Автобусный парк "В Сербии МАЗ перешёл на газ"


 

 

Олег ДОЛИЧ

 

 

Минский автомобильный завод и компания Vulović transport, которая с 2003 года является официальным дилером ОАО «МАЗ» в Сербии, представили в начале марта текущего года в сербском городе Крагуевац результат совместной работы - городской низкопольный автобус второго поколения МАЗ 203, оснащённый двигателем, работающим на сжатом природном газе. Газовый двигатель на автобус МАЗ  установлен впервые.

 

На каркас автобуса, собранный на Минском автомобильном заводе, компания Vulović transport установила в Сербии газовый двигатель Cummins CGe4 280, соответствующий экологическому стандарту Евро-4 с перспективой доведения до уровня Евро-5. Мощность мотора составляет 280 л. с. при 2400 об/мин. Двигатель агрегатируется с шестиступенчатой автоматической коробкой передач Allison T325 (R). Комплект газового оборудования поставляет фирма Dynetek Europe GmbH. Объём газовых баллонов, установленных на крыше транспортного средства, составляет 1176 л. В них закачивается 185 кг сжатого газа. В городском режиме автобус будет расходовать 34 кг газа на каждые 100 км пути.

Главные достоинства транспортного средства на газовом топливе заключаются в его экологичности, так как оно без особых инженерных ухищрений выполняет требования экологического стандарта EEV (Enhanced Environ­mentally-friendly Vehicle), который ощутимо более строг, чем Евро-5. Кроме того, газовый двигатель работает не так шумно, как дизель, и помогает сократить расходы на топливо в среднем на 30 – 40 %.

Представленный в Сербии автобус BIK-203CNG-S уже получил одобрительные отзывы местных специалистов и транспортников. Сейчас фирма Vulović transport приступила к выполнению процедур, необходимых для сертификации газовой пассажирской машины, после чего новинку можно будет заявлять в тендерах, которые проводятся в странах Европы. По предварительным оценкам Минский автомобильный завод и компания Vulović transport планируют в 2009 г. произвести от 30 до 50 автобусов, оснащённых газовыми двигателями, а в 2010 – 2011 гг. выйти на уровень выпуска до 100 автобусов ежегодно. Впрочем, всё будет зависеть от ситуации на рынке.

У компании Vulović transport есть свой автобусный парк, состоящий из 53 единиц пассажирской техники, 30 из которых – автобусы марки «МАЗ». Вся техника работает на дизельном топливе, а в перспективе компания планирует поменять её на автобусы, работающие на сжатом природном газе.

Хотя сложившаяся на рынке ситуация, с одной стороны, мягко говоря, не благоприятствует внедрению разного рода технических, технологических и конструкторских инноваций, именно она до предела обостряет конкуренцию. Если ещё полгода назад перевозчик был более свободен в средствах и при покупке новой техники более терпимо относился к её цене, то сейчас он (если уж смог решиться на покупку) требует высоких потребительских свойств и предельно низкой цены.

В условиях усиливающейся конкуренции на рынках сбыта автомобильной техники МАЗ вопросы повышения качества продукции приобретают первостепенное значение. Мо мнению специалистов завода, современные экономические условия требуют применения более активных  усилий и достижения результатов по внедрению мероприятий для повышения качества продукции и безусловного обеспечения жёсткой технологической дисциплины при производстве деталей, узлов и сборке автотехники.

Третьего января 2008 г. был подписан приказ генерального директора, который  утвердил 147 конструкторско-технологических мероприятий, направленных на обеспечение технического уровня, качества и конкурентоспособности автомобилей МАЗ, из них внедрено 132 мероприятия. Выполнение 14 мероприятий прошлого года перенесено на нынешний. Среди них -освоение блока микроклимата, внутренней панели двери и кабины с низкой крышей автомобилей семейства МАЗ 6430, внедрение закалочных штампов на листы рессор и др. Завершение работ по этим мероприятиям запланировано на первый квартал 2009 г.

Приказом генерального директора РУП «МАЗ» от 8 января 2009 г. утверждена комплексная программа по качеству, которая включает в себя конструкторско-технологическую и организационно-техническую программу обеспечения технического уровня, качества и конкурентоспособности автомобильной техники, а также программу технологического и метрологического обеспечения качества изготовления заготовок, деталей и узлов в цехах основного производства.