Техника "Зачем «перешивают» дизеля грузовиков, или Кто откажется от 20 %-й экономии топлива?"


 

Владимир ЧЕХУТА

 

Специалисты Британской компании Paramount Performance утверждают, что знают способ, как сократить затраты на топливо на 20 % для грузовика с дизельным силовым агрегатом.

Когда я читал это сообщение, усомнился: что же ещё можно было такое придумать, может, посоветуют автоперевозчикам покупать более дешёвую солярку? К сожалению, пока таких предложений нет. Но что же тогда может уменьшить «аппетит» тяжёлого мотора на пятую часть?

 

Вспомним нововведения, возникшие в этом столетии и способные существенно сократить потребление топлива в ДВС, и начнём с того, что поставим в тягач новейший американский двигатель Detroit Diesel DD15. Он потребляет на 5 % меньше солярки, чем его конкуренты; обвесим автопоезд аэродинамическими навесками (спойлер, юбки, отражатели и хвостовики) – они дадут сокращение до 12 %; потом подмешаем к дизтопливу немножко сжиженного природного газа, как учили англичане, это гарантирует 15 % экономии; закачаем, как хитрые канадцы, колёса автопоезда чистым азотом вместо воздуха, что снизит расход ещё на 6,1 %, и, конечно, не забудем добавить в масло немецкую нанотехнологичную присадку BORPower – это должно привести к 10,8 % экономии.

Получился неплохой понижающий пакет, но изобретательные британцы всё же нашли ещё одну наисовременную идею!

Фирма Paramount начинала свой бизнес с настройки двигателей легковых автомобилей на большую мощность и крутящий момент. Накопленные навыки постепенно переросли в новое направление ECO Re-Programming – перепрограммирование электронных блоков управления турбодизелей известных марок на более экономичный режим.

Как это работает?

Все современные транспортные средства оснащены сложными электронными блоками управления (ЭБУ), которые управляют каждым действием автомобиля. ЭБУ полностью контролирует работу двигателя и все аспекты процесса внутреннего сгорания. При этом инженеры-программисты компании-моторостроителя пытаются оптимизировать все рабочие процессы для достижения максимальной эффективности двигателя. То есть подбирают усреднённые показатели настроек агрегата по различным данным: климатические условия - работа на морозе, при умеренных температурах или в жару, движение при полной нагрузке или порожняком, стиль вождения, холмистый или равнинный рельеф дороги, а также качество топлива.

Но эта оптимизация, однако, является ничем иным как компромиссом, где машиностроители уравновешивают разные потребности транспортников, но они совсем не учитывают меняющие конкретные факторы, с которыми грузовые автомобили сталкиваются в своей работе.

Поэтому специалисты Paramount Performance, используя телеметрию, повторно программируют ЭБУ исходя из транспортных задач британских автоперевозчиков. Перепрограммирование включает определение всех особенностей и внедрение в ЭБУ новых данных, заставляющих двигатель работать с максимальной топливной эффективностью, с оптимизированным крутящим моментом и с гарантированным снижением CO2 в отработавших газах. Таким образом, заказчик получает автомобиль с новыми настройками контроллера, которые идеально соответствуют его требованиям.

Поскольку перепрограммирование не приводит к деформациям двигателя, безопасность транспортного средства, его гарантия и страховка останутся неизменными. К тому же работа электронщиков полностью обратима, так как оригинальная программа сохраняется в архиве компании. Если кто-то из заказчиков желает вернуться к первоначальным параметрам настройки транспортного средства, он сможет это сделать в любое время.

Как считает управляющий директор компании Paramount Пол Бисби, направление деятельности его предприятия очень перспективно: «Относительно перевозчиков могу сказать, что весьма скромные вложения в три сотни фунтов (около 450 долларов США) в перепрограммирование одного автомобиля вернутся к ним в мгновение ока. С помощью нашего метода они могут получить до 20 % экономии топлива на каждом грузовике, автобусе, фургоне, такси и даже любом тракторе, экскаваторе или иной строительной машине, оборудованной турбодизельным двигателем. Хотя и 20 % - это не потолок! Например, в прошедшем году мы «подкорректировали» немолодой тягач Volvo F12. В итоге мы достигли увеличения мощности, улучшения общей характеристики управляемости автомобиля и снижения расхода топлива с 4,2 до 6,7 mpg (миль на галлон горючего), т. е. эффективность выросла на 37 %! А уменьшение потребления топлива для одного двигателя даже на несколько процентов в масштабах страны может принести огромную ежегодную экономию средств и пользу экологии».

Опыт фирмы Paramount Performance не уникален для Британии: в шотландском городке Ньюарк компания Fuelsaver Technologies также занимается перепрограммированием контроллеров дизельных двигателей коммерческих фургонов и легковых машин. Опыт Fuelsaver говорит о том, что «перешитые» ими транспортные средства снизили расход топлива от 14,5 до 18 %.

Когда-то Генри Форда спросили, можно ли купить автомобиль Ford T нечёрного цвета. Он тогда ответил, что можно, но при условии, что машина будет чёрной. Видимо, электронные программы, используемые сегодня в современных двигателях, -это аналогичный случай. Видя здесь слабое место, производители моторов когда-нибудь дойдут и сюда. Но до того, как мотористы «большой семёрки» начнут предлагать транспортникам разнообразный софт, у небольших фирм есть время делать деньги на экономии.