Международные перевозки "Рынок МАП: как пережить рецессию?"


 

Светлана АЛЕКСЕЕВА

 

Аховая ситуация на мировом рынке, которую нынче принято стыдливо прикрывать малопонятным учёным словечком «рецессия», болезненно ударила по международным автомобильным перевозчикам. Они ничего не производят, ничего не продают. Единственный источник их дохода – оказание услуг по перевозке тех грузов, которые изготовили и оплатили вовсе не они. И тотальное падение спроса на всё, что продаётся и покупается, привело к тому, что российские перевозчики остались фактически без грузов. То есть – без работы. Экспортно-импортные перевозки в/из России к концу прошлого года упали почти на 20 % по сравнению с годом предыдущим. О том же, что произойдёт в обозримом будущем, аналитики прогнозируют разное – от полного хаоса до бурного расцвета. Но их ответственность невысока: компетентнейшие аналитики Merryll Lynch непосредственно перед ипотечным кризисом в США предсказывали компании скорое светлое будущее…

 

У сложных проблем не бывает простых решений. Каждый ищет свои выходы из сложившейся ситуации. Буквально накануне Нового года правление Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) России приняло концепцию антикризисных мер, которые должны как минимум существенно облегчить положение российских автотранспортников, обеспечивающих экспортно-импортные операции России. Скажем сразу: никаких особых секретов в этой программе нет. Большинство зафиксированных предложений АСМАП уже и раньше предлагала органам власти. Но в те времена, когда работы на рынке всем хватало, эти самые органы могли себе позволить и отмахнуться от назойливых перевозчиков. Сегодняшняя же ситуация наглядно покажет: готова ли российская власть защитить собственных перевозчиков или же предпочтёт по окончании кризиса (когда-нибудь он же всё-таки должен закончиться!) предоставить перевозки российских экспортных и импортных грузов иностранным транспортникам…

Первая группа вопросов - меры, предусматривающие снижение затрат, связанных с налогообложением. Так, например, до сих пор не решён вопрос о переоформлении техники, которую российские транспортники ввезли на условиях временного ввоза. АСМАП планирует проработать возможность переоформления транспортных средств, ввезённых на условиях Постановления Правительства РФ от 11 марта 2003 г. № 147, в таможенный режим временного ввоза с частичным условным освобождением от уплаты таможенных платежей без обеспечения на 34 месяца - сразу на весь период без взимания дополнительных процентов за рассрочку. Для этого - обратиться в Федеральную таможенную службу России с просьбой разъяснить ряд условий, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации, и процедур переоформления транспортных средств, ввезённых на условиях Постановления Правительства РФ от 11 марта 2003 г. № 147, в таможенный режим временного ввоза с частичным условным освобождением от уплаты таможенных платежей без обеспечения на 34 месяца в соответствии с п. 1 ст. 213 Таможенного кодекса РФ, и просить направить эти разъяснения в таможенные органы на местах.

Не потеряла своей остроты так называемая калининградская проблема. Таможенные органы требуют растамаживать технику, ввезённую в своё время в регион на льготных условиях, без учёта износа. О последствиях таких действий нетрудно догадаться… АСМАП решила инициировать через Минтранс решение Правительства РФ, предусматривающее таможенную очистку автотранспортных средств, зарегистрированных в Калининградской области и ввезённых до 1 апреля 2006 г., с учётом износа по ввозным ставкам, действовавшим на момент ввоза.

АСМАП решила провести анализ актуальности вопроса для Калининградской области (определить количество транспортных средств, подлежащих выпуску). По результатам анализа оценить целесообразность дальнейшего продвижения проекта Федерального закона «О внесении изменений в ст. 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", ст. 151 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 13 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Следует иметь в виду, что 30 сентября 2008 г. Советом Государственной Думы принято решение вернуть законопроект субъекту права законодательной инициативы для выполнения требований Конституции Российской Федерации и регламента Государственной Думы.

Не менее важна проблема оплаты транспортного налога. АСМАП планирует предложить органам власти создать в этой сфере некоторые преференции для экологически более чистого транспорта. А для этого - инициировать введение в Налоговый кодекс РФ положения по дифференциации ставок транспортного налога в зависимости от соответствия транспортных средств экологическим классам (сроку эксплуатации), в том числе возможность полного освобождения от уплаты транспортного налога на период один - два года для наиболее экологически чистых автотранспортных средств, соответствующих нормам Евро-4 и -5. Кроме того, в АСМАПе считают необходимым серьёзно снизить коэффициент по изменению размера ставок транспортного налога законодательными органами субъектов Российской Федерации. Это предложение АСМАП уже направила от имени Минтранса в Минфин России и вице-премьеру Правительства РФ Сергею Иванову. В соответствии с поручением правительства Минэкономразвития и с учётом мнения заинтересованных министерств подготовлено заключение о целесообразности установления дифференцированных ставок транспортного налога для автомобилей старше десять лет. В связи с этим АСМАП направила в Минтранс дополнительное обращение, обосновывающее возможность применения дифференцированных ставок транспортного налога в зависимости от экологического класса ТС без привязки к сроку эксплуатации транспортного средства.

АСМАП планирует предпринять и некоторые другие шаги, направленные на облегчение положения российских перевозчиков и касающиеся налогообложения.

Кроме того, концепция антикризисных мер АСМАПа предусматривает принятие некоторых мер, направленных на поддержку ликвидности автотранспортных компаний. В частности - добиваться субсидирования государством процентных ставок по полученным российскими международными автоперевозчиками кредитам для обновления подвижного состава, а также по уплачиваемым ими лизинговым платежам. Ассоциация уже направила в Минтранс предложения в проект постановления Правительства, предполагающего частичную компенсацию процентных ставок при закупке автотранспортных средств импортного производства для международных автоперевозчиков. По итогам рассмотрения проекта постановления принято решение о распространении разрабатываемого документа только на автомобильную технику российского производства.

Администрация АСМАП планирует организовать выработку предложений по реструктуризации лизинговых платежей по транспорту, ввезённому в РФ на условиях лизинга, в том числе и по программе Минтранса РФ.

Концепцией планируются меры, направленные на снижение эксплуатационных затрат автотранспортных компаний, а также меры, направленные на повышение спроса на услуги международных автоперевозчиков.

Одно из ключевых предложений (откровенно говоря, несколько странно, что на таких действиях приходится настаивать) - добиваться установления преференций для российских перевозчиков в рамках регламентации процедур закупок товаров (услуг) субъектами естественных монополий и государственными корпорациями путём установления требования по осуществлению доставки грузов на уровне не менее чем 50 % российскими транспортными компаниями. Ассоциация не раз и не два поднимала этот вопрос через Минтранс, Минэкономразвития, ТПП России.

В соответствии с п. 13 Плана действий Правительства РФ, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, утверждённого Председателем Правительства РФ Владимиром Путиным 6 ноября 2008 г., предусмотрена разработка соответствующего проекта федерального закона. В рамках разрабатываемого проекта закона предлагается предусмотреть предоставление соответствующих преференций также и российским автотранспортным компаниям, в частности, о закреплении 50 % перевозок грузов закупаемых и поставляемых за счёт государственных средств.

АСМАП планирует направить свои предложения по реализации данного пункта в Минэкономразвития в части привлечения российских международных автоперевозчиков к перевозкам товаров, закупаемых субъектами естественных монополий и государственными корпорациями.

Кроме того, планируется подготовить обращение к банкам с просьбой ориентировать участников внешнеэкономической деятельности, использующих заёмные средства этих банков, на привлечение в приоритетном порядке российских перевозчиков, использующих транспортные средства, приобретённые в лизинг у структур, аффилированных с банком.

Защита собственного рынка сегодня становится одной из важнейших задач. Так что понятно, почему АСМАП предлагает усилить контроль за использованием иностранных разрешений, начиная с 2009 г. организовать компьютерный учёт возврата перевозчиками иностранных разрешений по всем странам, а выдачу разрешений осуществлять строго с учётом возврата ранее полученных разрешений, исходя из наличия у перевозчиков подвижного состава.

Планируется принять меры, исключающие применение демпинговых ставок на перевозки. Реализация этой меры возможна в рамках закона о ценах и ценообразовании, проект которого разрабатывается ТПП РФ. АСМАП направила свои предложения в концепцию закона.

Антикризисная концепция АСМАП предлагает принятие ряда мер, направленных на ограничение доступа на рынок международных автомобильных перевозок. Это делается уже не только потому, что приток в эту сферу недостаточно квалифицированных и ответственных кадров с не отвечающей современным требованиям техникой снижает качественную планку отрасли. Сегодня сложилась ситуация, когда просто-напросто не хватает работы для уже существующих и действующих компаний. Поэтому предлагается ввести ограничения по возрасту и экологическим требованиям (например, Евро-2) для подвижного состава, участвующего в международных перевозках. А для этого - подготовить предложения в Минтранс об ограничении выдачи разрешений по «проблемным» странам на автомобили, которые соответствуют экологическим требованиям ниже Евро-2. Эта мера поддержит предприятия, имеющие собственный и лизинговый подвижной состав, даст возможность конкурировать с иностранными перевозчиками и обеспечить должный для безубыточной работы уровень фрахта по странам.

Планируется также подготовить предложения по введению особых условий распределения дефицитных разрешений, имея в виду максимально сохранить в 2009 г. квоты разрешений для перевозчиков, длительное время работающих по конкретным странам, ограничив выделение разрешений для перевозчиков вновь осваивающих эти рынки и наращивающих парк без учёта фактического наличия иностранных разрешений.

Не вызовут особого восторга у перевозчиков из соседних стран меры, направленные на ограничение деятельности иностранных перевозчиков на российском рынке и усиление контроля за их работой. В частности, будет проработан вопрос о сокращении разрешений в/из третьих стран для перевозчиков Беларуси и Украины. АСМАП направила обращение на имя министра транспорта Российской Федерации с просьбой об ограничении выдачи разрешений в/из третьих стран в первую очередь перевозчикам Беларуси и Украины.

Предлагается также ограничить работу иностранных перевозчиков по разрешениям ЕКМТ на территории РФ. Готовится обращение в Ространснадзор с просьбой усилить контроль за использованием разрешений при перевозке грузов в/из третьих стран как на пунктах пропуска через государственную границу, так и на территории России.

Общеизвестна проблема нехватки и недостаточного срока действия виз, выдаваемых российским водителям. Если раньше АСМАП пыталась при помощи российских госорганов добиться понимания со стороны консульских служб европейских стран, то сейчас вопрос стоит несколько иначе. Планируется обращение в Департамент консульской службы МИД по вопросу выдачи виз иностранным водителям на паритетной основе (польским гражданам выдают визы на два года). После вступления в силу Соглашения Россия - ЕС в июле 2007 г. выдавались в единичных случаях двухгодичные визы польским водителям. По настоятельному требованию АСМАП на 4-м заседании Комитета за соблюдением Соглашения Россия-ЕС (в августе 2008 г.) Департамент консульской службы МИД РФ объявил о введении принципа взаимности при оформлении виз иностранным водителям. В сентябре 2008 г. соответствующая нота была направлена в российские консульские учреждения за рубежом.

Однако есть здесь и ещё одна тонкость. Если в европейских странах давно осуществляется жёсткий контроль за временем пребывания иностранных граждан на собственных территориях, то в РФ в этом отношении – ещё непаханное поле. Неудивительно, что ассоциация решила обратиться в Федеральную погранслужбу и МИД России с предложением контролировать количество дней нахождения на территории РФ при пересечении границы иностранными водителями, а при выдаче российских виз контролировать срок нахождения иностранных водителей на территории РФ.