Грузовые перевозки "Терпение украинских перевозчиков иссякло"


Владимир ШЛЯХОВОЙ

 

 

В конце февраля нынешнего года украинские автомобильные грузоперевозчики, работающие на внутренних маршрутах, провели в Киеве свою первую широкомасштабную акцию протеста.

 

Первая колонна, насчитывающая около четырёх десятков автопоездов, прибыла в украинскую столицу ранним утром 18 февраля и остановилась на окружной дороге в районе Жулянского путепровода. После этого к ней присоединялись всё новые и новые колонны, прибывающие из разных областей, в результате чего общее число машин в конечном счёте перевалило за две сотни. Для избежания ненужных проблем с движением колонны на месте стоянки от въездов в Киеве патрулировали автомобили ГАИ.

Перевозчики (в основном частные предприниматели) прибыли в столицу Украины для того, чтобы защитить свой небольшой бизнес, как правило, основанный на предоставлении транспортных услуг одним-двумя автомобилями, и являющийся единственным источником для существования их семей.

Данная акция возникла стихийно, по инициативе львовян, после чего с помощью Интернета к ней были привлечены перевозчики и из других регионов. Дальнобойщики прибыли в Киев с экономическими требованиями. Прежде всего они добивались снижения процентной ставки по кредитам, продления кредитных договоров на больший срок, пересчёта валютных кредитов в гривны по курсу, сложившемуся на момент оформления кредита; предоставления кредитных каникул на время кризиса; снижения учётной ставки Нацбанка и установления минимального единого тарифа на перевозку грузов.

Пожалуй, больнее всего по мелким перевозчикам ударило уменьшение количества заказов, что повлекло снижение тарифов. В результате стоимость километра пробега автопоезда упала до 20 рублей, и поэтому от Кабмина потребовали установить для внутренних перевозок тарифный минимум. Хотя многие забастовщики и смотрят на это достаточно пессимистично. В то же время вопрос с кредитами наверняка останется нерешённым, поскольку главной задачей нынешнего кризиса, который многие эксперты считают организованным искусственно, как раз и является очередное перераспределение собственности путём доведения до банкротства владельцев мелкого и среднего бизнеса.

Поэтому, несмотря на то, что, по словам организаторов данной акции, главное требование бастующих – пересмотр тарифной политики, большинство перевозчиков, принявших в ней участие, гораздо сильнее волновала проблема с кредитами. Ведь многие участники забастовки приехали в Киев для решения именно этого вопроса, поскольку завтра они могут просто остаться без машин.

Практически сразу же взять данную акцию под своё «крыло» попытались практически все политические силы, преследующие при этом корыстные интересы, которые предлагали провести забастовку под своими флагами. А некоторые структуры даже пообещали создать Ассоциацию автомобильных перевозчиков со штаб-квартирой в центре украинской столицы (естественно, под своей эгидой). В то же время данная акция прошла без какой-либо реакции со стороны как АсМАПа, так и ВААПа (Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков).

Хотя на бастующих многие обратили внимание, в силу отсутствия чёткой организации и единоначалия, данная акция каких-либо заметных результатов не дала, поскольку перевозчики не имели чётко сформулированных требований.

Прежде всего забастовщики выступали против бездеятельности властей, но блокировать центр города или въезды в него, вопреки своим обещаниям, они так и не решились, сославшись на нежелание «ссориться с властью». Хотя таким количеством машин можно было легко парализовать весть город. Так что на переговоры во властные структуры представители бастующих добирались своим ходом.

Впрочем, за неделю, проведённую на морозе вдали от семьи, пыл забастовщиков и вовсе угас. Даже несмотря на то, что на месте стоянки было организовано питание из привезённой с собой полевой кухни с запасом дров и продуктов.

Поэтому забастовщики стали постепенно разъезжаться по домам, чем, собственно, данная акция и завершилась. Правда, как пообещали её организаторы, они покинули Киев не насовсем, а лишь с целью отдохнуть, перегруппировать свои силы и более чётко сформулировать свои требования. После этого забастовка должна возобновиться с новой силой.

Одновременно представители ассоциаций и объединений грузовых автомобильных перевозчиков областей Украины обещают завершить процесс создания единой Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков, которую планируют в ближайшее время зарегистрировать в Министерстве юстиции.

Буквально через пару дней после завершения забастовки в Киеве аналогичная бессрочная акция стартовала недалеко от украинской столицы. Утром 2 марта водители грузовых автомобилей перекрыли четыре из шести полос на дороге Киев – Одесса, точно так же требуя заморозить кредиты, установить единый тариф на грузоперевозки, внести изменения в таможенное законодательство, отменить «дорожный техосмотр», который введён с целью упрощения механизма поборов со стороны работников ГАИ.

При этом участники данной акции посменно протестуют в круглосуточном режиме – по 200 человек в каждой смене.

Дальнобойщики объявили, что ждут приезда представителей правительства на место акции протеста в течение суток, после чего пообещали полностью перекрыть трассу.