Выставки "Что китайцу – хорошо, то в мире «кризисом» зовётся"


 

 

Ксения ДИТЯТКИНА

 

 

В начале марта текущего года выставочный комплекс «Экспоцентр» в Москве встречал гостей, сферой деятельности которых является автомобилестроение и техническое обслуживание железных «коней», на выставке «Автомеханика». Посетителей как и представителей данной отрасли было негусто. Многие крупные производители автокомпонентов и вовсе отказались от участия в мероприятии, мотивируя это сложившейся экономической ситуацией в России и мире. Зато производители среднего звена решили не упускать свой шанс занять освобождающиеся места на рынке автозапчастей и с особым усердием рекламировали собственную продукцию, организовав стенды сразу в двух залах.

 

Кому на Руси…

Представителей российских производителей автозапчастей для грузового транспорта отмечено не было, или они так хорошо маскировались, что их стенды остались неприметными. Зато с каким размахом расположились такие компании и дилеры, как AS Metal, Mann Filter, «АвтозапчастиExist.ru», «ИНЖТЕХсервис», MK Slift! С менеджерами этих и других фирм нам удалось поговорить о сегодняшнем положении на рынке и перспективах работы в России.

Автозапчасти для рулевого управления фирмы AS Metal

 

Итак, начнём с выставочного зала № 2, в котором располагался и стенд журнала «Автоперевозчик». Наиболее заметной оказалась экспозиция турецкой компании по производству автозапчастей для рулевого управления AS Metal, а господин Болюкбаш Селяхаддин – руководитель отдела маркетинга, любезно рассказал о своих планах на этот год:

- Ни для кого не секрет, что продажи новых автомобилей в Америке и Европе достигают почти нулевой отметки. Благодаря этому у нашей компании открываются новые возможности, потому что в период кризиса AS Metal решила снизить цены на реализацию запчастей, не ухудшая их качество. В настоящий момент покупатели хотят экономно тратить свои деньги, поэтому, снижая цены, мы стремимся к увеличению объёмов продаж. Гораздо выгоднее продать 10 тыс. штук комплектующих по сниженной цене, чем 10 - по высокой. Кроме того, большие продажи – это лучшая реклама любой фирмы.

Представитель компании Mann Filter отвечать на вопросы отказался, сославшись на отсутствие на выставке в данный момент технических специалистов, зато приглашённая Mann Filter художница виртуозно нарисовала на меня дружеский шарж. На том и расстались…

А вот менеджер «ИНЖТЕХсервис» (фирмы, торгующей американским, немецким, итальянским и китайским оборудованием для автосервисов) – Александр Гандрабура достаточно подробно осветил интересующую меня тему:

- Бывали годы и получше, - начал он. – Сейчас нет подъёма продаж оборудования. Дело в том, что сегодня вырос спрос на ремонт станков из-за их интенсивной эксплуатации. В настоящий момент многие стремятся не купить новую машину, а поддерживать в рабочем состоянии ту, что есть. Если ещё полгода назад покупатели стремились приобрести для автосервисов оборудование премиум-класса, то сейчас приоритетом при выборе станка является его цена. Всё чаще стали покупать китайские агрегаты, хотя это оборудование и служит всего один сезон, но за этот период способно дважды окупить себя. До кризиса пользовались спросом аппараты итальянского производства, которые безотказно работают три-четыре сезона, но всё меняется… Сегодня техцентры стараются завлечь клиента ценой на услуги, поэтому, если станок дорогой, то и стоимость предоставляемой услуги высокая, ведь агрегат должен окупаться.

Демонстрация работы оборудования для техсервисов

 

В настоящее время не каждый дилер для своих сервисных центров покупает то оборудование, которое рекомендует автопроизводитель, а по возможности приобретает то, что дешевле.

В период проведения выставки компания предлагала своим клиентам принять участие в акции и приобрести оборудование по сниженным ценам, а именно: из расчёта стоимости по курсу 1 доллар США за 28 рублей, 1 евро - за 36 рублей. Не могу сказать, что от покупателей не было отбоя, хотя, возможно, кто-то и соблазнился.

Официальный дилер многих европейских фирм-производителей гаражного оборудования для техцентров - компания MK Slift также приняла участие в выставке, несмотря на то, что, по словам менеджера фирмы Дмитрия Волкова, ситуация, в которой компания сейчас находится, сложная, многие проекты заморожены, хотя потребители всё-таки есть. Он объяснил спад продаж тем, что в сложившейся экономической ситуации многие клиенты официальных дилерских центров отказались от услуг их автосервисов и обслуживаются у неофициальных дилеров, потому что это меньше «ударяет» по кошельку (по крайней мере поначалу создаётся такое впечатление).

Самым впечатляющим участником выставочного зала № 1 оказался стенд компании Exist.ru. Фирма поставляет автозапчасти более чем от 1200 производителей из десяти стран мира. Правда, результаты их работы в последние месяцы прошлого и начале этого года, по словам старшего менеджера регионального отдела Александра Шереметьева, не такие радужные, как это кажется, глядя на оформление стенда. Сегодня самое главное для компании – не потерять ту стабильную позицию, которую она занимает на рынке, несмотря на спад продаж с осени 2008 г. Дело в том, что цена поставляемых фирмой запчастей напрямую зависит от курса валюты. Ни для кого не секрет, что этот курс постоянно меняется в не самую выгодную для российского покупателя сторону. В России запчасти для многих брендов автопроизводителей не выпускаются. Если руководствоваться статистикой компании, то наиболее ярко выражено снижение покупательской активности в регионах, занимающихся сельским хозяйством.

 

…жить хорошо

Представители китайских производителей автозапчастей заняли четвёртую часть выставочного зала № 1. На мой вопрос: «Сказался ли кризис на работе их предприятий?» девушка-переводчик, с трудом говорящая по-русски и понявшая мой вопрос только с третьего раза, ответила: «У нас всё «хаясо», - и с улыбкой отправилась пить чай. Китайцы представили на выставке такие автокомпоненты, как фары, прокладки для двигателей и другие мелкие запчасти в основном для легковой техники.

Двумя другими компаниями, довольными экономической ситуацией в мире, оказались производители лампового оборудования Trifa и Absaar. Менеджер компаний Татьяна Киндеркиехт - единственный русскоговорящий представитель – поведала, что для этих фирм главное, чтобы было больше подержанных автомобилей. Тогда будет чаще требоваться замена ламп. Кстати, неоригинальные компоненты, реализуемые фирмой Trifa, производятся всё в тех же Китае и Тайване, а оригинальные привозятся из Европы. О том, каких компонентов продаётся больше, представители предпочли умолчать.

Компания IAGe - дебютант из Германии

 

Не смог остаться незамеченным и стенд компании IAGe. Немецкая фирма впервые приняла участие в выставке на территории России. Дария Берндт – бизнес-руководитель проекта в Восточной Европе, сообщила, что в Германии продажи компании в январе - феврале 2009 г. упали на 30 %. Но, судя по выставке, кризис коснулся в основном крупных фирм, а мелкие производители его почти не почувствовали. В настоящее время IAGe пытается выровнять свои позиции среди производителей автозапчастей благодаря расширению рынка сбыта. «Если рассматривать только Германию как основного покупателя, - говорит Д. Берндт, - то 80 % рабочих мест напрямую или косвенно связаны с автомобильной индустрией. Из-за сильного уменьшения объёма грузоперевозок внутри страны покупательская активность снизилась почти на 50 %. Решение прийти на российский рынок сейчас обосновано следующими факторами: во-первых, он огромен и обладает неисчерпаемыми возможностями. Во-вторых, изучена статистика, и компания видит перспективы в связи с нехваткой качественного товара для российских автопроизводителей. И, в-третьих, у крупных производителей сегодня большие сложности, а у мелких, таких, как компания IAGe, это не так ярко выражено, поэтому сейчас самое время занять освобождающиеся на рынке места и открыть свой филиал с дальнейшей перспективой роста».

С оптимизмом смотрит в будущее и фирма NBC из Саудовской Аравии (производитель аккумуляторов). Несмотря на снижение продаж, NBC продвигает свой бренд на Ближнем Востоке и в странах бывшего СССР, как и представители Германии, считая, что именно сейчас нужно расширять рынок сбыта. За счёт российских покупателей NBC надеется увеличить свои доходы и укрепить позиции как производителя. Что ж, посмотрим…

Дилер компании E-way представил на выставке электромобили, разработанные в США и Нидерландах, а собранные всё в том же Китае.

 

***

Несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию в мире, выставка «Автомеханика» всё же состоялась и даже позволила некоторым её участникам сказать, что всё у них «хаясо».