешла в практическую стадию. Грузы должны проходить таможенное оформление вблизи таможенной границы и далее следовать к потребителю. Ныне существующая система перемещения товаров создаёт дополнительную нагрузку на транспортную сеть. В итоге возникают проблемы для организации эффективного таможенного контроля. Распространена ситуация, когда большегрузные трейлеры оформляются в одной таможне, а затем следуют в соседний или какой-либо другой регион страны.

Для исправления этого необходимо создать сеть складов терминального типа, расположенных вдоль границы и стоящих рядом с многосторонними автомобильными пунктами пропуска. Эти терминалы будут перехватывать транспортные потоки, в них начнут проводить таможенное оформление грузов. По завершении всех процедур товары будут выпускаться в свободное обращение. Таким образом сформируется второй рубеж экономической безопасности государства. В. Ивин отметил, что Концепция предназначена как для экспортных, так и импортных товаров. При таможенном оформлении грузов будет широко использоваться Интернет.

Руководитель аналитического управления ФТС РФ заметил, что в дополнение к существующей инфраструктуре необходимо обустроить около 40 таможенно-логистических терминалов вблизи многосторонних автомобильных пунктов пропуска. Стоимость объектов составит 9 млрд рублей, окупаемость - около пяти лет. Пропускная способность терминалов составит от 250 до 2 тыс. единиц большегрузного автотранспорта в сутки. В настоящее время ФТС России согласовала Концепцию с ФСБ, Росграницей РФ, Минздравом РФ, а также с рядом других министерств и ведомств. Готовится отдельная Федеральная целевая программа с целью определения сроков и объёмов финансирования создания необходимой инфраструктуры вдоль таможенной границы.

На слушаниях в Торгово-промышленной палате по обсуждению положений проекта Концепции завязалась острая дискуссия. Представитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ Валентина Косенко отметила, что в Концепции необходимо уделить значительное внимание лекарственным средствам как специфическому виду товара. Лекарства требуют обязательного декларирования качества, а также специфических условий доставки и хранения. В связи с этим необходимо соблюсти эти требования при создании новых терминалов вдоль границы, а также предусмотреть присутствие на складах квалифицированного персонала по контролю за качеством лекарств.

Заместитель начальника Управления государственных услуг Агентства по информационным технологиям РФ Игорь Загорский отметил, что в документе слабо отражена роль современных информационных технологий. Они могут явиться одним из локомотивов претворения Концепции в жизнь. Кроме этого необходимо рассмотреть возможность документирования таможенно-логистических процессов.

Точку зрения бизнес-сообщества по этому вопросу представил руководитель отдела МДП и таможенных систем Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Михаил Савин. По его мнению, Концепция затрагивает вопрос организации международных автоперевозок. Удалённость получателя от мест таможенного оформления в условиях отсутствия действенных механизмов электронного декларирования может увеличить время выпуска товара в свободное обращение в местах его декларирования. По итогам 2007 г. с применением современных технологий было оформлено немногим более 4 % товаров. Требуется проведение анализа пропускной способности существующих дорог, вероятности их перегрузки в связи с переориентированием грузовых потоков, а также стоимости затрат на реализацию Концепции.

 

Кому нужны IT на границе?

Между тем незадолго до этого, 25 ноября, на заседании Государственной пограничной комиссии в Константиновском дворце премьер-министр РФ Владимир Путин в очередной раз напомнил представителям ведомств о приоритетных направлениях модернизации таможни и транспорта. Он призвал активнее внедрять новые технологические схемы, создавать надёжную инфраструктуру, не забывая при этом о безопасности. Премьер выразил озабоченность по поводу создания единой информационной системы как необходимого элемента Таможенного союза, который создаётся сейчас между Россией, Беларусью и Казахстаном.

Разговоры о создании единой информационной системы в России ведутся уж который год – в том числе и на межправительственном уровне. Страна ежегодно теряет миллиарды долларов прибыли только потому, что Минтранс и Федеральная таможенная служба на протяжении более десяти лет не могут законодательно обеспечить полноценное внедрение системы электронного предварительного оформления грузов. Но таможня и Минтранс упорно не желают услышать призыв руководителей страны. Если бы все предварительные процедуры в этом направлении выполнялись своевременно, и Россия уже сейчас бы имела единую систему предварительного электронного информирования, интегрированную в систему международных стандартов, распространить её на союзные государства не представляло бы большой сложности.

Возникает закономерный вопрос: а почему таможня так долго и терпеливо сносит упрёки руководителей страны и не торопится внедрять IT? Кто заинтересован в том, чтобы на границах и впредь продолжался сегодняшний абсурд? Согласитесь: иначе как абсурдом трудно назвать ситуацию, когда зарубежные грузовладельцы, не желая терять время и кормить армию прикормленных на магистралях и границах нахлебников, предпочитают везти товар из Азии в Европу и в обратном направлении не кратчайшим путём - транзитом через территорию России, а в обход? Почему-то так получается быстрее и дешевле. Российский потребитель получает китайские ботинки уже из Европы, с тройной накруткой. При этом российские транспортные компании да и экономика в целом от транзита не получают ничего.

Но зарубежный грузовладелец абсолютно прав. Потому что переместить груз через российскую таможню – дело крайне долгое, нервное и для человека неместного совершенно непонятное. При этом качество досмотра у нас отнюдь не выше международных стандартов. А контрабанды и фальсификатов в стране хватает (загляните на любой из рынков – хотя бы московских - и убедитесь сами).

Особенно болезненно эта ситуация отражается на автоперевозчиках, потому что при всех раскладах крайними таможня всегда назначает именно их. История эта старая и, опять же, нелепая.

Очевидно ведь: если груз не доставлен (по крайней мере, на бумаге) в таможню назначения, но от грузополучателя не поступило никаких претензий в правоохранительные органы, значит, он – у грузополучателя. Но ни один российский таможенный начальник, ни один руководитель службы собственной безопасности таможни не вызвал на ковёр линейного таможенника, чья печать стоит на документах перевозчика заодно с грузополучателем, и не задал им самый логичный вопрос: а не вы ли, друзья любезные, вступили в преступный сговор, дабы скопить «детишкам на молочишко», а заодно надуть Государство Российское и подставить перевозчика?

Ведь, казалось бы, это совершенно необходимо – согласно элементарной логике – должно было быть проведено соответствующее расследование по каждому случаю недоставки. Уж коль пере­возчику вменяется, по сути, при­своение значительных сумм, без милицейских методов работы, казалось бы, не обойтись. Кто знаком с ними (сейчас не о том речь, всегда ли они правомочны и справедливы) – тот знает: каж­дое преступление рассматрива­ется и расследуется детально. В отдельности. Потому что – сле­дует найти виновного. Того, кто должен перед законом ответить за совершённое преступление.

Но – нет: 27 ок­тября 1998 г., в офици­альной печати России было опуб­ликовано распоряжение Го­сударственного таможен­ного комитета Российской Федерации № 01-14/742 "О доставке под таможенным контролем и таможенном оформлении товаров, пере­возимых некоторыми перевозчиками". В пяти прило­жениях к этому документу сотни автотранспортных предприятий, осуществля­ющих международные ав­томобильные перевозки, фактически были объявле­ны вне закона: некоторым из них запрещено применение процедуры МДП, некото­рым - ограничено.

В этом документе фигурировала, в частности, 81 транспортная компания из Турции, 79 фирм-перевозчи­ков из Литвы, 72 – из Польши, 56 – из Беларуси, 19 – из Рос­сии. Прошло десять лет, и казалось бы, чего старое ворошить? Но всё дело в том, что за эти годы мало что изменилось на самой границе, на самой таможне, не говоря уже о том, что огромное количество перевозчиков, оказавшихся в печально известном «чёрном списке», так и не отмылись от той грязи…

Зачем что-то расследовать? Служа­щим таможенных органов достаточно установить лишь факт недоставки груза на та­можню назначения. Что на практике стало трактоваться ещё проще: для объявления перевозчика виновным ока­залось достаточно не установить факт доставки груза на таможню назначения. А много будешь спрашивать – можешь узнать много лишнего…

Между тем у российских разработчиков есть информационно-технические решения, позволяющие в разы снизить нагрузку на таможенные пункты контроля, увеличить скорость оформления всех необходимых документов, благодаря автоматизации процесса и минимизации участия человеческого фактора сократить показатели коррупции в органах ФТС.

В эпоху Интернета вся информация о грузе, находящемся где-нибудь на складах Ханоя или Аделаиды, может быть передана принимающей стороне в электронном виде, причём параллельно – в терминал назначения и во все контролирующие государственные органы. В результате таможенной службе по прибытии груза достаточно лишь проверить его на соответствие заранее переданным документам. При этом сокращается время процедуры таможенной очистки и обеспечивается её прозрачность.

Вот тут-то и становится очевиден главный «тормоз»: при таком раскладе кругу заинтересованных лиц «выкрутить» с груза что-то сверх официальных сборов уже не получится, так же, как и задержать его без веских причин.

Единственное, что нужно для полноценного внедрения упомянутых информационно-технологических решений – установить стандарты электронного обмена данными и внести ряд изменений в таможенное законодательство. Но… Премьер-министр огромной страны по-прежнему терпеливо призывает своих чиновников: ну, давайте, что ли, перейдём уже на IT?..

 

Вместо эпилога

Задаёшь себе вопросы и не находишь на них ответов. Почему чиновники ФТС и Минтранс столь упорно саботируют требования власти о внедрении на границе IT? В одной лишь твердолобости дело? Хорошо, если так. Потому что есть и другой вариант ответа. У меня перед глазами – сильно пожелтевшая и потрёпанная вырезка из газеты «Труд» конца 90-х годов. Это интервью тогдашнего председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации В. Драганова. Приведу выдержку из него:

"Нашей стране присуща одна особенность: мы никогда не соблюдали особенно хоро­шо законы. Это не наша вина - так случилось. До тех пор, когда справедливость не будет главным смыслом жизни каж­дого человека - это касается и советского, и нынешнего пери­одов, - мы не станем блюсти мораль и закон так, как это нужно делать в нормальных ус­ловиях. А раз так, то любая власть - отражение общей дей­ствительности, потому что в этой власти присутствуют люди такие же, как все мы. Та­можня - не исключение. (...) Есть офицеры, которые в состоянии побороть соблазн, и есть те, что не в состоянии.»

Между тем сейчас сложилась ситуация, которую просто невозможно не назвать идеальной для серьёзных реформ как таможенного законодательства страны, так и для решения непростых вопросов таможенного устройства. Благодаря кризису на границе сейчас попросту нет работы. Сегодня для того, чтобы на российских границах образовались очереди из автопоездов, надо долго, целенаправленно и усердно собирать их. И отговорки прежних лет, ссылки на перегруженность кадров, таможенной инфраструктуры нынче попросту неуместны: сейчас достаточно времени для наведения порядка на границе.

А там, глядишь, и кризис завершится. И снова пойдут колонны автопоездов через российскую границу. И тогда уже сегодняшние претензии и упрёки к таможенным служащим покажутся неуместными и устаревшими. Хочется верить…

 

 

Границу обустроят терминалами

Федеральная таможенная служба приступила к разработке программы по обустройству таможенной инфраструктуры границы. Финансирование программы, по предварительной оценке, составит минимум 9 млрд рублей, которые направят на строительство таможенных терминалов.

По оценке ФТС, необходимо построить около 40 автомобильных пунктов пропуска. Через каждый из них сможет проезжать до 2 тыс. машин в сутки.

 

 

 

«Торфяновку» расширят

Ленинградская область выделит 20 гектаров земли вблизи таможенного пункта «Торфяновка» для его расширения. Об этом сообщил губернатор области Валерий Сердюков. По его словам, такое решение было принято после недавнего визита в регион председателя Правительства РФ Владимира Путина.

Дополнительные площади, по словам В. Сердюкова, позволят решить проблемы с оперативностью передвижения и досмотра автомобилей.

В. Путин побывал на таможенном пропускном пункте «Торфяновка» 25 ноября, в ходе своей рабочей поездки по Ленинградской области. Премьер осмотрел пункт досмотра автомобилей, отдел пограничного и иммиграционного контроля.