Опыт коллег "В реальных климатических условиях любого региона"


 

Николай РУДЕНЕЦ,

заведующий отделом Белорусского научно-исследовательного института транспорта «Транстехника»

 

Перевозка скоропортящихся пищевых продуктов должна осуществляться в специальных транспортных средствах. Для установления требований к ним в 1970 г. было принято «Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС)».

 

К этому соглашению Республика Беларусь присоединилась семь лет назад. Компетентным органом по СПС определено Министерство транспорта и коммуникаций, которое возложило выполнение функций по освидетельствованию специальных транспортных средств, предназначенных для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов, на Белорусский научно-исследовательский институт транспорта «Транстехника».

В структуру СПС входят: Министерство транспорта и коммуникаций, БелНИИТ «Транстехника», транспортная инспекция, испытательная станция, экспертная организация, заводы-изготовители и непосредственно автоперевозчики.

Организационно-функциональное построение представлено в предлагаемой схеме:

 

 

 

«Защитные» свидетельства

За пять минувших лет БелНИИТ «Транстехника» выдал автоперевозчикам и изготовителям транспортных средств более 1100 свидетельств СПС. Увы, но проблема предоставления заказчиками поддельных свидетельств СПС существует, а посему начиная с ноября 2005 г. они выдаются на бланках, изготовленных на специальной бумаге со степенями защиты (водяные знаки, вкраплённые волокна, логотип института на поле бланка). Помимо того, при каждом случае рассмотрения документов проводится тщательное исследование представленных свидетельств СПС.

Как результат, у белорусских автоперевозчиков не возникало проблем с контролирующими органами зарубежных стран из-за свидетельств СПС, выданных БелНИИТ «Транстехника».

Институт также осуществляет замену свидетельств СПС на транспортные средства, ввезённые на территорию Республики Беларусь и имеющие свидетельства СПС, выданные компетентными органами стран, в которых они были изготовлены или зарегистрированы.

Эти свидетельств БелНИИТ «Транстехника» выдаёт заводам-изготовителям специальных транспортных средств, после проведения периодического контроля (экспертной проверки), а также в результате замены, выданных компетентными органами зарубежных стран. За прошлый год выдано 340 таких свидетельств.

 

Всё по методике

Экспертную проверку транспортных средств, находящихся в эксплуатации, проводит специально аккредитованное подразделение института «Транстехника». Осуществляется она в соответствии с требованиями «Методики выполнения измерений эффективности термического оборудования и проверки изотермических свойств», которой установлены:

– требования к условиям испытаний;

– требования к средствам измерений;

– порядок подготовки транспортных средств к проведению испытаний;

– порядок проведения испытаний изотермических свойств;

– порядок проведения испытаний эффективности термического оборудования;

– определяемые показатели;

– форма протокола испытаний.

В республике два пункта экспертной проверки транспортных средств – в Минске и Бресте.

 

Испытания в широком диапазоне

Для проведения испытаний новых специальных транспортных средств (изотермических, рефрижераторов, ледников и отапливаемых), предназначенных для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов, до ввода их в эксплуатацию в Беларуси есть аккредитованная испытательная станция на Минском электромеханическом заводе, где имеется возможность проводить испытания изделий на климатические воздействия:

– повышенная температура (до + 55 °С);

– повышенная относительная влажность (до 98 %);

– пониженная температура (до – 40 °С);

– пониженное давление (до 10 мм рт. ст.);

– соляной туман, что позволяет имитировать реальные условия эксплуатации в любом регионе мира.

Для проведения испытаний специальных транспортных средств, предназначенных для перевозки пищевых продуктов, на соответствие требованиям СПС, на испытательной станции есть две климатические камеры объёмом 720 м3 (максимальные размеры испытываемого изделия составляют по длине – 16 м, ширине – 3,3 м, высоте – 4,5 м) и одна – объёмом 360 м3 (максимальные размеры испытываемого изделия по длине, ширине и высоте, соответственно составляют 8, 2  и 2,5 м).

По результатам испытаний на станции оформляются соответствующие протоколы испытаний (изотермических свойств и эффективности термического оборудования), которые изготовитель транспортного средства представляет в институт для оформления свидетельств СПС.

Белорусские изготовители специальных транспортных средств, предназначенных для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов, представляют на испытания изотермические кузова-фургоны различных типоразмеров для любых марок шасси автомобилей и полуприцепов с коэффициентом теплопроводности от 0,4 до 0,7 Вт/м3К.

***

Что касается перевозок в пределах Беларуси, то Министерство транспорта и коммуникаций как компетентный орган по СПС считает преждевременным распространение требований СПС на внутренние доставки грузов. Связано это с тем, что специальные транспортные средства, предназначенные для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов и используемые на внутренних перевозках, в основном выработали ресурс и не соответствуют требованиям СПС. Сегодня данный вопрос требует тщательной и всесторонней проработки.