МАФ - Конференция "Подготовка водителей: риск неуместен"


 

Ксения ДИТЯТКИНА,

Александра НОВИЧКОВА

Фото авторов

 

Проведение Научно-практической конференции «Совершенствование системы подготовки и допуска водителей к участию в дорожном движении – важнейшая составная часть в обеспечении безопасности дорожного движения» в рамках Международного автотранспортного форума (МАФ) уже стало традицией. Вот и осенью прошлого года АНО «Научно-методический центр подготовки водителей» при содействии Министерства транспорта РФ, Департамента по обеспечению безопасности дорожного движения (ДОБДД), Российского автотранспортного союза и Ассоциации международных автоперевозчиков провели на МАФе двухдневную конференцию, венцом которой стало подведение итогов и награждение победителей всероссийского конкурса, определяющего лучшие автошколы страны.

В работе конференции, посвящённой процессу профессионального обучения водителей в автошколах, а также его влиянию на безопасность дорожного движения, приняли участие около ста специалистов, представляющих федеральные органы государственной власти, научно-исследовательские институты, транспортные организации, автошколы и их ассоциации, а также разработчики учебного оборудования и учебных транспортных средств.

 

Старший инспектор по особым поручениям Департамента обеспечения

безопасности дорожного движения при МВД РФ Александр Лыткин

 

Цена российской автомобилизации

Ежегодно в России фиксируется более 530 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибает свыше 30 тыс. и получают ранения около 300 тыс. человек. Начиная с 2001 г. в России регистрируется увеличение количества аварий, а также числа раненых и погибших в них людей, большая часть которых относится к категории людей трудоспособного возраста.

По словам старшего инспектора по особым поручениям Департамента обеспечения безопасности дорожного движения при МВД РФ Александра Лыткина, уровень защищённости населения РФ от угроз, связанных с дорожным движением, в два-пять раз ниже, чем в странах с высоким и средним уровнем автомобилизации. Так, за последние 15 лет в Австрии, Венгрии, Германии, Испании, Португалии и Франции число погибших в результате ДТП сократилось более чем на 40 %, в то время как в России – только на 2,4 %.

Большая часть аварий на дорогах случается из-за нарушений водителями Правил дорожного движения. Причём многие из них происходят потому, что водитель в погоне за дополнительной прибылью пытается всеми мыслимыми и немыслимыми путями сократить время нахождения в пути.

Причиной каждого третьего нарушения ПДД является превышение скорости, каждого десятого - выезд транспортного средства на полосу встречного движения. Доля погибших в таких авариях составляет 55 % от общего числа. Каждое десятое ДТП совершается водителями, имеющими опыт управления транспортным средством не более двух лет.

В 2000 – 2007 гг. количество аварий, которые произошли по вине водителей, находящихся в состоянии опьянения, сократилось с 18 до 8 %. Кроме того, с 20 до 15 % уменьшилось количество аварий по вине водителей, не имеющих  прав управления транспортным средством.

Безрадостная ситуация наблюдается и в сфере пассажирских автоперевозок. За последние восемь лет из-за нарушений ПДД, допущенных водителями автобусов, количество ДТП и число пострадавших в них людей возросло более чем в полтора раза.

Но самым опасным транспортным средством является мопед. Это объясняется тем, что на сегодняшний день в России регистрировать такого рода транспортные средства необязательно. Кроме того, для управления мопедом не нужно получать водительское удостоверение и, соответственно, сдавать экзамены. Хотя водители, управляющие мопедами, являются такими же участниками дорожного движения, как и автомобилисты. За последний год по вине водителей таких транспортных средств произошло 17 % ДТП.

«Задачей государства в области системы отбора и подготовки водителей к участию в дорожном движении мы видим приведение законодательства РФ по безопасности дорожного движения в соответствие с международными договорами. В их числе поправки в Международной Венской конвенции о дорожном движении, вступившие в силу в 2006 г. Необходимо введение новой подкатегории транспортных средств в категорию «А» для управления мопедами, – говорит А. Лыткин. – Важна разработка профессиональных стандартов для водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий с учётом квалификационных требований работодателей к осуществлению отдельных видов перевозок.

Повышение уровня безопасности дорожного движения – самостоятельное направление в политике российского государства. Его задача состоит в развитии системы защиты прав и интересов участников дорожного движения. Важно понимание состояния перспектив развития системы обеспечения безопасности дорожного движения органами законодательной и исполнительной власти, различными вузами, некоммерческими организациями и гражданскими институтами, представителями бизнес-структур и, конечно, участниками дорожного движения. Всё это является основой для подготовки и прочтения концептуальных программ или документов, определяющих цели и направления деятельности органов государственной власти, ответственной за обеспечение безопасности дорожного движения, а также принципы и механизмы их взаимодействия с организациями и гражданами».

Для качественной подготовки и переподготовки водителей транспортных средств необходима организация двухуровневой системы подготовки. Она предусматривает подготовку для получения права на управление автомобилем, а также профессиональную подготовку для выполнения отдельных видов работ в управлении транспортными средствами.

Сегодня в некоторых российских автошколах на базе образовательных учреждений Москвы и Московской области проводятся эксперименты по внедрению механизмов психофизиологического тестирования. Это происходит на стадии обучения кандидатов в водители и профессиональной подготовки и переподготовки водителей транспортных средств. Кандидаты в водители дали согласие на включение этих процедур в образовательный процесс.

В международные требования к современному водителю уже давно входит не только его физическое состояние, но и психическое. На сегодняшний день в Краснодарском крае происходит приём второго этапа квалификационных экзаменов с применением новых технических средств. Учёт внедрения технических комплексов для приёма экзамена происходит в специально оборудованных экзаменационных автомобилях, а также на площадках, автодромах, обеспечивающих автоматическую фиксацию нарушений и особых практических «ляпов» в ходе экзамена. Такие технические средства применяются и в процессе обучения водителей.

Когда экзамены начали принимать в таком формате, выяснилось, что процент сдачи с первого раза снизился с 56 до 5 (!) %. Около ста учеников образовательных учреждений вообще не соответствовали современным требованиям и не могли самостоятельно управлять транспортным средством. Поэтому на сегодняшний день внедрение автоматизированных систем позволяет одновременно «убить двух зайцев». С одной стороны – исключается коррупционная составляющая, а с другой – исчезает субъективизм при приёме квалификационных экзаменов. Кроме того, все участники этого процесса получают «прозрачные» условия тестирования, которые предъявляют одинаковые требования ко всем. По мнению А. Лыткина, внедрение подобных систем должно происходить при поддержке государства, совместно с бизнес-структурами.

Оснастить такими системами все российские автошколы невозможно, поскольку существуют такие регионы, как, скажем, Чукотка, где квалификационные экзамены проводятся раз в год. Зато в городах-миллионниках они придутся как нельзя кстати.

Главный специалист-эксперт Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта, геодезии и картографии Министерства транспорта РФ Алексей Шацкий

 

На сегодняшний день проведение «дистанционных» экзаменов – одно из самых перспективных направлений в развитии образовательного процесса. Это позволяет образовательным учреждениям в режиме он-лайн видеть, как происходит подготовка кандидатов в водители. Соответственно, меняется и работа инструкторов.

 

И вновь о дорогах

Каждый день на российских дорогах гибнет около 70 человек, 700 человек получают травмы различной степени тяжести. По мнению главного специалиста-эксперта Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта, геодезии и картографии Министерства транспорта РФ Алексея Шацкого, основными причинами высокой аварийности на российских дорогах являются недостатки организации профилактической работы с участниками дорожного движения, а также плохому состоянию уличной дорожной сети городов и населённых пунктов.

«Эти вопросы должны решаться в комплексе с другими проблемами, определёнными в долгосрочной транспортной политике. На трассах федерального значения необходимо выполнить все требования, заложенные ещё в программе до 2000 г.: оснастить дороги устройствами ограждения, дорожными знаками, средствами освещения, проводить ремонт дорог. Эти работы необходимо выполнить в течение трёх-четырёх лет, – говорит А. Шацкий. – Для увеличения безопасности на пересечении автомобильных и железнодорожных путей предполагается строительство более 30 новых транспортных развязок на уровне современных организаций движения. На перегруженных участках мы постараемся добиться строительства новых скоростных магистралей.

Стратегическим пластом в направлении снижения аварийности за счёт дорожного фактора является увеличение структуры сети дорог высшего класса, автомобильных магистралей, скоростных дорог, которые способны принять на себя большой поток транспорта. Доля таких дорог от общей протяжённости трассы должна составлять не менее 1 %. В противном случае уровень аварийности снижен не будет.

Становится всё более очевидным, что проблема автомобильного транспорта должна расцениваться с учётом объективных особенностей. В первую очередь требуется провести значительную работу по принятию норм и внесению в действующие законодательно-правовые акты, регламентирующие деятельность автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, соответствующих изменений.

Одним из главных факторов, влияющих на аварийность, остаётся плохая квалификация водителей. С каждым годом качество подготовки водителей снижается. Ежегодно в российских автошколах к вождению подготавливается свыше 2 млн человек. Каждый третий из них попадает в ДТП на первом году нахождения за рулём. Около трети образовательных учреждений, созданных за последнее десятилетие, не имеют собственной законодательной базы и даже берут в аренду учебные автомобили. Финансовое состояние таких автошкол не позволяет им содержать собственный автопарк, состоящий из легковых автомобилей, не говоря уже о грузовых. Поэтому именно сегодня как никогда необходимо государственное вмешательство в процесс профессиональной подготовки водителей. Нужно совершенствовать и ужесточать систему отбора водителей с тем, чтобы некомпетентные и неопытные водители не могли рисковать чужими жизнями.

Некоторые работодатели считают, что профессиональных водителей в стране сейчас слишком мало. Однако это не так. Надо стимулировать людей для того, чтобы они повышали свою квалификацию и получали за это достойное вознаграждение. Необходима организация специализированных центров профессиональной подготовки водителей», – заключает он.

 

Директор по научной работе АНО «Научно-методический центр подготовки водителей» Олег Съедин 

 

 

В новый год – с новой программой

Вторая часть конференции была посвящена обзору новых законопроектов по подготовке водителей автотранспортных средств.

До сих пор водители всех категорий обучались в автошколах по программам, утверждённым 29 декабря 1998 г. По словам директора по научной работе АНО «Научно-методический центр подготовки водителей» Олега Съедина, эти программы зачастую подвергались справедливой критике. Во-первых, они безнадёжно устарели. Ведь уровень автомобилизации в России растёт огромными темпами. Так, с 1995 по 2008 гг. он увеличился почти в 2,5 раза – с 87 автомобилей на 1 тыс. человек до 207 транспортных средств.

Помимо того, что программы уже не соответствовали современным реалиям, в них были допущены фактические ошибки.

Всё это привело к тому, что на заседании Правительственной комиссии по безопасности дорожного движения, которое состоялось летом 2008 г., было принято срочное решение о доработке существующих программ, а точнее – о доработке образовательных стандартов. Кроме того, было решено заменить образовательные стандарты профессиональными, поскольку само понятие образовательных стандартов неприменимо для программ профессиональной подготовки водителей. Они были разработаны в научно-методическом центре совместно с компанией «Автополис-плюс».

Суть профессиональных стандартов сводится к тому, что они разрабатываются по большей части на основе запросов организованных работодателей – крупных фирм, в которых работает большой штат водителей, причём в основном с категорией «С». На базе профстандартов должна была быть разработана профессиональная программа и образовательные стандарты для начального профессионального образования.

Спешно была подготовлена программа подготовки водителей. Группа авторов из федерального института развития образования подготовила так называемые усовершенствованные программы подготовки водителей.

«Когда на них взглянули представители Департамента обеспечения безопасности дорожного движения, они были просто шокированы. В них было необоснованно увеличено количество часов, предусмотренных для практического вождения, а также для теоретической подготовки. Более того, в этих программах появились определённые критерии, которые относились к процедуре сдачи экзаменов. Там прописано, например, определение средней скорости движения транспортного средства при вождении на контрольном заезде (когда курсант сдаёт тест). Кроме того, в них содержатся определения расходных характеристик по горючему, параметров экономичности и т. д. Однако для учебной езды такие параметры не нужны, тем более что учебные транспортные средства, которые используются в большинстве российских автошкол, не оснащены приборами и компьютерами, которые позволяли бы замерить эти параметры. Не говоря уже о том, что в них не были учтены последние изменения в Правилах дорожного движения», – говорит О. Съедин.

В завершении конференции состоялось торжественное награждение победителей всероссийского конкурса, определяющего лучшие автошколы страны

 

Всё это привело к тому, что на последующих заседаниях соответствующих органов, в частности, в Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения было проведено расширенное совещание под председательством заместителя начальника ДОБДД МВД РФ Василия Белобородова. На нём принято решение вернуть эти программы на срочную доработку.

Однако авторы предыдущей разработки отказались участвовать в дальнейшей работе над этими программами. Была создана специальная рабочая группа с участием специалистов различных ведомств, в том числе и Научно-методического центра по подготовке водителей, а также всех заинтересованных ведомств (ДОБДД, Минтранса России и т. д.), которая и доработала эти программы.

Применение новых «Примерных программы подготовки водителей транспортных средств категорий «А», «В», «В, С», «С», «D», «ВЕ», «СЕ», «DE» стало обязательным с 1 января текущего года. Они были утверждены 25 сентября 2008 г. Министерством образования и науки РФ. Таким образом, срок действия предыдущих программ истёк.

Эти программы называются примерными потому, что автошколы вправе менять количество часов, отведённых на изучение той или иной дисциплины. Правда, только в сторону увеличения. Кроме того, образовательные учреждения вправе менять порядок прохождения тем, однако кандидаты в водители в обязательном порядке должны изучить все дисциплины, указанные в программах.

Они представляют собой усовершенствованные примерные программы подготовки водителей и содержат минимум требований к результатам и содержанию подготовки. Они являются основой для разработки рабочих программ, утверждаемых организациями, которые осуществляют подготовку водителей.

 

Примерный учебный план подготовки водителей транспортных средств категории «С»

Предметы

Количество часов

Всего

В том числе

теоретические занятия

практические занятия

Основы законодательства в сфере дорожного движения (зачёт) ٭

48

35

13

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств (зачёт) ٭

88

68

20

Основы безопасного управления транспортным средством

18

18

Основы организации перевозок (зачёт) ٭

7

7

Оказание медицинской помощи (зачёт) ٭

24

9

15

Итого

185

137

48

Итоговая аттестация: комплексный экзамен по предметам «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Основы безопасного управления транспортным средством»

вождение (экзамен) ٭٭

1

1

Всего

186

138

48

Вождение٭٭٭

60

 

 

٭Зачёты проводятся за счёт учебного времени, отводимого на изучение предмета.

٭٭Экзамен по вождению транспортного средства в образовательном учреждении проводится за счёт часов, отведённых на вождение.

٭٭٭Вождение проводится вне сетки учебного времени в объёме 60 часов, их них 6 часов на тренажёре. При отсутствии тренажёра – 60 часов на транспортном средстве.

 

Примерный учебный план подготовки водителей транспортных средств категории «D»

Предметы

Количество часов

Всего

В том числе

теоретические занятия

практические занятия

Основы законодательства в сфере дорожного движения (зачёт) ٭

48

35

13

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств (зачёт) ٭

110

84

26

Основы безопасного управления транспортным средством

18

18

Эксплуатация транспортных средств и организация пассажирских перевозок (зачёт) ٭

26

26

Оказание медицинской помощи (зачёт) ٭

24

9

15

Итого

226

172

54

Итоговая аттестация Комплексный экзамен по предметам «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Основы безопасного управления транспортным средством»

Вождение (экзамен) ٭٭

1

1

Всего

227

173

54

Вождение٭٭٭

145

 

 

٭Зачёты проводятся за счёт учебного времени, отводимого на изучение предмета.

٭٭Экзамен по вождению транспортного средства в образовательном учреждении проводится за счёт часов, отведённых на вождение (1 час).

٭٭٭Вождение проводится вне сетки учебного времени в объёме 145 часов, их них 6 часов на тренажёре. При отсутствии тренажёра – 145 часов на транспортном средстве.

 

По сравнению с предыдущими программами, в новых изменился учебный план. Сократилось время, отведённое для теоретической подготовки, изучения внутреннего устройства автомобиля. Однако требования по устранению неисправностей, которые могут возникнуть в поездке, остались прежними.

Кроме того, сократилось учебное время, отведённое на изучение законодательства, и прежде всего – Правил дорожного движения. Не секрет, что в большинстве автошкол ПДД читают буквально по пунктам. На этот процесс уходит огромное количество времени, которого не хватает на разбор наиболее трудных и спорных моментов, которые могут возникнуть на дороге. Правила дорожного движения ученик вполне в состоянии прочитать сам, а вот подробные комментарии и ответы на вопросы ему должен дать преподаватель.

После бурных обсуждений содержания новых программ подготовки водителей участники конференции сошлись во мнении, что для решения вопросов, связанных с подготовкой водителей, необходимо:

– развивать и повышать эффективность рыночных механизмов регулирования в системе подготовки водителей;

– формировать условия, обеспечивающие добросовестную конкуренцию среди автошкол;

– создавать объединения автошкол во всех регионах страны;

– кардинально улучшать организацию и качество подготовки руководящего и педагогического состава автошкол;

– создавать условия, обеспечивающие единые требования к хозяйствующим субъектам, осуществляющим подготовку водителей независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности;

– устранять коррупционные схемы в системе подготовки водителей, транспортных средств и их допуска к дорожному движению.

Для этого всем заинтересованным органам государственной власти нужно:

– содействовать в решении поставленных задач в целях подъёма процесса подготовки водителей на более высокий качественный уровень;

– ускорить разработку новых программно-методических и нормативных документов, регламентирующих подготовку водителей транспортных средств, с обязательным привлечением к этой работе представителей автошкол и их объединений, общественных организаций;

– рассмотреть возможность создания института независимых экзаменаторов для приёма квалификационных экзаменов.