Безопасность движения "Евросоюз продлил рабочую неделю, а генпрокуратура России требует… тахограммы"


 

Александр МИХАЙЛОВ

 

Режим прогнулся под своих

Три года назад Директивой № 561 Евросоюз установил свои нормы режима труда и отдыха при перевозках в международном сообщении отличные от требований, регламентированных Соглашением Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН. С апреля текущего года под их действие подпали страны, которые не входят в ЕС, но осуществляют доставку грузов и пассажиров на его территории.

На 103-й сессии Рабочей группы по автомобильному транспорту ЕЭК ООН (ноябрь 2008 г.) Россия, Беларусь и Украина предложили компромиссное решение по вопросу принятия поправок к Европейскому соглашению о режиме труда и отдыха водителей (ЕСТР), которые бы унифицировались с внутренним законодательством Евросоюза в отношении продолжительности периодов работы и отдыха профессиональных водителей. Еврокомиссия пошла лишь на некоторые уступки: был частично решён вопрос осуществления международных нерегулярных пассажирских перевозок (только при одной международной перевозке), сохранилась возможность сокращения еженедельного периода отдыха с 45 до 24 часов не раз в две недели, а столько, сколько необходимо, но с учётом соответствующей компенсации до конца третьей недели. При этом основной вопрос, какое же законодательство необходимо выполнять транспортным операторам стран-участниц ЕСТР при осуществлении перевозок между странами-участницами ЕСТР, не входящими в Евросоюз, и государствами ЕС, так и остался без ответа.

Со своей стороны Евросоюз однозначно констатирует: хотите ездить по территории ЕС – соблюдайте наши положения по режиму труда и отдыха. В противном случае – штраф, при минимальной сумме которого в полторы тысячи евро только в течение трёх месяцев прошлого года из кошельков перевозчиков стран, не входящих в ЕС, в евросоюзовский карман перекочевало 12 млн евро.

Всячески проявляя нежелание прислушиваться к мнению международных автомобильных перевозчиков со стороны, Европейский парламент, оказывается, уступчив по отношению к своим. Подтверждение тому – решение Европейского парламента об увеличении продолжительности рабочей недели для водителей, осуществляющих международные грузовые перевозки: с января 2010 г. им будет дозволено работать до 12 дней подряд, вместо нынешних шести. На изменении правил организации труда дальнобойщиков настаивали транспортные компании, утверждающие, что сегодня для длительных перегонов им приходится нанимать двух водителей.

Депутаты Европарламента, правда, предупредили: удлинение рабочего времени должно сопровождаться выполнением ряда норм. Так, 12-дневные рейсы должны оставаться исключением. В рамках одного рейса водитель обязан обслуживать лишь одного заказчика, избегая практики заездов по дороге для выполнения других поручений. Запрещается вести машину ночью более трёх часов. Кроме того, до и после длительного рейса работодатель обязан обеспечить водителей несколькими днями оплаченного отдыха.

 

Каждому по тахографу!

Как сообщили в управлении взаимодействия со средствами массовой информации Генеральной прокуратуры России, в письме, направленном генпрокуром председателю правительства страны, содержится предложение обязать владельцев автобусов и грузовиков устанавливать на транспортных средствах тахографы – устройства регистрации времени труда и отдыха водителей.

Согласно официальной статистике, ежегодно в России в дорожно-транспортных происшествиях погибают и получают ранения свыше 300 тыс. человек, сообщается в послании. При этом значительное количество аварий с участием автобусов связано с тем, что «водители зачастую управляют транспортными средствами в состоянии повышенного утомления, обусловленного несоблюдением режима труда и отдыха».

По мнению генпрокуратуры, в РФ до сих пор не сформирована действенная система контроля над соблюдением водителями грузовых автомобилей и пассажирских автобусов соответствующего режима. Согласно постановлению правительства, тахографами должны быть оснащены только автобусы, в которых больше 20 мест, и грузовые автомобили с полной массой более 15 т, предназначенные для междугородных и международных перевозок. При этом подчёркивается, что «отсутствие административной ответственности за нарушения, связанные с несоблюдением режима труда и отдыха водителями, правил использования тахографического оборудования при осуществлении междугородных перевозок пассажиров и грузов, существенно ограничивает возможности проведения соответствующего контроля».

Генеральная прокуратура считает целесообразным расширить сферу применения тахографов в отношении всех автомобилей общим весом свыше 3,5 т и автобусов с числом мест для сидения более девяти (включая водителя), осуществляющих международные, междугородные, пригородные и внутригородские коммерческие перевозки грузов и пассажиров, а также перевозки опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов. «Внедрение указанных устройств должно сопровождаться созданием эффективного механизма контроля за их использованием, привлечения к юридической ответственности водителей грузовых автомобилей и автобусов, а также их работодателей за нарушения, связанные с несоблюдением режима труда и отдыха, требований установки и использования тахографов, вплоть до отзыва лицензий», – отметили в ведомстве.