Пассажирские перевозки "Конкурс для тех, кому есть что предложить"


 

Ксения ДИТЯТКИНА

 

Два года назад Правительство Москвы принято Постановление № 421 «О порядке организации в г. Москва регулярных городских автобусных маршрутов». В нём прописаны условия проведения конкурса на новые пассажирские маршруты среди автоперевозчиков. С выходом постановления было принято очень важное решение: не изменять сложившуюся маршрутную сеть с уже работающими частными перевозчиками, а все вновь открываемые маршруты выставлять на конкурс. О том, как проводятся «соревнования», мы беседуем с исполнительным директором Московского транспортного союза Юрием Свешниковым.

 

– Для возможности вынесения маршрутов на конкурс Правительство Москвы разрабатывает проекты организации регулярных городских автобусных маршрутов, в которые входят паспорт маршрута, его описание, основные характеристики, т. е. конечные станции, технологические отстои, расписание движения, начало - конец работы, тип подвижного состава и многое другое, – рассказывает Ю. Свешников. – Первый конкурс по распределению маршрутов прошёл в декабре прошлого года. Было сформировано семь лотов (один лот – один маршрут), на которые поданы 14 заявок. Никаких ограничений для участия в конкурсе нет за исключением тех, что прописаны в Федеральном законе № 94 «О конкурсах на размещение заказов, на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». Это нахождение имущества под арестом, в стадии ликвидации, существование долгов по налогам всех уровней, а также приостановка или ликвидация лицензии, которая должна быть на транспортное средство, имеющее свыше девяти посадочных мест, за исключением места водителя.

Следует иметь в виду, что проведение конкурсов – это не перераспределение имеющихся, а вновь открываемые маршруты. На мой взгляд, маршрутная сеть в Москве уже сложилась, и когда говорят об открытии новых линий доставки пассажиров, то в основном речь идёт о присоединённых к российской столице территориальных образованиях за пределами МКАДа – Южное Бутово, Куркино, Кожухово и т. п. За два с половиной года подано 1200 заявок на открытие новых и изменение работающих маршрутов. Из них рекомендовано к проектированию только 50.

– Почему некоторые из существующих маршрутов нуждаются в изменениях?

– Есть сеть маршрутов, которые эксплуатируются более десятка лет. За это время открылись новые станции метро, торговые центры, транспортные развязки, т. е. центры «притяжения» пассажиров, что-то изменилось в уличной дорожной сети. Это и влияет на изменение маршрутов.

– Кто может предложить новый маршрут?

– С предложением открыть новый маршрут может обратиться как организация, так и частное лицо, которые посчитают, что необходимо создать маршрут из точки А в точку Б. Они пишут в Департамент транспорта и связи Москвы заявление о сути своего предложения. Обращение рассматривается в течение 30 дней с момента поступления городским Экспертным советом, в состав которого входят 22 человека, представители всех префектур, комитета по архитектуре, ГИБДД, ГАИ, экологических служб и пр.

Основная задача Экспертного совета – определить возможность и необходимость открытия такого маршрута. Не везде возможно внедрение новой линии пассажирских перевозок, потому что существующая городская транспортная инфраструктура в ряде случаев находится на пределе своих возможностей. Например, станция метро Выхино. Сюда подъезжает столько наземного транспорта, что превышены все возможные нормы по пропуску пассажиров через турникеты, лестничные спуски. В итоге на следующих станциях этого радиуса в часы пик посадка в вагоны метро просто невозможна.

- Почему нельзя разгрузить эту станцию?

– Потому что перевозчики говорят: «А мы хотим сюда ездить, так как для пассажиров это ближайшее метро и они не желают ехать лишние 40 минут до следующей станции».

Когда Экспертный совет принимает решение о необходимости заявленного маршрута, проверяется, не существуют ли подобные маршруты, чтобы не получилось дублирования и увеличения нагрузки на маршрутную сеть, возможна ли организация места для посадки - высадки в соответствии с имеющейся транспортной инфраструктурой.

Как часто проводятся конкурсы?

– По мере накопления проектов. Для организации конкурса необходимо создать комиссию, подготовить документацию, разместить информацию в средствах массовой информации, на Интернет-сайте. Жёсткой периодичности нет. Как я говорил, первый конкурс прошёл в декабре прошлого года, сейчас утверждается документация на проведение второго конкурса на 12 маршрутов.

Многое зависит от того, есть ли заявки, разработаны ли проекты. На сегодняшний день разработано 24 маршрута, но выставить их все на конкурс одновременно невозможно, потому что будет очень сложно разом переработать все поступившие заявки.

– Какие документы необходимо предоставлять для участия в конкурсе, за какое время до начала его проведения? Каковы основные требования к перевозчикам-кандидатам?

– Вся конкурсная документация прописана в Федеральном законе № 94. Основными являются документы, подтверждающие наличие подвижного состава, его характеристики. Это может быть даже гарантийное письмо или лизинговый договор, подтверждающие заявленный состав или его приобретение в течение 30 дней после получения маршрута.

Также необходимо предоставить сертификаты экологического класса подвижного состава, сведения о количестве ДТП, совершённых по вине водителей организации за последние 12 месяцев. Чтобы уравнять шансы больших и маленьких транспортных компаний, число ДТП рассматривается не в абсолютном значении, а в соотношении к парку подвижного состава.

Ещё один из критериев – возможность организации диспетчерского управления на конечных пунктах или по пути следования. Также при рассмотрении могут быть учтены социальные обязательства перевозчика по предоставлению льгот для соответствующих категорий пассажиров.

Одним из основных критериев, влияющих на итог конкурса, является гарантия обеспечения качества. В этом пункте оговаривается, как часто перевозчик собирается обновлять подвижной состав. Это делается для того, чтобы не произошла следующая ситуация: перевозчик выходит на конкурс с подвижным составом не старше одного года, договор обслуживания маршрута заключается на пять лет с возможностью его продления ещё на столько же, но если подвижной состав не обновлять, то к окончанию срока договора подвижному составу будет больше десяти лет. «Газель» в Москве вырабатывает свой КПД за четыре-пять лет, вот почему срок эксплуатации подвижного состава так важен.

Есть ли ограничения по максимальному количеству участников на один маршрут и максимальному количеству маршрутов, которые может занять одна компания в рамках проведение одного конкурса?

– Количество участников конкурса не ограничено, также, как и количество лотов, которые может занять один перевозчик во время его проведения.

– Может ли тариф быть одним из критериев конкурсного отбора?

– По закону государство не регулирует тариф частного перевозчика, если он не получает дотаций.

У Федеральной антимонопольной службы есть желание проводить не конкурсы, а аукционы, единственным критерием которых будет цена перевозки пассажиров. Это может привести к тому, что какая-нибудь компания скупит все отработанные «Газели», назначит цену в три рубля и займёт маршруты. А безопасность и качество не будут являться предметом аукциона.

Если вводить ценовые характеристики, то где гарантия, что перевозчик после получения маршрута не передумает и не повысит изначально назначенную цену? Кроме того, следует учитывать постоянный рост цен на топливо, что влияет на тарифную ставку проезда.

– Есть ли другая возможность, кроме участия в конкурсе, занять тот или иной маршрут?

– Да, такая экстренная возможность предусмотрена на случай банкротства перевозчика или отзыва у него лицензии. Например, в 2005 г. в результате ДТП погибли пять пассажиров маршрутного такси. Лицензия этого перевозчика была приостановлена, и обслуживание им всех маршрутов оказалось под запретом. Но пассажиры привыкли к данным маршрутам, поэтому в подобных случаях 421-м Постановлением Правительства Москвы предусмотрена возможность для заказчика перевозок, т. е. Департамента транспорта и связи, пригласить какие-то компании, которые готовы осуществлять эти перевозки на срок до 90 дней без конкурса. А 90 дней как раз даётся на организацию нового конкурса.

Но не каждая компания сможет откликнуться на такое предложение, потому что, как правило, ни одна из них не имеет в запасе такого количества автобусов, чтобы можно было выйти на дополнительные маршруты. Это могут себе позволить только крупные компании.

–  Назовите объективные причины отказа участникам конкурса в предоставлении права работать на маршруте.

– Конкурс или выигрывается, или нет, а может быть и проигран в случае предоставления конкурирующей компанией более выгодных для заказчика условий. Порядок оценки формализован для того, чтобы не возникало субъективных мнений. Если показатели, с которыми конкурс был выигран, не соблюдаются, договор может быть расторгнут, поскольку это является невыполнением обязательств перед заказчиком.

 

Мнения проигравших

Естественно, по итогам конкурса есть победители и проигравшие. Последние не всегда согласны с итогами и выставляют всевозможные претензии.

Перевозчик, не пожелавший афишировать своё имя:

– Я считаю, что проведение подобных конкурсов – выдуманная необходимость, направленная на ужесточение условий работы перевозчиков. У меня семь маршрутов, я их качественно обслуживаю. Если появляются жалобы, мы стараемся устранить их немедленно. Раньше претензии поступали напрямую перевозчику, а сейчас куда только не пишут, порой узнаю об этом через пятое лицо!

Конкурс – это навязывание своих принципов органами, имеющими в этой структуре власть, причём коррупция здесь прослеживается весьма чётко. Кто выигрывает маршруты, так это «монстры» среди перевозчиков, которые могут заплатить баснословные деньги за возможность работать. Их организации растут, а мы остаёмся при своих интересах.

У нас хорошие отношения с Департаментом транспорта и связи, но даже несмотря на это ни один из лотов мы не выиграли.

 

 

Генеральный директор ООО «Маяк-Сервис» Радда Булакова:

– Мы представляем организацию из Санкт-Петербурга и почему-то сразу сталкиваемся с предвзятым отношением. Уже четыре года мы пытаемся пробиться на московский рынок перевозчиков, но результат нулевой.

На конкурс выставляли автобусы английской марки, в то время как большинство участников имеют китайский подвижной состав. Но предпочтение отдали именно им. Не равные права на занятие новых маршрутов у работающих и не работающих на рынке компаний. Однако несмотря ни на что, мы намерены идти до конца.