Грузовые перевозки "Перевозки по-крупному: надёжно и точно в срок"


 

Роман МУРАШОВ

Фото компании Trans-Avto

 

Перевозка негабаритного груза сопряжена с трудностями для обеих сторон - заказчика и перевозчика. Причём начинаются они задолго до самой перевозки – как минимум за несколько недель. И если для ответственного профессионального перевозчика эти трудности вовсе не трудности, а обычная каждодневная работа, как, в частности, для московской транспортной компании Trans-Avto, то для заказчика рост напряжения начинается с момента понимания того, что перевозка негабарита ему просто необходима…

 

Тендер

Перевозка негабаритных грузов – дорогая услуга, поскольку высока стоимость самого груза и велика ответственность перевозчика за него, поэтому в этом сегменте рынка давно практикуют наём перевозчиков через тендер.

В большинстве случаев предприятия-заказчики мало образованны в области особенностей перемещения негабаритных грузов, да ещё на дальние расстояния – сотни, тысячи километров. Поэтому не стоит удивляться тому, что в подобных тендерах на перевозки негабаритов принимает участие большое количество «пены» - компаний-перевозчиков, чей опыт на рынке маловат, а то и вовсе вызывает сомнения. Этот рынок, как и большинство немонополизированных рынков в России, никак не защищён от демпинга, поэтому очень часто находятся компании, готовые любой ценой оттянуть на себя заказ, но совершенно не знающие, как его исполнять в дальнейшем. В первую очередь страдает заказчик, вынужденный пускаться в новый круг поиска подрядчика-автоперевозчика. На этот раз - профессионала, способного осуществить доставку.

 

Как у военных стратегов, или Логисты на переднем крае

Естественно, каждая перевозка таких грузов производится по индивидуальному плану. Чем больше габариты груза и выше его масса, тем более сложная и кропотливая работа предстоит логистам. Они, как рота разведки, всегда должны опережать развитие событий. Оформить разрешительную документацию, организовать сопровождение – это то, без чего перевозка крупногабаритного груза не состоится. Если из-за высоты груза необходим подъём или отключение проводов линий электропередач (ЛЭП) от подстанции, то все действия необходимо согласовать с местной администрацией: ведь при отключении подачи электроэнергии целые районы и даже населённые пункты оказываются «отрезанными» от мира минимум на полчаса.

Но перевозка негабаритов начинается всё-таки с изучения карты и сверки её на местности: после получения технического задания от заказчика в обязательном порядке следует «промер» маршрута. На эту операцию, как правило, уходит до недели рабочего времени: машины сопровождения вдоль и поперёк проезжают основной и резервные маршруты, при этом замеряют высоты – пройдёт ли здесь груз, специалисты изучают качество дорожного полотна, пропускную способность шоссе и плотность транспортного потока в зависимости от времени суток, возможные уклоны дорог, спуски и подъёмы, радиусы поворотов, количество и грузоподъёмность мостовых сооружений, наличие железнодорожных переездов и пр. Количество пересекаемых веток железных дорог, естественно, крайне желательно минимизировать – в общем потоке пройти железнодорожный переезд тягачу с платформой с негабаритным грузом не удастся, а оформление «окон» для автопоезда на железных дорогах сопряжено со множественными техническими трудностями и существенными финансовыми затратами. Дороги нынче, эти дороги…

Объезды, а тем более транзитные проезды через населённые пункты стоят отдельной строкой – здесь изучается не только маршрут движения по конкретным улицам, но и то, какие службы и когда поднимут троллейбусные или трамвайные провода, когда и на какое время можно перекрыть движение по определённым улицам, остановить общественный транспорт. В конечном итоге - кто, кому и сколько должен заплатить в виде всевозможных пошлин и оформления разрешений за все эти помехи, создаваемые жизни городов и посёлков, встречающихся на пути колонны с негабаритным грузом. Кажется, что это неподъёмная (не только для дилетантского взгляда работа).

 

Преимущества специализации

Но тем не менее даже крупные транспортные компании, имеющие свой автопарк, зачастую отказываются от перевозок негабаритных грузов или обращаются к услугам компаний, которые специализируются на перевозке таких грузов. Одним из таких специализированных перевозчиков как раз и является московская транспортная компания Trans-Avto. Она располагает собственным парком спецтехники, грамотными такелажниками (что также немаловажно) и большим практическим опытом осуществления перевозок негабаритных грузов.

Однажды перед компанией Trans-Avto была поставлена задача перевезти восемь сепараторов для Ольховатского сахарного комбината. Сепараторы представляют собой металлические ёмкости массой 36 т каждая, диаметром 6,1 м и высотой 5,5 м. Полная масса каждого автопоезда составляла более 53 т, а высота вместе с грузовой платформой превышала 6 м. Центр тяжести автопоезда находился на высоте 5 м, что сильно усложняло и без того непростой процесс перевозки.

Проект перевозки готовился компанией в соавторстве со специалистами НИИ транспорта и дорожного хозяйства. Он учитывал все дорожные особенности предполагаемого маршрута - высоту мостов, ширину местных и магистральных дорог. По всей протяжённости маршрута были проведены контрольные измерения высоты подвеса проводов ЛЭП. Кстати, у высоковольтных проводов есть одна особенность - в зависимости от климатических условий и времени года, влажности воздуха высота проводов над полотном автомобильной дороги колеблется от 6 до 8 м. На этот раз было принято решение сопровождать груз специальными автовышками для подъёма контактно-кабельных сетей на территории нескольких населенных пунктов.

Согласно действующему законодательству РФ, грузы шириной более 4 м также должны сопровождаться патрульным автомобилем ДПС и машиной прикрытия, оборудованной жёлтым проблесковым маяком. А грузы шириной более 5 м и количеством более двух автопоездов - двумя экипажами ДПС и двумя автомобилями прикрытия с жёлтыми проблесковыми маяками. Это условие тоже не вызвало затруднений – у автоперевозчика в наличии собственный парк машин прикрытия на базе Citroёn Berlingo. Машины оборудованы необходимыми спецсигналами и радиосвязью, контрольно-измерительными приборами.

Перевозка сепараторов для сахарного завода осуществлялась четырьмя конвоями, каждый из которых состоял из двух тягачей MAN с колёсной формулой 6х2, двух экипажей ДПС и двух автомобилей прикрытия Citroёn Berlingo. Для перевозки использовались специальные низкорамные платформы Witzko RG-40. Их особенность заключается в регулируемой погрузочной высоте и возможности размещения груза, в несколько раз превышающего ширину платформы. Эти платформы также обладают высокой грузоподъёмностью. Все автомобили были оснащены радиосвязью и системой GPS-слежения.

Во время движения крупногабаритный груз (диаметром более 6 м) занимал не только свою, но и соседние полосы автострады: ширина автодороги Тамбов - Воронеж составляет 7,5 м, поэтому впереди с небольшим запасом двигался автомобиль ДПС и «прижимал» к обочине встречный транспортный поток. Немало проблем во время таких перевозок доставляют лихачи. Даже недисциплинированные водители, которые игнорировали указания сотрудников ДПС, увидев негабаритный груз моментально съезжали на обочину. Но нашёлся «свой» лихач и в этот раз – одна легковушка пропустила движущийся по встречной полосе автомобиль ДПС с проблесковыми сигналами и тут же следом приняла влево, пытаясь полностью занять свою полосу движения, не учитывая при этом ширины перевозимого груза. Столкновения с автопоездом избежать не удалось, но, к счастью, пострадал только легковой автомобиль, а не его водитель, автопоезд же не получил существенных повреждений. В дальнейшем, чтобы избежать повторения подобных происшествий, на особо узких участках дороги движение перекрывалось полностью на расстояния до 10 км.

 

Опыт города берёт

Самыми сложными участками маршрута перевозки были населённые пункты. Это не удивительно, учитывая большое количество воздушных кабельных сетей на городских улицах большинства городов. Поэтому во избежание обрывов проводов на автомобилях прикрытия были установлены вертикальные телескопические электроизолированные шесты. Если такой шест, отрегулированный по высоте автопоезда с определённым запасом по высоте, задевал провод, то в кабине водителя раздавался сигнал, и движение приходилось останавливать. Вызванная по рации специальная бригада электриков при помощи вышки поднимала провода и колонна двигалась дальше.

Труднопроходимыми во время движения были развилки на узких трассах, низкие мосты и транспортные развязки. Ещё на стадии подготовки выбирались пути объезда участков, которые с таким грузом просто невозможно было бы преодолеть. В таких ситуациях пока невозможно избежать человеческого фактора - на сложном участке многое зависит от мастерства водителя и сопровождающих. Зачастую движение во время очередного манёвра происходило буквально по сантиметрам, водитель управлял автомобилем «по приборам» – вслепую, ориентируясь только на указания сопровождающих, звучащие по рации. Это нужно видеть, как такая колонна движется по узким городским улочкам. Тогда и становится понятно, что без водителя высочайшей квалификации - не обойтись. Каждый выезд и заезд на территорию завода занимали по нескольку часов.

Общее время движения спецпоезда составило около 24 ч. За это время автомобили преодолели порядка 500 км – расстояние от Тамбова до посёлка Ольховатка Воронежской области. Такой результат считается хорошим показателем, достичь его удалось благодаря предварительно согласованному веерному отключению электроэнергии на маршруте следования. Хотя очень часто случается, что такие колонны простаивают часами, ожидая отключения электроэнергии.

Тем не менее перевезти по дорогам России крупногабаритный груз надёжно и точно в срок вполне реально. Для этого требуется профессиональный опытный перевозчик и тщательная подготовка к перевозке.