Дороги "Российские дороги: в режиме перегрузки"


 

Светлана АЛЕКСЕЕВА

 

Автомобильный транспорт в России в прошлом году увеличил перевозки грузов по автодорогам на 4,7 % - до 6,87 млрд т. Перевозки пассажиров автобусным парком выросла на 0,9 % и составили 14,6 млрд человек, - отметил на состоявшейся 4 марта Всероссийской научно-практической конференции Федерального дорожного агентства (Росавтодор) министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин. Но сейчас ситуация на рынке изменилась. Министр отметил, что в новых условиях необходимо ещё раз пересмотреть программы дорожных работ с целью их оптимизации и выделения наиболее приоритетных. По его словам, в сложившихся экономических условиях необходимо настроить систему планирования работ, распределить бюджетные расходы максимально эффективно, а также перенести на наиболее поздние сроки затраты, которые не относятся к первоочередным. И. Левитин отметил, что для решения основных задач автодорожной отрасли в сложившихся экономических условиях требуется разработать и реализовать дополнительные меры по оптимизации бюджетных расходов.

На конференции Федерального дорожного агентства разговор шёл о серьёзно изменившейся ситуации на рынке в целом и в автодорожной отрасли в частности.

 

31 млрд пассажиров требуют гарантий безопасности

- Подпрограммой «Автомобильные дороги» прогнозируется рост парка автомобилей до 39 млн единиц к 2010 г. Однако к этой цифре мы приблизились уже к концу 2008 г., - сказал в своём докладе на конференции руководитель Федерального дорожного агентства Олег Белозёров. - В подпрограмме указано, что объём перевозок автобусами и легковыми автомобилями достигнет 27 млрд пассажиров в год к 2010 г. Этот прогноз пришлось скорректировать до 31 млрд пассажиров в год.

Это означает существенную дополнительную нагрузку на дороги, повышенный износ конструкций, увеличение средней скорости движения транспортных средств. Эти факторы определяют и ужесточённые требования к безопасности дорожного движения. Главный акцент при реализации федеральных целевых программ делается на повышение безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог. Все планы и проекты, которые осуществлялись в последние два года, рассматривались нами через призму этого показателя. Введено в эксплуатацию 560 км участков федеральных дорог, а вместе с территориальными дорогами эта цифра составляет 2283 км.

Росавтодор приступил к строительству сложнейших объектов в рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья», а также программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта.

На вводимых в эксплуатацию дорогах существенно увеличилось количество транспортных развязок на разных уровнях, многополосных участков, переходно-скоростных полос. Общий объём ввода в эксплуатацию федеральных автомобильных дорог, приведённых к условной дороге с двухполосной проезжей частью, составил 798 км.

Важнейшим для обеспечения решения этой задачи, по мнению О. Белозёрова, стало более оперативное и плотное взаимодействие с Министерством внутренних дел РФ. В 2008 г. на федеральных дорогах число ДТП, связанных с неблагоприятными дорожными условиями, сократилось на 12,8 % по сравнению с предшествующим годом, а количество погибших – на 18 %. На полторы тысячи километров по сравнению с 2005 г. увеличилась протяжённость участков федеральных дорог, соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию. Их доля увеличилась до 38,5 % по сравнению с 37 % в 2005 г.

Несмотря на постоянный рост интенсивности движения, увеличение доли федеральных дорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки, осталась на уровне 2005 г.

Многое дорожникам удалось сделать, используя программно-целевой подход. В 2008 г. на автомобильных дорогах федерального и регионального значения после строительства и реконструкции был осуществлен ввод в эксплуатацию участков общей протяжённостью 2283 км. Это в полтора раза превышает объём ввода 2007 г.

На федеральных дорогах были введены в эксплуатацию участки общей протяжённостью 560,4 км, включая 191 км дорог, введённых по второй стадии, и второй очереди строительства. Это на треть больше, чем в 2007 г. и в три раза превышает объём ввода 2005 г., когда начало сказываться снижение объёма финансирования прошлых лет.

На территориальной дорожной сети в прошлом году построены и реконструированы 1722 км автомобильных дорог и 15375 пог. м искусственных сооружений.

Повышено внимание к строительству и реконструкции мостовых сооружений. В 2008 г. на федеральных дорогах введены в эксплуатацию 9344 пог. м мостовых и других искусственных сооружений. Это на 18 % превышает объем ввода 2007 г. и в 2,5 раза больше объёма ввода 2004 г.

 

Денег меньше – дорог больше…

Вот крупнейшие объекты, введённые в эксплуатацию в 2008 г.:

– первая очередь Кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга на полное развитие с восемью полосами движения, включая сложнейшую транспортную развязку на второй очереди кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга и южный участок Западного скоростного диаметра, которые дали выход на дорожную сеть от Большого морского порта Санкт-Петербурга;

– транспортная развязка в г. Мытищи на автодороге М-8 «Холмогоры»;

– северный обход г. Новосибирск;

– первая очередь обхода г. Красноярск.

Завершена ликвидация грунтовых разрывов на федеральной дороге «Колыма» в Республике Саха (Якутия).

В 2008 г. были введены в строй пять внеклассных мостов:

– вторая очередь мостового перехода через р. Кама у Перми;

– вторая очередь моста через р. Ока в г. Калуга;

– первая очередь мостового перехода через р. Урал на обходе г. Орск в Оренбургской области;

– мосты через Обь у Новосибирска и Енисей у Красноярска.

На строительстве обхода г. Сочи введён в действие сложный участок протяжённостью 4,3 км, из которых 1,4 км составляют два тоннеля, две эстакады, путепровод и мост через реку Бзугу.

В прошлом году на федеральных дорогах после капитального ремонта и ремонта введены в эксплуатацию участки общей протяжённостью 5055 км. Это на 46 % больше, чем в 2007 г. Следует отметить, что 2008 г. был первым за весь период реализации подпрограммы «Автомобильные дороги», когда объём капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог федерального значения перешагнул рубеж 5 тыс. км.

После капитального ремонта и ремонта введены в эксплуатацию 12509 пог. м искусственных сооружений, что на 11 % больше, чем в 2007 г.

В 2008 г. построено 639 км линий освещения, устроено и заменено 787 км дорожных ограждений. Работа, направленная на снижение аварийности на автомобильных дорогах, ведётся в тесной координации с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД России и в увязке с реализацией ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения». На повышение безопасности движения направлены и меры, реализуемые в рамках перехода на финансирование ремонта и содержания федеральных автомобильных дорог по утверждённым нормативам затрат. В 2008 г., в первый год перехода объём финансирования ремонта и содержания федеральных дорог составил 45 % от объёма, установленного нормативами.

Новым механизмом, который начал широко использоваться и показал свою высокую эффективность, стало расширение применения маршрутного ремонта. Этим методом в прошлом году было отремонтировано 1300 км на автомобильных дорогах М-4 «Дон», М-18 «Кола», М-8 «Холмогоры», М-5 «Урал» и других. В некоторых регионах маршрутный ремонт был организован на всех федеральных дорогах для обеспечения их комплексного приведения в надлежащее состояние. Таким образом, были организованы работы в Архангельской и Мурманской областях, где приведены в течение года в нормативное состояние сразу около 20 % протяжённости сети.

Важным направлением повышения эффективности дорожно-эксплуатационных работ является ускорение внедрения инноваций. В 2008 г. пополнен с учётом накопленного опыта ряд банков данных, связанных с внедрением инноваций как в строительстве, ремонте и содержании дорог, так и на проектно-изыскательских работах, в сфере управления.

Достижение показателей реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» стало возможным благодаря росту объёма ассигнований из федерального бюджета на реализацию программы. После всех изменений и перераспределений объём средств в 2008 г. составил 294,6 млрд рублей. Это в сопоставимых ценах на 11 % больше, чем в 2007 г., и в три раза больше, чем в 2004 г. – в год образования Федерального дорожного агентства.

 

Строительство магистралей – с молотка

С 1 июля 2009 г. предусмотрен переход к аукционной форме торгов и при заказе работ по строительству и реконструкции на федеральных дорогах. В рамках исполнения полномочий государственного заказчика Росавтодор организовал в 2008 г. собственный мониторинг деятельности организаций дорожного хозяйства.

Особое внимание в ходе проверок уделялось качеству выполнения дорожно-мостовых работ, применяемых материалов и технологий, соблюдению законодательства при размещении заказа и заключении государственных контрактов, исполнению подрядчиком гарантийных обязательств. Прошлый год отметился существенными изменениями в нормативной правовой базе, ключевым образом влияющей на деятельность дорожного хозяйства. Были внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон о размещении государственных заказов.

- Принятые документы не решили всех проблем, снижающих оперативность принятия решений и эффективность работы отрасли, - сказал глава дорожного ведомства России. - В прошлом году были отмечены существенные задержки в реализации программ дорожных работ, связанные со сроками утверждения изменений к ФЦП «Модернизация транспортной системы», принятием решения о заключении долгосрочных государственных контрактов, внесением изменений в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд к ФАИП, а также доведением лимитов финансирования по изменённым показателям.

Перечисленные проблемы носят системный характер. Росавтодором и Минтрансом России сформулированы предложения для разрешения этой ситуации, направленные на оптимизацию процедур бюджетного финансирования и планирования государственных капитальных вложений. Они были рассмотрены на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Путина 1 октября 2008 г. Во исполнение решений совещания были представлены в Минэкономразвития и Минфин конкретные предложения по внесению изменений и дополнений в законодательные и нормативные правовые акты. Ряд изменений принят, но осталось ещё много нерешённых проблем.

Так, в соответствии с приказом Минэкономразвития России, для включения объекта в федеральную адресную инвестиционную программу и открытия по нему финансирования необходимо представить двадцать девять показателей.

Не внесены изменения в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», направленные на приведение этих процедур в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и повышение гибкости при заключении и исполнении контрактов.

От оперативности и полноты решения этих и других проблем в значительной степени зависит реализация крупных и сложных задач, стоящих перед дорожным хозяйством как на уровне федеральных дорог, так и в субъектах Российской Федерации. Особенно возрастает важность решения этих проблем в предстоящий сложный для развития экономики и дорожного хозяйства период.

Подпрограммой «Автомобильные дороги» на 2009 г. предусматривается дальнейшее улучшение показателей федеральной дорожной сети. Доля протяжённости федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно- эксплуатационным показателям, должна составить 39,5 % при 38,5 % в 2008 г.

 

Амбиции против дефицита финансирования

О. Белозёров отметил, что текущий год, несмотря на всю сложность финансово-экономической ситуации в стране и в мире, является очень амбициозным. В 2009 г. запланировано ввести в эксплуатацию 700 км на автомобильной дороге Чита - Хабаровск, завершить обход Сочи и ряд внеклассных мостов - через Волгу в Волгограде, Ульяновске и Саратове, Муромский мост через Оку. Всего по программе предусмотрен ввод в эксплуатацию более тысячи километров дорог. Это предстоит сделать в рамках выполнения поручения правительства о снижении стоимости дорожных работ за счёт её оптимизации без изменения показателей федеральных целевых программ и сроков ввода объектов в эксплуатацию.

Предполагалось, что это возможно сделать на базе снижения цен на строительные материалы и оборудование. Вместе с тем анализ динамики цен на материалы, используемые в дорожных работах, показал неоднозначность тенденций изменения их стоимости. По данным Росстата, цены на наиболее массовые дорожные материалы практически не имеют тенденции к снижению – кроме ежегодного сезонного падения либо в связи с задержкой размещения заказов на строительные работы. Так, цены на асфальтобетонную смесь находятся на уровне июня 2008 г., на битум - на уровне января 2008 г., на щебень цены продолжают расти. Цены на дизельное топливо в среднем по стране понизились до уровня января 2008 г. Однако в ряде регионов, например, в Дальневосточном федеральном округе, снижения цен на дизельное топливо относительно максимума, отмеченного в июле - августе 2008 г., не произошло.

На основании изменений к законодательству о закупках для государственных нужд, внесённых в декабре Федеральным законом № 308-ФЗ, проведены переговоры с подрядными организациями о снижении стоимости ранее заключённых госконтрактов на дорожные работы на 15 % по соглашению сторон. Подавляющее большинство подрядных организаций согласилось на изменение контракта. Однако в сегодняшней кризисной ситуации, даже при условии такого согласия, существенно повышается риск срыва выполнения подрядчиками контрактных обязательств и реализации программ дорожных работ. В случае дальнейшего снижения объёмов финансирования глава Росавтодора считает необходимым одновременное внесение изменений в законодательство о закупках, позволяющих не только снижать стоимость контрактов, но и изменять другие их положения. Закон 308-ФЗ предусматривает такую возможность на основании соответствующего решения правительства.

Минтрансом и Росавтодором совместно с Минэкономразвития прорабатывается так называемая формула цены, которая позволит учитывать колебания рынка труда и материалов при корректировке стоимости долгосрочного государственного контракта на соответствующий год. Предложено фиксировать такую формулу цены в документации о проведении торгов, что позволит всем участникам торгов находиться в равных условиях и согласовать этот механизм с действующим антимонопольным законодательством.

Снижение финансирования имеет место на ремонте и содержании федеральных автомобильных дорог. На этих работах, кроме доведения пониженных на 15 % лимитов бюджетных обязательств, в утверждённом федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг. объёмы финансирования были уменьшены по сравнению с ранее планировавшимися по графику перехода на финансирование по утверждённым нормативам.

В результате объём финансирования ремонта и содержания федеральных дорог на 2009 г. в сопоставимых ценах составил на 14 % меньше, чем был в 2008 году. Это составляет всего 39 % от нормативной потребности против 45 % в 2008 г.

Вместе с тем потребность в объёмах финансирования дорожно-эксплуатационных работ возрастает в связи с принятием в федеральную дорожную сеть трёх новых маршрутов: «Вилюй», Санкт-Петербург - Приозерск - Сортавала - Петрозаводск и Уфа - Оренбург общей протяжённостью более 3,6 тыс. км. Эти маршруты на большом протяжении имеют неудовлетворительное транспортно-эксплуатационное состояние и требуют дополнительных работ для поддержания в работоспособном состоянии. Достаточно сказать, что величина показателя «Доля протяжённости федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям» с учётом новых маршрутов снижается с 38,5 до 34,6 %.

Объём субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог также доведён до Федерального дорожного агентства со снижением на 15 %. По субсидиям прорабатываются варианты дальнейшего снижения объёмов. Мониторинг, который ведёт Росавтодор, показал, что в 2009 г. прогнозируется существенное снижение объёмов финансирования дорожного хозяйства в регионах. По сведениям, полученным от администраций 74 субъектов Российской Федерации, снижение объёмов финансирования содержания автомобильных дорог в размере до 40 % прогнозируется в 26 регионах.

 

Регионы сокращают расходы на дороги

Снижение объёмов финансирования ремонта автомобильных дорог прогнозируется в 32 регионах. При этом в 7 субъектах Российской Федерации расходы на ремонт автомобильных дорог и мостов полностью исключены из законов о бюджете. При принятии таких решений администрациям субъектов Российской Федерации нужно иметь в виду, что работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог оказывают определяющее влияние на обеспечение сохранности автомобильных дорог, на уровень безопасности дорожного движения.

Уровень финансирования автомобильных дорог существенно влияет на уровень занятости. Исследования научных организаций, выполненные при разработке федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России», показали, что строительство и реконструкция автомобильных дорог в расчёте на 1 млрд рублей стоимости работ требует в среднем 425 – 500 человек. На 1 млрд рублей стоимости работ по содержанию дорог требуется уже 1300 - 2000 человек. Более того, по результатам этих исследований установлена зависимость в уровне занятости смежных и обеспечивающих отраслей в пропорции один к пяти. Таким образом, привлечение каждого работающего в дорожном хозяйстве обеспечивает создание пяти рабочих мест в других отраслях. Несложным расчётом можно определить, какова цена вопроса при сокращении объёмов финансирования дорожного хозяйства.

Уже сейчас администрациями субъектов Российской Федерации прогнозируется увольнение работников, занятых на содержании и ремонте региональных и муниципальных дорог, общим числом до 44 тыс. человек. Особенно сильное негативное влияние может иметь уменьшение количества рабочих мест в организациях, занятых ремонтом и содержанием автомобильных дорог в слабо освоенных районах, не имеющих на рынке достаточного количества специализированных подрядных организаций. Существенное снижение объёмов финансирования ремонта и содержания дорог может привести к перепрофилированию и уходу с рынка организаций, располагающих необходимой специализированной техникой, ремонтными базами, опытом зимнего содержания дорог, содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений в специфических региональных условиях, в том числе автозимников и ледовых переправ, лавино- и оползнеопасных участков.

В этих непростых условиях и заказчиками, и подрядчиками должны быть предприняты меры, направленные на выравнивание ситуации. Даже с учётом принятых решений по перераспределению бюджетного финансирования дорожное хозяйство остаётся одной из отраслей, объёмы финансирования которой очень значительны.

Поэтому сегодня для подрядных организаций очень важна детальная работа с издержками, направленная на их сокращение.

- Нужно использовать сложившиеся условия как стимул, чтобы с новой точки зрения посмотреть на подходы к планированию, организации дорожных работ, внедрению новых материалов и технологий, - сказал О. Белозёров. - Эти меры должны базироваться на активном применении достижений науки и техники, внедрении современных технических средств. Необходимо обратить особое внимание на активизацию использования новых типов материалов и ресурсосберегающих технологий. С учётом различия в динамике цен на дорожно-строительные материалы нужно ещё раз вернуться к вопросу о расширении применения цементобетона в дорожных одеждах автомобильных дорог.

На оптимизацию расходов направлены подготовленные Росавтодором предложения по перечню строек, намечаемых к осуществлению в 2009 г. Он практически ограничен объектами, завершаемыми в нынешнем году. Безусловный приоритет отдан объектам, реализуемым в рамках программы строительства олимпийских объектов и подпрограммы «Развитие г. Владивосток как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе».

На этих объектах намечено не только сконцентрировать выделяемые ресурсы. Уже начата реализация программы контроля за ходом строек с применением компьютерных систем и видеомониторинга. Системы контроля и отчётности должны удовлетворить жёстким требованиям международных организаций, предусмотренным правилами подготовки к проведению этих мероприятий. Эти системы контроля будут поэтапно внедряться на все строительные площадки.

Предусмотрено дополнительно усилить внимание к тем ключевым проблемам автомобильных дорог, которые без значительных капиталовложений могут дать большую отдачу в части повышения безопасности движения, качества обслуживания пользователей, повышения надёжности дорожных сооружений.

Строительство на автодорогах линий освещения, современных типов ограждений, установка технических средств организации движения и систем управления движением должны осуществляться в приоритетном порядке. В Росавтодоре будет активизирована реализация плана работ по обустройству федеральных дорог ограждениями. В 2009 г. намечено установить вновь и заменить на более совершенные типы 878 км ограждений.

В рамках реализации плана работ по обустройству федеральных дорог искусственным освещением в 2009 г. намечено устройство 776 км линий освещения, что на 21 % больше, чем в 2008 г.

На федеральных автомобильных дорогах имеется 148 ремонтонепригодных мостов, т. е. сооружений, состояние которых не может быть доведено до нормативных требований путём проведения капитального ремонта. Их реконструкция – также приоритетное направление. В 2009 г. на федеральных дорогах планируется ввести в эксплуатацию после капитального ремонта и ремонта искусственные сооружения общей длиной 15685 пог. м, или на 15 % больше, чем в 2008 г.

С учётом этих приоритетов пересмотрен перечень объектов инженерных изысканий и разработки проектной документации. Она будет разрабатываться прежде всего на минимально необходимый объём строительства объектов, завершаемых в 2010 г., и объекты, реализуемые в рамках программы строительства олимпийских объектов и подпрограммы «Развитие г. Владивосток как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе».

 

Кризис… Станут ли российские дороги нормальными?

Серьёзные задачи стоят в области ремонта и содержания автомобильных дорог. Глава Росавтодора считает недопустимым, чтобы снижение финансирования дорожно-эксплуатационных работ на федеральных дорогах, предусмотренное в утверждённом федеральном бюджете, отодвинуло сроки ликвидации недоремонта дорог, приведения транспортно-эксплуатационного состояния федеральных автомобильных дорог в соответствие с нормативными требованиями.

Для эффективного использования выделенных средств принято решение об ускоренном переходе на нормативное финансирование содержания 19 федеральных дорог, наиболее загруженных движением и испытывающих самых сильное воздействие от тяжёлых транспортных средств.

Существенную роль в оптимизации бюджетных расходов на дорожно-эксплуатационных работах должна сыграть система ГЛОНАСС. Росавтодор предложил актуализировать мероприятия ФЦП «Глобальная навигационная система», направить их на повышение качества содержания дорог. На первом этапе предложено разработать и внедрить в пилотном режиме в дорожно-эксплуатационных предприятиях автоматизированную систему диспетчерского управления транспортом с установкой на дорожной технике навигационных датчиков. Эта система позволит снизить непроизводительные издержки, осуществлять контроль и сопровождение механизированных работ по содержанию автомобильных дорог. В дальнейшем автоматизированными системами диспетчерского управления транспортом будут оснащены все органы управления дорожным хозяйством.

Снижение себестоимости работ по содержанию автомобильных дорог может быть достигнуто путём ускорения технического переоснащения организаций, занятых содержанием и ремонтом автомобильных дорог. Это позволит также повысить качество дорожных работ и межремонтные сроки, повысить конкурентоспособность и выживаемость дорожных предприятий. Сегодня на рынке работ по содержанию автомобильных дорог федерального значения действуют 328 подрядных организаций различных форм собственности. Парк дорожно-эксплуатационной техники, принадлежащей этим предприятиям, изношен: около 40 % дорожных машин выработали свой ресурс полностью, ещё около 20 % техники имеет уровень физического износа более 70 %. По произведённым расчётам потребность предприятий, выполняющих работы по содержанию автомобильных дорог федерального значения, в дооснащении составляет 10,5 тыс. единиц различной техники и в плановом обновлении парка - 2,8 тыс. единиц ежегодно.

Для решения задачи важное значение имеет создание Государственной транспортной лизинговой компании, призванной организовать развитие лизинга российских транспортных средств и дорожно-строительной техники.

Для поддержки дорожного хозяйства в субъектах Российской Федерации в Правительство Российской Федерации представлен проект изменений в правила предоставления субсидий в рамках реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» и субсидий на строительство и модернизацию автомобильных дорог, предоставляемых в положениях бюджетного послания Президента Российской Федерации 2006 г. Эти изменения предусматривают увеличение максимальной доли софинансирования из федерального бюджета с предусмотренных ранее 80 % годового объёма бюджетных инвестиций в объект до 95 %. Это поможет повысить в субъектах Российской Федерации гибкость использования средств собственных бюджетов, перераспределить их на содержание и ремонт дорог.

Проект изменений в правила предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и модернизацию автомобильных дорог предусматривает также возможность использования этих субсидий на содержание и ремонт региональных и муниципальных автодорог с целью сохранения существующих и создания дополнительных рабочих мест.

В сложившихся финансовых и экономических условиях состояние автомобильных дорог, серьёзно влияющее на уровень транспортных издержек в цене продукции, оказывает существенное влияние на конкурентоспособность продукции российских предприятий, их финансовую устойчивость и выживаемость. Нужно чтобы качество работы, оперативность принятия решений, активная позиция не только позволили внести вклад в скорейший выход из сегодняшних сложных экономических условий, но и обеспечили скачок на качественно новый уровень решения крупных и сложных задач, стоящих перед дорожным хозяйством и страной в целом.