Автобусный парк "Топовая рентабельность"


 

Кризис обрушил рынок перевозок, в том числе пассажирских. Только в декабре 2008-го – январе 2009 г. тарифы транспортных компаний понизились на 7 - 10 %. Впереди традиционное падение объёмов заказов в I квартале. И в первом полугодии ставки прогнозируются ниже прежних среднегодовых. Снижение спроса на билеты на междугородных и международных направлениях приведёт к снижению доходов автобусных перевозчиков, приостановке и даже полному закрытию некоторых маршрутов. В таких условиях на коне окажется тот, у кого лучший подвижной состав и лучшие условия перевозок. Сегодня мы рассмотрим предложение в классе туристических автобусов от компании EvoBus GmbH – структурного подразделения концерна Daimler AG.

 

Александр КАЛУГИН

Фото автора

 

Не хороший – лучший!

У немецкого производителя существует чёткое разделение сфер сбыта готовой продукции. Скажем, Mercedes-Benz Conecto вообще не продаётся в Германии. Сделано это для того, чтобы не убить рынок Mercedes-Benz Citaro. Аналогичные табу существуют и для некоторых других моделей. Но для туристических лайнеров Setra TopClass никаких запретов нет: эти автобусы продаются везде. Такая политика объясняется философией, отражённой в фирменном лозунге компании: Best in Class («Лучший в классе»).

Утверждение не самонадеянное, оно справедливое. Это вам готовы подтвердить тысячи водителей пассажирских машин Setra в десятках стран мира, где они эксплуатируются. Это готов подтвердить и ваш покорный слуга, который управлял топовыми «туристами» на автобанах и узких сельских улочках, в горах и низинах, днём и ночью, при ярком солнце и крепком морозе. Достойная техника, что и говорить. Даже флагман мерседесовской гаммы – Travego уступает по максимальной высоте элегантному TopClass: 3,78 против 3,90 м. Именно в Setra можно оборудовать самый вместительный гардероб. И только TopClass предлагает наиболее вместительные багажные отсеки. Есть и такие заслуживающие внимания параметры, как самый низкий уровень шума в салоне, высокая плавность хода и беспрецедентный уровень безопасности. Надо ли говорить, что совокупность этих достоинств возносит Setra TopClass над конкурентами как ни один другой современный автобус.

Кстати, в Европе этот «турист» является любимым клубным автобусом хоккеистов и представителей других видов спорта, которым приходится ездить на сборы и соревнования с огромными сумками. В России его тоже любят и ценят, но высокие таможенные пошлины душат увеличение продаж. А потенциал для расширения сбыта очень внушительный, только вот кризис отодвинул его реализацию на неопределённое время. Впрочем, кризисы приходят и уходят, а классика остаётся востребованной. Неудивительно, что цены на такие автобусы держатся на высоком уровне и на рынке подержанной пассажирской техники. Правда, из-за высокой стоимости в России и странах Содружества найти на вторичном рынке четвёртое поколение немецких «туристов» невозможно. Даже третья генерация Setra встречается на наших просторах редко, а вот вторая правит бал. Поэтому по вопросам приобретения TopClass 400 нужно обращаться в «ЕвоБус Русслэнд» или искать такую технику в Европе.

 

Туристические автобусы Setra на вторичном рынке Германии

 

Модель

Число мест

Год выпуска

Пробег, км

Цена, евро

S 417 HDH

54 + 1 + 1

2006

164 000

299 000

S 417 HDH

59 + 1 + 1

2005

220 000

279 000

S 416 HDH

55 + 1 + 1

2005

210 000

260 000

S 416 HDH

50 + 1 + 1

2005

206 000

265 000

S 415 GT-HD

44 + 1 + 1

2008

42 300

285 000

S 415 HDH

46 + 1 + 1

2005

295 000

225 000

S 415 HDH

51 + 1 + 1

2004

376 000

208 900

S 415 HD

49 + 1 + 1

2004

285 000

175 000

S 411 HD

36 + 1 + 1

2005

365 000

195 000

S 411 HD

36 + 1 + 1

2004

390 000

180 000

 

Туристические автобусы Setra на вторичном рынке России и других стран СНГ

 

Модель

Число мест

Год выпуска

Пробег, км

Цена, руб.

422213 Н

55 + 1 + 1

1982

879 000

900 000

S 215 Н

45 + 1 + 1

1983

430 000

1 100 000

S 215 Н

51 + 1 + 1

1983

600 000

800 000

S 215 Н

54 + 1 + 1

1977

850 000

850 000

S 215 HD

50 + 1 + 1

1986

800 000

1 750 000

S 215 HD

45 + 1 + 1

1984

580 000

780 000

S 215 HD

45 + 1 + 1

1988

640 000

650 000

S 215 SHD

48 + 1 + 1

1988

550 000

1 450 000

S 215 SHD

49 + 1 + 1

1991

590 000

1 400 000

S 215 SHD

49 + 1 + 1

1989

630 000

1 250 000

 

Первые серийные образцы Setra TopClass 400 появились ещё в 2001 г., и сразу стало ясно, что новому семейству гарантирован успех. Автобус оказался настолько хорош, что без труда взял титул «Coach of the Year» («Туристический автобус года») в престижном европейском конкурсе. Победа профессионалов ему была отдана, как говорят в боксе, за явным преимуществом – TopClass опередил именитых соперников с большим отрывом. В 2002 г. официальные дилеры реализовали тысячный лайнер этой серии, в марте 2005-го – 3000-й, ещё через год – 5000-й, правда, с учётом туристических версий ComfortClass 400. А уже 26 февраля 2007 г. компания Setra передала немецкому транспортному оператору – фирме Arnold Reisen автобус за номером 90 000 (с момента рождения бренда Setra в 1951 году). Им тоже стал представитель TopClass 400, выпущенный в Ульме. Для одной модели «туриста» это не просто хорошие продажи, это настоящий коммерческий успех с большой буквы.

Мировой финансовый кризис только-только выражал свои первые признаки, а объёмы продаж лайнера росли и по новым машинам, и по автомобилям с пробегом. Более того, полтора года назад прошедший обновление TopClass 400 в третий раз номинировался на автобусный «Оскар» – как называют между собой транспортники титул «Coach of the Year». И не будь победы у его предшественника, как знать, может, стал бы он «Туристическим автобусом года-2008». Но качественный продукт не остался обделённым вниманием специалистов: на октябрьской выставке «Busworld-2007» в бельгийском Кортрийке Setra S 416 HDH был удостоен награды «Best Coach» («Лучший туристический автобус»).

Есть у лайнера и национальные награды разных стран от транспортных журналов, дипломы специализированных выставок, позитивные оценки дизайнеров и т. п. В общем, мирового признания «топ-классу» не занимать. Впрочем, перевозчики любят пассажирские лайнеры Setra не за титулы. И голосуют они за них не анкетами, а валютой евро. Достаточно сказать, что с момента появления TopClass 400 в 2001 г. до его модернизации осенью 2007-го во всём мире было продано 4658 единиц этой серии. Цифра внушительная, если учесть обилие предложений конкурентов и наличие родственного семейства ComfortClass с другими моделями Setra и роскошных «туристов» дружественной марки Mercedes-Benz.

 

Продажи Setra TopClass 400 с 2001-го по октябрь 2007 г., ед.

Германия                      1174

США и Канада             700

Италия                          464

Австрия                        381

Турция                          335

Греция                          273

Франция                       226

Швеция                         180

Великобритания           143

Швейцария                   118

Дания                            104

Испания                        101

Бельгия                         87

Норвегия                      54

Польша                         49

Нидерланды                 42

Чехия                            30

Португалия                            13

Финляндия                   4

Другие страны*            180

ВСЕГО                        4658

*Россия, Хорватия, Румыния, Сербия, страны Балтии, Китай, Саудовская Аравия.

 

Объём продаж TopClass в четырёхсотой серии на фоне других семейств тоже внушительный: 4658 единиц «туристов» (с 2001 г.) против 2826 единиц междугородных ComfortClass (с 2003 г.) и 1179 единиц пригородных MultiClass (с 2006 г.). То есть из всех проданных до октября 2007 г. 8663 автобусов модельного ряда «400» на TopClass приходится более половины (53,8 %) реализованных пассажирских машин. Убедительное подтверждение популярности лайнеров у перевозчиков, не правда ли? А специалисты, как известно, выбирают лучшее.

 

Прост и неприхотлив

В автобусных парках Европы Setra TopClass 400 – желанный и отнюдь не редкий работник. Поскольку никаких ограничений по возрасту пассажирских лайнеров в ЕС нет, не все транспортные операторы спешат менять этих верных лошадок на новые. Пока автобус проходит ТО и получает сертификат TÜV, можно ездить и возить пассажиров. Официальные статистические данные говорят о том, что средний возраст парка у крупных транспортных операторов составляет пять лет. Это продолжительность так называемой первой жизни туристических автобусов. Потом наступает вторая, которая длится до семи лет. После этого начинается третья, экспортная, которая продолжается бесконечно, до полного списания машины в силу физического старения или выбывания из строя из-за сильных повреждений в ДТП.

В Европе TopClass 400 предпочитают задействовать на маршрутах с туристами особо требовательными к уровню комфорта. Это семейство выбирают и для обслуживания экологических зон, к которым относятся и крупные города Старого Света. В таких местах эксплуатируют технику стандарта Евро-4 и -5. Никаких других ограничений для использования больших пассажирских машин в ЕС нет. К вопросу о том, почему TopClass столь редкий гость на вторичном рынке: лайнер подолгу работает без поломок, у него высокий коэффициент выхода на линию, он надёжен в эксплуатации и неприхотлив в обслуживании. А от добра, как известно, добра не ищут. Вот и бегают эти пассажирские машины по дорогам Германии и Европы сотнями. И прежде чем большинство из них попадёт на торги лайнеров с пробегом, пройдёт ещё не один год.

Кстати, в объединённой Европе полное ТО для нового автобуса проводится через 18 месяцев после покупки и ввода в эксплуатацию, а потом проверка технического состояния осуществляется раз в квартал. Ревизии подвергаются основные системы и узлы, отвечающие за безопасность: рулевое управление, ходовая часть, тормозная система, электронные блоки управления, световые приборы. В течение первого года полное ТО не проводится, на втором году его нужно проходить раз в полгода, а с четвёртого года – ежеквартально. Стоимость основного техосмотра автобуса полной массой до 18 т – 111,90 евро, до 28 т – 120,90 евро. Прайс на контроль систем безопасности почти вдвое ниже: для автобусов полной массой до 18 т – 66 евро, до 28 т – 72 евро. В России стоимость ТО отличается от европейских расценок, но она находится в разумных пределах.

Между прочим, в России есть опыт эксплуатации Setra TopClass 400. Например, в Мострансавто, а именно – в Автоколонне № 1417 из г. Коломна. Там «четырёхсотые» поставлены как на региональные, так и на дальние маршруты, и стабильно «возят» прибыль. По словам директора этого транспортного предприятия Николая Сиделёва, новый «турист» модели S 416 HDH окупается за семь лет эксплуатации. И каждая комфортабельная Setra ежемесячно обеспечивает доход в пересчёте на европейскую валюту в размере от 6-ти до 7 тыс. евро. Конечно, нужно иметь в виду, что в данном коллективе особые условия. Большинство таких пассажирских машин приобретено не в лизинг, а с использованием кредитов, а это не одно и то же.

В той же Коломне не только грамотно эксплуатируют немецкую технику, но и научились её качественно обслуживать и ремонтировать. Причём в Автоколонне № 1417 принимают не только свои, но и транзитные автобусы. Есть даже небольшой склад оригинальных запчастей с постоянным наличием главных расходников – фар, стёкол, «дворников», фильтров и ремней. А недавно здесь взялись за переоборудование приобретённых в Европе двух Setra S 417 HDH с салоном повышенной комфортности. В нём три ряда кожаных кресел с двумя подлокотниками, мини-кухня, туалет, гардероб, бортовой бесплатный киоск печати и две стюардессы. К услугам путешественников большой выбор напитков и закусок, но за дополнительную плату. А в числе бесплатных – доступ в Интернет, просмотр ТВ-программ, показ фильмов и музыкальных клипов на DVD-проигрывателе, прослушивание радиопрограмм. Для этого каждое пассажирское место оборудовано встроенной в спинку впереди стоящего кресла ЖК-панелью. А чтобы никто никому не мешал, – звук передаётся в наушники. Проезд на таком лайнере от Москвы до Рязани стоит вдвое больше обычного: 600 рублей вместо 300, и отбоя от желающих прокатиться с комфортом даже в период кризиса пока не наблюдается.

 

Улучшение породы

Для улучшения породы заводчики четвероногих питомцев обычно ищут животных с хорошей родословной. А вот создателям сетровских «туристов» ничего подобного делать не пришлось. Они просто внесли изменения, повысившие коммерческую привлекательность этих пассажирских машин. Плановая модернизация семейства TopClass 400 прошла осенью 2007 г. И с этого времени пассажирские лайнеры получили посвежевший дизайн. Впрочем, не только его. Признанием заслуг тружеников из Нью-Ульма, где собирают TopClass, стали титулы «Commercial Vechicles of the Year 2007» и «High-deck touring Coach» (присвоенный, кстати, в третий раз).

На всех моделях 400-й «топовой» серии образца осени 2007 г. внедрили ряд инноваций, применяемых обычно в грузовом и легковом автомобилестроении. Как всегда, упор сделали на повышение уровня безопасности и комфорта. Почти два года немецкие специалисты проводили имитационные краш-тесты. После компьютерных столкновений были устроены натурные испытания на механическую прочность. В результате конструкцию TopClass 400 довели до соответствия международным нормам безопасности на фронтальное столкновение и опрокидывание. Обновлённый автобус получил сертификаты безопасности ECE-R 29 и ECE-R 93.

На нём запатентована и новая система минимизации последствий при фронтальном столкновении Front Collision Guard (FCG), разработанная в 2007 г. Она представляет собой силовой каркас, эффективно поглощающий энергию удара и сохраняющий структуру водительской капсулы. Различные элементы этого металлического «сэндвича» запрограммированы на то, чтобы компенсировать разрушающую энергию и минимизировать смещение деталей конструкции с риском травмирования водителя и гида. К слову, постоянные исследования аварий с участием автобусов Setra специалисты компании ведут с 1973 г. Таким образом, в 2008 г. исполнилось 35 лет с начала профессиональной заботы о пассажирах и других участниках движения не только постфактум, но и на стадии проектирования, испытаний и доводки конструкции пассажирских машин.

Интересный факт: в спинках кресел есть инструкция по безопасности с указанием выходов, молотков для разбивания стекла в случае ДТП, аварийных люков и огнетушителей. Казалось бы, вещь бесполезная. Но представьте себе ситуацию, при которой автобус опрокидывается. В панике люди (особенно пожилые) забудут всё на свете. И наличие «шпаргалки» для них явно не будет лишним – они хоть сориентируются, куда им перемещаться. К слову, такие карточки-инструкции по безопасности применяются на всех европейских маршрутах, которые обслуживают туристические лайнеры Setra.

В 2007 г. перемены коснулись и силовых агрегатов. Например, в арсенале нового TopClass 400 шесть вариантов двигателей Mercedes-Benz. Два из них отвечают требованиям стандарта Евро-5 (OM 457 LA) и четыре соответствуют нормам Евро-4 и -5 (OM 457 LA и OM 502 LA). Известно, что в Евросоюзе нормы Евро-5 вступят в законную силу с 1 октября 2009 г. Выходит, Setra сработала на опережение.

С коробками передач тоже всё в полном порядке. Наряду с полным «автоматом» ZF AS-Tronic появилась абсолютно новая трансмиссия производства Mercedes-Benz: восьмиступенчатая автоматизированная GO 240-8 PowerShift VR 115 E с электронным переключением передач. В отличие от моделей, используемых и для пассажирского, и для грузового транспорта, она сделана специально для автобусов. Её главная особенность – высокая скорость переключения передач. О плавности перехода с одной ступени на другую можно не заикаться: она на очень высоком уровне – ни тебе рывков, ни замедлений, ни капризов.

 

Серийное оснащение Setra TopClass 400: двигатели и КПП

 

Модель

S 411 HD

S 415 HD

S 415 / 416 / 417 HDH

Двигатель

ОМ 501 LA

300 кВт/1900 Н.м Евро-4 и -5

ОМ 457 LA

315 кВт/2100 Н.м Евро-4 и -5

ОМ 457 LA

335 кВт/2200 Н.м Евро-5

ОМ 457 LA

315 кВт/2100 Н.м Евро-4 и -5

ОМ 457 LA

335 кВт/2200 Н.м Евро-5

ОМ 502 LA

370 кВт/2300 Н.м Евро-4 и -5

Коробка передач

GO 190

VR 115 E

GO 210

VR 115 E

GO 230

VR 115 E

GO 210

VR 115 E

GO 230

VR 115 E

 

 

GO 240-8

PowerShift

VR 115 E

GO 240-8

PowerShift

VR 115 E

GO 240-8

PowerShift

VR 115 E

GO 240-8

PowerShift

VR 115 E

GO 240-8

PowerShift

VR 115 E

 

AS-Tronic

Intarder

AS-Tronic

Intarder

AS-Tronic

Intarder

AS-Tronic

Intarder

AS-Tronic

Intarder

Передаточные числа КП

I = 2,846

I = 3,583

(GO 210);

I = 3,909

(GO 240-8);

I = 2,846 (AS-Tronic)

I = 3,583

(GO 230);

I = 3,909

(GO 240-8);

I = 2,846 (AS-Tronic)

I = 3,583

(GO 210);

I = 3,909

(GO 240-8);

I = 2,846 (AS-Tronic)

I = 3,583

(GO 230);

I = 3,909

(GO 240-8);

I = 2,846 (AS-Tronic)

I = 3,909

(GO 240-8);

I = 2,846 (AS-Tronic)

 

«Умные» вещи

Все модели «топового» семейства отличает высокий уровень базового оснащения электронными системами и устройствами активной безопасности. Уже в стандарте любая модификация имеет дисковые механизмы тормозов, электронную систему тормозов EBS, антиблокировочную ABS, противобуксовочную ASR, ассистент торможения BA и программу стабилизации курсовой устойчивости ESP. С 2005 г. на туристические лайнеры Setra устанавливают систему адаптивного круиз-контроля ART и ограничитель скорости при движении на спуске DBL. Последний срабатывает, когда при отпущенной педали газа автобус набирает скорость более 100 км/ч. Как опции предлагаются различные устройства вроде системы слежения за пересечением дорожной разметки SPA, включающейся при скорости более 70 км/ч.

Появилась и новинка 2008 г. – уже промышленная, а не опытная система адаптивного торможения ABA. Если перед едущим автобусом внезапно появляется более медленный транспорт, она притормаживает лайнер так резко, как осаживают горячего скакуна перед обрывом. В отличие от системы поддержания заданной дистанции, Adaptive Brake Assist замедляет лайнер до полной остановки. По сути, применяется экстренное торможение, более эффективное, чем при нажатии водителем на педаль тормоза. Такая система в настоящее время устанавливается и на Mercedes-Benz Travego, и на Setra TopClass 400.

Наряду с новыми двигателями, коробками передач и «умной» электроникой в комплектацию TopClass 400 включено много полезного оборудования, прежде применявшегося на легковом транспорте. В частности, это касается датчика дождя и сенсора освещённости. Первый чутко реагирует на начало осадков и позволяет пользоваться стеклоочистителем в автоматическом режиме. Будь то капли дождя, снег или грязь из-под колёс едущей впереди машины, датчик даст команду «дворнику» взмахнуть щётками и очистить поверхность лобового стекла. Второй спасает забывчивых водителей, самостоятельно включая габаритные огни и ближний свет фар при въезде в туннель и наступлении сумерек. Кстати, фары головного освещения Litronic выполнены по передовой энергосберегающей LED-технологии. Это так называемый холодный свет, при котором фара нагревается значительно меньше, чем при обычных лампах накаливания. Новые «противотуманки» снабжены искусственным интеллектом: при скорости менее 40 км/ч они загораются и поворачиваются в сторону поворота передних колёс. Тем самым они улучшают зону видимости и позволяют проходить освещаемые повороты.

Важные изменения в конструкции «топового» семейства связаны с увеличением габаритных размеров. Передняя часть была удлинена на 60 мм, что добавило свободного пространства водителю и позволило комфортнее разместить гида на откидном кресле с электроприводом (!). Кстати, откидных кресел два: для гида и второго водителя (не всё же время ему спать в специальном отсеке!). Дополнительные 140 мм за спинкой водительского сиденья позволили создать напольную площадку для вещей, а также на 70 мм увеличить пространство в зоне колен пассажиров первого ряда. Вставка ещё в 100 мм за передней осью дала возможность нарастить полезный объём багажных отделений. В них, кстати, как и в моторном отсеке, появился датчик автоматической системы пожаротушения. Так что в случае возгорания метаться с огнетушителем и вызывать противопожарную бригаду, скорее всего, не придётся. Да и люки теперь не открываются вверх, а поднимаются на газовых амортизаторах. За счёт этого экономится место для доступа к вещам пассажиров. А как известно, лишнего места на стоянках подчас не бывает.

Что ещё свеженького заметно в «топ»-классе? Новый джойстик КПП и основательно переработанная приборная панель. На монохромный дисплей выводится больше информации. Здесь указывается расстояние до едущего в попутном направлении объекта, запас хода по топливу, состояние привода (включена передача или нет) и многое другое. Цифровые данные в большинстве случаев сопровождаются графическим изображением на мониторе. Словом, отслеживать работу систем стало значительно удобнее.

В TopClass 400 применена новая система освещения салона. Она затронула индивидуальные лампы для чтения, ночные светильники и подсветку центрального прохода. В ночное время эти огоньки создают по-домашнему уютную атмосферу и позволяют романтикам дать простор своей фантазии. Тем же, кто любит держать руку на пульсе происходящего, предлагается устремить взор на один из двух 19-дюймовых мониторов. Кстати, полтора года назад Setra первой среди конкурентов применила на борту ЖК-мониторы с такой большой диагональю. Если по просьбе пассажиров не транслируется художественный фильм или мультики (кому-то ведь и спать хочется), безмолвный прибор отобразит в реальном времени движение автобуса по компьютерной карте с привязкой через систему глобального позиционирования GPS.

На TopClass 400 впервые применена независимая подвеска передних колёс, что не могло не сказаться на поведении лайнера. Волны асфальта он проходит очень плавно, без увеличения амплитуды продольных колебаний. То же самое справедливо и в отношении поперечной раскачки: при быстрой смене полосы движения, резком повороте руля крены кузова незначительны. И хотя переднюю часть автобуса удлинили на 60 мм, тяжести в переднем свесе не ощущается. Отчасти это заслуга подвески ZF RL 75-EC, которая легче прежней на 160 кг. Значение существенное, ведь в современных пассажирских лайнерах борьба в прямом смысле слова идет за каждый килограмм снаряжённой массы.

 

Полная гамма туристических лайнеров Setra TopClass 400

 

Габаритная длина, м

Серия HD

Серия HDH

Серия DT (двухэтажные)

10

S 411 HD

10 160 мм

 

 

12

S 415 HD

12 200 мм

S 415 HDH

12 300 мм

 

S 415 HD-RL

12 000 мм

13

 

S 416 HDH

13 190 мм

 

14

S 417 USA

13 700 мм

S 417 HDH

14 050 мм

S 431 DT

13 890 мм

 

Взрослый мир

Помните шутку Михаила Задорнова: «Товарищи немцы! Аккуратнее там на своих машинах: нам на них ещё ездить!». Но, как говорится, в каждой шутке только доля шутки, всё остальное – правда. Когда-нибудь нам действительно придётся ездить на бывших в эксплуатации Setra, так почему бы не ознакомиться с этой техникой подробнее сейчас? Впрочем, почему только со старой? Кто-то захочет приобрести туристические лайнеры с иголочки, вопрос в том – какие? В семействе TopClass 400 шесть базовых моделей, хотя двухэтажный S 431 DT по понятным причинам мы не рассматриваем. Если у ребёнка глаза разбегаются в магазине игрушек типа «Детский мир», то у взрослого – при выборе первоклассной автобусной техники. Даже пять топовых моделей – слишком много для того, чтобы растеряться. Но это только на первый взгляд.

Для начала надо понять, что вы хотите от лайнеров. Если вас устроит двухосный вариант на 36 - 44 места при уровне «четыре звезды», тогда задача существенно упрощается: S 411 HD или S 415 HD. Первый автобус больше подходит для корпоративных нужд: встреч и проводов VIP-гостей, обслуживания иностранных партнёров, экскурсионных поездок. Его не случайно называют «Club Coach» («Клубный «турист»). Автобус идеален как шатл для отправки людей в аэропорты и на вокзалы от столичных отелей и средство перевозки туристов в городах с плотной застройкой и узкими улочками. Наконец, это визитная карточка фирмы. На мой взгляд, такие лайнеры, как воздух, нужны Москве, Санкт-Петербургу и многим другим российским городам.

«Четыреста пятнадцатый» берёт на борт до 49 пассажиров при трёхзвёздном исполнении и спектр его применения может быть гораздо шире. Его габариты не настолько велики, чтобы ощущать проблемы с маневрированием в плотном транспортном потоке, хотя он и не такой юркий, как «четыреста одиннадцатый». Отличие этого лайнера от более представительных трёхосников в том, что вместимость его багажных отсеков меньше. Это означает только одно: автобус оптимален для перевозки людей с небольшим количеством взятых в дорогу личных вещей. Проще говоря, это лайнер для бизнесменов, совершающих комфортабельные деловые поездки по региону или между регионами, экскурсантов, журналистов и прочего люда, не обременённого баулами челночного типа.

Три других лайнера TopClass 400 (за исключением даблдеккера S 431 DT) построены на трёхосной платформе с колёсной формулой 6х2. Их главные отличия – габаритная длина и число пассажирских мест в салоне: от 12,3 до 14,05 м и от 46 до 59 мест соответственно для S 415 HDH и S 417 HDH. Разумеется, разными являются и багажные отсеки, максимальный объём которых присущ «четыреста семнадцатому». В лайнерах с уровнем комфорта «четыре звезды» возможна установка полностью прозрачной крыши. Это не только улучшает освещённость салона естественным светом, но и поднимает настроение романтикам. И если сидящий впереди пассажир перекрыл могучими плечами весь обзор, можно в буквальном смысле слова смотреть в потолок, благо он стеклянный. Это действительно удобно, поскольку кресла откидываются на приличный угол – больше, чем в самолёте. Они настолько мягкие и удобные, что далеко не в каждой дорогой иномарке есть такие. Даже ручки в спинках кресел удобны – можно не просто держаться за них, но и делать самомассаж кистей рук.

А вот верхние полки (не в пример самолётным) узкие. Они явно не для тяжёлых и громоздких вещей. Да и начинаются полки только со второго ряда. Почему нет продолжения полок над первым рядом – понятно: чтобы при резком торможении багаж не влетел в лобовое стекло и не свалился на головы водителя и гида. Над вторым входом в середине салона в полках сделан разрыв. Причина очевидна: чтобы при входе и выходе пассажиры не сгибались в три погибели. Кстати, и сама дверь в колёсной базе – тоже новая, доработанная с учётом пожеланий туроператоров. При её открывании из-под днища выезжает широкая ступенька с антискользящим покрытием. Эффектно, а главное – эффективно.

Как и у большинства современных автобусов дальнего следования, у TopClass 400 есть внушительный набор средств для развлечения пассажиров. Однако в пути чаще используется обкатанный годами минимум: радио и DVD-плеер с текущей трансляцией одного фильма для всех желающих. Впечатление о немецких «туристах» было бы неполным, если бы не наличие туалетного блока и мини-кухни. Последняя представляет собой устройство для приготовления сосисок и кофе-машину на 40 чашек кофе за один заход. Об оснащении WC рассказать особо нечего: здесь всё достаточно стандартное. Впрочем, дизайнеры ушли от однообразного серого цвета в оформлении этого модуля и зрительно разделили санитарную и гигиеническую зону. Например, у многих лайнеров столешница умывальника теперь синяя, фиолетовая, зелёная, но никак не серая. Из дополнительных плюсов можно назвать информацию о наполнении резервуара, выводимую на дисплей бортового компьютера. То есть водитель может спланировать заезд на «пит-стоп» по мере надобности, не дожидаясь неприятных последствий перелива...

Остаётся добавить, что немецкие инженеры сделали всё возможное, чтобы перевозчики смогли хоть немного ощутить улучшение от нововведений в TopClass 400 и на своём кошельке. По их утверждению, аэродинамика улучшилась настолько, что коэффициент лобового сопротивления уменьшился на 1,4 %. Казалось бы, величина эта неуловима и её нельзя «пощупать». Ан-нет: эта мера вылилась в улучшение топливной экономичности примерно на 0,5 %. И если в одной поездке на одном автобусе ощутить такую рачительность очень сложно, то в течение года в рамках всего автобусного парка – вполне. По крайней мере на премии тем же водителям хватит.

 

Некоторые технические характеристики лайнеров Setra TopClass 400

 

Параметры моделей

S 411 HD

S 415 HD

S 415 HDH 

S 416 HDH

S 417 HDH

Колёсная формула

4х2

4х2

6х2

6х2

6х2

Число мест: 3/4 звезды

36

49/44

51/46

55/50

59/54

Полная масса, кг

18 000

18 000

24 000

24 000

24 000

Длина по кузову (без зеркал), мм

10 160

12 200

12 300

13 190

14 050

Ширина, мм

2 550

2 550

2 550

2 550

2 550

Высота без/с кондиционером, мм

3 760

3 550/3 760

3 860

3 860

3 860

Колёсная база, мм

4 985

6 080

5 360/1 350

6 250/1 350

7 110/1 350

Передний/задний свес, мм

2 820/3 300

2 820/3 300

2 820/2 770

2 820/2 770

2 820/2 770

Колея передних/задних колёс, мм

2 215/2 960

2 215/2 960

2 215/2 960

2 215/2 960

2 215/2 960

Диаметр разворота, мм

17 300

21 140

19 220

21 300

23 310

Высота салона, мм

2 100

2 100

2 100

2 100

2 100

Высота водительского кресла над дорогой, мм

1 060

1 060

1 060

1 060

1 060

Баки: топливный/AdBlue, л

410/42

490/56

565/62

565/62

565/62