Грузовые перевозки "Одессе – не до шуток"


 

Валентин ОЖГО

Фото автора

 

Предвидя итог киевской акции, Одесса составила свой сценарий. После проведённых в феврале предупредительных акций протеста одесские автоперевозчики начали основательно готовиться к мартовскому действию. Это было продуманное и спланированное мероприятие, сценарий которого транспортники расписали в деталях. Во-первых, из февральского опыта они сделали вывод, что чисто ведомственное выступление будет малоэффективным. Так в рядах протестующих оказались сотрудники детского центра «Радуга», торговцы нескольких рынков, свободные от работы водители городского электротранспорта, в резерве находились докеры Одесского морского торгового порта. Во-вторых, на тихую акцию автомобилисты не согласились и взяли за основу опыт европейских коллег, частично перекрыв в первый понедельник марта трассу в сторону Киева.

В-третьих, протестующие нашли понимание и поддержку земляков, согласившихся потерпеть временные неудобства в транспортном сообщении Одесса – Киев, поскольку третьего марта движение на этом участке автомагистрали со стороны побережья было полностью заблокировано, хотя для машин «Скорой помощи», МЧС, аварийных и других экстренных служб проезд открывался.

 

 

Вот такая «юморина» одесских транспортников стала ответом на безучастие чиновников к их проблемам и бедам

 

Есть и четвёртый фактор: организационным вопросам и обеспечению порядка и дисциплины в лагере бастующих было отведено практически всё внимание. Стачком разделил протестующих на группы, те избрали звеньевых, распоряжения которых были обязательны к исполнению, независимого от ранга и должности в обыденной жизни. Свою помощь предложили воины-афганцы, охранявшие место проведения акции в районе Клеверного моста. Они же взяли на себя на защиту протестующих от возможных провокаций извне.

  

Плакатов у протестующих было много. И все они раскрывали беды и проблемы автоперевозчиков

 

Фактически вся Украина была отрезана от двух самых крупных торговых портов - в Одессе и Ильичёвске. Некоторые «горячие головы» предлагали полностью заблокировать работу упомянутых портов, но стачком транспортников не согласился, поскольку оба порта дают хоть какую-то работу и автоперевозчикам, и докерам. Потому там операции по обработке иссякающих грузовых потоков всё-таки велись без срывов.

Все дни противостояния местная власть в лице областной госадминистрации не могла дать автотранспортникам вразумительного ответа на поставленные вопросы, хотя по многим позициям некоторые проблемы можно было решить «не отходя от кассы». Автоперевозчики надеялись на это ещё в первый день своего предупредительного протестного выступления. Но второго марта этого не произошло…

 

Отсчёт потерь…

Участники акции протеста в районе Клеверного моста надеялись, что областная администрация поможет разобраться с полулегальными и вовсе нелегальными «гастарбайтерами», наводнившими портовый город и подъезды к нему предложениями выполнения демпинговых заказов на грузоперевозки. Как и навести порядок в экспедиторских компаниях, которые искусственно занижают тарифы и задерживают расчёты с перевозчиками. Увы, этого не произошло.

Могла бы госадминистрация быть посредником и в отношениях автоперевозчиков с решительно настроенными банками по поводу отсрочки банковских кредитов. Если не помочь, то хотя бы смягчить натиск на автомобилистов. Но этого тоже не случилось. А жаль: акция протеста водителей и предпринимателей началась с минуты молчания. За короткое время два автоперевозчика из-за невозможности погасить банковский кредит и космически взлетающие штрафные санкции покончили жизнь самоубийством, а двое по этой же причине скончались в больнице от сердечной недостаточности.

Взаимопонимания сторон в дни проведения акции явно не наблюдалось. Представители областной власти пытались убедить людей разблокировать трассу. Не помогли и увещевания милицейского руководства по поводу того, что блокирование дороги запрещено законом и за это последует уголовное наказание (ст. 279 Уголовного кодекса Украины о блокировании транспортных коммуникаций предусматривает за действия, нарушившие нормальную работу транспорта или создавшие опасность для жизни людей, разные наказания. Это может быть штраф до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительные роботы на срок до двух лет, арест на срок до шести месяцев или ограничение свободы на срок до трёх лет).

 

Хлеб-соль для ОМОНа

Милицейские чиновники и их подчинённые настоятельно рекомендовали организаторам акции внимательно читать ст. 279 УК Украины об ответственности за блокирование автотрассы, тщательно переписывали номера машин, перекрывших дорогу. Не исключался и силовой вариант. Правда, никто из силовиков не вспомнил о существовании ст. 39 в том же своде законов. Это статья о крайней необходимости, т. е. дающая право в исключительных случаях, когда другие методы и действия не помогают, а опасность непосредственно угрожает лицу или охраняемым законом правам этого человека или других лиц, прибегнуть к экстренным действиям. Конечно, там не сказано, что можно выходить на оживлённую магистраль и блокировать на ней движение, но опытный адвокат сможет доказать правомерность действий вышедших на дорогу людей, поскольку такими нарушителями-«уголовниками» люди стали поневоле и, конечно же, не от хорошей жизни…

Поблизости находилось спецподразделение «Беркут», якобы выехавшее на учения. Бастующих такое соседство не сильно расстроило, но меры предосторожности они всё-таки приняли (силовой разгон протестной акции и демонтаж лагеря бастующих они не исключали).

На трассу Одесса – Киев перевозчики вывели не весь транспорт, а лишь нужное для блокады количество тягачей и грузовиков. На каждой полосе стояло до двух десятков машин, которые бастующие соединили между собой цепями и стальными тросами, а для надёжности скрепили такие звенья увесистыми амбарными замками - для усложнения силовой разблокировки машин. Кроме того, организаторы заготовили не менее мощное оружие –хлеб и соль, закупив на одном из местных хлебозаводов 80 буханок. И если бы «Беркут» пошёл на лагерь, бастующие встретили бы его бойцов, среди которых, несомненно, находились сыновья, братья и друзья участников акции, хлебом-солью. Впрочем, ОМОН в конфликт втянут не был.

 

В зоне трезвости и крепкой дисциплины

К бастующим одесситы отнеслись понимающе и всячески поддерживали людей на автодороге. Кто слово хорошее скажет, кто вязанку дров принесёт, кто килограмм-другой картошки или пакет вермишели для полевой кухни даст, а кто домашних пирожков испечёт.

Правда, были и такие, кто пытался подвезти к месту действия ящик-другой водки «для сугрева», но такие подарки сразу отвергались и отправлялись обратно: на период бессрочной забастовки в лагере действовал «сухой закон».

Руководитель Госкомпредпринимательства Александра Кужель организовала встречу представителей одесского забастовочного комитета с премьер-министром Украины в стенах Кабмина и убедила бастующих открыть движение по одной полосе в каждую сторону. А пообещала она следующее: премьер-министр, мол, готова содействовать перевозчикам в решении всех их требований, кроме кредитных отсрочек, поскольку это компетенция Национального банка Украины, а он подчинён президенту.

Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства постоянно ведёт мониторинг состояния дел в транспортном секторе экономики. Изучение обращений предпринимателей, итоги встреч с автомобилистами всех уровней и форм собственности позволили создать регуляторную карту, куда вошли все наболевшие вопросы и сформулированы предложения для устранения проблем. Только последние события на окружной дороге в Киеве, у Клеверного моста в Одессе, других городах Украины дали толчок для внесения изменений в три закона Украины и четыре постановления Кабинета министров, касающихся работы автоперевозчиков.

 


Так выглядел один из походных пищеблоков бастующих на окружной дороге в Киеве

 

В первую очередь предусмотрено урегулировать экспедиторскую деятельность. В той же Одессе (как и во Львове, Харькове, Житомире, Виннице и других городах) экспедиторские компании, которые заказывают и обслуживают перевозку грузов, несвоевременно рассчитываются за получаемые от транспортников услуги, безосновательно занижают автомобилистам тарифы на перевозку, хотя с заказчиков груза берут оплату высокую и даже увеличивают её.

Госкомпредпринимательства также инициировал возможность для предпринимателей оплачивать транспортный сбор ежеквартально, что уменьшит финансовую нагрузку на них, определил порядок контроля за грузоперевозками на внутренних рейсах нерезидентами и увеличения для таких водителей штрафов в… тысячу раз, что защитит автоперевозчиков, работающих в правовом поле, от недобросовестной конкуренции. Комитетом также подготовлен проект постановления о создании представительства транспортных и грузовых перевозчиков при Кабинете министров Украины. Это позволит оперативно реагировать на возникающие ситуации и своевременно решать проблемы, не доводя дело до акций протеста.

 

Слово – золото?

Итогами переговоров в Кабмине представители забастовочного комитата Одессы остались довольны. И хотя это ещё не окончательный результат, а лишь намерения сторон, скреплённые подписями, но продвижение вперёд уже есть. По словам руководителей стачкома, забастовка свёрнута на период принятия правительством страны соответствующих решений.

Пока требования удовлетворены частично, будет снижен налог, взяты под контроль таможенные сборы, а также отрегулированы отношения порта и дальнобойщиков.

Заметим, исполнения требований ждут не только одесситы, но и автоперевозчики, стоявшие в морозный февраль на окружной дороге Киева, а также их коллеги из других городов.

 

Вместо послесловия

 

Фотоблок для завершения статьи

 

 

Татьяна Щур приехала в Киев поддержать мужа Руслана. Если понадобится, она готова вновь встать на защиту семейного бизнеса и отправиться в Киев отстаивать права автоперевозчиков

 

 

Предприниматели из Ровно Виктор Заречнюк и Павел Мельник искренне сожалеют, что вместо перевозки грузов вынуждены встать на прикол и довольствоваться чаем с булкой под названием «забастовочная»

 


Черкасские дальнобойщики заверили: если требования перевозчиков правительство не удовлетворит, они снова приедут в Киев и разобьют импровизированный лагерь под стенами Кабмина Украины, а кашу в казане будут варить прямо на крыльце правительственного здания

 


Одесские автоперевозчики поверили власти, но армейскую полевую кухню на консервацию пока ставить не будут. Мало ли что…