Дороги "Дороги в России станут умнее"


 

Роман МУРАШОВ

 

В первой декаде апреля текущего года в Москве в «Президент-Отеле» состоялся первый российский Международный конгресс по интеллектуальным транспортным системам (ИТС). Организатором мероприятия выступила Международная Академия транспорта совместно с Ассоциацией интеллектуального транспорта России и Некоммерческим партнёрством «Международное деловое сотрудничество».

 

Борьба за интеллектуальную составляющую – дело государственное

Уделили внимание конгрессу и российские государственные власти – не случайно открылся этот форум выступлением председателя комитета по транспорту Государственной Думы Российской Федерации Сергея Шишкарёва. В рамках пленарного заседания он в своей речи отметил, что для решения поставленной на сегодня задачи – создания интеллектуально-транспортных систем – необходимо гармонизировать российское законодательство, максимально его интегрировать в международное, хотя бы, как минимум, прийти к использованию единой терминологии во избежание разночтений. Для этого уже разрабатывается концепция закона об информационном интегральном транспортном обеспечении в Российской Федерации. Этот закон собираются поддержать Министерство транспорта РФ и Министерство связи РФ.

В рамках конгресса с докладами выступили заместитель министра транспорта РФ Андрей Недосеков; генеральный конструктор ГНС «ГЛОНАСС» Юрий Урличич; заместитель генерального директора дирекции по управлению Федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения», ФГУ, МВД РФ Николай Чуклинов; президент Международной академии транспорта, ректор Санкт-Петербургского государственного технического университета Александр Кондратьев. Среди выступающих были и представители иностранных компаний: управляющий директор компании ASCOM (Швейцария) Ханспитер Шмит, директор по связям с корпоративными клиентами компании «Сателлик» Ем Гунтер, руководитель отдела по науке, технике, транспорту, энергетике и защите окружающей среды представительства Европейской комиссии в России Ульрих Вайнс, первый секретарь посольства Японии Хироюки Огава.

Конгрессу была оказана поддержка со стороны ITS America и Американо-Российского делового совета.

 

Революция в резолюции

Общее выражение мыслей всех участников конгресса нашло своё отражение в резолюции, принятой по итогам первого мероприятия. Главное - актуальность и перспектива развития рынка ИТС в Российской Федерации признаны всеми участниками первого российского Международного конгресса по интеллектуальным транспортным системам, представляющими профильные отрасли промышленности (автопроизводители, страхование, электроника, коммуникации, информационные технологии), сервис-провайдеров и инфраструктурных операторов (транспорт, телекоммуникации, спутниковая навигация), структуры государственной власти, пользователей телематических услуг, международные Ассоциации интеллектуальных транспортных систем (ITS Europe - ERTICO, ITS America).

ИТС – это интеграция информационно-коммуникационных технологий между ключевыми составляющими транспортных процессов: человек – транспортные средства – транспортная инфраструктура.

Только объединение правовых, интеллектуальных, технических, финансовых и административных ресурсов для обеспечения безопасного, эффективного, экологически чистого и комфортного перемещения людей и грузов создаст предпосылки для формирования национальной платформы «ИТС – Россия». Для этого предполагается системно развивать рынок ИТС в России в тесном сотрудничестве с аналогичными международными ассоциациями: ITS-Europe (ERTICO), ITS-America, ITS-Japan и пр.

Создание единой информационной инфраструктуры транспортного комплекса крайне актуально для Российской Федерации, расположенной в 11 часовых поясах и активно использующей практически все виды транспорта. В 44 морских портах страны действует около 2 тыс. коммерческих предприятий, не меньше работает и в 126 речных портах, 250 авиакомпаний работают в федеральных и порядка 400 – в региональных аэропортах. В стране функционирует более 2 тыс. экспедиторских фирм, 10 тыс. агентов и около 2,5 тыс. автопредприятий.

Ежегодно на дорогах в России в результате аварий погибает около 30 тыс. человек, причём 76 % из них - это люди трудоспособного возраста. Каждый год 230 тыс. человек получают ранения и травмы в результате ДТП, а экономический ущерб от последствий аварий приближается уже к 3 % ВВП и составляет почти полтриллиона рублей.

Дорожная инфраструктура в стране развита слабо, состояние дорог неудовлетворительное, перегруженность общественного транспорта очень велика.

Чертами современного состояния рынка ИТС в России являются разрозненность, фрагментарность, отсутствие каких бы то ни было национальных стандартов, контакты с международными ассоциациями ИТС также носят несистемный характер.

При этом каждый из видов транспорта сегодня развивает корпоративные информационные системы, но свои программы информатизации направляет исключительно на решение внутренних задач, а не на интеграцию с информационными системами смежных видов транспорта.

Объединение всех видов транспорта в рамках единого информационного поля - задача актуальная, но сложная, и её реализация потребует многоуровневого подхода, начиная от преодоления межведомственных административных барьеров до оптимизации форм перевозочных документов.

Создание и внедрение российских ИТС поможет повысить эффективность управления перевозками, сократить непроизводственные затраты на транспортировку грузов, ускорить развитие национальной транспортной, территориальной и информационной инфраструктур, обеспечить благоприятный климат для внедрения информационных сервисов на основе глобальных навигационных спутниковых систем.

Ожидаемый социально-экономический эффект от внедрения систем информационного обеспечения транспортного комплекса России может составить до 10 % прироста ВВП, привести к сокращению ДТП на 30 %, снижению потребления топлива на 20 % и повышению занятости населения на 5 %.

Конгресс очертил круг вопросов, которые должна охватывать национальная ИТС: это глобальные навигационные системы в транспортном комплексе; электронные системы управления, функционирования и безопасности; автоматизированные системы и навигационное оборудование на автомобильном транспорте; системы управления и навигационного обеспечения на морском и речном транспорте; системы управления транспортными процессами и навигационное обеспечение железнодорожного транспорта; управление и мониторинг состояния автомобильных дорог, метеоусловий и безопасности движения, взимание платы за проезд (прямым и косвенным способом); системы управления, обеспечения санкционированного доступа и взимания платы на общественном пассажирском транспорте; картографическое обеспечение; создание транспортных средств всех видов, оснащённых современными средствами навигации, контроля функционирования и управления.

Формирование национальной платформы открывает для развития рынка российского ИТС большие возможности. Это создание современной системы управления и организации дорожного движения, внедрение систем активной и пассивной безопасности автомобилей, навигационных систем, организация системы информационного обеспечения участников дорожного движения, совершенствование системы управления перемещением грузов и пассажиров, коммерческое использование системы ГЛОНАСС.

В резолюции первого российского международного конгресса по ИТС участники поставили перед собой следующие цели:

повышение безопасности дорожного движения;

– повышение качества грузовых и пассажирских перевозок;

– повышение эффективности использования транспорта и транспортной инфраструктуры;

– обеспечение защиты от внешних факторов (включая терроризм) при осуществлении грузовых и пассажирских перевозок;

– противодействие угонам транспортных средств;

– снижение негативного влияния транспорта на экологию.

Воплощение всех этих целей в жизнь в конечном итоге должно привести к улучшению качества жизни населения России. Для достижения поставленных целей, конечно же, нужно будет потрудиться решить и ряд непростых задач: разработать правовую и нормативную базы в области ИТС, стандартизировать услуги ИТС, аккумулирование средств производить за счёт участников коммерческих проектов и целевых федеральных и региональных программ, организовать и поддерживать исследовательскую деятельность и подготовку кадров в области ИТС, обеспечить целевое финансирование утверждённых программ в рамках «ИТС – Россия», поддерживать и развивать международное сотрудничество в области ИТС.

Основными перспективными проектами для развития национальной платформы ИТС в России были названы:

программа взаимодействия с автопроизводителями по производству и поставке безопасных автомобилей на российский рынок;

– программа экстренного реагирования при ДТП (аналог E-Call);

– система организации дорожного движения в крупных городах;

– региональные пилотные проекты по развитию ИТС и дорожной инфраструктуры;

– развитие рынка персональной и автомобильной навигации.

Участники конгресса приняли за основу принцип формирования национальной платформы «ИТС – Россия» на базе действующих коммерческих проектов и целевых федеральных и региональных программ. В качестве матрицы новой организационной структуры некоммерческой организации предложена форма, аналогичная действующим международным ассоциациям ИТС. Этот формат позволит сохранять баланс интересов представителей промышленности (автопроизводителей, производителей оборудования, программного обеспечения), органов государственной власти, сервис - провайдеров и инфраструктурных операторов, частных и коллективных пользователей телематических продуктов и услуг и профессиональных общественных организаций, научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений.

Также участники конгресса посчитали целесообразным создать специализированное информационное издание «Интеллектуальный транспорт России», проводить такой конгресс по ИТС ежегодно, сформировать делегации на конгресс по интеллектуальным транспортным системам в Балтимор и Всемирный конгресс ИТС в Стокгольм в сентябре 2009 г.

 

Превратить элементы в систему

На этом кабинетная часть конгресса закончилась и второй день был посвящён посещению объектов, расположенных в Москве и Московской области, для знакомства с установленным и уже действующим оборудованием и системами ИТС.

На первом объекте – в центре телеавтоматического управления движением транспорта и центре организации дорожного движения Москвы - участникам конгресса были продемонстрированы система мониторинга транспортного движения «Старт», автоматизированная система фото- и видеофиксации нарушений ПДД, а также системы автоматизированного контроля транспортных потоков, опытная эксплуатационная система цифровой транкинговой радиосвязи и мониторинга на базе стандарта TETRA.

Второй объект расположен на территории ОАО «Шереметьево-Карго». Там участникам конгресса была представлена работа систем контроля движения грузов и документов, управления ресурсами и безопасностью транспортного узла, а также комплекс систем предварительного информирования о прибывающих грузах, товарах, автотранспорте.

Заместитель министра транспорта Российской Федерации Андрей Недосеков отметил, что отсутствие ИТС управления, сегодня уже становится барьером на пути дальнейшего развития транспортной отрасли. И в Транспортной стратегии РФ до 2030 г. отмечается, что развитие информационного обеспечения российских транспортных систем будет осуществляться на основе создания единой информационной среды транспортного комплекса.

По словам председателя комиссии Мосгордумы по безопасности Инны Святенко, развитие ИТС приводит к тому, что необходимо менять большое количество законов РФ. Например, видеофиксация нарушений правил дорожного движения требует изменений Административного кодекса. К этой работе необходимо приступать немедленно, иначе отсутствие законодательной базы будет сдерживать научно-технический прогресс.

Генеральный конструктор ГНС «ГЛОНАСС» Юрий Урличич назвал главным препятствием для развития ИТС в России разобщённость. Он надеется, что после первого российского международного конгресса по ИТС удастся вдохнуть новую жизнь в ассоциацию, которая сможет объединить всех потребителей и производителей составных элементов ИТС. Кризис подталкивает к тому, чтобы экономить, и при помощи ИТС это гораздо выгоднее, чем просто сокращать транспортные издержки.

Заместитель исполнительного директора по развитию бизнеса компании «Русские навигационные технологии» Олег Краус считает, что это мероприятие позволило напрямую пообщаться между собой представителям государственных служб, так или иначе связанных с транспортом. Взаимодействие этих ведомств имеет ключевое значение для развития ИТС в России. Как ведущий разработчик в этой области, компания Олега Крауса готова выдать практические рекомендации и принимать активное участие в разработке стандартов ИТС.

По словам начальника отдела направления РНИС ТК компании «М2М Телематика» Виталия Полторацкого, необходимость внедрения автоматизированных систем управления на городском транспорте бесспорна. Подобные системы работают уже в некоторых российских городах. И в предыдущие годы, и уже в этом году «АП» писал об этом. По отзывам представителей муниципальных учреждений, чья деятельность связана с организацией транспортных перевозок, внедрение этих систем решает важнейшие задачи - мониторинг ситуации на дорогах, загруженность трасс и магистралей, оперативное реагирование на дорожную обстановку, нештатные ситуации.