Пассажирские перевозки "Что пассажиру хорошо, автоколонне – прибыль"


 

Роман МУРАШОВ

Фото автора

 

В декабре минувшего года в подмосковной Коломне в «Межрайонном автотранспортном предприятии № 2 Автоколонна № 1417» состоялось продолжение первого российского фестиваля «Мир автобусов-2008». В программе были пресс-конференция с победителями и организаторами мероприятия, конкурсная продажа выведенных из эксплуатации подержанных автобусов и демонстрация в действии безналичной системы оплаты проезда и учёта пассажиров льготных категорий - «Маршрут».

 

В этот день журналисты стали первыми пассажирами автобуса класса VIP-Comfort Setra S417 HDH. В декабре 2008 г. эта машина уже приступила к выполнению регулярных VIP-рейсов по маршруту Москва – Рязань – Москва. Стоимость проезда на этом автобусе составляет 600 рублей, что в два раза превышает стоимость проезда в обычном комфортабельном автобусе на этом же маршруте (напитки и продукты из бара не входят в стоимость билета, а оплачиваются отдельно, как и на других рейсах). Действительно, сервис, предоставляемый пассажиру во время поездки, заслуживает уважения – автобус оборудован системой индивидуального телевидения, доступом к системе Интернет. Естественно, есть здесь кондиционер и туалет.

В качестве личных впечатлений от проезда в новом автобусе особенно могу отметить удобные пассажирские кресла. В салон практически не проникает посторонний шум с дороги, почти не слышно и работы двигателя.

Индивидуальные жидкокристаллические видеомониторы с регулируемым углом обзора для пассажиров удобно размещены в подголовниках впередистоящих кресел и позволяют просматривать четыре канала спутникового телевидения. Их контраст и цветопередача – на вполне приемлемом уровне. Ниже, в карманах кресел, располагаются индивидуальные наушники. Доступ в сеть Интернет осуществляется с помощью беспроводной технологии Wi-Fi.

После знакомства с VIP-Comfort(ом) журналистам предложили пересесть на рейсовый городской автобус, чтобы увидеть в действии систему безналичной оплаты проезда «Маршрут». Выглядит это так: пассажир приобретает электромагнитную карту аналогичную банковской, а точнее - берёт её в аренду у автоколонны за 50 рублей. Получить карту в Коломне можно в информационно-справочном пункте городского автовокзала, непосредственно у водителя транспортного средства во время остановок, через платёжные терминалы на автовокзале, в здании автоколонны или в любом из установленных на городских автобусных остановках. На карточный счёт необходимо внести деньги в сумме предполагаемых затрат на поездки автотранспортом. Сделать это можно на автовокзале и через автоматические платёжные терминалы на остановках. Там же можно и просто проверить баланс. Такая электронная карта является дебетовой. Деньги на счету карты не имеют определённого срока действия и всегда могут быть использованы по назначению.

Воспользоваться картой для оплаты проезда очень просто – при входе в автобус пассажир прикладывает её к считывающему устройству (ридеру), которое ему в ту же секунду печатает фискальный билет с указанием даты, времени, маршрута, марки и государственного номера автобуса, стоимости проезда и остатка денежных средств на балансе карты за минусом стоимости последней поездки.

Журналисты испытали на себе технологичную новинку – времени на внесение платы за проезд действительно уходит минимум. Здесь уже виден первый «плюс» - в Коломне все двери автобусов на остановочных площадках одновременно работают на вход и выход. Поэтому посадка и высадка пассажиров осуществляются так же динамично, как в прошлые годы, когда билет на автобус стоил 5 копеек и приобретали его уже после посадки, отрывая от нескончаемой ленты, выкручиваемой специальным устройством в салоне автобуса.

Для коломенцев система «Маршрут» не нова – около двух лет она уже применяется для оплаты проезда на маршрутных такси. Здесь пассажиры имеют прямую материальную выгоду от использования безналичных денег: стоимость проезда в коломенском городском маршрутном такси с оплатой наличными водителю – 25 рублей, та же услуга с оплатой по электронной карте обходится пассажиру уже в 18 рублей 90 копеек. Горожане этот факт оценили, и потому теперь в Коломне 65 % платежей за проезд в маршрутном такси осуществляется картой «Маршрут».

В маршрутных такси, а теперь и в автобусах установлены терминалы оплаты со встроенным ридером бесконтактных карт и контрольно-кассовые машины (ККМ) «Элвес-микро-К», чтобы оставалась возможность оплатить проезд и наличными деньгами. В этом случае ККМ также распечатает кассовый чек. В городских, пригородных и междугородных автобусах билет при оплате наличными распечатает кондуктор с помощью портативной ККМ. Кстати, руководство Автоколонны № 1417 не планирует упразднять должность кондуктора с введением безналичной системы оплаты проезда – кондуктор по-прежнему остаётся «хозяйкой» салона автобуса и в дальнейшем будет исполнять роль помощника пассажира во время поездки.

Распространяя действие системы безналичной оплаты проезда на городские социальные автобусы, разницы в цене для пассажиров добиться не удастся: по постановлению Московского областного правительства стоимость проезда в муниципальном городском транспорте установлена в единой в размере 17 рублей за одну поездку (по данным на декабрь 2008 г.). При этом во внимание не принимается – наличными или безналичными деньгами расплачивается пассажир. Осуществляя перевозки, Автоколонна 1417 в этом случае действует не от своего имени, а фактически исполняет поручение областного правительства. Выигрыш пассажира здесь, как уже было сказано выше, в существенной экономии времени на проезд из пункта А в пункт Б.

 

Что же приобретают с введением на пассажирском автотранспорте безналичной системы оплаты проезда другие участники этого проекта: разработчик – компания «Штрих-М» и Автоколонна № 1417 - инициатор внедрения технического новшества? Если с разработчиком всё более или менее ясно, главное его обретение в этом случае – это материальная компенсация за оборудование, его пусконаладку и периодическое обслуживание, то о выгоде инициатора внедрения системы нужно сказать подробнее.

Автоколонне № 1417, как и любому пассажирскому автотранспортному предприятию, ежедневно приходится решать немало проблем: возможные и фактические ошибки и злоупотребления в обращении с наличными деньгами, сложности при формировании рабочей и отчётной документации.

Перед специалистами компании-разработчика «Штрих-М» руководство автоколонны поставило следующие задачи:

– создаваемая безналичная система оплаты проезда должна уменьшить хождение наличных денежных средств между пассажиром и водителем;

– система должна увеличить скорость обслуживания пассажиров при посадке;

– система должна быть достаточно открытой для того, чтобы было возможно с течением времени расширять спектр и улучшать качество услуг, оказываемых пассажирам (например, в скором времени будет действовать автоматизированная система бронирования и покупки билетов на междугородные рейсы автобусов, аналогичная системе бронирования билетов на авиарейсы).

 

Как сообщил директор Автоколонны № 1417 Николай Сиделёв, насколько возможно судить по прошествии почти двух лет эксплуатации на маршрутном такси, система «Маршрут» способствует решению возложенных на неё задач. Кстати, это уникальная разработка специалистов компании «Штрих-М» и её аналогов в России на сегодняшний день нет.

В качестве платёжного средства (носителя информации о сумме денежных средств пассажира) применяются бесконтактные пластиковые карты стандарта Mifare: на любой карте (в каждом «электронном кошельке») в формате Value Block (Mifare) хранится информация о сумме внесённых клиентом денежных средств. Пластиковые транспортные карты «Маршрут» были изготовлены по индивидуальному дизайну специально для Автоколонны № 1417 г. Коломна.

Система оплаты, а также продажи и пополнения транспортных карт в междугородних автобусах такая же, как и в маршрутных такси, с той лишь разницей, что вместо ККМ «Элвес-микро-К» установлена POS-система «Штрих-miniPOS-автотранспорт» с GPS и GPRS модулями. В дополнение к основным функциям с её помощью производится продажа сопутствующих товаров и оплата услуг (например, сотовой связи по GPRS). Также эта система выполняет навигационные функции.

В диспетчерском пункте Автоколонны № 1417 установлено программное обеспечение «Штрих-М: Диспетчерский пункт», с помощью которого формируется расписание движения автобусов, готовятся аналитические отчёты, производится загрузка/выгрузка данных в терминалах оплаты и «Штрих-miniPOS-автотранспорт». Обмен данными между оборудованием в автобусах и в диспетчерском пункте осуществляется посредством USB-накопителя, который водитель получает у диспетчера перед выходом на смену.

Все данные из диспетчерского пункта (включая информацию из автобусов), информационно-справочного пункта и платёжных терминалов - все отчёты о произведённых операциях поступают в так называемый процессинго-клиринговый центр. В результате в нём хранится полная картина движения денежных средств по каждой активированной карте. В зависимости от баланса транспортных карт («положительный» или «нулевой» остаток средств на счёте) в системе безналичной оплаты имеются условно «чёрные» и «белые» списки. Поскольку их динамика постоянно меняется, водители получают списки ежедневно на USB-накопителе перед выходом на смену.

Необходимо сказать несколько слов и об автобусе, на котором журналисты знакомились с системой «Маршрут». Это машина – Volvo 7700, которая совершает регулярные рейсы по одному из самых протяжённых городских маршрутов с сентября 2008 г. Сочленённая низкопольная машина оснащена двигателем стандарта Евро-5. Конструкция пневматической подвески такова, что позволяет, слегка наклонив кузов в сторону автобусной остановки, уменьшить высоту ступени для пассажиров. Машина также приспособлена к беспрепятственной посадке и высадке людей с ограниченными возможностями. В салоне автобуса на специальной площадке имеется крепление для инвалидных кресел.

Состоялась также и пресс-конференция руководителя Автоколонны № 1417 Николая Сиделёва и соорганизаторов первого российского автобусного форума для журналистов центральных и местных СМИ, посвящённая итогам и перспективам фестиваля «Мир автобусов-2008». Организаторы сразу объявили, что следующему, второму фестивалю «Мир автобусов-2009» - быть. Пройдёт он также на территории Автоколонны № 1417 в Коломне в период с 18 по 20 ноября 2009 г. При этом теперь все мероприятия фестиваля будут проходить на территории автобусного предприятия, для чего будут специально возведены помещения для конференций и семинаров. Так руководство автоколонны отреагировало на справедливые слова критики относительно излишней удалённости места проведения заседаний научно-практической конференции от основной выставочной экспозиции.

Также на пресс-конференции состоялось вручение дипломов представителям фирм, чьи автобусы заняли первые места в конкурсе «Лучший в «Мире автобусов», который проходил в дни работы фестиваля «Мир автобусов-2008».

В этот же день прошла первая конкурсная продажа бывших в эксплуатации автобусов. На площадке побывали 32 представителя автопредприятий из Самары, Санкт-Петербурга, Москвы, Саратова, Воронежа, Московской и Воронежской областей, чтобы оценить выставленную технику и принять участие в аукционе подержанных автобусов. В ходе конкурсной продажи состоялись торги по восьми лотам, было реализовано десять автобусов, общая сумма сделок составила 6 млн 581 тыс. рублей.