Логистика "Иллимар Пауль: «…в логистике, как и в международных отношениях, важен здравый смысл»"


 

Виктор СТЕПАНОВ

 

Иллимар Пауль, председатель правления Эстонского объединения закупочной деятельности и управления цепями поставок, образованного в декабре прошлого года путём слияния Объединения логистики Эстонии с Эстонским обществом руководителей закупок, считает, что роль достижений современной логистики в условиях кризиса велика как никогда. Именно логистика и квалифицированное управление цепями поставок может помочь в сохранении как можно большего количества компаний и рабочих мест.

Поэтому так велико значение развития логистического образования в Эстонии, о котором он, как один из руководителей учебного центра Sensei, знает не понаслышке.

 

- Господин Пауль, расскажите, пожалуйста, о возглавляемом Вами объединении.

- Объединение логистики Эстонии (ОЛЭ) было создано в 2000 г. Первоначально в него вошли  всего 12 основателей и 3 компании, на сегодняшний день насчитывается уже 230 его членов, среди которых 188 физических лиц и 42 фирмы.

В середине декабря 2008 г. общее собрание ОЛЭ большинством голосов приняло решение провести реорганизацию и изменить название. Новое название объединения – Эстонское объединение закупочной деятельности и управления цепями поставок.

Это решение открыло двери для следующего этапа развития организации. Произошло слияние с Эстонским обществом руководителей закупок, был изменён устав, принят кодекс этики, а количество членов правления было увеличено с пяти до семи человек.

Ассоциация представляет интересы занятых в различных сферах логистики специалистов, а также заинтересованных людей, организаций и учреждений.

Главной целью нашей организации является развитие и укрепление внешней и внутренней логистической конкурентоспособности Эстонии. Эта задача реализуется в русле нескольких направлений деятельности, среди которых особое место отведено заботе о развитии образования в этой области. Для нас важно приведение структуры профессионально-технического образования в сфере логистики в соответствие с требованиями современных стандартов; интеграция студентов различных логистических направлений в профессиональную деятельность; развитие программ повышения квалификации; сотрудничество с государственными институтами, высшими учебными заведениями, исследовательскими институтами и консалтинговыми предприятиями с целью развития исследовательской деятельности в сфере логистики.

- Существуют ли связи с местными и международными партнёрами?

- Без тесного сотрудничества с местными и международными партнёрами невозможно обеспечить качественное образование, соответствующее потребностям современного бизнеса.

Совместно с государственными учреждениями, высшими учебными заведениями, профессиональными объединениями и ассоциациями мы участвуем в разработке логистической стратегии Эстонии.

Рабочие группы объединения заняты разработкой и согласованием различных инструкций и договоров. К примеру, создана группа по разработке инструкций обращения поддонов, подлежащих возврату; было проведено согласование общих условий автоперевозок и т. д. Кроме того, сейчас наше объединение развивает идею создания единого информационного центра. Для этого планируется создание базы данных о действующих в Эстонии логистических предприятиях в электронном и печатном виде.

Объединение принимает участие в разработке и развитии профессиональных стандартов логистики в составе комиссии Целевого Фонда профессиональной квалификации (Kutsekoda SA).

Мы развиваем сотрудничество с Ассоциацией логистики и экспедирования Эстонии, Ассоциацией международных автоперевозчиков Эстонии, Союзом автоперевозчиков Эстонии, учебными заведениями, где преподаются логистические специальности, а также с различными целевыми учреждениями.

Помимо этого Эстонское объединение закупочной деятельности и управления цепями поставок отслеживает развитие логистики в мире, способствует разработке логистической стратегии Эстонии и выходит с предложениями к государственному сектору по развитию логистики и экономики страны в соответствии с мировыми тенденциями.

Большое внимание мы уделяем сотрудничеству с организациями, профессиональными объединениями и целевыми учреждениями стран Евросоюза и СНГ с целью выполнения общих задач в сфере логистики. Очень тесно работаем также с Китайской Народной Республикой и, в частности, с Гонконгом.

На международном уровне объединение развивает сотрудничество с аналогичными организациями Стран Балтии, Скандинавии, Великобритании, Китая и СНГ. Основной целью является развитие совместной деятельности специалистов по логистике различных стран.

В русле этого направления своей деятельности Эстонское объединение закупочной деятельности и управления цепями поставок выступило с публичной поддержкой предложения Ассоциации крупных предпринимателей Эстонии в вопросе отмены преамбулы в пограничном договоре с Россией.

Это предложение было выдвинуто на проходившей 17 ноября 2008 г. конференции крупных предпринимателей Эстонии, которая была названа «Можно ли по-другому?». В самом названии конференции отражена её главная тема: поиск возможностей улучшения отношений между Россией и Эстонией. Одним из конструктивных шагов в этом направлении стало предложение бывшего премьер-министра Эстонии, председателя правления порта Силламяэ (SILPORT), президента Ассоциации крупных предпринимателей Эстонии Тийта Вяхи отказаться от преамбулы в пограничном договоре между двумя странами.

Мы считаем, что для разрешения сложившегося конфликта необходимо отступиться от сложившихся предубеждений и сконцентрироваться на потребностях. Необходимостью для Эстонии являются дружественные отношения с Российской Федерацией, так как от этого зависит не только развитие нашей экономики, но и общее развитие всех сфер жизни страны. Враждебная риторика отпугивает и держит на значительном расстоянии внешних инвесторов как с Запада, так и с Востока. Стороной проходят и глобальные потоки финансов, товаров, возможностей. Это, в свою очередь, делает сложившийся экономический кризис тяжёлым и долгосрочным.

Ратификация пограничного договора обеими сторонами является первостепенной задачей, позволяющей двигаться в направлении улучшения отношений. Искренне надеемся, что разум поборет эмоции, и эстонско-российское соглашение о границе вступит в силу уже в наступившем году.

- Какие тенденции можно отметить в развитии логистики в Эстонии?

- В стране началось активное обновление логистической технологии с целью увеличения производительности труда и эффективности. Это включает в себя как использование философии Lean (ставшей широко известной благодаря системе организации производства в компании Toyota), модели SCOR (Supply Chain Operations Reference Model), так и значительные инвестиции в информационные технологии и автоматизацию процессов. Можем гордо заявить, что наши фирмы уже взяли твёрдый курс в направлении безбумажной логистики, позволяющей сократить расходы и увеличить производительность не менее чем на 20 %.

В последнее время также получила распространение идея создания в Эстонии распределительного центра китайских товаров. Она состоит в том, чтобы значительную долю предназначенного для Северо-Западной части России и рынка Северной Европы китайского товара направлять не фидерами через крупные порты Европы, как это делается сейчас, а прямо из Китая на трансконтинентальных контейнеровозах в Эстонию, откуда после сортировки и комплектования он направлялся бы дальше.

Для Эстонии реализация идеи обернулась бы увеличением транзитного потока и появлением новых рабочих мест. Решение по поводу создания первого китайского распределительного центра в порту Мууга уже принято, началось строительство новой причальной линии и площади терминала. Главным китайским партнёром Таллиннского порта (в состав которого входит и порт Мууга) в рамках этого проекта является порт Нингбо.

- Существуют ли какие-либо специфические требования к специалистам в области логистики, определяющиеся спецификой развития этого бизнеса в Эстонии?

- Да, конечно, имеются некоторые специфические особенности в том, что касается основного образования, владения языками и использования информационно-коммуникационных технологий. Основное в логистике – привнести в неё логику. Поэтому хорошо развитый здравый смысл является абсолютно обязательным качеством для специалистов в этой области.

Наше объединение способствует процессу развития и обновления системы повышения квалификации в различных областях логистики для приведения её в соответствие с требованиями и потребностями современной бизнес-среды.

Нам приходится консультировать составителей учебных программ, мы стремимся способствовать становлению предмета «Логистика» как одной из главных составляющих в обучении руководителей в сфере транспорта, торговли и производства, а также направлять исследовательскую деятельность в этой области.

Эстонское объединение закупочной деятельности и управления цепями поставок занимается популяризацией логистических профессий в общеобразовательных школах и профессионально-технических училищах, а также в средствах массовой информации, способствует подготовке и изданию учебных материалов по логистике.

- А где в Эстонии можно получить образование в области логистики?

- Есть целый ряд образовательных учреждений, которые предоставляют возможность получить специальность логиста либо включили логистику в качестве отдельной дисциплины в курс обучения для студентов других специальностей. Это, в частности, Таллиннский технологический университет, Таллиннский университет прикладных наук, Эстонская морская академия, Эстонская академия авиации, Институт маркетинга и  учебный центр Sensei. Также эта дисциплина изучается в ряде технических колледжей.

В Эстонии логистика получила широкое признание, к тому же она приносит неплохой доход. Оплата труда специалистов в области логистики – одна из самых высоких (за исключением финансового сектора и сектора высоких технологий). Поэтому этот род занятий весьма интересует молодое поколение.

- Какова история изучения логистики в стране и в Вашем учебном заведении?

- История образования в области транспорта в Эстонии уходит в глубь столетий. Таллинн исторически принадлежал к Ганзейской Лиге – торговому объединению крупнейших торговцев Северной Европы. Немецкие купцы, входившие в него, занимались международной торговлей, и (мы можем с уверенностью это утверждать сегодня) были сильны в логистике.

В советский период эстонской истории Таллиннское мореходное училище специализировалось на морской логистике, а в Таллиннском политехническом институте (теперь на его базе существует Таллиннский технологический университет) велись серьёзные исследования в области логистики, которые были начаты сразу после окончания Второй мировой войны.

В 1991 г. логистика приобрела дополнительное значение, поскольку Эстонии нужно было выработать совершенно новую стратегию в этой области. Начинать приходилось практически с нуля, а то и с минусовой позиции, поскольку кроме железной дороги и устаревших портов не было ни инфраструктуры, ни современной технологии. Но именно отсутствие всего этого заставило построить конкурентоспособный логистический комплекс. В результате нам удалось достичь хороших результатов, например, в обслуживании транзита энергоносителей и сырья.

Поэтому теперь академическое образование в области логистики можно получить во многих эстонских университетах и колледжах. Имеется также ряд тренинговых компаний, которые специализируются в области логистики и управления цепями поставок.

Эстонский учебный центр Sensei, обеспечивающий профессиональное образование в области закупочной деятельности, логистики и управления цепями поставок, был создан в 2003 г. и поначалу занимался разработкой проектов консалтингом. С 2007 г. мы приступили к проведению тренингов по логистике. Sensei обеспечивает обучение исключительно на продвинутом уровне, которое соответствует уровню руководящих сотрудников и специалистов со стажем работы не менее пяти лет.

- Насколько велик спрос на специалистов этого профиля и в какой степени удаётся его удовлетворить?

- Спрос на квалифицированных логистов гораздо выше, чем предложение. Поэтому потребность в качественном профессиональном обучении этой профессии сравнительно высока. В связи с этим важно дать значительный объём знаний и навыков за весьма короткое время.

- Какие выводы можно сделать из опыта изучения логистики и обучения логистике в Вашем учебном заведении?

- Главная и наиболее сложная задача – донести до наших студентов понимание всей сложности управления цепями поставок, а не только дать знания в рамках узкой специализации. Порой достаточно трудно сделать так, чтобы все участники цепи поставок осознали, что на самом деле они служат одной цели – удовлетворению нужд конечного пользователя, потребителя.

На данный момент существует достаточно много недоверия и внутренней конкуренции между разными участниками в рамках одной цепи поставок, что ведёт к неоправданному повышению общей стоимости.

- Обучаются ли у Вас студенты из других стран?

- В эстонских университетах учатся студенты из многих стран, в том числе из стран, входящих в Евросоюз, из Китайской Народной Республики, из стран СНГ. Компания Sensei занимается обучением только местных руководителей – специалистов, которые приходят к нам из работающих в Эстонии компаний.

- Что изменил кризис в деятельности Вашего центра и каковы в связи с этим Ваши планы на будущее?

- Управление цепями поставок является одним из ключевых моментов в достижении успеха в условиях экономического кризиса. Когда вы отрезаны от внешних источников финансирования, вам следует находить необходимые средства в тех процессах, которые осуществляются внутри вашей компании, определять и устранять издержки и сосредотачиваться только на добавленной стоимости. В связи с этим мы стараемся предложить как можно больше консалтинговых услуг с тем, чтобы помочь сохранить как можно больше компаний и рабочих мест.

Помимо тренингов и консалтинговых услуг, мы также организуем четыре ежегодных конференции (раз в квартал). В феврале пройдёт традиционная конференция-выставка по складированию и складским технологиям «Склад». В мае, как всегда, мы планируем проведение конференции Transestonia, посвящённой транзиту.

В сентябре мы намерены провести ежегодную конференцию по управлению закупками, а в ноябре – конференцию по логистике, которая проводится каждый год начиная с 1998 г.

По сложившейся традиции каждую осень мы проводим конкурс «Достижение года в области логистики». В минувшем году самым значимым достижением в области эстонской логистики был признан новый автоматизированный логистический центр фирмы Magnum Logistics, где, например, эффективность сборки заказов выросла в восемь раз по сравнению с прежней системой.