МАФ - Конференция "Логистика: как сократить затраты?"


 

 

Роман МУРАШОВ

Фото автора

 

Известный специалист в области логистики, доктор технических наук, профессор Московского автомобильно-дорожного института (Государственного технического университета), главный редактор журнала «Грузовое и пассажирское автохозяйство» Валерий Курганов на IV Международном автотранспортном форуме (МАФ-2008) провёл один из образовательных семинаров серии «Практикум профессионалов» по теме «Современная логистика: сокращение транспортно-логистических затрат».

 

Правовая компетентность

Современная практика перевозок такова, что правовую компетентность перевозчика необходимо рассматривать как один из эффективных инструментов сокращения затрат на доставку.

Стандартных ситуаций, подтверждающих это утверждение, множество. На посту ДПС остановлен автомобиль. Во время проверки документов выяснилось, что в транспортном разделе накладной не были заполнены некоторые графы. Возникают вопросы: были ли у сотрудников ДПС основания для остановки автомобиля и кто должен оформлять накладную на груз, в частности, её транспортный раздел? Означает ли полная материальная ответственность перевозчика то, что он всегда должен оплачивать полную стоимость недостающего товара, принятого к перевозке, независимо от причин недостачи и условий перевозки? Например, в рефрижераторе под пломбой грузоотправителя перевозилась свежемороженая рыба, и при сдаче грузополучателю обнаружилась недостача. Причём пломба не была нарушена. За чей счёт в этом случае возмещается недостача?

Не так уж редки случаи, когда заказчик не оплачивает автотранспортному предприятию выполненные перевозочные услуги. Какие при этом действия может предпринять перевозчик? И эти действия будут заметно различаться у разных перевозчиков в зависимости от их уровня правовой компетентности.

 

Структура транспортного законодательства

В последнее время в транспортном законодательстве произошёл ряд существенных изменений, которые напрямую отражаются на работе автоперевозчиков.

Как известно, Методические рекомендации по нормам расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте были введены в действие 14 марта 2008 г. В распоряжении Минтранса РФ от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р есть ссылка на Инструкцию по учёту доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте. Извлечение из инструкции, а именно п. 40, гласит: «Расходы на топливо для автотранспортных средств включаются в состав материальных затрат в расходах по обычным видам деятельности в пределах норм, утверждаемых Минтрансом РФ, что указывается в учётной политике организации». Поэтому федеральная служба по налогам и сборам при контроле правомерности списания затрат на автомобильное топливо отныне руководствуется именно этими нормами. Документ также определил новую форму нормативного акта и принципы осуществления контрольного замера расхода топлива конкретным автомобилем. Естественно, в акте указывается вид топлива и марка автомобиля, состав комиссии в количестве не менее трёх человек с указанием ФИО и должностей (при этом один из них должен быть водителем). Указывается контрольный пробег автомобиля и маршрут, по которому можно судить об условиях эксплуатации ТС (городской, загородный или смешанный цикл). В результате контрольного замера расход топлива определяется (при нормальных условиях) на 1 км и на 100 км пробега в литрах. В результате акт контрольного замера расхода топлива вместе нормами Минтранса РФ и документацией завода-изготовителя ТС, является основанием для подготовки на автотранспортном предприятии приказа о нормах расхода топлива.

Некоторые новации в жизнедеятельность автоперевозчиков внёс «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта РФ» от 8.11.2007 № 259-ФЗ (УАТ и ГНЭТ РФ). Документ подразумевает введение договора фрахтования. Форма транспортной накладной теперь определяется Правилами перевозок, а не постановлением Госкомстата, а форма путевого листа - Минтрансом РФ, а не постановлением Госкомстата. Обязанности и ответственность сторон также определяются Уставом с широкими возможностями регулирования договором сторон.

На сегодняшний день сохраняют свою правовую силу нормы естественной убыли, утверждённые ранее (ст. 7 ФЗ № 58 от 06.06.2005) «…до утверждения норм естественной убыли в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 7 статьи 254 Налогового кодекса РФ», а также такие основополагающие документы, как Правила дорожного движения РФ, Инструкция по учёту доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.

 

Правила перевозки грузов

Правила перевозки грузов автомобильным транспортом (далее - правила перевозки грузов) представляют собой нормативные правовые акты, утверждаемые Правительством РФ, регулирующие порядок организации перевозок различных видов грузов, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств, контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления ТС.

В части общих правил перевозки грузов документ содержит требования к заключению договоров и оформлению транспортно-сопроводительных документов, правила приёма грузов к перевозке, маркировки и пломбирования, правила погрузки/разгрузки, размещения и крепления грузов на ТС, правила выдачи и переадресовки грузов, порядок расчётов за перевозку груза, правила составления актов, предъявления и рассмотрения претензий, исков и порядок пользования дорожно-транспортной инфраструктурой.

В части правил перевозки отдельных видов грузов раскрываются особенности транспортировки опасных грузов, крупногабаритных и (или) тяжеловесных, в контейнерах и транспортных пакетах, скоропортящихся, грузов по отраслевому признаку (сельскохозяйственные, строительные, промышленные, почтовые, грузы населения), в междугородном и международном сообщениях, на железнодорожные станции, в морские и речные порты (пристани) и аэропорты.

 

 

Ссылки на Правила перевозки грузов

  1. 1.                Требования к оформлению и оборудованию транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры (ст. 7).
  2. 2.                Форма и порядок заполнения транспортной накладной (ст. 8, ч. 2).
  3. 3.                Обязательные реквизиты заказа, заявки, заказа-наряда на предоставление ТС и порядок их оформления (ст. 8, ч. 6 , ст. 18, ч. 4).
  4. 4.                Форма и порядок заполнения сопроводительной ведомости на контейнер (ст. 11, ч. 3).
  5. 5.                Маркировка грузовых мест (ст. 10, ч. 3).
  6. 6.                Требования к состоянию предъявленного для перевозки груза (ст. 10, ч. 4).
  7. 7.                Порядок приёма для перевозки груза с объявленной ценностью (ст. 10, ч. 6).
  8. 8.                Сроки погрузки и выгрузки (ст. 11, ч. 1).
  9. 9.                Перечень и порядок осуществления работ по погрузке и выгрузке (ст. 11, ч. 10).

10. Порядок определения массы грузов (ст. 12, ч. 2).

  1. 11.           Порядок пломбирования (ст. 13, ч. 3).
  2. 12.            Сроки доставки грузов (ст. 14, ч. 1).
  3. 13.            Порядок переадресовки груза (ст. 15, ч. 4).
  4. 14.            Температурный режим доставки скоропортящихся грузов (ст. 15, ч. 9, п. 3).
  5. 15.            Порядок определения размеров естественной убыли грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом по нескольким транспортным накладным от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя (ст. 15, ч. 12).
  6. 16.            Перечень грузов, после перевозки которых транспортные средства, контейнеры должны быть промыты и при необходимости продезинфицированы (ст. 17, ч. 1).
  7. 17.            Перечень специализированных транспортных средств (ст. 35, ч. 5).
  8. 18.            Порядок составления актов и проставления отметок в документах (ст. 38, ч. 2).
  9. 19.            Порядок оформления претензий (ст. 39, ч. 5).

 

 

Транспортная документация

Согласно УАТ и ГНЭТ РФ, существует необходимый минимум документов, без которых невозможно осуществление коммерческих грузоперевозок.

Итак, запрещается осуществление перевозок без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. Реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (ст. 6).

Транспортная накладная составляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов, в случае договора фрахтования не требуется (ст. 8).

При этом для беспрепятственного осуществления перевозки груза грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными, иными правилами в соответствии с требованиями законодательства РФ, а также сертификаты, паспорта качества, удостоверения, другие документы, наличие которых установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 8).

Сопроводительная ведомость составляется перевозчиком при подаче порожнего контейнера грузоотправителю или гружёного контейнера грузополучателю, форма и порядок заполнения сопроводительной ведомости устанавливаются правилами перевозок грузов (ст. 11).

 

Организация доставки

Пример 1. Товар отгружался в Санкт-Петербурге на условиях поставки самовывозом. Договор с перевозчиком на доставку товара был заключён получателем, который обеспечил перевозчика доверенностью на получение груза у отправителя. Кто в этом случае должен был оформлять товарно-транспортную накладную (ТТН)? Какие основания могут быть у сотрудников ДПС для задержания этого автомобиля?

Согласно ПДД РФ, водитель механического ТС обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки следующие документы: водительское удостоверение на право управления ТС, регистрационные документы на автомобиль и талон о прохождении государственного технического осмотра, документ, подтверждающий право владения, пользования или распоряжения ТС, страховой полис ОСАГО, в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки таких грузов.

В случаях, предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.

Согласно ст. 12.3 КоАП РФ, управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе вышеназванных документов, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа.

Для беспрепятственного осуществления перевозки груза, согласно ч. 4 ст. 8 Устава АТ и ГНЭТ РФ, грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными, иными правилами в соответствии с требованиями законодательства РФ, а также сертификаты, паспорта качества, удостоверения, другие документы, наличие которых установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.

В графе 8 ТТН "С грузом следуют документы" грузоотправитель записывает наименования и номера документов, прилагаемых к ТТН (железнодорожных накладных, сертификатов, удостоверений, свидетельств и пр.). Эти документы водитель-экспедитор обязан принять и передать вместе с грузом грузополучателю.

 

Договор перевозки

Заключение договора перевозки груза (ст. 8 УАТ и ГНЭТ РФ) подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором, составляется грузоотправителем.

Договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов - заявки грузоотправителя.

Часто оспариваются моменты, когда груз считается непредъявленным. К ним относится:

- предъявление груза для перевозки с опозданием;

- предъявление для перевозки груза, направляемого в иной пункт назначения, чем установлено договором перевозки груза;

- предъявление для перевозки груза, не предусмотренного договором перевозки груза;

- несоответствие состояния предъявленного для перевозки груза требованиям, установленным правилами перевозок грузов, и несоответствие груза указанным требованиями к сроку, установленному договором перевозки груза.

Погрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, контейнера - грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.

Грузоотправитель по требованию перевозчика обязан устранить нарушения порядка погрузки груза в ТС/контейнер, за исключением случая, если погрузка осуществляется самим перевозчиком. В случае невыполнения грузоотправителем требований об устранении недостатков в погрузке груза, перевозчик вправе отказаться от осуществления перевозки.

«Ответственность сторон» - этот раздел договора также часто вызывает немало споров. Здесь очень важно подчеркнуть, что любые соглашения перевозчиков, фрахтовщиков с грузоотправителями, грузополучателями, фрахтователями, пассажирами, имеющие целью ограничить или устранить ответственность, возложенную на них (перевозчиков, фрахтовщиков), считаются недействительными, если иное не предусмотрено настоящим федеральным законом (ст. 37).

Перевозчик, фрахтовщик, грузоотправитель, грузополучатель, фрахтователь освобождаются от ответственности только в случаях, предусмотренных ст. 34 и 35 настоящего федерального закона, если неисполнение ими своих обязательств произошло вследствие: обстоятельств непреодолимой силы; временных ограничений или запрета движения ТС по автомобильным дорогам, введённых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по не зависящим от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причинам; иных, не зависящих от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причин (ст. 36).

Материальная ответственность сторон - штраф в размере 20 % предусмотренной платы (если иное не предусмотрено договором сторон), плюс право требовать возмещения причинённых убытков, предусматривается в следующих случаях:

- невывоз груза перевозчиком;

- непредъявление грузоотправителем к перевозке груза;

- непредоставление фрахтовщиком ТС по договору фрахтования;

- отказ фрахтователя от пользования ТС, предусмотренным договором фрахтования;

- неуказание грузоотправителем в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности, либо за искажение сведений о свойствах груза (договором сторон ответственность за это нарушение не изменяется).

За несвоевременно предоставленное перевозчиком ТС, контейнер и задержку (простой) ТС, контейнеров, поданных под погрузку, выгрузку, перевозчик уплачивает грузоотправителю и соответственно грузоотправитель или грузополучатель уплачивает перевозчику штраф за каждый полный час в размере 5 % провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении или 1 % среднесуточной провозной платы (рассчитываемой согласно договору) при перевозке в междугородном сообщении, независимо от штрафа за непредъявленный груз грузоотправителем. В случае задержки специализированных автомобилей штраф увеличивается в два раза. Грузоотправитель также вправе потребовать от перевозчика возмещения причинённых убытков.

Штраф за просрочку груза предусматривается в размере 9 % провозной платы за каждые сутки просрочки, при этом общая сумма штрафа за просрочку не может превышать провозной платы. Важная особенность - просрочка доставки груза исчисляется с двадцати четырёх часов, когда должен быть доставлен груз. Основанием в данном случае является отметка в транспортной накладной о времени прибытия ТС в пункт выгрузки.

Договором перевозки также в индивидуальном порядке можно установить:

1)                      размер штрафных санкций, кроме случаев отсутствия по вине грузоотправителя в транспортной накладной особых отметок или мер предосторожности, либо искажения сведений о свойствах груза; зафиксированного в законах РФ размера возмещения ущерба в случае утраты, порчи, повреждения груза; установленной предельной суммы штрафа за просрочку в доставке груза;

2)                      кто составляет транспортную накладную;

3)                      сроки предоставления т/с и контейнеров перевозчиком;

4)                      срок приведения грузоотправителем груза в соответствие правилам перевозок;

5)                      сроки погрузки грузов в т/с, контейнеры, а также выгрузки грузов;

6)                      кто предоставляет, устанавливает и снимает приспособления для погрузки, выгрузки и перевозки грузов;

7)                      кто грузит и выгружает груз;

8)                      пломбировать или нет крытые т/с, контейнеры, а также кто пломбирует;

9)                      сроки доставки груза;

10)                 с какого срока груз считается утраченным;

11)                 с какого времени рассчитывать просрочку доставки груза;

12)                 форма уведомления уклоняющейся стороны о проведении экспертизы для определения размера фактической недостачи, повреждения (порчи) груза;

13)                 размер платы за хранение груза на терминале перевозчика;

14)                 предельный срок хранения груза в терминале перевозчика;

 

Приём и сдача товара

Немало толкований допускают стороны, связанные договором и в отношении Инструкции по приёму и сдаче товара. Между тем следует помнить, что водитель (экспедитор) несёт ответственность за несохранность товара, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи получателю, кроме оговорённых в законодательстве случаев. В необходимых случаях водитель (экспедитор) имеет право приостановить погрузку для более точного контроля количества и состояния товара. В этом случае менеджер склада должен отдать распоряжение грузчикам сделать необходимые операции с товаром (переместить в кузове ТС или на погрузочной рампе, частично выгрузить из ТС для облегчения подсчёта).

Товар сдаётся водителем (экспедитором) получателю в том же порядке, в каком он принимался к перевозке. Если отсутствует представитель грузополучателя, то совместно с должностными лицами независимых организаций (работники КПП, охраны, кладовщики) документально оформляет факт невозможности сдать товар.

В случае расхождений в подсчёте количества сдаваемого товара водитель (экспедитор) имеет право потребовать приостановить выгрузку для более точного подсчёта, а персонал склада обязан выполнить требования водителя.

Приём и сдача товара на складах компании оформляются подписями водителя (экспедитора) и менеджера склада.

 

Утрата груза

Когда груз считается утраченным? Если иное не установлено договором перевозки груза, грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным и потребовать возмещения ущерба за утраченный груз, если он не был выдан грузополучателю по его требованию в течение десяти дней со дня приёма груза для перевозки при перевозках в городском и пригородном сообщениях, или в течение тридцати дней со дня, когда груз должен был быть доставлен грузополучателю, при перевозке в междугородном сообщении.

Перевозчик возмещает ущерб, причинённый при перевозке груза в размере стоимости утраченного или недостающего груза или суммы, на которую понизилась стоимость груза в случае повреждения (порчи) или стоимости, в случае невозможности восстановления повреждённого (испорченного) груза; доли объявленной стоимости груза, соответствующей недостающей или повреждённой (испорченной) части груза в случае перевозки с объявленной ценностью; объявленной стоимости - в случае утраты груза, а также невозможности восстановления груза в случае перевозки с объявленной ценностью. В дополнение к этому перевозчик возвращает провозную плату за перевозку утраченного, недостающего, поврежденного (испорченного) груза.

Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счёте продавца или предусмотренной договором перевозки груза, при отсутствии счёта или указания цены в договоре - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

 

Форс-мажорные обстоятельства

Этот термин применяется во всех договорах. В отношении договора перевозки толкование понятия «обстоятельства непреодолимой силы» обеспечивает Гражданский кодекс (ГК) РФ и УАТ и ГНЭТ. Ст. 794 ГК к форс-мажорным обстоятельствам причисляет явления стихийного характера, пожары, заносы, наводнения и военные действия. Ст. 796 ГК - обстоятельства, «которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело». Ст. 34, ч. 5 УАТ и ГНЭТ - обстоятельства, «которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам». Ст. 36 УАТ и ГНЭТ к форс-мажорным относит обстоятельства «непреодолимой силы, временных ограничения или запрет движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введённые в порядке, установленном законодательством РФ, по не зависящим от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причинам; иные не зависящие от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причины».

Ст. 17 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки к форс-мажорным относит обстоятельства, «избегнуть которые транспортёр не мог и последствия которых он не мог предотвратить».

Во всех случаях стоит помнить о главном - явления стихийного характера (заносы, наводнения, пожары) и карантинные запрещения, вызывающие временное прекращение или ограничение перевозки грузов по автомобильным дорогам и послужившие причиной невыполнения плана перевозок, должны быть надлежащим образом удостоверены.