Регионы "Государство и бизнес намерены вместе развивать транспорт России"



Ксения ДИТЯТКИНА

 

- Правительство России разработало перспективный план развития Российского транспорта до 2015 г. Кроме того, уже есть стратегия его развития до 2030 г. Первоочередная задача - освоение природных богатств Сибири и Дальнего Востока. Для этого необходимо строительство новой сети железных и автомобильных дорог, - сказал на встрече с журналистами заместитель председателя Совета Федерации по вопросам местного самоуправления, член комиссии по естественным монополиям Юрий Осинцев. - Также в стратегию развития транспорта попало строительство моста на остров Сахалин, который соединит его с материком. Планируется строительство железной дороги на Чукотку и Камчатку. Всё это делается не потому, что в стране появились деньги и мы можем себе позволить прокладывать автомобильные и железные дороги. Сегодня мы находимся на той стадии экономического развития, когда понимаем, что транспорт – это составляющая всей экономики страны. В настоящее время, по оценкам Минтранса России, в себестоимости любого вида продукции транспортных затрат у российских компаний в два-три раза больше, чем у зарубежных компаний, что увеличивает себестоимость продукции на 15 - 20 %. В Санкт-Петербурге благодаря программам, разработанным правительством с целью реализации задач улучшения транспортной инфраструктуры, транспортная составляющая в себестоимости продукции снизилась за последние три года с 12 до 6 %.

В настоящее время многие компании, производящие тот или иной вид продукции, начинают пользоваться услугами транспортных компаний нового типа. Это не просто транспортные компании, а логистические центры, которые не только производят доставку груза до конкретного предприятия, но и контролируют всю цепочку движения этого груза как на внутренних перевозках, так и на международных, а также осуществляют их хранение и сортировку. Это заставляет задуматься о развитии логистических центров в регионах. Законодательное сопровождение здесь становится одной из первоочередных задач.

Строительство мультимодальных комплексов уже началось. В частности, Новосибирск представил прекрасную программу такого комплекса, и первые 100 тыс. площадей будут построены к 2015 г. Эффективно развивается и центр Урала – Екатеринбург. Там уже есть два интермодальных комплекса, а до 2015 г. будут построены и логистические центры. Финансирование строительства будет осуществляться на основе государственно-частного партнёрства: по 15 % - из областного и городского бюджетов, а 70 % составят инвестиции частного бизнеса. Реализация проекта существенно повысит эффективность использования транзитного и производственного потенциала региона.

Строится объездная дорога Тверь – Новороссийск. Екатеринбург – город, который находится в автотранспортном коридоре между Европой и Азией, активно работает, появляются новые логистические компании, задача - создать условия для развития инфраструктуры и выделения земли. Важно, чтобы муниципальные и региональные власти эту концепцию приняли. Частное и государственное партнёрство – это когда все задействованы в решении одной задачи, что очень важно, но не всегда возможно.

В настоящее время уже есть проект закона «О транзите грузов через территорию РФ». Транзит – это та составляющая, которая позволит упорядочить российское законодательство в сфере международных перевозок, сделав возможным по-настоящему эффективное сотрудничество не только с Европой, но и с Азией, решить возникающие сегодня проблемы и скоординировать участников всех транспортных потоков. Логистика сделает более эффективным перемещение грузов по территории нашей страны и позволит качественнее использовать её ресурсы. Сегодня крайне необходимо создать благоприятные условия для транзита через Россию, для сокращения сроков доставки грузов. Время – колоссальный финансовый ресурс, который мы можем использовать себе во благо.

Развитие логистических центров в регионах поможет решить государственные задачи с использованием частного капитала.

Страны СНГ очень активно работают с Россией в транспортной сфере. Яркий пример тому – Казахстан: здесь и новые пограничные и таможенные переходы, и инфраструктура границы, которая на всех переходах соответствует мировому уровню. Поэтому прохождение грузов достаточно эффективно. Сейчас ведётся активная работа по созданию Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси, который позволит полностью снять все проблемы в этой области.

Финансовый кризис, который охватил весь мир, уже дал толчок к поиску других форм взаимодействия со странами Содружества. Сейчас все понимают, что невозможно работать с односторонним движением: если кто-то участвует в определённых процессах, то должен знать, что он за это получит. Кроме того, активно идёт укрепление государств СНГ, растёт взаимопонимание, усиливается экономическая интеграция, в том числе и транспортные потоки. Это серьёзный ресурс для решения многих задач, причём в угоду каждой из сторон. Дорожный транспорт обречён на сотрудничество, включая и страны Балтии.

При решении поставленных задач нередко возникают вопросы борьбы с коррупцией, которые часто связаны с раздачей муниципальных земель. Законом предусмотрены аукционы, которые были распространены на все виды земельных отношений, сегодня идёт работа по тем сделкам, которые были осуществлены нелегально. В регионах 30 - 40 % доходов выводятся из-под налогообложения. Необходимо, чтобы глава муниципального образования мог ответить, почему он предоставил место не для промышленного производства, а для развлекательного центра.

Строительство соответствующей трассы через ту или иную территорию, которая удобна для транзитных грузопотоков, может привлечь серьёзные финансовые ресурсы. В этом должны быть заинтересованы главы муниципальных образований.

Кроме того, надо контролировать таможенный беспредел. Часто бывает, что груз задерживается на пограничных постах на неопределённое время, и если никакой контрабанды не найдено, то никто финансовой ответственности за простой не несёт. Принятие закона о транзите скажется на работе таможенных служб. Ведь грузовые потоки - это ещё и финансовые потоки.

Началась реализация программы асфальтирования мелких населённых пунктов, её завершение планируется к 2015 г. В настоящий момент она реализована уже в 15-ти населённых пунктах Челябинской области. Закон позволяет создавать Счётную палату в регионе, контрольно-ревизионные пункты для контроля денежных потоков, выделяемых на строительство и реконструкцию дорог всех видов.

Логистика в пассажирских перевозках имеет массу нареканий, здесь надо быстро принимать законодательные акты, потому что речь идёт о взаимодействии всех видов транспорта, которого сейчас попросту нет. Сегодня региональные власти ещё как-то помогают контролировать междугородние перевозки, а вот внутренние городские перевозки - нет.

 

ФЦП привлечёт инвестиции?

 

В мае 2008 г. Премьером страны Владимиром Путиным был подписан Закон о выполнении Федерально-целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)". Оценивая его значение, министр транспорта РФ Игорь Левитин заявил: в 2010 год Россия вступает с новой программой. Предыдущая ФЦП "Модернизация транспортной системы РФ (2002 - 2010 годы)", по словам министра, позволила остановить спад пассажирооборота и достичь роста совокупного грузооборота на всех видах транспорта на 40%. Важно и то, что создана современная нормативно-правовая база в сфере транспорта. Тем не менее ряд системных задач, не удалось решить из-за недостаточного финансирования. В первую очередь к ним относятся неравномерность развития транспортной инфраструктуры в регионах и другие инфраструктурные барьеры экономического роста, нарастающий износ основных фондов на всех видах транспорта и низкая доля участия частного капитала в инфраструктурных проектах. Свыше 40 тыс. населенных пунктов сегодня не имеют круглогодичной транспортной связи, а пять субъектов федерации - железнодорожного сообщения. Износ основных фондов в сфере транспорта давно перевалил «критическую отметку» и сегодня составляет от 55 до 70%. Что нового в этой программе? До недавнего времени государственная политика в сфере транспорта базировалась исключительно на отраслевом подходе, что и привело к дисбалансу в развитии отдельных видов транспорта и субъектов федерации. А в новой программе использован проектный подход, это позволило отобрать именно те проекты, которые обеспечат максимальный синергетический и системный эффект. Она должна стать стимулом для промышленности и бизнеса. Поставлена задача привлечь частный капитал в инфраструктурные проекты. В прошлые годы сделать это не удалось. Но, как заметил Игорь Левитин, низкая доля частного капитала в инвестировании транспортной инфраструктуры - это не проблема бизнеса. Это - проблема государства, которое не смогло создать привлекательные условия для частного капитала. В реализации новой программы бизнесу отводится большая роль: свыше 60% инвестиций (8 триллионов рублей) должны дать внебюджетные источники. Разумеется, нерешенных проблем гораздо больше, чем может вместить любая программа. И решить их можно только совместными усилиями всех уровней власти и бизнеса. Государство готово вложить огромные инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры. Дело за бизнесом: что ответит он?