Безопасность "О красоте и жертвах"


 

Виктор СТЕПАНОВ

 

Те, кто видел световозвращающую маркировку транспортных средств в действии, рассказывают, что она превращает обыкновенный автобан в невероятно красивое, даже феерическое зрелище. В то же время она не слишком популярна среди автомобилистов по причине немалой стоимости, а отзывы экспертов относительно её эффективности противоречивы.

 

Европа теряет темпы и торопится принять меры

Одним из наиболее активных пропагандистов использования световозвращающей контурной маркировки грузовых автомобилей и прицепов с целью снижения аварийности в тёмное время суток является Международная автодорожная федерация (некоммерческая общественная организация, образованная в 1948 г. и объединяющая сейчас более 400 организаций по всему миру).

В распространяемых материалах она ссылается на законодательное урегулирование этого вопроса в Европе. В 2006 г. Всемирный форум для согласования правил в области транспортных средств (WP.29) Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН внёс поправки в Правила ЕЭК ООН № 48, предусматривающие применение световозвращающей маркировки, соответствующей Правилам ЕЭК ООН № 104.

Таким образом, с ноября 2007 г. для официального утверждения транспортные средства и прицепы массой более 7,5 т должны быть оборудованы световозвращающей маркировкой. С ноября 2009 г. государственная регистрация указанных категорий транспортных средств и прицепов осуществляется при наличии световозвращающей маркировки.

Европейский союз усилил положения Правил ЕЭК ООН № 48, приняв Директиву № 2007/35/ЕС. В то время как все участники ЕС приводят своё законодательство в соответствие с Правилами, некоторые страны, например, Румыния и Италия, посчитали необходимым распространить их на уже находящиеся в эксплуатации автомобили. Так, в Италии все транспортные средства массой более 3,5 т обязаны иметь световозвращающую маркировку.

Такое внимание к этому методу обозначения транспортных средств в тёмное время суток объясняется снижением темпов в борьбе за обеспечение безопасности дорожного движения в Европе.

В то время как ежегодно на дорогах 27 стран Евросоюза гибнет около 43 тыс. человек и более 3 млн получает ранения, а социально-экономический ущерб от ДТП достигает 200 млрд евро в год, в 2007 г. (впервые с 2001 г.) в Европейском союзе не наблюдалось снижения общего количества погибших в ДТП.

Европейский союз поставил перед собой амбициозную цель сократить ежегодное количество погибших в ДТП на 50 % в период 2001 - 2010 гг. Однако если эта тенденция сохранится, то ЕС сможет достигнуть своей цели только в 2018 г.

В связи с этим, считают в руководстве ЕС, необходимо предпринять все меры в целях выполнения существующих и новых нормативных актов. После многолетних обсуждений Правила ЕЭК ООН № 104 были включены в директивы ЕС. Этот документ распространяется на световозвращающую контурную и линейную маркировку, наносимую сбоку и сзади транспортных средств большой длины и грузоподъёмности, а также на прицепы к ним.

 

Маркировка эффективна и выгодна

Согласно информации Международной автомодорожной федерации, исследования произошедших ДТП показывают, что 10 % из них происходят с участием автомобилей массой более 3,5 т. Около 5 % серьёзных ДТП с участием грузовиков стали следствием их слишком позднего обнаружения, в большинстве случаев ночью.

В итоговом докладе от 22 декабря 2004 г. «Видимость грузовиков» Генерального директората по вопросам транспорта и энергетики Европейской комиссии отмечено, что 37 % боковых и 41 % попутных столкновений с грузовиками в тёмное время суток происходят из-за того, что их слишком поздно заметили. Вышеуказанное исследование также содержит вывод, что 95 % ночных боковых и попутных столкновений можно было избежать, если бы на грузовиках была световозвращающая маркировка. По оценке его авторов, социально-экономический эффект от этого составил бы в 15 странах-участницах ЕС до 400 млрд евро.

По мнению экспертов федерации, применение на общеевропейском уровне световозвращающей маркировки, стоимость которой значительно ниже цены за полный бак топлива, принесло бы существенную экономическую выгоду, которая может в шесть раз превышать затраты.

В техническом отчёте Государственной администрации по безопасности дорожного движения США «Эффективность световозвращающей маркировки на автоприцепах большой грузоподъёмности» (Доклад № DOT HS 809 222 - март 2001 г.) в результате исследования дорожно-транспортной аварийности в течение пяти лет после введения требования о применении световозвращающей маркировки содержится следующий вывод: «Лента довольно эффективна. Она сокращает боковые и попутные столкновения с прицепами в сумерки на 29 %. В тёмное время суток лента сокращает боковые и попутные столкновения на 41 %. Она особенно эффективна при сокращении ДТП с пострадавшими. В тёмное время суток она сокращает боковые и попутные столкновения, в результате которых есть погибшие и раненые водители, на 44 %».

Ссылаясь на опубликованные в Германии Технологическим университетом г. Дармштадт в 2004 г. результаты исследований и полевых испытаний, проводившихся в Европе на протяжении десяти лет, эксперты Международной автодорожной федерации утверждают, что риск попадания в ДТП маркированных автомобилей в 30 раз меньше по сравнению с немаркированными. Согласно выводам Института им. Людвига Больтцмана (г. Вена, Австрия, 2002 г.), водители приближающихся автомобилей замечают маркированные транспортные средства в пять-восемь раз быстрее, что даёт им дополнительное время для реагирования. Это особенно важно, поскольку, согласно недавнему исследованию Международного союза автомобильного транспорта (опубликованному в 2007 г.), в 75 % ДТП с участием грузового и легкового автомобилей причиной является водитель легкового транспорта.

Исходя из приведённых данных, Федерация рекомендует всем странам принять Правила ЕЭК ООН № 48 и без промедления привести своё законодательство в соответствие с ними. Более того, Федерация полностью поддерживает применение световозвращающей маркировки на всех транспортных средствах массой более 3,5 т. При этом её эксперты формулируют свой главный мотив: когда на кону жизни людей, необходимо использовать любой способ, чтобы сократить смертность и серьёзные ранения в результате ДТП, которых можно так легко избежать.

 

Гладко было на бумаге…

Белорусские Правила дорожного движения, утверждённые Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 511, требуют, чтобы все грузовые автомобили с технически допустимой общей массой более 3,5 т обозначались световозвращающей маркировкой. Выходит, то, о чём сторонники повсеместного и обязательного использования световозвращающей маркировки пока лишь могут только мечтать, уже воплотилось в Беларуси.

Однако именно в этом обстоятельстве, по мнению директора УП «Белтехосмотр» Анатолия Пашкевича, заключается проблема, осложняющая контроль за выполнением этого требования. Ведь в соответствии с действующими Правилами ЕЭК ООН № 48 (02) применение маркировки на транспортных средствах является факультативным, а планируемыми к введению с 10.10.2009 Правилами ЕЭК ООН № 48 «Пересмотр 5» маркировка обязательна лишь для транспортных средств длиной более 6 м и шириной более 2,1 м категорий N2 (с максимальной допустимой массой, превышающей 7,5 т) N3, О3 и О4 (за исключением седельных тягачей, не укомплектованных кузовом транспортных средств и транспортных средств, имеющих несущий кузов).

Это несоответствие, по мнению А. Пашкевича, могло бы быть устранено путём исключения из белорусских Правил дорожного движения указания на область применения световозвращающей маркировки с последующим применением в той области, которая регламентирована Правилами ЕЭК ООН № 48.

Кроме того, отмечает директор УП «Белтехосмотр», сейчас в Беларуси транспортные средства, для которых предусмотрено оснащение световозвращающей маркировкой, регистрируются в органах ГАИ без учёта соответствия их этому требованию. Кроме того, при контроле на дорогах не проводятся мероприятия по ограничению участия в дорожном движении транспортных средств, имеющих маркировку в неудовлетворительном состоянии или не оснащённых маркировкой вообще.

По мнению А. Пашкевича, решением этого вопроса могла быть организация ГАИ рейдов и других подобных мероприятий по выявлению случаев эксплуатации транспортных средств без маркировки или с маркировкой, не соответствующей установленным требованиям, а также принципиальный подход к этому требованию при регистрации.

Наконец, как отмечает А. Пашкевич, не регламентированы возможные способы крепления световозвращающего материала к кузову транспортного средства. Указание на способ монтажа световозвращающей маркировки на кузов или конструктивные элементы шасси транспортного средства отсутствует в ПДД. Конструкция маркировки, предусмотренная большинством фирм-изготовителей световозвращающего материала, предполагает установку путём приклеивания. При этом имеются различные мнения по допустимости изготовления съёмных световозвращающих элементов с последующим их креплением на транспортное средство при помощи винтов, саморезов, заклёпок и т. п.

Не выработан подход к транспортным средствам, имеющим конструктивные особенности, не позволяющие разместить маркировочный материал в соответствии с установленными требованиями. У автовладельцев в связи с этим имеется также ряд проблем, связанных с размещением световозвращающего материала на отдельные виды транспортных средств. Это относится, например, к грузовым, как правило, специальным транспортным средствам, не имеющим по длине шасси плоских поверхностей достаточной длины; к автомобилям и прицепам с деревянными бортами, на которых не обеспечивается плотное прилегание к ним световозвращающего материала; к подвижному составу, перевозящему разогретые вещества (асфальт, битум).

 

Не всякий материал отражает правильно

Как показала практика, визуальный контроль затруднён в ходе Гостехосмотра соответствия световозвращающего материала установленным требованиям.

В соответствии с Правилами ЕЭК ООН № 104 световозвращающие ленты для контурной маркировки должны иметь чёткий, нестираемый, официально утверждённый знак, состоящий из отличительного номера страны, где были проведены испытания ленты, номера Правил, присвоенного производителю номера, класса материала. Допускается использование белого, жёлтого и красного цветов.

Правила ЕЭК ООН № 48 (03) предписывают, что лента красного либо жёлтого цвета должна наноситься сзади транспортного средства, белого либо жёлтого цвета - сбоку. Сзади может также использоваться белая лента, если это предусмотрено национальным законодательством.

Согласно Правилам дорожного движения, утверждённым Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 511, в Беларуси разрешается установка световозвращающих лент (полос) красного цвета сзади и белого - спереди транспортных средств в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.

По словам директора УП «Белтехосмотр», контроль соответствия световозвращающего материала требованиям Правил ЕЭК ООН № 104 (00) без использования специального оборудования не возможен. Поэтому визуальный контроль ведётся по соответствующим обозначениям на маркировочном материале, которые в ряде случаев становятся предметом подделки.

Решением этого вопроса, по мнению А. Пашкевича, могла бы стать организация органами Госстандарта контроля на территории Республики Беларусь за соответствием и качеством ввозимого и производимого для целей нанесения на транспортные средства световозвращающего материала.

 

Гостехосмотр: действовать постепенно и взвешенно

По словам А. Пашкевича, с момента введения в действие с начала 2006 г. новой редакции Правил дорожного движения, УП "Белтехосмотр" были предприняты меры по организации контроля нанесения световозвращающей маркировки транспортных средств. Для этого совместно с Госстандартом была уточнена область применения технических нормативных правовых актов в данной сфере, проведён соответствующий инструктаж с работниками диагностических станций и инженерами по выдаче разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, а также в диагностическую карту транспортного средства был внесён пункт "Световозвращающая маркировка".

Как подчёркивает А. Пашкевич, учитывая новизну самого требования и отсутствие на рынке в Республике Беларусь соответствующего техническим условиям световозвращающего материала в достаточном количестве, было принято решение о постепенном оснащении им транспортных средств.

В первое время диагностические станции ограничивались предупреждением автовладельцев о необходимости нанесения маркировки в период действия очередного разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, внося соответствующую запись в графу замечаний диагностической карты. При этом ограничение действия такого допуска не предусматривалось.

Со времени введения в действие изменений и дополнений к Правилам дорожного движения, утверждённых Указом Президента Республики Беларусь от 18.10.2007, требование об оснащении грузовых автомобилей с технически допустимой общей массой более 3,5 т световозвращающей маркировкой применяется при Гостехосмотре в полной мере.

В целом же, как считает руководитель УП «Белтехосмотр», при введении в действие такого нового и достаточно сложного требования, не имеющего аналогов в других странах, каким является применение световозвращающей маркировки на транспортных средствах, необходимо детальное изучение проблемы и взвешенный подход к путям её решения.

 

БАЭС: лучше оформить в качестве рекомендации

К определённой сдержанности в методах внедрения световозвращающей маркировки транспортных средств призывает и председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров (БАЭС) на транспорте Юрий Важник. Ему пришлось довольно близко познакомиться с практикой использования этого вида обозначения автомобилей в тёмное время суток, когда он сотрудничал в качестве консультанта по Беларуси с крупнейшим производителем световозвращающих материалов - компанией «3М».

В рамках одной из программ руководителю БАЭС пришлось побывать на специальном полигоне около Дюссельдорфа, где проводятся демонстрационные показы выпускаемых компанией «3М» материалов. Выглядело это зрелище, по словам Ю. Важника, весьма впечатляюще.

Несомненно, замечает глава БАЭС, что когда такая маркировка на грузовиках есть, то это лучше, чем если бы её не было. В то же время реальное её значение для повышения безопасности на дорогах пока точно не известно, поскольку эффективность её до сих пор должным образом не изучена.

По данным официальной статистики ГАИ, доля боковых и попутных столкновений с участием грузовых автомобилей в тёмное время суток составляет менее одного процента от общего количества погибших в ДТП в Республике Беларусь (доля гибелей от боковых и попутных столкновений 8 % х доля гибелей в тёмное время суток 60 % х доля грузовых автомобилей 10 – 15 % = 0,5 - 0,7 %).

В одном из самых полных обзоров мировой практики в сфере безопасности дорожного движения – «Справочнике по мероприятиям безопасности дорожного движения» - констатировано отсутствие статистически значимых изменений в количестве ДТП при использовании световозвращающих номерных знаков и рефлекторов на задней части грузовых автомобилей, а также снижение на 5 – 10 % количества боковых столкновений в тёмное время суток при применении боковых ламп. Ссылки на достоверные данные об эффективности применения световозвращающих материалов для обозначения грузовых автомобилей отсутствуют.

Как отмечает Ю. Важник, для ряда транспортных средств применение световозвращающих материалов осложнено эксплуатационными условиями и сложной геометрией. Например, есть неясности в том, как подобная маркировка должна использоваться на самосвалах, спецтехнике и сельскохозяйственных машинах. Нет ясного понимания того, как правильно оклеивать транспортное средство, и будет ли маркировка соответствовать требованиям, если в ходе эксплуатации транспортного средства она была загрязнена, повреждена или даже частично утрачена. Вслед за этим возникает вопрос контроля качества маркировки, степени её сохранности и функциональности, выявления нарушителей, а затем и определения меры наказания для них.

По мнению руководителя БАЭС, этот способ обозначения транспортных средств в тёмное время суток должен быть рекомендованным. Это означает, что формально это требование не является обязательным, но в случае попадания в ДТП его невыполнение рассматривается как усугубляющее вину нарушителя обстоятельство.

Положительным примером такого подхода, по мнению Ю. Важника, стало отнесение зимних шин в белорусских Правилах дорожного движения к разряду рекомендуемых. При этом белорусская автоинспекция постаралась достаточно чётко и широко разъяснить значение и последствия применения этой рекомендации. В случае попадания в ДТП автомобиля без «зимней резины» считается, что его владелец не выполнил рекомендацию, и поэтому заслуживает особого наказания.

Подобный подход, считает глава БАЭС, гораздо более эффективен по сравнению с прямым принуждением, поскольку любое обязательное требование, чтобы не превратиться в формальность, должно сопровождаться жёстким контролем, максимально исключающим неясности и случайности. Вводя обязательное правило или требование, нужно хорошо представлять, кто будет контролировать его выполнение и какими возможностями для этого он будет обладать. В случаях, когда по каким-либо причинам контроль выполнения того или иного требования не может быть неотвратимым и полномасштабным, лучше оформить его в виде рекомендации.

Кроме того, необходимо максимально облегчить участникам движения выполнение этой рекомендации, разработав схемы нанесения маркировки, обеспечить необходимое качество материалов и организовать обучение специалистов.

В то же время тем, кто рекомендует – будет ли это Минтранс, МВД или другое ведомство – нужно самим хорошо представлять, каково значение этой меры для повышения безопасности дорожного движения.

Поэтому, как считает Ю. Важник, не теряет значения необходимость более полного изучения эффективности обозначения световозвращающими материалами габаритов транспортных средств в тёмное время суток, в том числе с учётом имеющегося опыта применения её в других странах.

К тому же среди причин аварийности есть гораздо более значимые факторы, связанные с дизайном и качеством дорог, поведением участников движения, которые уносят сотни жизней и по которым реальные и эффективные меры не предпринимаются.