Конференции "Стратегия требует средств"


Ксения ДИТЯТКИНА

Несмотря на то, что четвёртый квартал 2008 года дался транспортной отрасли России очень тяжело, в целом год завершился с положительным результатом. Грузоперевозки в среднем выросли на 2,2 %. Утверждена Транспортная стратегия до 2030 года. Об этом и многом другом говорил заместитель министра транспорта Российской Федерации Андрей Недосеков на конференции «Грузоперевозки: эффективные стратегии в условиях кризиса», организованной газетой «Ведомости» в марте текущего года.

Сложившиеся экономические условия существенно скорректировали работу Министерства транспорта России, произошли уточнения работы на долгосрочную перспективу. В области повышения качества транспортного обслуживания предусмотрено ускорение товародвижения при перевозках, для этого необходимо разработать, утвердить и ввести в действие новые «Правила перевозки грузов автомобильным транспортом». Кроме того, нужно разработать комплексные проекты организации перевозок грузов на междугородных маршрутах по наиболее напряжённым направлениям, с учётом обеспечения времени движения грузовых автотранспортных средств на этих маршрутах не менее 20 часов в сутки.

Заместитель министра транспорта напомнил собравшимся, что одной из основных задач реформирования отрасли является развитие механизмов саморегулирования, которые появляются в ходе формирования конкурентной среды. Развитие конкурентного рынка транспортных услуг предполагает обеспечение приоритетного развития автомобильного транспорта общего пользования, располагающего современной производственно-технической базой и оптимальной структурой парка автотранспортных средств, с учётом увеличения его доли в выполняемых перевозках.

В условиях нынешней экономической ситуации необходимо государственное финансирование всех аспектов грузоперевозок, особенно тех, которые связаны с приобретением транспорта в лизинг. Сегодня банки очень неохотно предоставляют кредиты, кроме того, в некоторых из них процентные ставки доходят до 30 % годовых.

Отсутствие доступных кредитов привело к тому, что многие перевозчики работают на устаревшем подвижном составе, что отражается на безопасности транспортных услуг. Необходимо формирование стабильных источников финансирования деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, ориентированной на достижение установленных конечных результатов, разработка комплекса требований к уровню квалификации водителей транспортных средств с учётом особенностей управления различными видами транспортных средств, а также особенностей осуществления конкретных видов перевозок.

Сегодня Минтранс предлагает различные варианты работы с банками, создана специальная комиссия по поддержке транспортной отрасли и инвестиций транспорта.

Важным в условиях экономического кризиса является ослабление налогового бремени для грузоперевозчиков. Минтранс России обратился к главам всех администраций РФ с просьбой поддержания транспортной отрасли. Однако откликнулись не все регионы, в частности Московская область отказала в содействии в этом вопросе. Минтранс предлагает сократить НДС на товары и услуги, которые готовятся на экспорт.

Развитие экспорта транспортных услуг является столь же важной составляющей национального продукта России, как и экспорт товаров. Рост объёмов экспорта транспортных услуг должен происходить как за счёт увеличения физических объёмов перевозок пассажиров и грузов российскими транспортными компаниями, так и благодаря повышению их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках транспортных услуг и расширения доступа к перевозкам пассажиров и грузов между третьими странами.

В целях поддержки российских автопроизводителей принято решение о бесплатной доставке в регионы Дальнего востока новых автомобилей. Для этого будут направлены соответствующие субсидии российским железным дорогам.

Планируется привлечение частных капиталов в транспортную инфраструктуру. В настоящий момент, несмотря на кризис, в России развиваются государственно-частные партнёрства с привлечением средств инвестиционных фондов РФ. Эта поддержка в прошлом году составляла 18,5 млрд рублей. На 2009 г. правительством планировалось выделить около 30 млрд рублей, и это касается только международного транспорта и автомобильных перевозок. Выделены средства на ремонт и строительство дорог. Решение задачи приведения протяжённости и состояния дорожной сети в соответствие с потребностями экономики и населения существенно осложняется влиянием опережающего роста рыночных цен на дорожно-строительные материалы. Рост цен на указанные ресурсы за последние пять лет в полтора раза превышает индексы цен в строительстве за этот же период. На закупку материалов расходуется до 60 % стоимости дорожных работ. Из-за опережающего роста цен потери объёмов инвестиций в дороги за последние пять лет сопоставимы с годовым объёмом финансирования дорожного хозяйства. Сегодня многие строительные компании, с которыми заключён договор госзаказа, пошли навстречу и снизили цены на строительные материалы, в частности на песок и щебень. Но несмотря ни на что, в рамках подготовки к Универсиаде в г. Казань, зимней Олимпиаде в г. Сочи все необходимые дорожно-строительные работы будут проведены.

В ходе экономического кризиса совершенно изменилось состояние финансовых институтов, - сообщил А. Недосеков, - сегодня мы ищем средства, чтобы все запланированные проекты были реализованы. В настоящий момент на транспортные компании направлено 3 млрд рублей, которые будут использованы для закупки или предоставления в лизинг техники, для содержания и капитального ремонта автомобильного состава. В условиях кризиса необходимо поддержать уровень перевозок на прежнем уровне. Также важна поддержка и машиностроительным предприятиям, формирующим подвижной состав страны.

Следует обратить внимание на создание транспортных узлов, потому что в настоящий момент эта задача решена не в полном объёме. В России от положения дел в грузоперевозках, одной из ключевых отраслей российской экономики, зависит нормальное функционирование экономики, благополучие людей в регионах, стабильность государства.