Анализ рынка "Закон зебры"


Российский рынок грузовиков в 2007 – 2009 годах

 

Александра НОВИЧКОВА

 

Последние несколько лет российский рынок коммерческой техники считался одним из самых привлекательных для иностранных автопроизводителей. Потребность в технике (в особенности импортного производства) заставляла заказчиков дожидаться своих машин по несколько месяцев.

В 2007 г. объём российского рынка коммерческой техники увеличился на 42 % по сравнению с 2006-м. Свой рост он продолжил и в прошлом году. По крайней мере, во втором квартале 2008 г. он превысил показатели первого на 35 %. Но кризис расставил всё по своим местам. И уже с третьего квартала минувшего года начался спад ввоза зарубежной техники на территорию России (снижение объёма импорта составило 7 % по сравнению со вторым кварталом 2008 г.).

Тем не менее, по прогнозам аналитиков, самое страшное ещё впереди, и в 2009 г. объём рынка грузовой техники упадёт на 20 – 30 %. А минувший год всё-таки закончился с положительной динамикой.

 

Рынок - не резиновый

Рост российского рынка грузовой техники не мог продолжаться бесконечно. Однако мало кто ожидал, что спад произойдёт столь быстро. Кто бы мог подумать всего лишь год назад, что объёмы грузовых перевозок в России начнут сокращаться, а строительный сегмент ожидает фиаско? Для большинства одна мысль об этом была утопичной. Однако мировой финансовый кризис прокатился по России безудержной волной. В итоге – производство на многих российский автозаводах приостанавливается, штат сотрудников подвергается серьёзному сокращению, а европейские производители грузовиков «замораживают» свои планы по строительству собственных заводов на территории России.

Прогнозируя долголетний рост российского рынка коммерческой техники, многие зарубежные автогиганты планировали строительство собственных предприятий по производству грузовиков. Однако этим планам не суждено было сбыться…

На этом фоне открытие завода Volvo Trucks в Калуге в начале нынешнего года выглядит особенно эффектно. Напомним, что строительство нового предприятия шведского производителя было запланировано ещё в середине безоблачного 2007 г. С началом рецессии отступать уже было некуда – здание завода было возведено под крышу в июле прошлого года. Зато имеющееся у компании производство в Зеленограде перестало производить грузовики и было переквалифицировано в центр по развитию персонала. Такой шаг оправдан вдвойне – с одной стороны, в нынешней ситуации наличие сразу двух сборочных заводов – скорее, обуза для компании, чем успешный бизнес, а с другой – надо же когда-нибудь вплотную заняться повышением уровня мастерства персонала. И кризис – самое удачное время для этого.

 

Великое отступление китайцев?

По итогам прошлого года тенденция роста импорта новых тяжёлых грузовых автомобилей иностранного производства в Россию продолжилась и составила +55 % по сравнению с 2007 г. Так, в позапрошлом году в страну было ввезено чуть менее 21 тыс. грузовиков, тогда как в 2008-м – более 32,5 тыс. (впрочем, рост импорта в позапрошлом году относительно 2006-го был более внушительным – 133 %). Изменилось и распределение долей в тройке лидеров по импорту грузовиков. Семилетний лидер – шведский производитель Scania – утратил сразу две позиции и переместился на третье место с долей в 17 % против 25-ти годом ранее (компания импортировала в Россию 5577 единиц новой техники). Зато ситуация со второй строчкой стабильна – здесь, как и годом ранее, находится Volvo (чуть более 20 %, годом ранее – 21 %). Компания ввезла в страну 6580 новых грузовиков. А вот новым лидером по импорту новых грузовых автомобилей стал немецкий производитель MAN с результатом в 27 % против 19-ти в 2007 г. MAN ввезла в Россию 8812 свежие машины. Далее места распределились так: четвёртое место продолжает удерживать Mercedes-Benz со стабильной долей в 8 % (импорт составил 2520 грузовиков), на пятом расположился бренд Iveco (7 против 8 %, результат – 2099 машин), шестую строчку заняла компания Renault с долей в 6 % (-1 процентный пункт и итог в 1771 ввезённую единицу техники). Впервые в десятку вошла компания Ford – седьмое место, 4 % и результат – 1406 машин, на восьмом расположились Tatra и DAF с одинаковым результатом в 2 % (581 и 683 грузовика соответственно).

 

Статистика импорта в Россию новых грузовиков зарубежного производства в 2007 – 2008 гг., ед. (без учёта китайских производителей)

 

 

Сложнее обстоят дела с импортом подержанной техники. Как и год назад, в 2008 г. объём ввоза бывших в эксплуатации грузовиков в Россию продолжал снижаться. И если в 2007 г. было импортировано более 27,5 тыс. подержанных машин, то в 2008-м – только 24,3 тыс. Таким образом, годовой спад составил 13 % (результат 2007 г. по сравнению с 2006-м – 8 %). И здесь нет ничего удивительного. Европейские «бэушные» грузовики дорожают, а тут ещё и значительное повышение ввозных таможенных пошлин на подержанные иномарки, а также уменьшение возраста иномарок, подпадающих под категорию подержанных, с семи до пяти лет.

Как и прогнозировали многие эксперты, многолетний лидер по ввозу подержанной техники в Россию – Freightliner – утратил свои позиции и переместился с первой строчки на вторую. И это даже несмотря на то, что по сравнению с предыдущим годом американский производитель занял большую долю (21 против 20 % в 2007-м). Это связано с тем, что по итогам второго полугодия 2008 г. компания снизила поставки своей техники в Россию. В прошлом году Freightliner ввезла в Россию 4980 б/у грузовика. Продолжает наращивать свои позиции в этом сегменте MAN (15 % в 2008 г., 11 % – в 2007-м). Однако это не позволило компании подняться с третьей строчки, которая прочно закрепилась за немецким производителем. В прошлом году было ввезено 2256 подержанных машины MAN. А новым лидером стала компания Volvo, увеличившая свою долю сразу на 5 процентных пункта (с 17 до 22 %). В прошлом году было ввезено 5261 неновая машина Volvo. Четвёртое место разделили между собой Mercedes-Benz и DAF с одинаковыми долями в 8 % (ввезено 1980 и 1997 машин соответственно). На пятой строчке – Renault с долей в 6 % (1463 грузовика), на шестой – Scania (5 % или 1192 автомобиля), на седьмой – Iveco – 4 % (921 грузовик), далее следуют Internetional – 3 % (589 грузовиков) и Tatra – 0,5 % (48 машин).

 

Статистика импорта в Россию подержанных грузовиков зарубежного производства в 2007 – 2008 гг., ед. (без учёта китайских производителей)

 

 

В общей сложности в прошлом году в Россию было ввезено 65213 грузовиков, что на 3266 машин больше, чем в 2007 г. Места в тройке лидеров остались неизменными. Первый результат вновь у Volvo (21 % против 18 % в 2007 г.): компания ввезла 11841 грузовик. Второй - опять MAN (+5 процентных пункта и почти 20 %): этот производитель импортировал в Россию 11068 машин. Зато Scania продолжила терять «в весе» – снова третье место, но с минусом (12 % в 2008 г. и 13 – в 2007-м): в прошлом году компанией было ввезено 6769 грузовика. Четвёртую строчку занял Freightliner - естественно, за счёт ввезённой подержанной техники. Доля этого производителя – 9 % (11 % в 2007 г.). Потерявшие по одному проценту Mercedes-Benz и Renault заняли пятое и шестое места соответственно. Их доли – 8 и 6 процентных пункта. Немецкий производитель импортировал 4500 грузовиков, французский – 3234. Далее следуют Iveco с долей в 5,5 % против 7-ми годом ранее и 3020 машин, и DAF – 4,5 % (в 2007 г. – 6 %) – 2680 грузовиков.

 

Статистика импорта новых и подержанных тяжёлых грузовых автомобилей в 2008 г. в Россию, ед.

 

 

 

А где же китайские производители, которые так громко заявили о себе в прошлом году? Они никуда не делись, но поставки их техники в Россию сократились по сравнению с 2007 г. почти вдвое. Так, в прошлом году доля ввезённой китайской техники составила 6 %, тогда как годом ранее – 10 %, а самая успешная среди китайских компаний Howo, занявшая в позапрошлом году третью строчку по объёму импорта в Россию новой и подержанной техники, в 2008-м опустилась сразу на шесть позиций. В 2007 г. она импортировала 6563 автомобиля, из которых 6523 новых и 40 подержанных. А в 2008-м – только 2202 грузовика (2197 новых и 5 бывших в эксплуатации). Это связано в тем, что в начале прошлого года в России вступили в силу экологические нормы Евро-3, которым китайская техника не соответствует. Напомним, что с 2010 г. планируется введение Евро-4, а с 2014 г. – Евро-5.

Продолжалось снижение доли производителей России и других стран СНГ на рынке тяжёлых грузовиков. Так, по итогам 2008 г. они утратили ещё 1 процентный пункт (51 % в 2008 г. и 52 % – в 2007-м).

 

Структура рынка тяжёлых грузовых автомобилей свыше 12 т в 2000 – 2008 гг. в России, %

 

 

В общей сложности в прошлом году в Россию был ввезен 133221 грузовик грузоподъёмностью свыше 12 т (включая все иностранные,  российские бренды и производителей других стран СНГ), годом ранее – 128786 штук. Таким образом, объём российского рынка в этом сегменте по итогам года вырос на 3,4 %. Первую строчку удерживает КАМАЗ с долей в 30 % (годом ранее – 31 %), второе место принадлежит МАЗу (11 % против 9 % в 2007-м), третье – за УралАЗом (его доля – 10 %, годом ранее – 11 %).

 

Автопарк тяжёлой грузовой техники по брендам в России в 2008 г., % (европейские, американские и китайские бренды)

 

 

Дилеры не дремлют

Несмотря на экономический кризис, некоторые дилеры европейских автопроизводителей всё же рискнули, открыв в начале текущего года свои центры на территории России. Так, компания «Трак Центр», которая реализует и обслуживает грузовики европейских производителей MAN, Renault и Iveco, продолжает строительство мультибрендовой федеральной сети станций технического обслуживания для коммерческой техники. К уже открывшимся станциям техобслуживания в Казани и Елабуге 20 февраля 2009 г. прибавился новый центр в Нижнем Новгороде. Он находится на 432 км федеральной трассы М-7. Его общая протяжённость составляет 2,5 тыс. м². В сервисной зоне размещено 24 поста. Производственные мощности центра рассчитаны на 75 грузовиков в сутки.

Как и в техцентре в Елабуге, в новом комплексе будет эксплуатироваться современный эвакуатор MAN, оснащённый краном, лебёдкой, оборудованием для буксировки автопоездов и способный вытащить из кювета и доставить на ремонт даже полностью гружёный автопоезд.

Казалось бы, открытие нового сервисного центра должно благотворно влиять на нижегородцев. Однако, по признанию руководства «Трак Центра», дилеры европейских грузовых марок в Нижнем Новгороде недовольны сложившимся положением на рынке коммерческого транспорта. Дело в том, что в Нижегородской области уже есть дилеры техники MAN, Renault и Iveco. А с приходом нового игрока рынку грузовиков Нижегородской области грозят изменения.

Тем не менее в планах компании занять к 2012 г. как минимум 20 % рынка сервисного обслуживания грузовой техники, а также 10 % рынка по продажам европейских грузовых автомобилей. По итогам прошедшего года эта цифра составляет 4,5 %. Общий объём продаж грузовой техники «Трак Центра» вырос по сравнению с 2007 г. в 3,9 раз (всего в 2008 г. было реализовано 732 грузовика). При этом продажи техники MAN выросли в 4,2 раза, Renault – в 1,5 раза, Iveco – в 5 раз.

Примерно в это же время отличился и официальный дилер концерна Volkswagen – компания «Рус-Лан», открыв в Москве третий по счёту автосалон по продажам коммерческих автомобилей этого немецкого производителя. Помимо работы по реализации автомобилей, в новом дилерском центре также будет осуществляться техобслуживание автомобилей. Производственные мощности техцентра позволят принять любой крупногабаритный транспорт. Общая площадь автосалона составляет 2 тыс. м², из них на сервисную зону отведено 320 м². В техцентре расположен механический цех, участки установки дополнительного оборудования, складские помещения и мойка. Сервисная зона располагает 11-ю ремонтными постами, в числе которых 9 трёхтонных двухстоечных подъёмников, пятитонный двухстоечный подъёмник и пятитонный четырёхстоечный подъёмник со стендом для измерения установки колёс.

 

Акцент на сервис

В непростых условиях оказались не только производители, но и автотранспортные предприятия, которые вынуждены искать пути для того, чтобы «удержаться на плаву». Сегодня обновлять свой подвижной состав большинству автоперевозчиков явно не под силу. Как говорится, не до жиру, быть бы живу. Поэтому особую актуальность нынче приобретают сервисные услуги и запчасти. За последние несколько лет подвижной состав российских перевозчиков заметно освежился, и эту технику надо обслуживать. Причём сделать это традиционным способом «на колене» уже не получится. Поэтому сервисные услуги будут очень востребованы. Более того: если исходить из того, что кризис рано или поздно закончится, наибольшие шансы для дальнейшего продвижения на российском рынке будут иметь те бренды, которые сумели наилучшим образом обслужить свою технику в смутное время. Открытие новых сервисных станций – шаг, сделанный именно в этом направлении. Понимают это и представители «большой европейской семёрки». Так, под занавес прошедшего года распахнул свои двери новый сервисный центр MAN, который расположился в Пятигорске. В техцентре будет производиться сервисное обслуживание, ремонт и продажа грузовиков и автобусов MAN и Neoplan, а также ремонт и обкатка двигателей, восстановление и покраска послеаварийных автомобилей и автобусов. В сервисной зоне насчитывается семь постов, которые оборудованы диагностической линией MAN, системами подачи сжатого воздуха и отвода отработанных газов, грузоподъёмным и маслораздаточным оборудованием, а также подъёмниками. Кроме того, на территории техцентра есть мойка, шиномонтажный и покрасочный цех, стенд диагностики тормозов.

Продолжает расширять географию независимых сервисных станций и Volvo Trucks. Этот год компания начала с открытия техцентра в Перми, а в ближайшее время планируется строительство «Вольво Трак Центра Калуга», а также сервисные станции в Тольятти, Нижнем Новгороде, Брянске, Архангельске и других российских городах.

В то время, когда одни представители «большой семёрки» обустраиваются в России за счёт строительства в стране собственных заводов, а также открытия сервисных станций, другие решили пойти иным путём – приобрести долю российского автопроизводителя. Речь, конечно же, идёт о нашумевшей сделке Daimler AG и ОАО «КАМАЗ», которая состоялась под занавес прошлого года. Однако вместо планируемых ранее 42 % акций КАМАЗа Daimler приобрёл лишь 10 %. Впрочем, в условиях экономического кризиса и такой результат КАМАЗ может считать положительным.

Каким будет российский рынок грузовиков в этом году? Увы: прогнозы даже самых авторитетных (в том числе и мировых) экспертов и аналитиков в этой области сегодня всё больше напоминают гадание на кофейной гуще. Так что воздержимся от них. Вероятно, будет ещё труднее, чем сейчас. Но без перевозок не может существовать никакая экономика. Жаль, конечно, что российские перевозчики за годы бурного развития не успели достаточно обновить свой подвижной состав. Но не зря, наверное, говорят, что жизнь похожа на зебру, и не только чёрная полоса следует за белой, но и белая – за чёрной...