Дороги "Про одну из главных бед России"


говорили во время проведения круглого стола в Совете Федерации

 

Виктор СТЕПАНОВ

 

Российская Федерация в два-три раза отстаёт от развитых стран мира по протяженности и плотности дорожной сети. При этом создать сеть автомобильных дорог, связывающих обширную территорию страны, обеспечивающих жизнедеятельность городов и населённых пунктов, невозможно без развития дорог местного значения. Законодательному обеспечению реализации полномочий органов местного самоуправления в области строительства, реконструкции и использования автомобильных дорог местного значения был посвящён круглый стол, организованный Комитетом Совета Федерации по вопросам местного самоуправления.

 

Российские дороги: перегруженные и «недоремонтированные»

За круглым столом в Совете Федерации Федерального Собрания РФ 16 декабря 2008 г. встретились члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители отраслевых министерств и ведомств, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, средств массовой информации.

Как отмечается в распространённой Ассоциацией международных автоперевозчиков (АСМАП) информации, участниками круглого стола было отмечено, что недостаточный уровень развития дорожной сети приводит к потерям для экономики и населения страны и является одним из существенных инфраструктурных ограничений темпов социально-экономического развития Российской Федерации. Создать же сеть автомобильных дорог, связывающих обширную территорию страны, обеспечивающих жизнедеятельность городов и населённых пунктов, невозможно без развития дорог местного значения.

Протяжённость автодорог, подпадающих в сферу ответственности муниципальных органов управления, оценивается в 554,3 тыс. км, включая 145,2 тыс. км улично-дорожной сети городов. При этом многие из муниципальных дорог фактически выполняют функции автодорог общего пользования и обслуживают значительные транспортные потоки.

Автомобильные дороги федерального значения на значительном протяжении проходят по территории городов и других населённых пунктов, что приводит к снижению скорости движения транспортных потоков, росту численности дорожно-транспортных происшествий, разрушению дорожного покрытия улично-дорожной сети городов и поселений.

Около 76 % протяжённости автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения не соответствуют нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным характеристикам, что приводит к повышению себестоимости автомобильных перевозок и снижению конкурентоспособности продукции предприятий.

Более половины автомобильных дорог местного значения не имеет твёрдого покрытия. На территории, не имеющей выхода на сеть автомобильных дорог общего пользования, проживает 1960 тыс. человек, около 40 тыс. населённых пунктов не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования.

Кроме того, в подавляющем большинстве муниципальных образований из-за недостатка финансовых ресурсов на участках дорог, которые находятся в неудовлетворительном транспортно-эксплуатационном состоянии и имеют высокую степень разрушения дорожного покрытия, вместо восстановления изношенного асфальтобетонного покрытия выполняются работы по ямочному ремонту и поверхностной обработке. Это приводит к накоплению недоремонта дорог, увеличению затрат на их последующий ремонт на 20 - 30 %.

Неудовлетворительное состояние дорог оказывает существенное влияние на безопасность движения по ним. Так, за 2004 - 2007 гг. на автомобильных дорогах произошло около 895 тыс. дорожно-транспортных происшествий, из них по сопутствующим дорожным условиям - 195,2 тыс., или 21,8 % от общего количества ДТП.

Наибольшее количество ДТП в 2007 г. произошло из-за низкого сцепного качества покрытия дороги (35,2 %), недостаточного освещения (13,2 %), отсутствия горизонтальной разметки (12,5 %), несоответствия параметров дороги её категории и неровного покрытия дороги (11,7 %) и вследствие других причин.

 

Парковки и стоянки: стихийные и небезопасные

По словам советника Президента АСМАПа Михаила Низова, в настоящее время по российским автомобильным дорогам нельзя не только нормально проехать, но и остановиться, не нарушая правил.

В условиях отсутствия необходимого количества обустроенных стоянок для большегрузного транспорта сделать остановку в соответствии с требованиями Соглашения ЕСТР и не создать при этом помех для других участников дорожного движения просто невозможно. Те немногочисленные стоянки, которые в настоящее время расположены вдоль дорог, как правило, возникли стихийно и не отвечают современным нормам по вместимости транспортных средств и условиям сервиса и безопасности.

Водители, находясь на таких стоянках, не имеют возможности нормально отдохнуть, получить медицинскую и иную помощь, нет гарантии сохранности груза.

По словам М. Низова, чтобы решить эту проблему, необходимо в кратчайшие сроки разработать и утвердить законодательные акты, определяющие требования по размещению, оборудованию объектов дорожного сервиса и отчуждению земельных участков под их строительство. Также, согласно позиции АСМАПа, следует внести дополнения и изменения в подпрограмму «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 гг.)» в части строительства объездных дорог вокруг населённых пунктов и выделения финансовых средств на строительство объектов дорожного сервиса.

Под руководством Министерства транспорта Российской Федерации должно быть организовано тесное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, направленных на оперативное решение вопросов отчуждения земельных участков для строительства объектов дорожного сервиса.

 

Необходимо определиться с понятиями и разработать нормы

По итогам проведения круглого стола заместитель председателя Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления Юрий Осинцев обобщил предложения его участников. В частности, предлагается разработать и внести в Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следующие изменения:

– уточнить понятие «автомобильная дорога» с точки зрения отнесения (неотнесения) данного объекта к недвижимому имуществу;

– определить соотношения понятий «автомобильная дорога» и «улица»;

– определить чёткие критерии, позволяющие отличить дороги местного значения от автодорог регионального или межмуниципального значения;

– установить чёткие принципы отнесения автомобильных дорог к дорогам местного значения, исключив тем самым ситуацию, при которой множество дорог остаётся либо бесхозными, либо автоматически попадает в перечень муниципальных дорог;

– дополнить закон статьёй, устанавливающей принципы и особенности передачи автомобильных дорог с одного уровня на другой;

– дополнить перечень полномочий органов местного самоуправления полномочием по установлению правил и порядка размещения объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги.

Помимо этого в Федеральный закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предлагается внести изменения, исключающие возможность расширительного толкования вопросов местного значения муниципальных образований в сфере дорожной деятельности в отношении дорог местного значения.

При формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. и формировании перечня приоритетных расходных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, софинансируемых за счёт субсидий из федерального бюджета, следует, как считают участники круглого стола, предусмотреть средства целевой финансовой поддержки на обеспечение приведения автомобильных дорог регионального и местного значения в соответствие с нормативными требованиями.

Необходимо также ускорить разработку и принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, важных для реализации положений Федерального закона № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в том числе правил формирования и ведения Единого государственного реестра автомобильных дорог и порядка предоставления сведений, содержащихся в реестре.

Должны быть разработаны требования к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального (или межмуниципального), местного значения объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода автомобильных дорог (с указанием количества и видов объектов дорожного сервиса), а также требования к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на таких объектах дорожного сервиса.

Кроме того, для развития дорожной инфраструктуры нужно разработать нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и объектов дорожного сервиса, а также порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения и порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения.

Следует определить, в каком порядке будет выдаваться специальное разрешение на проезд, определяться размер и проводиться возмещение вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.

Ввиду перспективы создания платных автомобильных дорог общего пользования федерального значения необходимо разработать правила оказания услуг по организации проезда по ним транспортных средств и методики расчёта максимального размера платы за проезд.

Наконец, требуют разработки и принятия технические регламенты о безопасности автомобильных дорог на стадии их проектирования, строительства и эксплуатации; технические требования и к элементам обустройства автомобильных дорог, установка и содержание которых также относится к полномочиям муниципальных образований.