Шинный эксперт "Шинный рынок: мифы и реальность"


Виктор ШУЛЯК,

руководитель экспертно-технической группы и Школы шинного мастерства компании «ТиДиСи»

 

Сейчас, когда объёмы перевозок уменьшились в разы, а стоимость фрахтов упала до бессмысленных величин, выжить можно только за счёт максимальной эффективности. Достигается это путём экономии топлива, оптимизации эксплуатационных затрат, а также выбором наиболее выгодных шин.

 

Чтобы выжить

Ещё год назад все транспортные компании жили припеваючи. И когда речь шла о том, какой сервис или запчасти покупать, многие перевозчики отдавали предпочтение качественным проверенным брендам. С одной стороны это объяснялось стремлением к определённому уровню надёжности транспортных средств, а с другой – банальным наличием денег для подобной роскоши.

Сейчас всё изменилось. Теперь, несмотря на обещание правительства помочь перевозчикам, выжить в сложившейся ситуации смогут только те, кто предложит клиентам наиболее выгодные условия. В свою очередь, чтобы предлагать самые низкие цены, транспортным компаниям придется сделать свой бизнес максимально эффективным. Это означает, что все эксплуатационные затраты должны быть сведены к минимуму.

 

Делаем правильный выбор

Самой существенной статьёй затрат транспортной компании после топлива и заработной платы являются шины. Здесь существует возможность для немалой экономии. Всё зависит от того, насколько эффективным является использование тех или иных шин. Перевозчики, отдававшие предпочтение брендам премиум-класса, заботились в первую очередь о надёжности. Но это было актуально в то время, когда денег хватало всем и на всё. Сейчас же приходится заботиться о выплате кредитов и выживании компаний. Значит, перевозчикам нужны шины, которые дадут минимальную стоимость километра пробега.

Теперь свой выбор приходится основывать не на снобистских привязанностях к известным брендам, а на прагматичном расчёте. Это значит, что весь выбор сводится к нахождению шин с наименьшей стоимостью километра пробега. И если потратить полчаса времени на примитивные расчёты, станет очевидно, что шины как в сегменте «премиум», так и в сегменте «бюджет» имеют практически одинаковую стоимость километра пробега. Но это только в том случае, если в дальнейшем не планируется использовать каркас. Правда, учитывая состояние наших дорог, вероятность сохранить каркас для последующего восстановления слишком мала.

 

Европейский опыт

Европейцы очень долго старались не пускать азиатские шины на свой рынок. Но рост цен на европейские шины вынудил перевозчиков обратить свои взоры в сторону дешёвых китайских шин. За последние годы объём импорта азиатских шин вырос во много раз. Как видно из таблицы, самый существенный объём импорта зафиксирован в наиболее развитых странах: Испании, Италии, Германии, Нидерландах и Великобритании. Это говорит о том, что доверие к азиатским шинам есть, несмотря на их родословную. В то же время самые незначительные поставки отмечены в «отстающие» страны – Венгрию, Чехию, Словению, Португалию, Румынию и Польшу. Подобная статистика как нельзя лучше свидетельствует о том, насколько существенен в бизнесе трезвый расчет и не важны эмоции относительно брендов шин.

 

Рост импорта новых грузовых шин из Китая в страны Евросоюза, тыс. шт.

 

 

 

 

Импорт новых грузовых шин из Китая в страны Евросоюза (тыс. шт.)

 

Страна

1 – 3 кв. 2007 г.

1 – 3 кв. 2008 г.

%

2006 г.

2007 г.

%

Бельгия

9,448

4,526

-52,1

18,686

40,229

115,3

Болгария

3,586

7,043

96,4

5,035

26,218

420,7

Дания

2,841

3,89

36,9

7,045

11,97

69,9

Германия

34,438

53,589

55,6

48,913

207,11

323,4

Эстония

1,802

1,856

3,0

5,508

9,135

65,8

Финляндия

1,578

4,962

214,4

2,966

15,02

406,4

Франция

6,664

7,8

17,0

25,054

50,499

101,6

Греция

10,607

18,935

78,5

0

106,112

 

Ирландия

5,116

9,755

90,7

12,805

27,848

117,5

Италия

20,514

99,002

382,6

40,503

123,956

206,0

Литва

0,852

2,753

223,1

5,609

8,16

45,5

Латвия

3,522

3,698

5,0

11,681

21,398

83,2

Мальта

0,83

0

-100,0

3,352

1,253

-62,6

Нидерланды

97,43

100,917

3,6

264,712

350,377

32,4

Австрия

0,214

0,822

284,1

0,706

0,902

27,8

Польша

9,015

1,719

-80,9

9,803

58,859

500,4

Португалия

1,445

0,764

-47,1

2,33

10,155

335,8

Румыния

1,115

6,101

447,2

0

16,151

 

Швеция

10,836

8,017

-26,0

10,706

25,21

135,5

Словакия

3,371

0

-100,0

5,5

27,217

394,9

Словения

0,808

1,108

37,1

3,536

4,814

36,1

Испания

44,793

28,957

-35,4

93,881

180,104

91,8

Чехия

0,669

2,27

239,3

1,73

8,207

374,4

Венгрия

0,461

2,541

451,2

0,563

6,843

1115,5

Великобритания

28,51

49,588

73,9

141,514

138,901

-1,8

Кипр

2,51

4,303

71,4

6,173

8,69

40,8

Всего

302,975

424,916

40,2

728,311

1485,338

103,9

 

Energy Saver – рекламный трюк или?..

Компания Michelin широко разрекламировала свои новые шины серии Energy Saver с низким сопротивлением качению. Покупателям было обещано, что они позволят cэкономить до 20 % топлива.

Для грузовых перевозок экономия топлива - весьма существенный фактор, поскольку его доля в расходах транспортных компаний составляет 25 – 30 %. Это послужило поводом для компании Bridgestone организовать сравнительные испытания между своими и новыми шинами Michelin чтобы убедиться, насколько заявленные в рекламе качества соответствуют действительности.

Тестирование проводилось по согласию обеих компаний и при их равноправном участии. Для этого были выбраны две пары одинаковых грузовиков: первую пару «обули» в совершенно новые шины (на одном грузовике установили обычные шины Bridgestone, а на втором – шины Michelin Energy Saver с низким сопротивлением качению). Для второй пары грузовиков подобрали такие же шины, изношенные на 50%. Это было сделано для большей точности эксперимента. Грузовики в течение двух месяцев ездили по одним и тем же маршрутам, преодолевая в среднем по 400 км за день. После этого шины поменяли: вместо Bridgestone установили Michelin и наоборот. В итоге – грузовики эксплуатировались еще два месяца.

В результате испытаний было установлено, что средний расход топлива у грузовиков с новыми комплектами шин составил: для Bridgestone – 29,81 л/100 км, для Michelin Energy Saver – 29,88 л/100 км. Шины, изношенные на 50 %, показали несколько худший результат: для Bridgestone – 30,17 л/100 км, для Michelin Energy Saver – 30,21 л/100 км.

По словам представителя Bridgestone, такой тест не может претендовать на абсолютную точность, поскольку для его проведения не были созданы идеальные условия. Кроме того, существует целый ряд других факторов, влияющих на расход топлива: это и стиль вождения, и аэродинамика, и погодные условия, и состояние шин, и геометрия подвески, и состояние самого автомобиля. Но, в то же время, проведённое испытание показало, что заметной разницы в расходе топлива при использовании шин Bridgestone и Michelin Energy Saver нет. Следовательно, в заявлениях компании Michelin больше рекламы, чем реального преимущества.

Если посмотреть на эту проблему со стороны, можно сделать несколько интересных выводов. Когда новая шина находится в стадии разработки, конструкторы пытаются найти оптимальный баланс между надёжностью, долговечностью, безопасностью и экономичностью. Объединить всё это крайне сложно, поскольку в случае преобладания одного из этих факторов пострадают другие.

Например, чтобы уменьшить сопротивление качению, нужно сделать более жесткий каркас шины и снизить эластичность резины протекторной части. Но при этом ухудшится надёжность шины и её безопасность. Более жёстким каркас имеет больше шансов получить критические повреждения во время наезда на препятствие, а «дубовый» протектор хуже цепляется за дорожное покрытие. Следовательно, увеличивается тормозной путь и ухудшается управляемость транспортным средством. Пойдёт ли на это один из ведущих мировых производителей?

По материалам журнала TireBusiness, Великобритания.

 

Разрушители мифов

В среде дальнобойщиков ходят разговоры о том, как с помощью шин можно экономить топливо. Мы обратились к специалистам, чтобы они прокомментировали эти мифы.

 

Миф № 1: перекачка шин уменьшает расход топлива.

Бытует мнение, что если низкопрофильные шины с диаметром 22,5 дюйма накачать до 9,5 атм, это существенно снизит потребление топлива. Действительно, повышенное давление незначительно снижает сопротивление качению, но это малоэффективный способ экономии топлива. К тому же в процессе эксплуатации такой шины могут возникнуть проблемы как с её безопасностью, так и с безопасностью транспортного средства в целом. Максимально допустимое давление в низкопрофильной шине с диаметром 22,5 дюйма и классом нагрузки G – 7,5 атм (по рекомендации производителей шин), а максимально разрешимое давление в шине, монтируемой на диск, – 22,5х8,25, что чуть больше 8 атм (по рекомендации производителей дисков).

Шина с давлением в 9,5 атм превращается в бомбу с часовым механизмом, который вот-вот сработает. Наезд на острое препятствие (камень или яма с острыми краями) может привести к её взрыву. А там уже – как повезёт. Хорошо, если только шину потеряете. А ведь можно повредить некоторые элементы подвески или попасть в ДТП.

С экономической точки зрения перекачка шины приносит больше вреда, чем пользы. У шины с повышенным давлением пятно контакта меньше, что приводит к появлению центрального износа протектора, поэтому стоимость таких неправильных «экспериментов» с шиной во много раз превысит выгоду от экономии топлива.

 

Миф № 2: выбор шин на ось свободного качения (например, ось прицепа) не особо влияет на экономию топлива.

В 80-х годах, когда тема экономии топлива стала одной из самых болезненных для владельцев парков, производители шин начали проводить большое количество тестов, определяя экономичность своей продукции. Двадцать пять лет назад было достоверно установлено, что каждая колёсная позиция (ось) участвует в экономии топлива.

Например, если взять комбинацию тягач–полуприцеп, то схема экономии топлива осью будет такой: 15 – 20 % – приносит рулевая ось, шины ведущей оси – 30 – 42 %, шины прицепной оси – 42 – 52 %. Если парк собирается перейти на эффективную экономию топлива с помощью шин, сначала нужно обратить внимание на подбор шин на прицепную ось, а потом – на ведущую и рулевую.

 

Миф № 3: использование азота для накачки шин значительно увеличивает экономию топлива.

Существует много рекламных трюков, расхваливающих накачку азотом: «Это поможет вашим шинам не перегреваться», «Накачка азотом поможет вам забыть о регулярном контроле давления». Несмотря на то, что азот имеет много преимуществ, это — не панацея от всех проблем. Он медленнее проникает в иннерлайнер и позволяет шине дольше не терять давление (природная потеря давления шиной — 2 psi в месяц), а также предохраняет диск и элементы шины от коррозии.

Он действительно позволяет экономить топливо? Теоретически, если давление в шине держится лучше, то будет экономиться топливо. Как правило, самая большая его потеря происходит от повреждения шины, а от проколов, порезов, сколов азот не убережёт. Только Вы сами можете проконтролировать ее состояние, поэтому чаще делайте инспекцию шины.

 

Миф № 4: регулировка осей не влияет на экономию топлива (или влияет, но незначительно).

Это действительно настоящий миф. Регулировка осей очень сильно влияет на экономию топлива. Состояние прицепов (полуприцепов), у которых направление движения осей отлично от движения вперёд, называют «собачьим хвостом». В таком состоянии прицеп движется за тягачом под углом, что увеличивает сопротивление качению, шины изнашиваются быстрее и, как следствие, повышается расход топлива. Поэтому нужно периодически выполнять проверку геометрических параметров ходовой транспортного средства.

 

Миф № 5: восстановленные шины имеют больший коэффициент сопротивления качению и таким образом повышают расход топлива.

Как правило, восстановители разрабатывают протекторную ленту, очень похожую на «родную» и обладающую такими же качествами. Если шины восстановленные, это не означает, что у них больший коэффициент сопротивления качению.

 

Миф № 6: технологии экономии топлива могут быть заложены в любой каркас при изготовлении шины.

Грузовые шины всегда должны объединять несколько противоположных качеств: низкое сопротивление качению, хорошие тормозные свойства, низкий уровень шума, износоустойчивость, долговечность, сопротивляемость повреждениям. Если сделать упор только на одно из них, пострадают другие. Так, например, если сделать каркас слишком жёстким и использовать более твёрдую резину в протекторе, уменьшится сопротивление качению. Но в этом случае могут ухудшиться тормозные характеристики, долговечность каркаса и т. д. Это недопустимо, поскольку все характеристики шины должны соответствовать мировым стандартам.

Итог: Для того, чтобы улучшить экономические показатели своего грузовика, нужно помнить и контролировать три основных параметра:

1) скорость;

2) регулировку осей транспортного средства;

3) давление в шинах.

Это поможет Вам всегда оставаться в бизнесе и быть в строю.

 

Что выгоднее: отремонтировать изношенную шину или сразу купить новую?

Вопрос в первую очередь экономический. При этом немаловажное значение имеет и техническое состояние повреждённой шины, влияющее на принятие решения (возраст, торговая марка, типоразмер, наличие предыдущих ремонтов, зона повреждения и т. д.), при условии, что ремонт данного  повреждения технически возможен.

Если стоимость ремонта соизмерима со стоимостью её остаточного пробега, лучше купить новую шину,  а эту реализовать восстановителям. Как поступить – каждый решает сам. Покупая новую шину или ремонтируя старую, перевозчик и в том, и в другом случае покупает пробег с разной степенью его последующей надёжности. Приобретая новую шину взамен повреждённой, мы увеличиваем степень безопасности  при эксплуатации ТС.

 

Манометр манометру рознь

Правильное давление в шинах – залог их долголетия и безопасности вашего автомобиля. Тем не менее, подходя к колесу с манометром, мы не задумываемся, насколько точны его показания. Кроме того, у каждого типа манометра есть свои особенности работы в различных условиях, поэтому мы решили выяснить, какие плюсы и минусы у каждого из них.

На сегодняшний день существует несколько типов манометров, используемых для определения давления в грузовых шинах: механический стрелочный, механический реечный и электронный.

Электронный манометр удобен в первую очередь своей компактностью. Он не занимает много места, а при измерении на индикаторе видно, в каких единицах показано давление. Из недостатков следует выделить нестабильную работу в холодное время года. Низкая температура окружающего воздуха может сыграть злую шутку с элементами питания, и в нужный момент прибор вообще откажется работать или будет показывать неправильные данные. К тому же, если такой манометр произведён малоизвестной компанией, точность измерений может быть сомнительной, поэтому перед началом эксплуатации рекомендуется сверить его показания с эталонным прибором, точность которого не подвергается сомнению.

Реечный манометр встречается крайне редко, хотя простота его конструкции свидетельствует о высокой надёжности. Точность такого манометра тоже допустима, особенно для грузовых автомобилей, где одна десятая атмосферы – незначительная погрешность.

Единственный минус – это выдвижная рейка со шкалой. Под влиянием физических воздействий она может сломаться, поэтому хранить такой манометр следует в отдельном от других инструментов месте.

Обычный механический (стрелочный) манометр, используемый повсеместно, стал популярным благодаря простоте, надёжности и удобству в эксплуатации. Правда, он не любит лишней влаги, негативно влияющей на «часовой» механизм. В остальном же нареканий нет. Шкала в таком приборе, как правило, проградуирована сразу в нескольких единицах измерения (например, в барах и psi), и водитель в любом случае оценит, насколько давление в шине отличается от требуемого.

На рынке продаётся большое количество манометров различных типов. Их цена колеблется в очень больших пределах, а названия производителей зачастую ни о чём не скажут покупателю, поэтому, приобретая манометр, следует придерживаться нескольких стандартных правил:

– дешёвые вещи качественными бывают редко;

– невзрачная потертая упаковка и неказистый внешний вид ещё ни о чем не говорят, возможно, производитель сэкономил на внешности, а конструкция прибора точна и надежна;

– дорогие манометры просто обязаны измерять давление правильно, но лучше проверить это до истечения 2-недельного срока, пока товар можно вернуть.

 

Справка шинного эксперта «АП»

Давление в манометрах может быть показано в разных единицах измерения: кПа, атмосферы, кг/см², бары и рsi. Соотносятся они следующим образом:

1 кг/см² = 1 Атм = 0,98 Бар = 980 кПа = 14,3 рsi.

Другими словами, давление 8,2 кг/см² будет соответствовать 8,2 атмосферы, или 800 кПа, или 116 рsi.