Техосмотр "Всемирный техосмотр?"


Принципы реформирования международных механизмов гармонизации требований   к транспортным средствам

 

Виталий КОМАРОВ, заместитель генерального директора ОАО «НИИАТ», к. т. н.

 

Соглашение о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колёсных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров, заключённое в Вене 13 ноября 1997 года (далее – Соглашение), вступило в силу 27 января 2001 года. Его целью является обеспечение единообразия в правилах, регулирующих дорожное движение в Европе, и технический осмотр транспортных средств. Документ подписан 28 странами, но договаривающимися сторонами стали только 11 государств: Российская Федерация, Эстония, Голландия, Румыния, Венгрия, Финляндия, Болгария, Беларусь, Албания, Украина и Молдавия. Остальные страны ожидают ратификации Соглашения. Длительное время Евросоюз изучал возможность подписания документа, а его члены приостановили процесс ратификации в ожидании решения ЕС. В июне 2008 года на 145 сессии Всемирного форума для согласования правил в области транспортных средств (WP.29) представитель ЕС заявил, что после тщательного сопоставления положений Соглашения с законодательством ЕС был сделан вывод о невозможности присоединения ЕС к Соглашению.

 

В качестве формальных оснований для такого решения приведены:

– различная трактовка понятия «международное дорожное движение» в ЕС и странах Европейской экономической комиссии ООН;

– законодательство ЕС не предусматривает единого сертификата технического осмотра;

– законодательство ЕС не предусматривает проведение технического осмотра от имени другой договаривающейся стороны, что разрешается ст. 12 Соглашения;

– область распространения и объём требований Правила № 1 Соглашения и Директивы 96/96/ЕС не совпадают.

Всемирный форум для согласования правил в области транспортных средств (WP.29) на 146 сессии в ноябре 2008 г. рассмотрел возможности развития Соглашения. В краткосрочной перспективе предлагается продолжить работу над действующим правилом и проектом нового правила в   сотрудничестве с международным комитетом по техническому осмотру автомобилей (CITA). В долгосрочной перспективе WP.29 полагает, что концепция Соглашения может измениться, и оно станет дополнять «Соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колёсных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колёсных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний», заключённое в Женеве 20 марта 1958 г., и «Соглашение о введении глобальных технических правил для колёсных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колёсных транспортных средствах», заключенное в Женеве 25 июня 1998 г. (далее – Женевские Соглашения 1958 и 1998 гг.), устанавливая требования к конструкции транспортных средств на стадии эксплуатации.

Конвенция о дорожном движении 1968 г., Женевские соглашения 1958 и 1998 гг. и Венское соглашение 1997 г. образуют систему международных соглашений, гармонизирующих требования к колёсным транспортным средствам на всех стадиях жизненного цикла. Поэтому системный подход к развитию Венского соглашения 1997 г. представляется логичным и наиболее приемлемым. В настоящей статье представлено общее описание такого подхода.

 

Международные требования к транспортным средствам в эксплуатации

Конвенция о дорожном движении 1968 г. (далее – Конвенция) является одним из важных международных соглашений, облегчающим международное дорожное движение и увеличивающим его безопасность путём принятия единообразных правил дорожного движения. К Конвенции присоединились 80 стран, в том числе практически вся Европа.

В соответствии с Конвенцией (ст. 3, п. 2а) и дополняющим её Европейским соглашением 1968 г. договаривающиеся стороны обязаны принять меры по обеспечению соответствия транспортных средств, зарегистрированных на их территории и участвующих в международном дорожном движении, требованиям п. 4 ст. 39 Конвенции и приложения 5 к ней. Указанный п. 4 предписывает проверку соответствия транспортных средств, участвующих в международном движении,   требованиям Правил Венского соглашения 1997 г. в рамках национальных периодических технических осмотров (ПТО).

Согласно п. 5 ст. 39 Конвенции водитель транспортного средства, участвующего в международном движении, должен иметь международный сертификат технического осмотра (МСТО). Форма МСТО приведена в приложении 2 к Соглашению. Это требование распространяется на все страны, а не только на   договаривающиеся стороны Соглашения.

МСТО должен быть выдан компетентным органом договаривающейся стороны Конвенции, на чьей территории зарегистрировано транспортное средство, или его уполномоченным органом, или уполномоченной ассоциацией от имени договаривающейся стороны.

В качестве альтернативы МСТО могут использоваться национальные документы, подтверждающие прохождение ПТО. Их образец препровождается генеральному секретарю ООН для информирования договаривающихся сторон Венского соглашения 1997 г.

Таким образом, соответствие транспортных средств требованиям Соглашения и наличие МСТО являются требованиями Венской конвенции. Вместе с тем договаривающиеся стороны Конвенции обязаны признавать МСТО, если это предусмотрено, т. е. если они - договаривающиеся стороны Соглашения. Это создаёт неравные условия для перевозчиков, поскольку большинство договаривающихся сторон Конвенции не является договаривающимися сторонами Соглашения.

 

Международная система гармонизации требований к конструкции транспортных средств и транспортным средствам в эксплуатации

Конвенция о дорожном движении 1968 г., Женевские соглашения 1958 и 1998 гг. и Венское соглашение 1997 г. образуют систему международных стандартов, гармонизирующих требования к транспортным средствам на всех стадиях жизненного цикла (рис. 1).

 

Рисунок 1. Система международных стандартов, гармонизирующих требования к транспортным средствам на всех стадиях жизненного цикла

 

 

 

Правила, прилагаемые к Венскому соглашению, должны содержать требования к транспортным средствам в эксплуатации и к их компонентам. Транспортные средства необходимо спроектировать, изготовить и оборудовать таким образом, чтобы соответствовать этим требованиям при нормальных условиях эксплуатации. Сводная резолюция по конструкции транспортных средств (R.E.3) может устанавливать связь требований к типу конструкции   с требованиями в эксплуатации. Такое взаимодействие повысит качество сертификации транспортных средств.

Перечень правил Венского соглашения, устанавливающих   требования к транспортным средствам в эксплуатации, может включать правила по:

– безопасности тормозных систем;

– безопасности рулевого управления;

– техническому состоянию световой и звуковой сигнализации;

– обзорности;

– состоянию шин и колёс;

– состоянию сцепных устройств;

– безопасности электронных систем управления, и т. п.

Правила содержат требования и методы оценки.

В проекте правила № 2 «Единообразные предписания для проверки технического состояния колёсных транспортных средств при периодических технических осмотрах» могут быть ссылки на правила по отдельным системам или компонентам. В соответствии с Конвенцией они могут быть приняты договаривающимися сторонами и включены в национальные системы технического осмотра транспортных средств. Это будет способствовать гармонизации требований к транспортным средствам в эксплуатации (рис. 2).

Объединение Женевского соглашения 1958 г. и Венского соглашения 1997 г. позволяет разрабатывать проекты правил в рабочих органах Всемирного форума при участии специализированных организаций технического осмотра.

Договаривающиеся стороны могут представить в исполнительный комитет Женевского соглашения 1998 г. запрос на включение в компендиум потенциальных правил любых технических правил, которые договаривающаяся сторона применяет к транспортным средствам в эксплуатации. Это правило может стать претендентом на глобальное правило.

Конвенция о дорожном движении 1968 г., Женевские Соглашения 1958 и 1998 гг. и Венское соглашение 1997 г. образуют систему международных стандартов, гармонизирующих требования к транспортным средствам на всех стадиях жизненного цикла.

 

Рисунок 2. Системы технического осмотра транспортных средств

 

 

Большинство европейских стран являются договаривающимися сторонами Конвенции о дорожном движении 1968 г. и должны способствовать дорожной безопасности путём гармонизации технических требований к транспортным средствам в эксплуатации.

Венское соглашение может стать механизмом гармонизации   требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации. В этом случае из сферы обязательств сторон исключается признание результатов технических осмотров. Тогда название Соглашения может быть изменено на «Соглашение о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колёсных транспортных средств» или «Соглашение о принятии единообразных требований к колёсным транспортным средствам в эксплуатации». Требования к сертификату технического осмотра   (добавление 2 к Соглашению) могут быть изложены в Конвенции.

WP.29 может предложить рабочей группе КВТ ЕЭК ООН по безопасности дорожного движения (WP.1) обсудить возможность внесения изменений в п. 3 ст. 3 Конвенции, предусматривающих обязательность МСТО для всех перевозчиков.

Для обеспечения одинаковых условий для всех перевозчиков договаривающиеся стороны Соглашения должны выработать переходные положения по признанию МСТО.

Отложенный проект правила № 2 должен пройти обсуждение в рабочих группах WP.29 в качестве первого шага по продолжению работ в рамках Венского соглашения 1997 г.

Договаривающимся сторонам Венского соглашения 1997 г. предлагается утвердить перечень разрабатываемых в ближайшее время правил и приступить к их разработке.

Всемирный форум для согласования правил в области транспортных средств продолжает работу по согласованию новой концепции Венского соглашения 1997 г., не подвергая сомнению его важность для безопасности международных перевозок.