Экономика "Когда не стоит плакать о причёске…"


Российский автопром: время выживать

 

Олег ДОЛИЧ

 

Конвейер ОАО «ГАЗ» был остановлен 29 декабря 2008 года, а после новогодних каникул работает три дня в неделю. Консолидированная выручка от реализации продукции «Группы ГАЗ» в 2007 году составила 152,8 млрд рублей. Однако с осени прошлого года ситуация начала очень резко ухудшаться. Дальше – больше: по данным Ассоциации европейского бизнеса, в январе - феврале 2009 года падение продаж у «Группы ГАЗ» составило 66 %. Оптимистичной ситуацию назвать трудно…

 

Обанкротят ли «Группу ГАЗ»?..

Напомним, что «Группа ГАЗ», которая входит в холдинг бизнесмена Олега Дерипаски «Базовый Элемент», создана в 2005 г. путём объединения 18 предприятий, расположенных в России и Великобритании и занимающих лидирующие позиции в различных сегментах автомобилестроения. Она является крупнейшим в стране производителем коммерческого автотранспорта и строительно-дорожной техники. В состав группы входят ОАО «ГАЗ», 15 автомобилестроительных предприятий России, британская автомобильная компания LDV, сбытовые и сервисные структуры.

А объединённая компания «РУСАЛ» образована в марте 2007 г. в результате объединения «РУСАЛа», «СУАЛа» и глиноземных активов Glencore. Основным акционером является En+ Group – ей принадлежит 56,76 % акций. Компания «СУАЛ» владеет 18,92 %, «ОНЭКСИМ» – 14 %, Glencore – 10,32 % акций.

На долю объединённой компании приходится около 12 % мирового рынка производства алюминия и 15 % выпуска глинозёма. Всего у «РУСАЛа» 15 алюминиевых заводов, 12 предприятий по производству глинозема, 7 предприятий по добыче бокситов, 3 фольгопрокатных завода, 1 завод по переработке фольги, 2 катодных завода. На заводах компании работают 90 тыс. человек.

Откровенно говоря, становится даже как-то не по себе: неужели такой гигант может рухнуть? А разве ему могут позволить рухнуть? И каково в связи с этим будущее крупнейшего российского автомобилестроительного холдинга? Неужели у российских перевозчиков через какой-то год-два при покупке, например, автобусов, останется лишь выбор между «западно-импортными» и «восточно-импортными» пассажирскими машинами? Вопрос этот – отнюдь не риторический. Потому что уже раздаются голоса, призывающие поступить с «Группой ГАЗ» жёстко. Так, в начале марта на пресс-конференции в РИА «Новости» председатель совета директоров одного из крупнейших в России производителей стали, Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) Владимир Лисин сообщил, что общая дебиторская задолженность НЛМК составляет 1,5 млрд рублей. Из них задолженность «ГАЗа» перед НЛМК - 1 млрд рублей. В конце прошлого года компания прекратила поставки металлопродукции «Группе ГАЗ» в связи с просроченной дебиторской задолженностью. Поставки продукции «ГАЗу» прекратил и Магнитогорский металлургический комбинат.

Поэтому председатель совета директоров одного из крупнейших в России производителей стали полагает, что «Группу ГАЗ» придётся подвергнуть процедуре банкротства, поскольку свою задолженность она, по его словам, ликвидировать не сможет: «Поставок нет, задолженность не ликвидируется. «Группу ГАЗ» придется банкротить», - заявил журналистам В. Лисин.

Правда, пока это – всего лишь точка зрения хотя и уважаемого, но всё-таки – лишь отдельно взятого бизнесмена, представляющего интересы хотя и серьёзной, но отдельно взятой бизнес-структуры. Это ещё, как говорится, не диагноз и не приговор.

Но ситуация – исключительно непростая. Осложняется она ещё и тем, что из-за кризиса в сложном положении оказалась и финансовая «дочка» «Группы ГАЗ» - компания «ГАЗ-финанс».

Со ссылкой на источник, близкий к российскому офису швейцарского банка UBS, Infox.ru    утверждает, что это крупнейшее финансовое учреждение решило списать долги «Группы ГАЗ». Утверждается, что «в портфеле были облигации ГАЗа на 20 млн долларов США. Их готовят к списанию».

По словам этого анонимного источника, соответствующее решение было принято после технического дефолта по облигациям дочерней структуры ГАЗа «ГАЗ-финанс», зафиксированного 13 февраля. Тогда компания сообщила, что не сможет выполнить обязательства по выкупу облигаций на сумму порядка 5 млрд рублей.

В случае списания долга кредитор, или держатель долга, принимает решение о том, что ценность долга равна нулю. После этого сумму можно списать в убыток.    При этом компания, чьи облигации списываются, не обязательно банкротится – возможны другие варианты реструктуризации.    В том числе переоценка стоимости долга его держателем. И всё же списание долга затрудняет кредитование эмитента до тех пор, пока не вернётся доверие к компании.

Тем не менее многие участники рынка уверяют, что после технического дефолта списывать облигации рано. Хотя бы потому, что «Группа ГАЗ» - предприятие не такого масштаба, чтобы можно было допустить его банкротство.

Возможно, столь радикальное предложение В. Лисина преждевременно: «Группа ГАЗ» ведёт переговоры о реструктуризации долга. В феврале «Райффайзенбанк» был назначен агентом по реструктуризации обязательств по облигационному займу «ГАЗ-финанс». И уже в начале марта группа заявила, что разработанная в компании «антикризисная программа учитывает все возможные варианты дальнейшего развития событий, и в числе прочего включает перечень мер на случай реализации самых пессимистичных прогнозов».

 

LDV: «Нам срочно нужны деньги»

Беда, как известно, не приходит одна. А уж тем более сейчас, когда «посыпался» весь мировой рынок. В сложном положении оказалась из-за кризиса и ещё одна дочерняя компания «Группы ГАЗ» - LDV. По мнению британских аналитиков, фирма по производству минивэнов LDV находится на грани банкротства и для её спасения необходимы 25 − 50 млн фунтов стерлингов. По сообщению Times, председатель правления головной российской компании Эрик Эберхардсон представил британскому министру по делам бизнеса Питеру Мендельсону прошение с целью предоставить LDV промежуточный заём. Он необходим компании для заключения сделки с Европейским инвестиционным банком. «Нам срочно нужны деньги», — заявил представитель LDV.

В прошении Э. Эберхардсона заявлено, что банкротство LDV приведёт к потере 850 рабочих мест в Бирмингеме. По данным издания Sun, угроза увольнения нависла в общей сложности над 6 тыс. сотрудников - ведь сотни людей работают на LDV не только на самом заводе, но и через дилерскую сеть. В прошении Э. Эберхардсон представил проект превращения    LDV в компанию, которая производит экологичные модели.

Представитель министерства подтвердил изданию Telegraph факт ведения переговоров с LDV. «Мы ведём постоянные переговоры со всеми представителями автомобилестроительного сектора, в том числе с LDV. В прошлые годы мы оказали значительную поддержку LDV и будем продолжать им помогать, в том числе в деле поиска финансирования через Европейский инвестиционный банк», — заявили в министерстве бизнеса Великобритании.

Компания LDV (Leyland DAF Vans) образована в 1993 г. В 2006 г. она находилась на грани банкротства и перешла в руки О. Дерипаски за 50 млн фунтов стерлингов. ГАЗ инвестировал в LDV 25 млн фунтов стерлингов. В прошлом году убытки составили 28 млн фунтов стерлингов. За последние три месяца продажи упали вдвое. 12 декабря LDV пришлось приостановить производство.

По данным Telegraph, в последние годы ГАЗ «закачивал миллионы» в бирмингемский завод LDV, однако в последнее время отказывается поддерживать компанию. «ГАЗ инвестирует огромные средства, однако нам нужна помощь правительства, которое обещало помогать индустрии, ориентированной на защиту окружающей среды», - заявил Telegraph источник, близкий к LDV.

В Times уверены, что министр по делам бизнеса Питер Мендельсон поможет О. Дерипаске - ведь он его хороший друг; в прошлом году они встречались на яхте российского магната в Корфу.

 

Нужна ли помощь Олегу Дерипаске?

Параллель с 2006 г. почему-то не напрашивается: тогда был кризис одной отдельно взятой компании. Сейчас же дело обстоит куда серьёзнее: ГАЗу и его «дочкам» трудно рассчитывать на финансовые вливания из других источников, находящихся в распоряжении О. Дерипаски: они не меньше пострадали из-за финансового кризиса. Бизнесмен вынужден был обратиться за помощью к государству, чтобы выплатить долги иностранным банкам, - Внешэкономбанк выдал объединенной компании «РУСАЛ» 4,5 млрд долларов США. В начале февраля этого года «Группа ГАЗ» просила кредит у государства на погашение облигаций. В декабре 2008 г. поддержку получил банк «Союз», который тоже входил в холдинг «БазЭл», - он был санирован принадлежащей «Газпрому» компанией «Газпромрегионгаз».

К компании «Главмосстрой» из строительного дивизиона «БазЭла» предъявлено пять исков со стороны «Альфа-банка», ВТБ и банка «Номос» на общую сумму порядка 3,744 млрд рублей. Часть активов компании заложена в «Банке Москвы» по кредиту, который она должна была погасить в октябре прошлого года.

Падение спроса на металлургическую продукцию в России и мире привело к перепроизводству, снижению цен на алюминий и другие металлы и сокращению доходов. Только банкам холдинг О. Дерипаски должен 14 млрд долларов США. Ранее «РУСАЛу» удалось договориться с западными банками-кредиторами об отсрочке выплаты основного долга на два месяца.

Однако позиция «Альфа-Банка» оказалась куда менее компромиссной: он уже инициировал несколько исков против должника. По информации Reuters, в московском арбитраже рассматриваются иски «Альфа-Банка» к компаниям «БазЭла» на несколько десятков миллионов долларов, в том числе иск к двум заводам «РУСАЛа» (Саяногорскому и Красноярскому) на сумму 11,9 млн рублей, к «Группе ГАЗ» на сумму 289 млн рублей, «Главмосстрою» – на сумму свыше 860 млн рублей. В феврале по требованию «Альфа-Банка» суд острова Джерси наложил арест на активы энергетического подразделения «БазЭла» En+ Group в размере 20 млн долларов США.

Общий долг компаний, входящих в холдинг О. Дерипаски «Базовый элемент», только перед «Альфа-Банком» составляет около 650 млн долларов США, приводит «Интерфакс» слова директора по корпоративному финансированию «БазЭла» Андрея Ященко.

«Отсрочка позволит дождаться более высоких цен на металлы и вернуть часть задолженности». Около половины из этой суммы – проблемные кредиты, т. е. с просроченными выплатами. По словам О. Ященко, компания не отказывается от своих обязательств. «Разумеется, они будут выполнены в полном объёме – вопрос только в сроках. Мы ведём переговоры со всеми кредиторами, в том числе и с «Альфа-Банком», о реструктуризации долгов», – сказал он.

Сам О. Дерипаска оптимизма не теряет. По сообщению агентства Reuters, он заявил, что «РУСАЛ» не нуждается в помощи со стороны государства. «Государство нужно оставить в покое. Мы не нуждаемся в финансовой помощи с его стороны», - сказал он.

Это высказывание прозвучало через день после заявления одного из помощников премьер-министра России Владимира Путина о том, что «РУСАЛ» уже получил от государства беспрецедентную по размерам помощь, и что ему следует прийти к компромиссу с частными банками: он уже получил от государства 4,5 млрд долларов США для рефинансирования долгов перед западными банками.

О. Дерипаска утверждает, что у «РУСАЛа» есть механизм реструктурирования долгов. Он заявил, что надеется уже в марте договориться с кредиторами об отсрочке уплаты значительной части долга.

В то же время О. Дерипаска отрицает, что общая сумма долгов предприятия составляет 30 млрд долларов США. «Эта цифра не имеет никакого отношения к реальности», - заявил он. По его словам, «РУСАЛ» остался без денег ещё в 2008 г., но у него есть инвесторы, ещё долго планирующие иметь касательство к алюминиевому гиганту. Он подчеркнул, что государство не намерено становиться акционером «РУСАЛа».

Но, хотя холдинг О. Дерипаски и не просит денег у государства, именно оно ему помогло ещё раз - косвенно, дав понять банкам, что им не стоит активно выбивать долги у крупных предприятий и тем самым укладывать их на лопатки.

В частности, на встрече с вице-премьером Игорем Шуваловым президент РФ Дмитрий Медведев, не называя имён, призвал кредиторов не тормошить крупных должников, не выбивать долги и не разорять предприятия. «Недопустима ситуация, когда та или иная организация, пусть даже имеющая правомерный набор требований, способна остановить работу крупного холдинга», – сказал он.

Хотя прямо не были названы ни «РУСАЛ», ни «Альфа-Банк», эксперты сразу отметили то, что президент говорил именно об отношениях «РУСАЛа» и «Альфа-Банка». Тем более что на вторник была назначена его встреча с главой «Альфа-Групп» Михаилом Фридманом.

Официально на их встрече о долге О. Дерипаски разговора не было: информагентства передали, что М. Фридман всего лишь рассказал президенту о проблемах, с которыми сталкивается его бизнес во время кризиса. Однако напрашивается именно такой вывод – и из-за сопряжённости во времени, и из-за того, что уже давно стоит вопрос: неужели российские власти для того вбрасывали в банковскую систему сотни миллиардов долларов, чтобы лучше жилось банкам? Может быть, это делалось ещё и для того, чтобы сохранить в России бизнес как таковой?..

Эксперты считают, что власти не могут бросить бизнес О. Дерипаски на произвол судьбы, «РУСАЛ»    – системообразующее, стратегическое предприятие, крупнейший производитель алюминия в стране. Но и предполагать, что «Альфа-Банк» заставят отказаться от претензий к должникам – тоже нелепо. Скорее всего, конфликт между должником и кредитором будет разрешён полюбовно под присмотром государства.

 

Время, которое дороже денег

По большому счёту, эксперты рассматривают два основных варианта выхода из ситуации: перекредитовать предпринимателя за счёт государственных средств (это чрезвычайно капиталоёмкий путь и государство вряд ли на него пойдет) или провести реструктуризацию долгов. При посредничестве правительства, вероятно, удастся перевести часть кредитов из краткосрочных в долгосрочные под более высокие проценты. Отсрочка позволит дождаться повышения цен на металлы и вернуть часть задолженности.

Эксперт центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов полагает, что О. Дерипаска самостоятельно не сможет решить все проблемы, однако он может сейчас воспользоваться своим аппаратным ресурсом, чтобы помочь себе.

Судя по всему, бизнесмену это удалось. 17 марта О. Дерипаска и М. Фридман распространили совместное заявление. В нём говорится, что некоторые компании, входящие в группу «Базовый Элемент», действительно задержали платежи «Альфа-банку».

«Предыдущий успешный опыт нашего делового сотрудничества позволяет с уверенностью говорить о том, что решения, устраивающие обе стороны, будут найдены. Важным в этой связи является тот факт, что нас как акционеров связывают личные дружеские отношения. Таким образом, информация о конфликте между нами или нашим бизнесом не имеет и не может иметь под собой никаких оснований и не соответствует действительности», - говорится в заявлении.

О. Дерипаска подтвердил, что «БазЭл» ни в коей мере не отказывается от взятых на себя обязательств перед всеми кредиторами и намерен выполнить их в полном объёме.

«Мы, безусловно, сделаем всё возможное, чтобы в период экономического кризиса поддержать наших партнёров. Мы готовы быть открытыми, конструктивными, гибкими в поисках взаимоприемлемых решений, тем более с такой уважаемой компанией как «Базовый Элемент», - заявил М. Фридман, которого цитирует РИА «Новости».

Именно в середине марта появились первые ласточки позитивного движения, которое даёт надежды на выход «Группы ГАЗ» из сложной ситуации. Так, Комиссия по повышению устойчивого развития экономики во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым, в заседании которой приняли участие представители менеджмента Горьковского автозавода, основные кредиторы и руководство Нижегородской области, где находится предприятие, поддержала предложение об оказании государственной поддержки ОАО «ГАЗ». По результатам обсуждения Минэкономразвития России поручено подготовить соответствующие предложения.

Кроме того, Сбербанк заявил о том, что готов пойти на реструктуризацию долга «Группы ГАЗ». Банк заявил о том, что считает нецелесообразным с точки зрения своих интересов банкротить этого заёмщика. В «Группе ГАЗ» работает эффективная команда, которая представила кредиторам план действий в кризисных условиях. В соответствии с этим планом, «Группа ГАЗ» намерена сократить свои расходы на 35 %.

Доля трёх крупнейших госбанков - ВТБ, Сбербанка и ВЭБа - в общем объёме долга «Группы ГАЗ» составляет около 30 %.

Напомним, «Группа ГАЗ» в рамках реализации программы по повышению устойчивости предприятий в период кризиса на 2009 г. намерена сэкономить 20 млрд рублей. Основные направления программы включают: снижение себестоимости продукции на 20 %, создание «бюджетных» модификаций продукции, предложение дополнительных услуг потребителям, активизацию продаж, сокращение затрат на сбытовую логистику на 10 %, снижение оборотного капитала, реструктуризацию действующих производств (консервирование неиспользуемых площадей на производственных площадках для сокращения расходов на их содержание), повышение квалификации персонала, направленное на сохранение рабочих мест в условиях снижения производства.

 

«Газель» будет ещё дешевле

А сам Горьковский автомобильный завод готовится к выпуску продукции, которая как нельзя лучше соответствует новым требованиям рынка: президент ОАО «ГАЗ» Николай Пугин сообщил, что завод намерен наладить выпуск «бюджетной модели» «Газели» стоимостью не дороже 6 тыс. долларов США.

«Руководство поставило перед нами задачу: сделать автомобиль таким, чтобы не ломался, не ржавел и был недорогим», - подчеркнул Н. Пугин, добавив, что автомобиль должен быть выпущен уже в 2009 г.

Снижения стоимости автомобиля ГАЗ намерен добиться за счёт удешевления металла и ряда комплектующих, перехода на двигатели Ульяновского моторного завода, а также снижения внутрипроизводственных затрат. В «Группе ГАЗ» разработана программа дальнейшего совершенствования ульяновского двигателя, которая будет осуществляться в 2009 г. Реализуемые улучшения позволят снизить отпускную цену «Газелей» на 10 % в 2009 г.

Сейчас самая дешёвая модификация «Газели» (бортовой грузовик с бензиновым двигателем УМЗ стандарта Евро-3) стоит около 356 тыс. руб., то есть более 9,9 тыс. долларов США, а цена коммерческих авто этого же класса зарубежного производства составляет 10,5 тыс. долларов США и выше. Таким образом, новинка способна составить автомобилям класса LCV заметную конкуренцию.

Правда, многие перевозчики, да и представители ГИБДД скептически относятся к появлению «Газели» дешевле 6 тыс. долларов США: и к более дорогой версии накопилось изрядное количество претензий по качеству. Так каково же будет качество «уценённой» «Газели»? Впрочем, старая мудрость гласит: потерявши голову, о причёске не плачут… Сейчас надо просто сохранить собственного автопроизводителя. А дальше – время покажет.

 

 

«КАМАЗ»           начинает выходить из «пике»

В середине марта главный конвейер «КАМАЗа» возобновил работу. В этом месяце планируется выпустить автомобилей больше, чем в первые месяцы года.

         Заводы автогиганта должны произвести 2080 новых автомобилей и 41 единицу ремонтных комплектов и СКД. 486 автомобилей предназначены для отгрузки на экспорт. С начала месяца собрано 513 единиц автотехники.

Значительная часть выпущенных машин будет отправлена в ближнее и дальнее зарубежье. ОАО «КАМАЗ» приступило к выполнению договора, заключённого 19 февраля 2009 г. с руководством Туркменистана, по которому «КАМАЗ» должен поставить в интенсивно развивающуюся республику 1040 единиц автомобилей и специальной техники.