Автоспорт "«Дакар-2009»: Южная Америка покорена"


 

Александра НОВИЧКОВА,

Ксения ДИТЯТКИНА

 

За два года, прошедшие после завершения предыдущего ралли-марафона «Дакар», соскучиться по нему успели все: организаторы, участники, журналисты и, конечно, болельщики. Возможно, поэтому, а быть может, и по другим причинам эта гонка по накалу и вниманию общественности достигла своего «пика». Напомним, что год назад самый престижный ралли-марафон в мире был отменён из-за угрозы террористических актов на территории, по которой должна была проходить гонка. Тогда компания A.S.O. – организатор мероприятия – приняла нелёгкое решение об отмене юбилейного фестиваля.

Страсти, развернувшиеся вокруг соревнования, вполне можно было сравнить с футбольным чемпионатом, а его участники так рвались к победе, что до финиша доехали далеко не все…

 

«Бедуины» в сельве

В этом году многое в «Дакаре» было необычным как для организаторов гонки, так и для его участников и, в частности, для российской команды «КАМАЗ-Мастер» – семикратного на момент начала гонки обладателя дакаровских «бедуинов». Первое и, пожалуй, самое главное изменение касается места проведения марафона: ралли-рейд проходил на южноамериканском континенте – на территории Аргентины и Чили. Стартовав в Буэнос-Айресе 3 января текущего года, команды из 49 стран на 81 грузовике, 217 мотоциклах, 25 квадроциклах и 177 внедорожниках преодолели порядка 9 тыс. км, из которых около 5 тыс. пришлись на спецучастки. Маршрут был разбит на 14 этапов, 9 из которых прошли по территории Аргентины, 2 – в приграничных районах двух стран, 3 – в Чили. Финиш состоялся 17 января в столице Аргентины, а на следующий день прошло торжественное награждение победителей. Словом, от африканского «Дакара» у марафона осталось только одно название.

Изменения коснулись и составов трёх экипажей команды «КАМАЗ-Мастер», которые приняли участие в гонке в этом году. В составе первого из них пилотом выступил шестикратный победитель «Дакара» Владимир Чагин, в качестве штурмана – Сергей Савостин, который два года назад выступал в этом же экипаже механиком. На этот раз роль механика досталась Эдуарду Николаеву, серебряному призёру «Дакар-2007» в составе экипажа Ильгизара Мардеева. Впервые бессменный руководитель команды Семён Якубов поехал на «Дакар» не в качестве штурмана, а в качестве наставника и координатора действий своей легендарной команды.

Второй экипаж возглавил пропустивший предыдущий «Дакар» из-за травмы позвоночника Фирдаус Кабиров, победитель «Дакара-2005». Штурманом с ним поехал занявший второе место на предыдущем марафоне Айдар Беляев и механик Андрей Мокеев, выступавший штурманом в составе экипажа Сергея Решетникова два года назад.

Что касается третьего экипажа, то места в нём заняли Ильгизар Мардеев, также серебряный призёр ралли 2007 г., штурман Эдуард Мюзикаев и механик Айрат Мардеев, сын знаменитого гонщика. Такой вот семейный подряд получился. Кстати, этот экипаж выполнял функцию так называемой боевой технички, готовой быстро прийти на помощь первым двум экипажам команды.

На этом изменения, коснувшиеся российской команды, не закончились. Привыкших к ежегодным торжественным проводам «КАМАЗ-Мастер» с Васильевского спуска Красной площади болельщиков на этот раз ждало разочарование. В текущем году камазовцы ограничились пресс-конференцией в «РИА-Новости», после чего все желающие могли проводить команду до аэропорта Домодедово, откуда ребята и вылетели на «Дакар». Кризис, знаете ли…

Изменениям подверглись и сами КАМАЗы. И хотя сегодня на омологацию автомобилей, участвующих в «Дакаре», внимания уже практически никто не обращает, машины были серьёзно доработаны. В первую очередь это касается подвески с облегчёнными мостами и с новыми рессорами российского производства. Кстати, сегодня их уже можно приобрести в серийном исполнении. Новые мосты позволяют увеличить максимальный угол поворота с 27 градусов до 34-х. Благодаря этому появилась возможность уменьшить диаметр руля, к чему всегда стремится пилот, чтобы поменьше работать руками. А лёгкость руля обеспечило применение дополнительного цилиндра. По признанию пилотов, теперь поворачивать им стало так же легко, как если бы они сидели в легковой машине.

По словам С. Якубова, камазовцам удалось довести амортизаторы практически до совершенства, за счёт чего ребята добились увеличения скорости и более плавного хода. Амортизаторы готовились голландскими специалистами, однако, как признался Ф. Кабиров, сначала их сделали совсем в другом диапазоне характеристик, поэтому камазовцам пришлось всё переделывать.

С повышением скорости тут же проявились новые проблемы, над устранением которых они работали в течение трёх месяцев. В целом автомобили стали значительно легче и приобрели новые показатели, благодаря которым машины можно отнести к спортивным. Сужение передней рамы автомобиля позволяет повысить управляемость, увеличивая угол поворота колеса. Благодаря этому появилось больше шансов на маневрирование в сложных условиях извилистой трассы в высоких горах.

«Мы сделали бездымные моторы, – говорит Ф. Кабиров. – Это была серьёзная проблема, ведь наш мотор не электронный, где легко всё отрегулировать. У нас всё чётко из-за механики: один раз настроил - и всё нормально. Но при этом мы же теряем мощность, если без дыма ехать. Четыре месяца очень плодотворно работали, нам серьёзно помогли англичане. Мы чуть потеряли в мощности, но сохранили динамику и крутящий момент. Может быть, ещё стоит чуть-чуть привыкнуть: раньше кривая мощности шла беспрерывно вверх, а сейчас на больших оборотах она начинает падать. И тут важно поймать момент, чтобы быстренько переключиться и не потерять время».

Путь в неизведанное

Итак, участники самого престижного ралли-рейда впервые пытались покорить Южную Америку. Если попытаться охарактеризовать новую «прописку» «Дакара» в нескольких словах, то получится примерно так: невыносимая жара, всюду проникающая пыль, огромные, труднопроходимые песчаные горы, узкие трассы, непривычные дюнные кордоны. Помимо этого марафон запомнился тем, что его организаторы не доработали маршрут. Поэтому им приходилось укорачивать этап за этапом, а то и вовсе отменять их. Так, 9 января организаторы приняли решение отменить спецучасток для грузовых автомобилей. Это было связано с тем, что накануне многие экипажи класса Т4 не смогли пройти солончаки. Таким образом, спортивные грузовики отправились в чилийский город Вальпараисо, где для них был запланирован день отдыха.

Что касается сокращений дистанций, то они происходили практически каждый день и были вызваны разными причинами. То река, которую предстояло преодолеть гонщикам на шестом этапе ралли по пути в аргентинский город Мендоса, стала совершенно непреодолимой для автомоторной техники преградой из-за большого разлива, то песок из-за сильной жары стал слишком рыхлым для уставших после длинного этапа участников марафона.

Продолжилась и печальная традиция дакаровских трагедий. На этот раз открыл скорбный счёт жертв «Дакара» на южноамериканском континенте мотогонщик Паскаль Терри, погибший на одном из этапов марафона. К сожалению, без таких событий «Дакар» проходит редко…

С первого же этапа участники марафона столкнулись с длинными скоростными участками. Не удалось избежать серьёзных потерь главному конкуренту команды «КАМАЗ-Мастер» Хансу Стейси, победителю «Дакар-2007», традиционно выступающему на грузовике MAN. Главной «головной болью» камазовцев на протяжении всего ралли-рейда была сильная жара – в Южной Америке для ранних утренних часов +30 ºС – это прохладный оазис. Именно это обстоятельство вызвало незначительные потери времени камазовских экипажей. Драгоценные минуты были потрачены на замену лопнувших шин или других равноценных по затратам времени неполадок. Впрочем, этой участи не удалось избежать практически никому. Что же касается КАМАЗов, то на протяжении всей гонки остальные узлы и агрегаты этих машин не подводили. Правда, на одном из этапов в песках отказало сцепление у машины под управлением И. Мардеева. Тем не менее его экипаж проявил хладнокровие и самостоятельно справился с проблемами, показав на финише достойный результат.

Временами аргентинско-чилийский марафон походил на африканский. По крайней мере по рельефу он напоминал марокканские этапы. Трасса отличалась разнообразием – прежде всего всевозможным сочетанием гальки с другими естественными дорожными покрытиями, т. е. частой сменой условий прохождения. Порой пилотам и штурманам приходилось даже прокладывать путь среди настоящих песчаных дюн. Длинные участки бездорожья чередовались с «техническими». В такие моменты на чаше весов азарт перевешивали мастерство и опыт пилотов. На четырёх чилийских этапах спортсменов ждали самые высокие в мире дюны и самая засушливая пустыня планеты - Атакама. Застрять в труднопроходимых песчаных горах, которые встречаются в ней, – это настоящее бедствие. Местами трасса становилась особенно опасной – крутые повороты на узкой дороге с очень скользким грунтом, да ещё на самом краю пропасти, действительно захватывали дух.

 

Российско-голландское рандеву

Несмотря на то, что команда «КАМАЗ-Мастер» не без оснований считала своим главным конкурентом заводскую команду MAN во главе с пилотом Х. Стейси, реальный противник у неё был совсем другой, а именно экипаж голландского пилота Жерара Де Роя, выступающего на грузовике Ginaf. Команда MAN ехала очень слабо: на одном из этапов экипаж Х. Стейси сошёл с дистанции из-за поломки переднего моста грузовика, техничка команды перевернулась, а экипаж немецкого пилота Франца Эхтера застрял в болоте. Впрочем, не везло в этом году и другим экипажам. Многие болельщики возлагали большие надежды на грузовые команды Tatra, Mercedes и Iveco, однако серьёзных результатов никому из них добиться не удалось.

По сути, два главных камазовских экипажа под управлением В. Чагина и Ф. Кабирова постоянно сменяли друг друга на лидерских позициях, уступая друг другу считанные минуты, а порой даже секунды. Однако Ж. Де Рой сдаваться не собирался. На протяжении всей гонки он проявил себя как отчаянно смелый пилот, порой подвергая угрозе безопасность своего экипажа. Некоторые этапы гонки стали настоящей российско-голландской психологической дуэлью, но бороться сразу с двумя высококлассными камазовскими экипажами было крайне сложно. Тем более что на помощь Владимиру и Фирдаусу, и без того подстраховывающих друг друга по мере надобности, всегда мог прийти экипаж И. Мардеева, который в очередной раз проявил чудеса мастерства. Шутка ли, «быстрая техничка», превышающая по своим весовым характеристикам стандартные спортивные грузовики, на протяжении всего ралли-рейда удерживала четвёртое место! Такому результату мог позавидовать любой другой экипаж.

Во время проведения «Дакара» не обошлось без скандала. На девятом этапе марафона на 147-м километре (это место было отмечено на карте как «очень скользкое») экипаж чешского гонщика Томаша Томечека, выступающего на грузовике Tatra, допустил непоправимую ошибку и его машина вылетела с трассы и легла на бок, свалившись в глубокую промоину. По словам руководителя «КАМАЗ-Мастер», «первым к потерпевшему аварию грузовику подъехал Ф. Кабиров и сразу же стал ему помогать. С первых минут было ясно, что сильно пострадала только машина, у пилота была царапина на руке. Два остальных члена экипажа не пострадали. Подъехавшему следом В. Чагину Фирдаус сказал, что справится сам - надо было только освободить заклинившую кабину и поднять грузовик. Затем подъехал монгольский пилот Терухито Сугавара на грузовике Hino, следом –Ф. Эхтер. Они остановились и предложили помощь, но поскольку проблем со здоровьем гонщиков не было, их помощь была отклонена. Согласитесь, это же не цирк, чтобы всем наблюдать.

Когда приехал Де Рой, потерявший много времени в начале этапа из-за ошибки штурмана, то стал всех уговаривать прекратить гонку. Когда Т. Томечека увезли, он подошёл с этим предложением и к Кабирову. Фирдаус  не согласился. Де Рой уехал с места аварии первым. Доехав до второй контрольной точки, он стал уговаривать судей, чтобы те помогли остановить гонку. На трассе остались только грузовики. Когда следом туда подъехал Фирдаус, Де Рой опять предложил остановить гонку. Получив от Кабирова повторный отказ, Де Рой уехал на финиш. Там он написал комиссарам гонки заявление, что в связи с тем, что экипажи грузовиков получили психологическую травму, увидев аварию, они не смогли ехать быстро и, следовательно, этап надо отменить. Фирдаус возразил против этого и задал вопрос: «Почему два года назад, когда случилась авария с Чагиным, никто не остановился и вопрос об отмене гонки не ставился? Первым тогда проехал мимо Томечек, а сейчас Кабиров, несмотря на то, что был лидером гонки, остановился и оказал помощь?»

Тогда комиссары гонки приняли решение, что всем остановившимся грузовикам вычтут время, потраченное на помощь. Хотя согласно регламенту это действительно только для первых двух экипажей, и когда два года назад наш Сергей Решетников, подъехав третьим, оказал реальную помощь экипажу Чагина, ему время не вернули.

Это решение комиссаров также сначала было нами отклонено. После этого к нам подошёл тим-менеджер команды MAN Фред Ван Путтен и попросил согласиться с этим решением.

Я написал заявление, что КАМАЗ не возражает о возврате задержавшимся участникам времени, но категорически против частичного или полного аннулирования результатов этого этапа».

Что ж, чем больше препятствий создаёт соперник, тем приятнее победа. Российские экипажи в очередной раз доказали, что КАМАЗы могут не только конкурировать с грузовиками ведущих мировых производителей, но и значительно превосходить их. Цифры из итогового зачёта грузовиков говорят сами за себя. На пьедестале почёта оказались КАМАЗы под номерами 506 и 501 под управлением Ф. Кабирова и В. Чагина соответственно, а также Ginaf с номером 505 под управлением Ж. Де Роя. Почётное четвёртое место занял КАМАЗ № 508 под управлением И. Мардеева.

Итак, экипаж Фирдауса Кабирова, Айдара Беляева и Андрея Мокеева стал победителем «Дакара-2009» с общим временем 49:34:46. Серебряными призёрами с отставанием от лидера всего лишь в 3 минуты 39 секунд стали Владимир Чагин, Сергей Савостин и Эдуард Николаев. Бронза досталась голландско-бельгийскому экипажу Жерара Де Роя, Тома Консула и Марселя Ван Мелиса. Но их отставание от лидера было куда более значительным – 59 минут 56 секунд.

 

***

Что заставляет камазовцев ежегодно ехать на «Дакар»? Конечно, на первом плане стоит победа и желание в очередной раз доказать всему миру, что КАМАЗы – лучшие грузовики, а их пилоты – самые отважные в мире гонщики.

А что же с материальной точки зрения? По словам С. Якубова, призового фонда как такового на «Дакаре» нет. Победители получают наградные, не превышающие 10 тыс. евро, причём на всю команду. «Когда мы побеждаем, нам не хватает этих денег даже на то, чтобы отпраздновать победу – приходится добавлять свои». Зато с каждым годом слава о победах «КАМАЗ-Мастер» привлекает всё больше спонсоров. Вот и в этом году их количество пополнилось.

Что касается самого завода, расположенного в Набережных Челнах, то 19 января текущего года (после вынужденного отпуска, длившегося около месяца) главный конвейер КАМАЗа был снова запушен.

«В связи со спадом спроса на продукцию автопрома на мировом рынке не было необходимости выпуска больших объёмов новой продукции. Поэтому большинство сотрудников были отправлены в отпуск с 23 декабря минувшего года, на этот же срок был остановлен и главный конвейер. Сейчас часть сотрудников вернулась на рабочие места, чтобы подготовить главный конвейер к запуску», – рассказал представитель КАМАЗа. Он уточнил, что в целом ОАО «КАМАЗ» не прекращало деятельность – велись регламентные, ремонтные, профилактические работы, был выполнен большой объём работ непроизводственного характера. Кроме того, работал менеджмент компании, продолжалась отгрузка готовой продукции со складов».

Напомним, что в середине декабря прошедшего года немецкий концерн Daimler AG приобрёл 10 % акций КАМАЗа. Сумма сделки составила 250 млн долларов США.

Оценивая эту сделку, европейские СМИ дают оптимистические прогнозы по поводу развития российского автопрома в условиях мирового финансового кризиса.

«Сегодня пока рано говорить о нашем отношении к этой сделке, – говорит С. Якубов. – На данный момент никакого влияния с момента подписания документа это не оказало. Но когда вопрос изучался, довольно большая группа специалистов из концерна Daimler подробно ознакомилась с жизнедеятельностью команды, и на меня это произвело очень благоприятное впечатление. Я почувствовал дружеские нотки при беседе с их представителями».

 

Редакция журнала «Автоперевозчик» поздравляет команду «КАМАЗ-Мастер» с убедительной, а главное – заслуженной победой в ралли-рейде «КАМАЗ-Мастер»! Так держать!