Экология "Встречаем Евро-6, или Экологией – по автопроизводителям и перевозчикам!"


 

Владимир ЧЕХУТА

 

Шестнадцатого декабря 2008 г. на своей пленарной сессии Европейский парламент проголосовал за сроки по внедрению нового, более жёсткого, экологического стандарта Евро-6, регламентирующего количество вредных выхлопов от грузовиков, фургонов и автобусов. Будущие нормативы эмиссии тяжёлых транспортных средств полной массой более 2610 кг вступят в силу с 1 января 2014 г.

 

Международный союз автотранспорта отреагировал на новые европейские стандарты положительно. Там заявили, что автоперевозчики готовы приобретать более чистые транспортные средства, как только они появятся на рынке.

К 1 апреля 2010 г. Еврокомиссия утвердит технический регламент нового стандарта, а с 1 января 2014 г. новый эмиссионный стандарт Евро-6 вступит в силу. Таким образом, у автопроизводителей будет время, чтобы внести необходимые технические изменения в будущие транспортные средства.

Итак, сроки введения будущих нормативов уже названы, но неопределённость в отношении количественных показателей стандарта Евро-6 остаётся. Тут можно вспомнить декабрь 2007 г., когда «позеленевшая» Европейская Комиссия предложила уменьшить эмиссию тяжёлых грузовиков и автобусов на 80 % по оксидам NOx и на 66 % по количеству макрочастиц по сравнению с текущими нормами Евро-5. Вроде и Советского Союза уже нет на карте планеты, и чиновники его сидели совсем в других кабинетах, но слышится в этой безудержной и далеко не всегда понятной «гонке за экологией» до боли знакомое и родное: «Догнать и перегнать!!!». Не хватает только башмаком стукнуть по трибуне.

Неудивительно, что мотористы такого авангардизма не оценили, после чего начались трудные переговоры, на которые отвели ещё год.

Брюссельским чиновникам совсем не жалко чужого топлива ради борьбы за чистый воздух и окружающую среду. В Еврокомиссии полагают, что созданные по их экологическим запросам дизельные моторы начнут сжигать всего на 2 - 3 % больше топлива, чем существующие сегодня двигатели Евро-5. Но проектно-технологическое бюро английской фирмы Ricardo по просьбе Британской ассоциации автоперевозчиков сделало свою оценку. И выводы её далеки от столь наивного экологического оптимизма.

Инженеры компании взяли за основу 12-литровый шестицилиндровый двигатель Евро-5, провели исследования и выяснили, к чему приведёт модернизация этого мотора до предлагаемых чиновниками EC экологических требований. Британцы пришли к выводу, что выполнение стандарта сделает силовой агрегат не только неэкономичным (расход топлива увеличится примерно на 8 %), но и более дорогим: рост цены составит от 2100 до 3833 евро, так как резкое сокращение вредных выбросов потребует от мотористов комбинировать в новом двигателе как технологию SCR, так и EGR.

Представитель Mercedes-Benz говорит: «Ricardo имеет серьёзную репутацию на рынке, и его исследования дают нам ясное представление о цене вопроса».

Конечно, европейских транспортников цифры очень обнадёжили, и они в один голос с машиностроителями попросили Еврокомиссию не горячиться с утверждением новых норм Евро-6.

В Европе, как мы знаем, требования по чистоте выхлопа регламентируются нормами стандарта, именуемого «Евро», аналогично названию европейских денег. В США тоже существует подобный норматив - ЕРА (по наименованию государственного агентства Environment Protection Agency). Новые нормативы ЕРА-2010 вступают в силу в Северной Америке с 1 января 2010 г., по своей сути они похожи на европейский аналог Евро-5, который запустится в октябре 2009-го. Но по некоторым показателям они отличаются.

И в этой, казалось бы, небольшой разнице скрыта большая проблема. Как говорят крупнейшие производители грузовых автомобилей, которые продают свою технику по всему миру, они вынуждены создавать по несколько экологических модификаций одного и того же мотора. Речь идёт о различии европейского, американского и японского стандартов. Иными словами, отсутствие единых стандартов приводит к тому, что производители транспортных средств должны спроектировать, изготовить и испытать три различных двигателя, хотя могли бы сделать эту работу всего один раз.

«Объём этой работы таков, что мы вынуждены держать дополнительный штат в 1000 инженеров в нашем моторостроительном подразделении», - сказал высокопоставленный сотрудник компании Volvo Trucks Горан Симонсон. – Если бы существовал один понятный всем глобальный экологический стандарт, то мы, конечно, смогли бы сократить издержки, которые, как известно, в конечном счёте оплачивают потребители, не имея от этого никакой выгоды для себя».

Впрочем, в словах Г. Симонсона даже с трудом не удаётся угадать надежду на решение проблемы. Представляете себе такое диво: европейские, американские и японские чиновники проголосовали за единые экологические нормы (причём, основанные на расчёте учёных, а не на собственных пожеланиях)? А как же быть с континентальными, островными и прочими чиновничьими амбициями?..

Глобальные экологические проблемы необходимо решать всем правительствам, но делать это необходимо прагматично и согласованно, иначе увеличивающаяся финансовая нагрузка на автопроизводителей и автоперевозчиков может оказаться выше их сил...

Нет, видимо, потребителю по-прежнему придётся расплачиваться за всех. А Г. Симонсон высказал даже не надежду, а, скорее, сокровенную мечту.