Ремзона "Транзитный сервис"


 

Игорь БАРАНОВ

 

 

За полтора десятка лет своего существования компания «Мари» накопила опыт, в котором есть немало поучительного для любого инвестора, готового организовать сервис импортных грузовиков на территории СНГ.

ООО «Мари» в начале 90-х годов начала работать как дилер концерна «Ивеко С.р.А.» (Iveco S.p.A.), а во второй половине 90-х она стала ещё и международным перевозчиком грузов с полусотней автомобилей Iveco.

С 1998 г. в посёлке Озерцо, в 900 м от Минской кольцевой дороги, начала работу сервисная станция по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и полуприцепов для обеспечения качественного сервиса продаваемого подвижного состава.

 

Впрочем, перевозками компания успешно занимается и по сей день –ведь одно другому не мешает. Больше того: с одной стороны, наличие собственной станции технического обслуживания (СТО) существенно удешевляет и упрощает техобслуживание и ремонт своего подвижного состава, а с другой – работа в транспортном секторе на машинах одного производителя позволяет своевременно фиксировать возможные замечания к технике и оперативно решать с производителем проблемы ещё в зародыше – и на правах дилера, и на правах авторизованной сервисной станции.

Вряд ли кто из перевозчиков станет спорить с тем, что хорошее техническое состояние автомобиля всегда было, есть и будет основным фактором, определяющим благополучие любой транспортной компании. Своевременно и качественно проведённое сервисное обслуживание - это непременное условие надёжной, бесперебойной, безаварийной работы автомобиля и максимальное продление срока его службы. Не секрет, что в совокупных расходах, которые несёт перевозчик в связи с приобретением и эксплуатацией автомобиля, очень значительную долю занимают расходы на сервисное обслуживание. И эти расходы будут тем больше, чем меньше внимания уделяет владелец техническому состоянию своей техники.

Только вовремя проведённое ТО позволит избежать в дальнейшем убытков от вынужденных простоев и внеплановых ремонтных работ. А обслуживание сложнейшего инженерного сооружения, коим является современный грузовик, только самый отчаянный и наивный перевозчик рискнёт доверить гаражным «специалистам», да и то – только один раз. Современный грузовик можно доверить только высокопрофессиональным квалифицированным специалистам.  Так что этот бизнес можно назвать практически вечным, это производство и продажа продуктов питания, алкоголя и т. п.

Специалисты компании прошли подготовку в центрах обучения персонала концерна Iveco S.p.A. и имеют многолетний опыт работы с грузовыми автомобилями и автобусами этой марки.

Конец 2008 г. трудно назвать рекордным по объёмам продаж грузовиков в Беларуси. Не то чтобы они никому не были нужны – просто здесь, как и везде, бизнес застыл в тревожном ожидании. О каком обновлении и тем более расширении парка подвижного состава можно говорить, если неизвестно, удастся ли сохранить уже купленную на условиях лизинга технику.

Если прошедший год в республике побил все рекорды продаж грузовых автомобилей (по предварительным данным, за год в страну должно было быть ввезено без малого 2,5 тыс. большегрузов), то, по признанию большинства официальных представителей, перспективы на 2009 г. призрачны: хорошо, если удастся распродать складские остатки (в пределах 300 машин).

Тем не менее транзитные автомобильные перевозки грузов через территорию страны хотя и несколько «притухли», но по своей интенсивности и объёмам не уступают перевозкам 2004 – 2006 гг. Перевозки продуктов питания, других товаров народного потребления, станков, оборудования и иных грузов из стран Западной Европы в Россию в одночасье не остановишь. Эта ситуация оказалась своеобразной палочкой–выручалочкой для тех дилеров западных автомобилестроительных концернов, которые в своё время построили современные, отлично оснащённые сервисные станции. Прежде всего потому, что они обладают рядом неоценимых преимуществ по сравнению с теми СТО, которые расположены в «местах приписки» перевозчиков.

Давайте сравним. Допустим, перевозчик из Москвы или Подмосковья, у которого в подвижном составе 20 единиц марки «N» западноевропейского производства. В подмосковном регионе, несмотря на интенсивное расширение сервисной сети, по-прежнему сохраняется ощутимый дисбаланс между количеством техники и сервисными мощностями. Короче: техники – много, СТО – мало. Для того чтобы попасть на сервисное обслуживание или ремонт, приходится задолго записываться в очередь. Это – во-первых. А во-вторых, избыток клиентов балует «сервисников» - со всеми вытекающими отсюда последствиями (человеческий фактор – штука коварная…).

Качественно и своевременно обслужить технику в Польше удаётся далеко не всегда: по утверждениям некоторых перевозчиков, к транспортникам с востока там относятся несколько хуже, чем, например, к немцам. Тоже – со всеми вытекающими последствиями.

Когда я приехал в принадлежащий компании «Мари»  авторизованный сервисный центр Iveco, что расположен в 900-х метрах от Минской кольцевой автодороги, оказалось, что на тот момент там обслуживалось или ремонтировалось пять автопоездов с российскими госномерами, к обслуживанию ещё трёх мастера готовились приступить.

Многие российские транспортники, которые уже годами обслуживают свою технику под Минском, впервые попали сюда по воле несчастного случая (опять же – особенность сервиса, расположенного неподалёку от крупнейших транзитных автомагистралей). Перевозка – ДТП – сервис… Или: ушла машина в рейс, случилась какая-то поломка, она приезжает в посёлок Озерцо. А дальше - договор о сотрудничестве на будущее (мало ли что может случиться в жизни!) и устойчивые многолетние отношения.

- Со многими из перевозчиков мы уже после окончания первого (вынужденного) ремонта заключаем долгосрочные договоры, - рассказывает руководитель авторизованной СТО Iveco Виталий Лисичанский. Некоторые из них специально приезжают сюда на ремонт, а некоторые таким образом планируют перевозку, чтобы пройти здесь плановое ТО или небольшой неизбежный ремонт в пути следования.

Идём с Виталием по аварийно-восстановительному участку. Это – гордость компании. Беларусь – республика лесная, и на дорогах здесь нередко можно встретить предупреждающий знак «Осторожно: дикие животные!». Впрочем, появляются они на дорогах и не только там, где эти знаки установлены. Как-то довелось увидеть здесь то, что осталось от тягача Iveco после столкновения на трассе с почти двухтонным лосем, а потом то, что получилось у мастеров: полностью восстановленная машина.

- Стапель шведской фирмы Josam с индукционным нагревателем позволяет нам восстанавливать кабины любых грузовых автотранспортных средств, - рассказывает В. Лисичанский. - Но на сегодняшний момент вся необходимая оснастка у нас имеется только по кабинам тягачей Iveco. Такая практика распространена и на аналогичных участках сервисных станций в Европе: покупаешь основу, а всё остальное берёшь в аренду, потому что очень дорого покупать всю оснастку на огромное количество модификаций автомобилей. А для нас это проблема: взять-то в аренду несложно, но ввезти и вывезти через границу – это уже целая история. Поэтому мы занимаемся послеаварийным восстановлением только машин Iveco.

- Есть у нас всё необходимое и для полного восстановления рамы (а после аварии, сами знаете, раму так крутит, что из неё получается пропеллер), - говорит В. Лисичанский. - Вот это всё оборудование – уникальное, единственное в Беларуси. В этот же комплект оборудования входит лазерный стенд для развала-схождения колёс. На нём мы делаем и развал-схождение автобусов Минского автобусного завода после сборки, автомобилей Volkswagen Krafter. Вот насосная станция, вот это домкратная скоба, которая позволяет восстанавливать деформированные рамы с 10-, 20-, 40-тонным усилием. Как раз сейчас на восстановлении российская машина. Водитель уснул, попал в аварию и у машины левую сторону просто снесло. Поэтому полностью меняется правая сторона, задняя стенка, левая сторона, передняя панель, ну и, разумеется, восстанавливается рама. При нагреве металла горелкой, как известно, нарушается его молекулярная структура. И на каком бы мощном стапеле вы ни вытягивали раму – прежней она уже не будет, довольно скоро её снова «поведёт». А при использовании индукционной системы нагрев происходит при помощи токов высокой частоты. То есть структура металла сохраняется, а значит, остаются прежними и его прочностные характеристики.

- Эта канава у нас предназначена для обслуживания и ремонта прицепов-полуприцепов, - продолжает В. Лисичанский, - вот временный участок для подготовки автомобилей к покраске. На сегодняшний момент мы этой услуги не оказываем, потому что у нас ещё нет на это лицензии, но для своих автомобилей (у нас их порядка 50-ти) мы это можем делать. Перспектива – установка окрасочной камеры. Для грузовых автомобилей делаем и шиномонтаж. В принципе по машине мы делаем все работы, кроме покраски.

Линия техобслуживания (первой в Беларуси) оснащена диагностическим оборудованием МАН. Укомплектованы современной техникой стенд увода, тормозной стенд, стенд проверки люфтов, стенд проверки работы амортизаторов. Вот это три канавы текущего ремонта. Вот агрегатный стенд. Двигатели, коробки и задние мосты. Компьютерный стенд Modus предназначен для проверки систем автомобиля, два переносных ноутбука Easy. Причём у технических специалистов «Мари» есть доступ к информационному серверу головного офиса Iveco, так что информация о самых разных обновлениях не остаётся незамеченной.

Номенклатура склада запасных частей - около 5 тыс. наименований на 700 тыс. евро. Доставка запчастей из Германии два - три раза в месяц.

- А с какими поломками чаще всего обращаются на вашу станцию транзитные перевозчики?

- В месяц через ремонт и обслуживание у нас проходит около 600 машин. Из них транзитных – около 10 %. Транзитные – это прежде всего российские машины. Техника в основном «свежая» и о серьёзных поломках говорить не приходится. В осенне-зимний период о поломках как у легковых, так и у грузовых автомобилей можно говорить только по электрике. Но есть постоянные клиенты из той же Москвы. Почему к нам обращаются? Думаю, причины две: сроки и цена. Стоимость работ в Москве и у нас несоизмерима. Например, в России стоимость нормочаса составляет примерно 1300 российских рублей, а у нас – 60,5 тыс. белорусских (меньше 600 российских). Разница почти 2,5 раза.

- А в цене комплектующих разница тоже есть?

- Нет. У Iveco единая ценовая политика. Но транзитные перевозчики обращаются к нам не только по текущему ремонту. Были случаи, когда на послеаварийный ремонт возили машины на СТО в Польшу. А потом случались проблемы (износ резины и пр.) и наша диагностика показывала, что не совсем правильно выполнен ремонт рамы. И только после этого приезжали к нам: стапель Josam плюс правильное отношение к работе – и машина приводится в норму. А «водительский телеграф», как известно, быстро делает и рекламу, и антирекламу.

Несмотря на кризис «Мари» расширяет свою сервисную сеть: на пути «из варяг в греки» - на трассе Брянск – Брест при въезде в г. Гомель уже работает сервисная станция ЧПУП «Карго-Трак». Она не так велика, как станция в Озерце, но пока её хватает: на длинной яме можно ремонтировать автопоезд, а на второй можно поставить два тягача. И третий производственный участок – шиномонтаж. Предполагается установка ещё трёх постов – там должны встать три Iveco Daily с удлинённой колёсной базой. Планируется оснащение СТО и под Брестом.