Презентация "На упряжках хаски – за маслом для двигателей"


 

Ксения ДИТЯТКИНА


Наантали - Москва

 

В начале февраля в Финляндии - на родине Муми-троллей и известных на весь мир бань, состоялась презентация масел для тяжелонагруженных дизельных двигателей Mobil Delvac 1 LE 5W-30, производимых одной из крупнейших корпораций в мире - ExxonMobil.

Кризисы приходят и уходят, а без качественного масла автотранспорт работать не сможет. Так что компания продолжает плодотворно трудиться и представлять на рынок усовершенствованные продукты, используя передовые технологии, новейшее лабораторное оборудование и привлекая лучших специалистов в сфере производства смазочных материалов.

 

Детище Джона Рокфеллера

Трест Standard Oil, основанный Джоном Рокфеллером в 1870 г., монополизировал нефтяную промышленность США, поэтому в 1911 г. Правительство США решило разделить её на 34 независимых юридических лица. Двумя из этих 34 компаний были Jersey Standard (Standard Oil Company of New Jersey) - в будущем Exxon и Socony (Standard Oil Company of New York) - в будущем Mobil.

В 1920 г. название Mobiloil зарегистрировано в качестве товарного знака компаний, входивших в трест. В 1931 г. Socony объединилась с производителями вакуумных масел в корпорацию Socony-Diesel. В 1955 г. Socony-Diesel была переименована в Socony Mobiloil Company, а затем в Mobiloil Corporation и, наконец, в Mobil Corporation.

С 1936 по 1968 гг. производители стали выпускать с конвейеров автомобили уже заправленные топливом и смазочными материалами производства Mobiloil.

В 40-50-е гг. корпорация Mobil являлась самым крупным продавцом бензина и моторных масел в Соединенных Штатах. В 1954 г. Mobil представила усовершенствованные продукты Mobilgas в ответ на новые тенденции в направлении автомобилестроения - увеличение сжатия двигателей, что потребовало повышения октанового числа в машинном топливе.

В 1962 г. линейка продуктов Mobilgas была переименована в бренд Mobil, который самостоятельно существовал до 1970 г. Впоследствии корпорация представила на рынок продукцию с присадками для сохранения чистоты различных внутренних деталей двигателя. Технические работники компании доказали, что использование некачественного автомобильного топлива может привести к дорогостоящему ремонту двигателя. Потому в начале 90-х гг. корпорация приступила к разработке линейки масел, продлевающих срок службы «жизненно важных» деталей автомобиля.

В 1998 г. Exxon и Mobil подписали соглашение о слиянии, стоимостью 73,7 млрд долларов США и о формировании новой компании ExxonMobil Corporation, крупнейшей на планете. Слияние было завершено 30 ноября 1999 г.

 

История создания корпорации

После Гражданской войны (1861 – 1865 гг.) экономика США вошла в период экономического бума. Бурно развивалась нефтяная промышленность и, в частности, Standard Oil. Компания активно поглощала мелкие и средние предприятия, пользуясь тем, что федеральное и местное правительства закрывали глаза на махинации нефтяного гиганта. К 1880 г. компания перерабатывала 95 % нефти, добываемой в США. В 1882 г. создатель Standard Oil Джон Рокфеллер организовал Standard Oil Trust - группу из 40 корпораций индустрии, что давало ему возможность контролировать всю индустрию переработки нефти. В 1894 г. Рокфеллер стал первым американским миллиардером.

В то время большинство корпораций не могли владеть собственностью за пределами штата регистрации. Это создавало определенную проблему, которую Рокфеллер пытался решить. Standard Oil в начале своей деятельности была очень похожа на множество других мелких компаний. Интересно отметить, что Рокфеллер очень хорошо представлял, как эта новая структура должна выглядеть для потенциальных инвесторов, и поэтому он написал Устав Standard Oil, в соответствии с которым служащие компании не должны были получать какое-либо жалование, а только акции. Он полагал, что владение акциями будет стимулировать служащих работать старательно, чтобы повысить их стоимость, а не искушаться высокой зарплатой или премиями. В то время Рокфеллер и его партнёры Эндрюс и Флэйджер тщательно прорабатывали почти каждый аспект бизнеса.

Рокфеллер придумал, как воспользоваться конкуренцией между различными транспортными компаниями, что привело его к величайшему успеху. Его план был настолько удачным, что еще до официального открытия компании Standard Oil он добился средней стоимости транспортных услуг в 1,65 долларов США за баррель нефти против средней по индустрии стоимости в 2,40. Эта разница, помноженная на сотни, а затем и тысячи баррелей стала настоящим конкурентным преимуществом.

Кроме того, существовал факт тайного долговременного соглашения между нефтяным гигантом и местной железной дорогой, в соответствии с которым Standard Oil получала значительные скидки на грузоперевозки. При этих обстоятельствах другие нефтепереработчики не могли конкурировать со Standard Oil и разорялись. Мысль Джона Рокфеллера о том, что на самом деле выгодней заниматься процессом переработки и транспортировки нефти, чем ее добычей, оказалась верной. Он построил свою стратегию, используя железные дороги, предназначенные для транспортировки нефти из месторождений в Кливленд и делавшие мелких производителей зависимыми от перевозчиков. Используя систему скидок, он извлекал максимальную прибыль и без колебаний использовал бывших конкурентов, которых он перекупал, в качестве шпионов среди тех, кто еще оставался таковыми. Это позволило ему основать в 1870 г. акционерное общество Standard Oil Company с капиталом в 1 миллион долларов США, в котором его доля составляла 27 %. В скором времени между картелем производителей и картелем перевозчиков началась битва во главе со Standard Oil.

В то время сырая нефть перевозилась в вагонах-платформах в открытых деревянных бочках, из-за чего испарялась наиболее ценная часть груза. По прибытию оставался лишь густой осадок. Втайне являясь владельцем железнодорожной транспортной компании Union Tanker Car Company и обладая патентом на металлические и герметичные вагоны-резервуары, используемые по сей день, Джон Рокфеллер сдавал их в аренду своим конкурентам, чтобы те могли перевозить свою продукцию на нефтеперерабатывающие заводы. Когда новые производители развивали свою инфраструктуру для увеличения количества производимой продукции, Union Tanker в одностороннем порядке разрывала договоры об аренде вагонов для транспортировки нефти, из-за чего производители, вложившие немалые деньги в модернизацию производства, несли колоссальные убытки и в конечном итоге разорялись. После этого компания Рокфеллера Standard Oil покупала обанкротившиеся компании по ничтожной цене, как правило, получая заодно прилегающие железные дороги. Он пользовался этой уловкой на протяжении многих лет, не вызывая никакой ответной реакции, так как никто не знал о том, что он был собственником Union Tanker.

Несмотря на агрессивные методы, это позволило Рокфеллеру к 1910 г. контролировать 90 % американского энергетического рынка.

 

 

Сегодня компания ведёт добычу нефти в различных регионах мира, включая США, Канаду, Ближний Восток, Азербайджан и др. ExxonMobil имеет долю в 45 НПЗ в 25 странах, располагает сетью АЗС более чем в 100 странах. Общая численность персонала — 82 тыс. человек.

По словам советника по маркетингу подразделения Commercial Vehicle Lubricants компании ExxonMobil по странам Европы, Африки и Ближнего Востока Тони Визерилла, чистая прибыль корпорации по итогам 2007 г. составила 40,6 млрд долларов США, средний доход на вложенный капитал – 32%, выручка от операций и продажи активов – 56 млрд долларов США.

В основе работы корпорации лежит последовательная и чёткая модель бизнеса, основанная на четырёх базовых принципах, обеспечивающих рост биржевой стоимости акций: строгий контроль капиталовложений, высокое качество работы, лидирующие по отрасли показатели прибыльности, быстрый оборот денежных средств. Кроме того, существуют три основных бизнес-подразделения: разведка и добыча нефти; производство, маркетинг и реализация смазочных материалов и специальных нефтепродуктов, нефтехимии; производство химических веществ. Подразделение по производству и реализации смазочных материалов ведёт крупномасштабную и прибыльную производственную деятельность: переработка и транспортировка; реализация топлива; смазочные материалы и специальные нефтепродукты; исследования и разработки. Основой стратегии производственной деятельности компании являются: обеспечение наилучших в своей отрасли производственных показателей, предоставление потребителям высококачественной  продукции и услуг, лидерство в отрасли по рентабельности и производительности, эффективность от совместной деятельности с другими направлениями бизнеса ExxonMobil, избирательные инвестиции в целях получения устойчивой высокой прибыли, максимальное использование высоких технологий. Производительность нефтепереработки по итогам 2007 г. составила 5,6 млн баррелей в день. Деятельность подразделения ведётся более чем в 120 странах.

Компания является одной из компаний - обеспечителей Американского института предпринимательства.

 

Семейство масел

Торговая марка Mobil Delvac уже 80 лет работает на рынке смазочных материалов для тяжёлых дизельных двигателей. Название «Delvac» представляет собой аббревиатуру первоначального названия продукта Diesel Engine Lubricant VACuum Oil (вакуумное смазочное масло для дизельных двигателей).

Масла Mobil Delvac проверены миллионами километров пробега, доступны по всему миру, специально предназначены для коммерческого транспорта. Технология Mobil Delvac подтверждена и одобрена ведущими мировыми производителями узлов и агрегатов для автотранспорта и внедорожной техники. Семейство Mobil Delvac и Mobilube включают в себя минеральные, синтетические и полусинтетические продукты, в том числе: моторные масла, трансмиссионные масла, масла для дифференциала и главной передачи, жидкости для автоматической коробки передач и гидроусилителя рулевого управления, консистентные смазки, тормозные жидкости и специальные нефтепродукты.

Спрос смазочных материалов для коммерческого транспорта в 2006 г. составил 11,92 тыс. т, из них 6,84 тыс. т было потреблено автотранспортом (автопарки – 2,86 тыс. т, частные перевозчики – 3,98 тыс. т, сельское хозяйство – 2,54 тыс. т) и 5,08 тыс. т – внедорожной техникой (горно-добывающая промышленность – 0,79 тыс. т, строительная и карьерная техника – 1,27 тыс. т, ж/д транспорт – 0,32 тыс. т). Основные каналы продаж продукции Mobil Delvac осуществляются через дистрибьюторскую сеть, оттуда смазочные материалы попадают в сервисный сегмент и розничную торговлю.

Общие характеристики смазочных материалов Mobil Delvac для автотранспортных средств и внедорожной техники: увеличение интервала замены, маловязкие, малозольные, полностью синтетические, обеспечивающие защиту выхлопной системы и снижение выбросов, имеют хорошие очистительные свойства деталей двигателя.

 

Раздвигая границы возможного

Презентация нового продукта линейки моторных масел проходила в городе Наантали, в конференц-зале отеля, рядом с которым была подготовлена открытая площадка, где представлялись образцы масел с разными вязкостными характеристиками, соответствующими разным температурным режимам. Кроме того, все желающие могли попробовать свои силы при езде на грузовике-манипуляторе, потом согреться глинтвейном и поджарить сосиску на костре. Самым экзотичным развлечением было катание на собаках хаски по льду Финского залива…

Но вернёмся к цели материала – новинке компании - Mobil Delvac 1 LE 5W-30. Продукт представляет собой полностью синтетическое моторное масло с высокими эксплуатационными характеристиками для тяжелонагруженных дизельных двигателей, способствует увеличению срока эксплуатации как самого двигателя, так и системы очистки выхлопных газов, обеспечивая длительные промежутки между заменами масла и потенциальную возможность экономии топлива в современных дизельных двигателях, в том числе снабжённых фильтрами твёрдых частиц. Рекомендовано для использования в сложных условиях эксплуатации и окружающей среды, встречающихся в работе дорожного транспорта и внедорожной техники, горно-добывающей промышленности, строительстве и сельском хозяйстве.

Mobil Delvac 1 LE 5W-30 одновременно удовлетворяет требованиям сертификаций MB-Approval 228.51 и MB- Approval 228.5 для масел класса вязкости 5W-30. Кроме того, соответствует спецификациям ACEA E4, ACEA E6 и одобрено по MAN M 3477. В настоящее время испытания продолжаются для получения других рекомендаций и одобрений.

Новый продукт изготовлен на полиальфаолефиновой основе (ПАО), отсутствие в его составе парафинов обеспечивает низкую температуру застывания для всех классов вязкости.

 

Эффективное смазывание деталей при низкой температуре способствует пуску холодного двигателя. Температура застывания масла класса вязкости 5W равняется – 51 °С, а для обычного минерального масла класса 15W-40 – около -27 °С.

 

 

Зависимость вязкости от изменения температуры

Различие между полностью синтетическим и обычным минеральным маслом

 

 

Использование синтетической основы и термостойких присадок, улучшающих индекс вязкости, обеспечивает хорошие параметры вязкости в широком температурном диапазоне, гарантируя текучесть при низкой температуре и защиту рабочих механизмов при высокой.

 

 

С началом производства высокомощных двигателей с низким уровнем эмиссии значительно ужесточились требования к моторным маслам. Конструкция двигателя с меньшими зазорами позволяет уменьшить расход масла, что приводит к уменьшению доливки свежего масла и снижению восполнения отработавших присадок. Термическая нагрузка на масло увеличивается с применением промежуточных охладителей и турбокомпрессоров. Увеличение давления и задержка впрыска топлива помогают снизить вредность выхлопных газов, но могут привести к увеличению температуры двигателя и накоплению дизельной сажи в масле.

Стабильность вязкости масла при накоплении сажи

 

 

Передовые технологии, используемые при изготовлении масла Mobil Delvac 1 LE 5W-30, обеспечивают хорошие эксплуатационные характеристики, остающиеся неизменными длительное время при тяжёлых условиях работы двигателя. При проведении лабораторных тестов на окислительную стабильность продукции было экспериментально подтверждено, что синтетические масла Delvac 1 выдерживают температуру 200 °С в течение 30 часов, тогда как обычные минеральные масла могут затвердеть.

Окислительная стабильность. Вязкость минерального масла обычно растёт быстрее, чем полностью синтетического

 

Сегодня все автопроизводители стремятся снизить расход топлива. Основной целью компании при выборе формулы 5W-30 стала экономия топлива при работе двигателя. Благодаря увеличению вязкости масла уменьшается трение, а соответственно и расход смазочного материала и топлива. Экономия в момент пуска двигателя и при простаивании машины в пробке составляет 5 %, а в обычном режиме – 2 %. Это ещё не совсем точные данные и производители считают, что при длительной эксплуатации их продукта эти цифры увеличатся.

Масло Mobil Delvac 1 LE 5W-30 лидирует в своём классе по уровню щелочного числа (TBN) среди масел с низкой зольностью. Поездки на большие расстояния могут привести к использованию топлива разного качества. Высокосернистое топливо требует от масла большого запаса по щелочному числу, который необходим для нейтрализации кислот, образующихся в процессе его сгорания.

Кроме того, все сорта масел Mobil можно использовать для долива, потому что большинство смазочных материалов, которые есть на рынке, совместимы друг с другом. Конечно, лучше использовать масла с наиболее приближенными характеристиками но в любом случае, качество работы двигателя при доливе продуктов Mobil не ухудшится. А его низкая зольность способствует снижению неорганических осадков на фильтрах DPF.

 

Благодаря новой формуле масло Mobil Delvac 1 LE 5W-30 обладает меньшей летучестью, чем его предшественники, что позволяет снизить расход масла и сократить объём на долив в промежутках между заменами. В обычных синтетических маслах при повышении температуры двигателя расход масла за счёт испарения может увеличиться на 30 %.

Так что новый продукт Delvac 1 соответствует всем требованиям современных автопроизводителей.

 

Из «чёрного» в «жёлтое золото»

В Европе насчитывается два десятка смесительных предприятий Mobil, ближайшее - в Финляндии, обычно оттуда в Россию и поступают масла. Один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов Mobil - около городка Гравеншон на севере Франции.

«Черное золото» для изготовления смазочных материалов на минеральной основе приходит танкерами из Персидского залива в терминал на Ла-Манше и затем по трубам течёт в Гравеншон. Нефть фильтруют, нагревают до 350 °С и разгоняют на фракции - это простейший вид переработки. Полученные дистилляты нуждаются в очистке, поскольку представляют собой смеси углеводородов - как полезных, так и ухудшающих свойства масел.

Следующий этап очистки, являющийся обязательным на заводах Mobil, – процесс депарафинизации, то есть удаление из масла тяжёлых парафинов, застывающих даже при небольшом морозе. Масла разбавляют растворителем, смесь сильно охлаждают и гонят по инерционным фильтрам и центрифуге, где твёрдый парафин отделяют и заформовывают в брикеты. На выходе получается конечный продукт - базовое минеральное масло определённой вязкости. Из Гравеншона базовые масла развозят по всей Европе, причём не только на собственные смесительные заводы - многие «масляные» фирмы, не имеющие своих предприятий нефтепереработки, покупают базовые компоненты у таких гигантов, как Mobil.

Надо обратить внимание на цвет и прозрачность получаемых базовых масел. Жёлтая окраска и мутность говорят о высоком содержании парафинов и неоптимальной молекулярной структуре. Чем чище и прозрачнее базовое масло, тем выше качество базовой основы.

Если рассматривать степени депарафинизации по цвету получаемого продукта, то мутно-желтый раствор - итог обычного крекинга нефти. Менее окрашенное и чистое масло получают путём дополнительной очистки от парафинов и используют как основу для приготовления «минералки». Наконец, абсолютно прозрачная бесцветная жидкость - это та же самая «минералка», но после гидрокрекинга. Так называется процесс «облагораживания» минеральной основы, в ходе которого масло подвергают специальной обработке с помощью водорода (отсюда и приставка «гидро»). Молекулярная структура масла при этом становится более совершенной и однородной, это и повышает его прозрачность.

Главное здесь то, что более совершенная молекулярная структура гидрокрекинговой основы успешнее противостоит атакам горячих картерных газов. А это значит, что масла, приготовленные на основе гидрокрекинговой «базы», будут дольше сохранять свои качества, что позволит увеличить межсервисные интервалы. Данные смазочные материалы в обиходе называются «полусинтетикой» или даже «синтетикой, полученной на основе гидрогрекинга». Сооружение дополнительных установок для водородной обработки и удлинение технологической цепочки требуют немалых затрат, но гидрокрекинговая «база» при этом всё равно выходит дешевле синтетической, приближаясь к ней по многим параметрам. Поэтому когда несколько лет назад европейские автомобильные компании (в первую очередь Volkswagen и Peugeot) стали увеличивать межсервисные пробеги до 20 и даже до 30 тыс. км, производителям масел пришлось пойти на ухищрения и внедрять гидрокрекинг.

Полиальфаолефины (ПАО) - наиболее распространённая основа синтетических масел. Исходное сырьё для их производства - доступный и дешёвый газ этилен. Это простейший представитель олефинов, получаемый в огромных количествах при коксовании каменного угля и пиролизе нефти.

ПАО вырабатывают в специальной установке мощностью 43 тыс. тонн в год - это 70% всей европейской выработки полиальфаолефинов. Для собственных нужд Mobil использует меньше половины, а оставшийся объём ПАО продаёт другим «масляным» компаниям, среди которых в качестве особо активного покупателя можно назвать Castrol.

Mobil был одним из первопроходцев в применении «синтетики». Первые опыты с ПАО относятся к 40-м г. - тогда, в военное время, компания осваивала каталитический крекинг высокооктанового бензина для авиации союзников и разрабатывала новые сорта авиамасел. Выпуск полиальфаолефиновых и эфирных базовых масел был начат в 60-х гг.

На заводе Mobil в Финляндии, история которого начинается с 1957 г., а первый продукт корпорации был выпущен в 1985 г., мы посетили линию розлива смазочных материалов, базы хранения продукта до и после его упаковки, и на мой взгляд, одну из важнейших составляющих любого производства - химическую лабораторию предприятия. Но - обо всём по порядку. Численность персонала на заводе составляет 85 человек, производство работает в две смены, 90 % выполняемых на линиях операций– автоматизировано. Скорость упаковки готовой продукции в канистры объёмом четыре литра составляет сто штук в минуту. В 2007 г. завод выпустил 67 млн литров продукции, из них 6,8 млн л упаковано в канистры объёмом 1л, 5,9 млн л – 4 л и 140 тыс. бочек объёмом 208 л. 40 млн л продукта импортировано на другие производства, 85 % готовой продукции пошло на экспорт.

Контролем качества всех продуктов - как полуфабрикатов, так и готовых масел - занимается лабораторно-исследовательский центр. Причём этот центр не только контролирует качество, но и является его гарантом. После выпуска каждой партии продукции и подтверждения её качества опытные образцы сохраняются для дальнейших (если это будет необходимо) сравнительных тестов и анализов. Кроме того, в лабораториях Mobil множество уникальных исследовательских стендов. Недавно лабораторией завода в Финляндии был приобретён новейший аппарат для проверки качества образцов готовой продукции.

 

Дальше едешь – чище двигатель

Преимуществ у «синтетики» много - высокая температурная стабильность, лучшая текучесть при низких температурах, лучшая защита двигателя от износа, меньший расход масла. В качестве аргументов за использование масла Mobil технические консультанты фирмы приводят результаты экспериментов, проведённых в головном американском научно-техническом центре компании.

 

 

 

 

 

 

 

Кластер Россия + Украина

На конференции о продукции Mobil Delvac нам рассказывали не только представители иностранной компании, но и наш соотечественник – руководитель отдела по работе с маслами для коммерческой техники «Российский кластер» Илья Мартыненко.

Он объяснил, что работа в данной компании позволяет ему соблюсти принцип «Наши продукты не заслуживают Ваших денег, если они не позволяют Вам экономить».

Итак, почему же масла корпорации всё-таки заслужили доверие потребителей России и Украины? В настоящий момент очень важным фактором в использовании смазочных материалов является экономия топлива о том, за счёт чего это происходит, было сказано выше. Кроме того, И. Мартыненко привёл несколько примеров отечественных потребителей.

Автопарк предприятия ЗАО «Феррум» (г. Пермь) составляют автомобили КАМАЗ 5329 и КАМАЗ 5410, на них тестировалось масло Mobil Delvac XHP Extra 10w40. В результате перевода техники на это масло произошло снижение расхода масла в 4,5 – 5 раз в сравнении с ранее применяемым, в два раза уменьшился расход фильтров, в два – три раза сократились простои техники на обслуживание.

В исследовании на Автоколонне 1417 («Мострансавто») принимали участие 70 единиц автобусов малого класса Mercedes-Benz Sprinter. Рекомендованный интервал замены масла производителем данной техники – 15 тыс. км, испытываемое масло - Mobil Delvac 1 5W-40. В результате проведённых тестов была доказана возможность увеличения интервала замены масла до 25 тыс. км, экономия на топливо составила – 1370215 рублей/год. Кроме того, на конференции в Наантали было отмечено, что переход на рекомендуемый интервал замены масел возможен не только для автомобилей, находящихся на постгарантийном обслуживании, но и для тех, срок гарантии у которых ещё не истёк, но только после согласования этого вопроса с автопроизводителем.

Популярность моторных масел Mobil Delvac в России и Украине связана ещё и с постоянным увеличением числа на дорогах современных грузовиков с усовершенствованными двигателями, соответствующими экологическим евростандартам. А улучшенная формула смазочного материала гарантирует текучесть при низких температурах, что позволяет его использование в холодных климатических условиях. В этом представители компании в России убедились, проводя осенью 2008 г. акцию - автопробег от Новосибирска до Краснодара. В ней приняли участие более 400 транспортных средств, водители которых в большинстве случаев положительно отзывались о работе двигателя при использовании масел Mobil Delvac. Ещё с 13 по 18 октября 2008 г. состоялся автопробег из Москвы в Анапу на автомобилях Mercedes-Benz Actros, который включал в себя презентацию и тест-драйв продукции корпорации.

«Российский кластер» России и Украины представляет сеть офисов, расположенных во всех крупных городах этих стран - Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке, а также дилерскую сеть, состоящую из 52 дистрибьюторов, охватившую и Белоруссию. Сегодня продукты категории Flagship в России и Украине занимают третье место по продажам после США и Канады, второе - по приросту объёмов продаж.

 

Когда мы уезжали, пошёл дождь, есть такая примета - когда появляется что-то новое, и идёт дождь - это очень хорошо. Хотелось бы верить, что масло Mobil Delvac 1 LE 5W-30 оправдает обещания производителей и ожидания потребителей.