Производство "Кризису вопреки?"


В Калуге состоялась торжественная церемония запуска производства на заводе Volvo Truck Corporation

 

Роман МУРАШОВ

Фото автора

 

Закладка первого камня в основание будущего завода Volvo прошла 15 октября 2007 г. Тогда же были запущены часы, ведущие обратный отсчёт времени до запуска завода: на это отводилось 11050 часов, или чуть более года. Строительные работы были завершены в установленные сроки. Объём инвестиций в проект составил 100 млн евро.

Площадь участка, выкупленного Volvo Truck Corporation в промышленной зоне «Калуга-Юг», составляет 55 га. Площадь завода Volvo – 44 тыс. м2. Производственный цех Volvo занимает 15 тыс. м2. Под его крышей находятся пять конвейерных линий общей длиной более 500 м, объединённых в единый производственный цикл.

Производство, в свою очередь, разбито на десять постов. На первом из них в четыре этапа осуществляется клёпка рамы, на втором – сборка шасси, включая всё пневматическое оборудование подвески, на третьем собираются оси и оставшиеся детали подвески. Четвёртый пост занимается установкой рамы на оси, на пятом посту устанавливается двигатель, на шестом происходит установка кабины, программирование всех систем грузовика, установка колёс и заправка технических жидкостей в автомобиль. Посты 7 и 8 – это зоны досборки (С и Д соответственно): С – здесь собирают систему выпуска отработанных газов, устанавливают радиатор, систему фильтрации атмосферного воздуха, противоподкатный передний бампер; Д – устанавливается вспомогательное оборудование кабины.

На девятом посту, представляющем собой отдельное мини-производство, разбитое на 20 станций сборки, происходит оборудование корпуса кабины: jn шумо- и теплоизоляции, органов управления автомобилем, деталей интерьера до информационных знаков на капоте.

Пост 10 – линия сборки двигателей. Здесь силовой агрегат соединяется с коробкой переключения передач, на которую ранее уже была установлена коробка отбора мощности. Здесь же на двигатель устанавливается и всё вспомогательное оборудование (компрессор кондиционера, генератор), происходит заправка маслом, на специальном оборудовании калибруются автоматические КПП. Собранный модуль перемещается на основную линию, где он устанавливается на шасси.

Зона доводки готовой продукции под особые пожелания заказчиков (например, установка так называемого арктического пакета) располагается отдельно.

Более 30 тыс. единиц комплектующих и деталей, необходимых для производства, хранятся на складе площадью около 15 тыс. м2.

Административное здание завода Volvo общей площадью 5400 м2 вмещает в себя офисные помещения, переговорные комнаты, шоу-рум, столовую на 300 посадочных мест, помещения хозяйственного назначения.

Таким образом, в силу определённых обстоятельств в предкульминационный момент мирового финансового кризиса Volvo стала первой иностранной компанией, приступившей к полномасштабному производству грузовой коммерческой техники в России. Чего в этом больше – плохого или хорошего? Поиск ответа на этот вопрос сегодня занимает умы многих людей.

В пресс-конференции, проводимой по этому случаю на Калужской земле, приняли участие президент Volvo Truck Corporation Стаффан Юфорс, генеральный директор Volvo в России Ларс Корнелиуссон и заместитель губернатора Калужской области Максим Акимов.

По словам руководителей Volvo, потенциальная производственная мощность завода составляет 15 тыс. грузовых автомобилей в год. На первоначальном этапе начнётся сборка моделей Volvo FH и Volvo FM. Сколько готовых автомобилей увидит свет непосредственно в этом году? Чёткого ответа на этот вопрос дать сейчас никто не готов: от 4 до 10 тыс. единиц. Перспектива сборки грузовиков Renault пока отнесена как минимум на год в будущее. Примерно на это же время запланировано начало производства и спецтехники Volvo.

 

Численность сотрудников на заводе Volvo в будущем планируется довести до 1000 человек, из которых порядка 850 – технические работники. При этом особое внимание уделяется постоянному совершенствованию профессиональных навыков работников и регулярным тренингам по стандартам Volvo. Более того, сборочное производство грузовиков Volvo в Зеленограде теперь закрыто, а на освободившихся площадях создаётся центр подготовки персонала.

Этой весной заработает «Вольво Трак Центр-Калуга», строящийся на территории завода Volvo. «Трак Центр» обеспечит качественное обслуживание и ремонт техники Volvo для клиентов этого региона. В выступлениях руководителей корпорации главной линией стало дальнейшее планомерное развитие сети станций технического обслуживания Volvo в период ближайшего будущего.

В России компания уже имеет широкую сеть авторизованных сервисных станций (37) и офисов продаж (32), два «Вольво Трак Центра» – в Санкт-Петербурге и Москве, два учебных центра, региональный склад запасных частей.

С 1993 г. Volvo через дочернюю лизинговую компанию Volvo Financial Services занимается кредитованием российских клиентов на покупку техники. В 2003 г. учреждено ООО «Вольво Финанс Сервис Восток», которое на протяжении последних четырёх лет, по данным РА «Эксперт», прокредитовало клиентов на покупку более 11500 единиц техники Volvo на сумму свыше 40 млрд рублей.

Сегодня парк грузовых автомобилей Volvo в России является самым крупным среди иностранных марок и составляет более 50 тыс. единиц. Примерно каждый четвёртый грузовой автомобиль западного производства в России – это Volvo.

С 2007 г. компания тесно взаимодействует с российскими и иностранными производителями надстроек и автокомпонентов с целью их привлечения в Калугу. Помимо всего прочего это создаст дополнительные рабочие места для калужан и будет способствовать развитию региона.

Так выгодно ли производить грузовые автомобили в России или же выгоднее их импортировать? – На этот вопрос генеральный директор Volvo в России Л. Корнелиуссон ответил неоднозначно: «В недавнем прошлом грузовики было выгодно импортировать, теперь выгоднее производить. Как ситуация изменится в условиях кризиса – сказать пока трудно».

Тем не менее Калужская администрация весьма оптимистично смотрит на проект и (внешне) не сомневается в его успехе. Уже подсчитаны потенциальные рабочие места и налоговые отчисления. У шведских топ-менеджеров подобного огонька в глазах я не заметил.

На торжественную церемонию пуска конвейера завода уже позднее прибыли полномочный представитель Президента РФ в ЦФО Георгий Полтавченко, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, посол Королевства Швеции в России Томас Бертельман и другие официальные лица.

С этого момента по определению российских официальных лиц, Volvo стала российской машиной. Со всеми вытекающими последствиями (имеется в виду пакет экономических льгот для российских автопроизводителей).