Автобизнес "Ларс Корнелиуссон: «Volvo Trucks стала частью российского автопрома. И я горжусь этим.»"


 

Александра НОВИЧКОВА

 

Два года назад группа компаний Volvo отпраздновала важную дату – 80 лет с того момента, как шведский завод выпустил первый автомобиль под этим брендом. Год спустя исполнилось 35 лет со дня первой поставки грузовиков Volvo в СССР. Наступил 2009 год, и его компания встречает с новым юбилеем – 40 лет назад произошла регистрация бренда Volvo. Словом, что ни год, то у шведского производителя памятная дата.

В конце февраля текущего года в московском отеле «Аэростар» состоялась пресс-конференция «Вольво Восток», посвящённая итогам деятельности компании в прошедшем году. В этот раз помимо подразделений, традиционно принимающих участие в подобного рода мероприятиях (Volvo Trucks, Volvo Construction Equipment, Volvo Penta и Volvo Financial Services Vostok), её участником стала и Volvo Buses – новая для России автобусная структура компании.

 

Прошедший год можно назвать крахом надежд большинства мировых автопроизводителей. И предприятия так называемой большой семёрки исключением не стали. Тем не менее для Volvo Trucks в России 2008 г. стал самым успешным в истории и очень насыщенным с событийной точки зрения. За год на территории страны открылись семь новых офисов продаж, свои двери распахнули сервисные центры в Люберцах (Московская область), Белгороде, Оренбурге, Улан-Удэ, Инском (Кемеровская область). В Москве же открылся новый Вольво Трак Центр.

Что касается модельного ряда, то в прошлом году были обновлены модели Volvo FM и FH, на рынок вышел самый мощный в мире грузовик Volvo FH16 (700 л. с.). Кроме того, в минувшем году была завершена программа по стандартизации сервисных станций Volvo, а также начата работа по аттестации стандартов DOS (Dealer Operating Standards). В 2008 г. региональный склад запчастей Volvo, расположенный в населённом пункте Чёрная Грязь Московской области, перешёл на шестидневную рабочую неделю. Поэтому режим поставок компонентов по Москве увеличился до двух раз в день.

Но самым главным событием прошлого года стало открытие завода Volvo Trucks в Калуге. Мало того, что предприятие распахнуло двери в очень непростое время, так ещё и построено оно было в рекордные для индустриальных объектов подобного уровня сроки: подписание инвестиционного соглашения с властями Калужской области на строительство завода состоялось в июне 2007 г. Четырьмя месяцами позже была произведена закладка первого камня будущего предприятия. В декабре руководство Volvo Trucks подписало договор с генеральным подрядчиком на застройку завода – компанией Renaissance Construction. Тогда же начались работы по заливке фундамента здания. Первого июля прошлого года оно было возведено под крышу, и уже в декабре компания произвела в Калуге первый российский грузовик. Торжественная церемония открытия завода прошла 19 января 2009 г. (см. «АП» № 2, 2009 г.). Таким образом, работы по строительству завода были завершены точно в запланированный срок. «Теперь мы являемся частью российского автопрома. И я очень горжусь этим», – заявил генеральный директор Volvo Trucks Ларс Корнелиуссон. Сборка грузовиков на заводе началась с модели Volvo FH. За первый месяц работы в Калуге выпущено 60 машин.

Строительство нового завода связано с тем, что расширять имеющееся производство в Зеленограде уже не было возможности, поэтому с нынешнего года «ВТС-Зеленоград» из завода, производящего грузовики Volvo, превратился в центр по развитию персонала. Напомним, что зеленоградское предприятие открылось в марте 2003 г. и за пять лет работы произвело около 2 тыс. грузовиков Volvo FH и FM.

От общих итогов года переходим к цифрам. В 2008 г. Volvo Trucks реализовала 1410 сервисных контрактов, увеличив тем самым продажи на 28 %. Значительно выросло число проданных «золотых сервисных контрактов» – с 189 в 2007 г. до 343 – в 2008-м (+81 %). Приобретая этот «пакет услуг», клиент получает возможность профилактического обслуживания, а также ремонта всех агрегатов грузовика на протяжении всего срока действия контракта. На 18 % увеличилось число реализованных «синих контрактов» (с 908 в 2007 г. до 1067 в 2008-м). Они включают только профилактическое обслуживание автомобиля. Таким образом, на сегодняшний день около 25 % проданных в России грузовиков Volvo содержатся на обслуживании по сервисным контрактам.

В прошлом году увеличился и средний уровень сервисного индекса, который показывает, насколько склад запчастей готов обеспечить ожидаемые продажи деталей. В 2008 г. он достиг 93 % против 86 % в 2007 г.

Volvo Trucks улучшило свои позапрошлогодние результаты по импорту как новых, так и подержанных грузовиков. Общее количество ввезённых в Россию машин составило 11841 единица (в 2007 г. – 9566), из них на новые машины приходится 6580 штук (2007 г. – 4582), на подержанные – 6580 единиц (2007 г. – 5261). Среди импортированных новых грузовиков лидирующие позиции сохранил за собой тягач Volvo FH13: в 2008 г. в Россию ввезено 2882 машины, что на 1466 грузовиков больше, чем в предыдущем году, на втором месте – самосвал FM13 (в прошлом году импортировано 2249 таких машин, годом ранее – 1729). На третьем месте в списке ввозимых автомобилей Volvo расположился грузовик FM9. В прошлом году ввезено 977 штук таких машин, что на 83 единицы превышает результаты 2007 г. Далее следуют Volvo FE (346 штук против 328 в 2007 г.), FL – 119 (в 2007-м – 212) и FH16 – 7 (2007 г. – 3).

В структуре импорта новых грузовых автомобилей Volvo выделяются три сегмента: тягачи (4189 проданных единиц), шасси (2256 штук) и спецтехника (135 машин).

Среди иностранных производителей грузовых автомобилей Volvo Trucks остаётся в лидерах вот уже на протяжении одиннадцати лет. Однако некоторая рокировка сил здесь всё-таки наметилась.

По данным таможенной статистики, в сегменте продаж новых тяжёлых грузовиков в России в прошлом году компания несколько снизила планку. Среди других мировых производителей Volvo Trucks заняла долю в 20,2 %, что на 0,8 % хуже результата 2007 г. Однако это позволило компании сохранить за собой второю строчку в динамике продаж новых машин. Позапрошлогодний лидер – Scania – в 2008 г. опустился сразу на две строчки и занял лишь третье место с результатом в 17 % вместо 25 % в 2007-м. А вот бренд № 1 в сегменте новых грузовиков по праву достался компании MAN. С результатом 27 % она обошла ближайших преследователей, улучшив свой же позапрошлогодний результат сразу на 8 %.

 

Динамика рынка новых тяжёлых грузовых автомобилей Volvo Trucks в России в 2000 – 2008 гг., %

 

 

Зато в сегменте подержанных автомобилей по итогам прошлого года Volvo Trucks вышла на первое место, обогнав лидера 2007 г. – американскую компанию Freightliner. Доля Volvo Trucks увеличилась с 17 до 22 %, часть Freightliner также возросла с 20 до 21 %. Третья строчка осталась за MAN, показатели которого в сравнении с 2007 г., напротив, упали с 11 до 9 %.

 

Динамика рынка подержанных тяжёлых грузовых автомобилей Volvo Trucks в России в 2000 – 2008 гг., %

 

Таким образом, по статистике импорта новых и подержанных тяжёлых грузовиков, Volvo Trucks удерживает лидирующую позицию с долей в 21 % (в 2007 г. – 18 %). Немного отстаёт продолжающий наращивать своё присутствие на российском рынке MAN – 19 % в 2008 г. против 15 % в 2007-м. Третья строчка также осталась за Scania, которая завершила год с результатом 13 %. Кстати, по сравнению с предыдущим годом результат компании не изменился.

 

Динамика рынка новых и подержанных тяжёлых грузовых автомобилей Volvo Trucks в России в 2000 – 2008 гг., %

 

 

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, в которой оказались все без исключения производители коммерческой техники, в нынешнем году Volvo Trucks намерена укреплять свои лидерские позиции на российском рынке. И именно сейчас компания намерена расширять географию сервисных станций и офисов продаж на территории России. Так, в этом году планируется открытие не менее девяти сервисных станций в Нижнем Новгороде, Новокузнецке, Самаре, Брянске, Архангельске, Тольятти и других российских городах. В текущем году уже открыта сервисная станция в Перми.

На май – июнь 2009 г. намечен демотур по городам Урала, Сибири и Центрального Федерального округа на обновлённых моделях Volvo FH и FM в поддержку завершения гонки «Volvo Ocean Race», финиш которой состоится в конце июня в Санкт-Петербурге.

 

Новое подразделение в России

Если первый автомобиль Volvo был произведён в 1927 г., то годом позднее из ворот шведского завода выехал первый автобус Volvo. С этого момента начинается история автобусного подразделения Volvo Group – Volvo Buses. В 1934 г. было создано первое шасси на базе автобуса B1. В 1945 г. представлен первый дизельный двигатель для автобусов. Несколькими годами позже – в 1951 г. на автобус Volvo было установлено первое шасси со средним расположением двигателя. Эта компоновка оказалась настолько удачной, что продолжает пользоваться неплохим спросом и по сей день.

Само отделение Volvo Buses учреждено 41 год назад. А в 70-е годы уже создавались шасси Volvo B10M и B59. 80 – 90-е гг. стали для автобусного подразделения шведского производителя годами глобального роста. Именно тогда компания из поставщика автобусных шасси стала производителем, представленным на всех рынках мира. На сегодняшний день автобусы Volvo выпускаются на заводах в польском Вроцлаве, индийском Бангалоре, мексиканском Мехико, американском Питтсбурге, канадском Монреале, французском Квебеке, китайском Шанхае. Кроме того, у компании множество заводов, производящих шасси, комплектующие и кузова.

В 2000 г. была создана платформа ТХ, которая сегодня является основой для семейства туристических и междугородних автобусов Volvo 9900, 9700 и 8500. Три года спустя представлена автоматическая коробка передач I-shift, которой сегодня, помимо прочих, комплектуется и туристический автобус Volvo 9600.

Volvo Buses появилась в структуре Вольво Восток совсем недавно – в середине прошлого года. В августе началась работа по созданию подразделения в России. Кроме того, стартовала сертификация продукции Volvo Buses. Тогда же, в рамках автосалона в Ганновере, компания представила городской сочленённый автобус с гибридной установкой Volvo 7700А.

Несмотря на негативные тенденции, сложившиеся в прошлом году, развитие мирового рынка автобусов происходило под знаком плюс. И хотя спрос на туристические автобусы продолжает снижаться, городской автобусный сегмент остаётся востребованным. За довольно короткий период работы в 2008 г. Volvo Buses продала в России 11 автобусов.

Помимо Volvo 7700 и 7700А одной из основных моделей, представленных на российском рынке, является туристический автобус, производимый на предприятии в Вроцлаве – Volvo 9700. Кстати, в позапрошлом году на выставке «Busworld», проходящей в Бельгии, эта модель была удостоена титула «Международный автобус-2008». В России презентация автобуса пройдёт в рамках уже упоминавшегося демотура в мае – июне текущего года. К последнему поколению автобусов Volvo относится и другая модель – бюджетный туристический автобус Volvo B9RE Elegance, а также самый многофункциональный продукт компании – модель Volvo 8700. Эта машина способна осуществлять любые пассажирские перевозки – от городских до международных.

В мае – июле прошлого года Volvo Buses совместно с компанией «Балтик Тревел» при поддержке правительства Санкт-Петербурга поставила в Северную столицу шесть двухэтажных автобусов Volvo B9TL в двух комплектациях – летней и зимней. Эта модель предназначена для городских экскурсий, поэтому теперь путешествия по Санкт-Петербургу станут намного комфортнее.

 

Финансы «поют романсы»?

Отрицать влияние мирового экономического кризиса на снижение объёмов финансирования Volvo Financial Services Vostok в прошлом году бессмысленно. Генеральный директор компании Питер Андерссон это отметил. Однако, по его словам, многие клиенты финансового подразделения Volvo Vostok в 2008 г. выкупили технику досрочно, поэтому в цифровом выражении объём финансирования в прошедшем году даже увеличился. Так, в 2008 г. общий объём финансирования Volvo Financial Services Vostok составил 566 млн евро, что превышает результаты 2007 г. на 116 млн евро. Возросла и численность персонала компании – с 11 человек в 2003 г. до 94 в 2008-м.

 

Портфель Volvo Financial Services Vostok в 2003 – 2008 гг., млн евро

 

 

В прошлом году компания провела внутреннюю реорганизацию для того, чтобы ориентировать максимальное число сотрудников на работу с клиентами. Кроме того, за прошедшие 12 месяцев фирма старалась улучшить репутацию бренда Volvo на российском рынке, расширяя линейку финансовых предложений и участвуя в маркетинговых программах совместно со своими бизнес-подразделениями, дилерами и агентами. Сегодня Volvo Financial Services Vostok – лидер российского рынка лизинговых услуг в сегменте тяжёлых грузовых машин. При покупке техники и автомобилей в комплексное транспортное решение, предлагаемое компанией, входит регистрация транспортных средств в ГИБДД, консультирование по налоговым и прочим вопросам заключения сделки, сервисный контракт, ведение налоговых вопросов и страхование (Volvo Financial Services Vostok сотрудничает с несколькими страховыми компаниями, предоставляя тем самым клиенту право выбора). Только за счёт этого повышается численная конкурентоспособность на рынке.

Помимо всего прочего в прошлом году открылось несколько представительств финансового подразделения Volvo Vostok. К имеющимся офисам в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге присоединились представительства в Петрозаводске, Казани, Ростове-на-Дону и Новосибирске.

Основной задачей компании её генеральный директор считает развитие деятельности в регионах. Дело в том, что подавляющее большинство заключённых контрактов (60,7 %) относятся к Москве.

 

Портфель Volvo Financial Services Vostok по регионам, %

 

 

На данный момент финансовая компания Volvo работает с техникой, выпускаемой подразделениями Volvo по грузовикам и спецтехнике. В прошлом году доля бизнес-подразделения Volvo Trucks составила 87,5 %, Volvo CE – 12,5 %. Пока Volvo Financial Services Vostok не нашла путей работы со структурами, выпускающими автобусы и двигатели, но будет продолжать их поиск.