Есть проблема "Лицом к лицу с «Визиром»"


 

Владимир ШЛЯХОВОЙ

 

Без преувеличения можно сказать, что в последние месяцы наиболее обсуждаемой темой среди украинских водителей стало использование инспекторами ГАИ «Визира». При этом наибольшее число нареканий на этот прибор сводится к тому, что он искажает реальные данные, а это позволяет выписывать штрафы (заметим, немалые) невиновным. (За превышение скорости на 21 - 50 км/ч предусмотрен штраф 950 - 1430 рублей; свыше 50 км/ч – 2150 - 2870 рублей; до 20 км/ч – предупреждение.) Чтобы познакомиться с данным прибором, мы взяли его для кратковременного «теста», о результатах которого сейчас и пойдёт речь.

 

В этот раз мы хотим поговорить непосредственно о самом «Визире» и о его технических возможностях, оставив обсуждение правомерности некоторых способов его применения на потом. А поэтому начнём с того, что «Визир» – это видеозаписывающий измеритель скорости радиолокационный, изготавливаемый санкт-питербургской компанией «Ольвия». Хорош этот прибор или плох? Конечно, он на порядок лучше «Беркутов», «Искр» и им подобных радаров, на которых принадлежность зафиксированной скорости тому или иному автомобилю можно определить только по времени, прошедшему с момента фиксации. Тогда как «Визир», кроме скорости, записывает и видео, и фото нарушителя. Что же касается вопросов и недостатков…

Начать, наверное, нужно с ответа на злободневный вопрос: может данный прибор работать в автоматическом режиме или нет? (В Украине за нарушения Правил, зафиксированные техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, могут привлекаться владельцы транспортных средств.)

Как известно, под автоматическим подразумевается такой режим работы, который позволяет устройству выполнять по заданной программе (без непосредственного участия человека) определённый набор операций неограниченное (или заранее определённое) число раз. В качестве примера можно привести станки с ЧПУ, стеклоочистители с датчиком дождя и даже обычную автомобильную сигнализацию.

«Визир» же не больший «автомат», чем обычная мышеловка, которую после каждой пойманной мыши нужно заново заряжать. И тогда она снова «автоматически» выловит очередную мышь. Точно так же и на «Визире»: установив необходимые настройки, можно нажать кнопку «Контроль», после чего видеозапись включится в тот момент, когда в поле зрения радара попадёт автомобиль, превысивший установленный предел скорости. Но после этого только человек, работающий на данном приборе, должен вручную сохранить записанный видеоролик либо стереть его, чтобы потом снова установить прибор в режим «Контроль». Так что, несмотря на бодрые заверения руководства ДГАИ МВД Украины, ни о какой работе «Визира» в автоматическом режиме не может идти и речи.

Ещё один важный вопрос: можно ли гарантировать, что на фото будет зафиксирован именно тот автомобиль, который превысил скорость? Для этого мы и провели ряд экспериментов, начав тестирование в движущемся автомобиле. «Визир» имеет два режима фиксации скорости – стационарный и патрульный, которые устанавливаются принудительно. При этом первый используется на стоящем автомобиле или при съёмке с руки, а второй – в движении. Здесь больше всего споров вызывает то, как «Визир» определяет собственную скорость и насколько правильно он это делает? И хотя в документации сказано, что прибор распознаёт скорость патрульного автомобиля по окружающим предметам, это, честно говоря, вызывало определённые сомнения.

Итак, закрепляем «Визир» на торпедо при помощи штатного кронштейна, который входит в комплектацию прибора и фиксируется присосками к ветровому стеклу, устанавливаем патрульный режим, а также режим фиксации попутного транспорта и начинаем движение. Машина постепенно набирает скорость, но на экране «Визира» против слова «Патруль», которое в данном режиме высвечивается внизу экрана, место, отведённое для указания скорости патрульного автомобиля, остаётся пустым. Впрочем, точно так же «Визир» не показывает и скорость впередиидущих автомобилей. Но так и должно быть, ведь измерять скорость в патрульном режиме «Визир» начинает только с 30 км/ч, а на меньшей скорости он просто не работает.

Зато при преодолении этого рубежа прибор оживает, а цифры на его экране достаточно точно совпадают с показаниями спидометра. Причём «Визир» одинаково успешно определяет собственную скорость как на загородной полевой дороге, где практически нет никаких окружающих предметов, так и в городе с множеством снующих машин и различных строений. Правда, в последнем случае показания собственной скорости периодически на какие-то мгновения могут скакать как в большую, так и в меньшую сторону. И, соответственно, настолько же изменяется значение скорости автомобилей, попадающих в поле зрения радара. О «лекарстве» против этого мы расскажем чуть позже, а сейчас вернёмся к нашим экспериментам.

Установив порог срабатывания прибора 60 км/ч и нажав кнопку «Контроль», мы догоняем старенький ЛАЗ, который занимает почти весь дисплей «Визира», и медленно ползём за ним со скоростью 35 км/ч. И тут внезапно «Визир» оживает, подаёт сигнал и начинает видеосъёмку, показывая скорость нарушителя – 82 км/ч. Итак, ролик снят, а на нём, казалось бы, зафиксирован ни в чём не повинный «нарушитель» – всё тот же ЛАЗ.

Секрет кроется в том, что «Визир» действительно может определить скорость самого быстрого автомобиля из множества машин на дороге. Но так как сектор «обстрела» радара хоть и ненамного, но больше, чем у объектива видеокамеры, то совершенно не обязательно, что автомобиль-нарушитель при этом окажется в кадре. Таким образом, не исключён вариант, что скорость нарушителя может быть зафиксирована и в том случае, когда его ещё нет в кадре, зато там движется другой автомобиль – так называемый кролик. В чём, кстати, мне довелось лично убедиться на практике по обе стороны «баррикад»: находясь как за рулём, так и с «Визиром» в руках.

Кстати, это полностью ломает «стройную» теорию главного украинского гаишника Сергея Коломийца, согласно которой вина водителя автомобиля в превышении скорости считается доказанной в случае, если на фото зафиксирован только один автомобиль.

Поэтому для того, чтобы установить истину, должна производиться не фото-, но и видеофиксация, т. е. запись короткого видеоролика, состоящего из серии отдельных фотографий (обычно несколько десятков). И по этому ролику инспектор может на глаз определить, какой именно автомобиль движется быстрее. А может и не определить. В этом случае фото идёт в брак. Вернее, должно идти в брак. А поэтому в спорных случаях просто не обойтись без просмотра этого самого видеоролика.

Что же касается нашего «кролика»-автобуса, то ему «повезло» – при покадровом просмотре видеозаписи оказалось, что слева от автобуса пронеслась тёмная легковушка. Но так как её номер разглядеть не удалось, условно фото ушло «в брак».

Таким образом, из данного эпизода можно сделать сразу два вывода. Во-первых, фиксация случаев превышения скорости должна проводиться только в видеорежиме, а никак не в фото. А во-вторых, инспектор, работающий на данном приборе, должен просмотреть полученную видеозапись и визуально установить, какой именно автомобиль превысил скорость. И если это очевидно, то данный ролик нужно предъявить нарушителю, а в противном случае – стереть. Кстати, видеорежим (в отличие от фото) позволяет легко выявить и скачки показаний скорости патрульного автомобиля и, соответственно, искажения информации о других автомобилях. А это является ещё одним аргументом в пользу того, что «Визир» не может работать в автоматическом режиме без вмешательства человека.

Конечно же, нельзя не упомянуть и о наиболее часто обсуждаемых, скажем так, нештатных вариантах использования данного прибора, нацеленных на обыкновенный «развод» водителей.

Патрулирование в стационарном режиме. В этом случае прибор действительно будет суммировать свою скорость со скоростью встречного автомобиля. Теоретически это возможно, но является должностным преступлением. А выявить это несложно, но только при просмотре того же видеоролика.

Резкое прибавление скорости в патрульном режиме. Это ровным счётом ничего не даёт, так как определение собственной скорости «Визиром» не только не «обгоняет время», но и запаздывает на секунду-другую.

Резкое движение «Визиром» навстречу приближающемуся автомобилю. Достаточно выставить на своём фотоаппарате увеличение, достаточное для того, чтобы распознать номерной знак, и попробовать таким образом сделать чёткий снимок движущегося автомобиля, чтобы вопрос отпал сам собой.

Кстати, «письма счастья» (к ним мы вернёмся чуть позже) с поддельными фото нередко объясняют использованием «Фотошопа». Теоретически в «Фотошопе» действительно можно изготовить любой фотомонтаж. Но имеет ли это смысл? Времени на это уйдёт гораздо больше, чем на «честные» фотографии на дороге, да к тому же, фабрикуя подделки, можно запросто нарваться на неприятности. Что же касается нашумевших дел с алиби тех водителей, которые в момент съёмки находились в другом месте, то, на мой взгляд, это на 99 % объясняется элементарным разгильдяйством инспекторов, неправильно выставивших (или не проверивших) на приборе дату и время.

В то же время, при желании, инспектор ДПС, вооружённый «Визиром», может запросто привлечь к ответственности любого водителя. Для этого достаточно выставить на приборе максимальное увеличение и ехать за потенциальной жертвой до тех пор, пока радар не засечёт какого-то нарушителя, находящегося вне поля зрения объектива (так, как это было в истории с автобусом). Впрочем, таким образом можно снять и пешехода, и даже рекламный щит, движущиеся с неимоверной скоростью. (Правда, в нашем случае фото получилось нерезким. Но именно благодаря тому, что «Визир» делал нерезкие снимки при максимальном увеличении, он был временно «отстранён от службы» и смог поработать в мирных целях.)

Кстати, нельзя не отметить, что наш небольшой тест не остался незамеченным по обе стороны «баррикады». Прежде всего, стоило на одной из пригородных трасс выйти с «Визиром» из машины, как все водители стали резко сбавлять скорость. А некоторые из них, к тому же, останавливались и достаточно агрессивно интересовались, кто мы такие и почему вопреки приказу министра внутренних дел Юрия Луценко, подписанному под давлением Украинской рады автомобилистов (УРА), ведём съёмку в гражданской одежде.

А вскоре возле нас остановился и патрульный автомобиль, экипаж которого интересовали те же вопросы. Но, узнав в чём дело, и те и другие были удовлетворены. Правда, инспекторы ГАИ в неформальной беседе сами посетовали на то, что хотя «Визир» и на голову лучше «Беркута», в определённых случаях он может давать искажённые показания. И даже рассказали, как им удалось засечь на пустынной дороге велосипедиста, движущегося со скоростью 114 км/ч. А поэтому, по их мнению, во избежание недоразумений, работать с «Визиром» должны только инспекторы, прошедшие соответствующую подготовку.

Итак, подводя итоги, можно сказать, что в руках порядочного инспектора ГАИ «Визир» вполне может выполнять те задачи, на которые он рассчитан. А именно: производить видеорегистрацию случаев превышения скорости и других нарушений Правил, а также (в отдельных случаях) проводить фотосъёмку. Что же касается непорядочных… Впрочем, водителям отнюдь не будет легче, если «Визиры» запретят, а в руках инспекторов ГАИ снова появятся допотопные «Беркуты» с секундомером.

 

«Визир» можно закрепить на торпедо при помощи кронштейна, который входит в комплектацию прибора и фиксируется присосками к ветровому стеклу

 


Едва ползущий в нескольких метрах перед патрульной машиной старенький ЛАЗ внезапно ускоряется до 82 км/ч. Во всяком случае, именно это зафиксировал «Визир»

 


При покадровом просмотре снятого видеоролика стало ясно, что справа от автобуса пронеслась тёмная легковушка

 


Выставив «Визир» в режим максимального увеличения, несложно уличить в превышении скорости любой как движимый, так и недвижимый объект

 

 

В украинские ПДД внесли изменения

Несмотря на то, что о внесении изменений в Правила дорожного движения Юлия Тимошенко громогласно объявила ещё 5 марта, а информация, подтверждающая это, сразу же появилась на правительственном портале в Интернете, соответствующее Постановление Кабинета Министров Украины было принято только 22 апреля. И то, в достаточно усечённом виде.

Прежде всего, из него вылетели обещанные увеличения скорости в населённых пунктах. (Первоначально сообщалось, что в населённых пунктах скоростной предел увеличен до 70 км/ч, при наличии трёх и более полос в каждом направлении – до 80 км/ч, а при наличии отбойника, разделяющего полосы встречного движения – до 90 км/ч.)

Реально же разрешённую скорость повысили до 110 км/ч только для легковых автомобилей и мотоциклов на загородных дорогах, имеющих разделительную полосу. То есть формально такие дороги приравняли к «дорогам для автомобилей», которые до этого существовали в Украине исключительно в Правилах дорожного движения. (Соответственно, штрафовать на таких дорогах будут при скорости свыше 130 км/ч.) В то же время скоростной предел на автомагистралях, представленных единственной в Украине дорогой Киев - Борисполь, по-прежнему составляет 130 км/ч (плюс ещё 20 «льготных», итого – 150 км/ч). А на обычных загородных дорогах и в населенных пунктах сохранились прежние пределы – 90 и 60 км/ч (соответственно, плюс непенализируемые 20 км/ч в том и другом случае).

Правда, в число изменений вошёл обещанный запрет необоснованной установки знаков ограничения скорости. Так, отныне «дополнительные ограничения скорости» (помимо предусмотренных ПДД в населённых пунктах и за их пределами) могут вводиться исключительно в случае проведения дорожных работ, совместно с предупреждающим знаком «Дорожные работы». А в случае, если знаки ограничения скорости установлены без проведения дорожных работ или оставлены после их завершения, водитель не может быть привлечён к ответственности за превышение установленной ими скорости.

И, кроме того, Правила отныне предписывают, что не менее чем через 2 км после любого знака ограничения скорости, должен устанавливаться знак, отменяющий это ограничение.

В то же время в Правила вошло достаточно прогрессивное положение, ставящее «крест» на дорожных техосмотрах, за введение которых в последнее время изо всех сил боролся Департамент ГАИ.

Для этого из подпункта «б» пункта 2.4 Правил, предусматривавшего, что по требованию работника милиции водитель должен предоставить ему возможность проверить техническое состояние, номера агрегатов и комплектность транспортного средства, отныне исключены слова «техническое состояние». Так что в вопросе о возможности контроля технического состояния транспортных средств в период между техосмотрами отныне поставлена точка. Впрочем, это вовсе не означает, что теперь можно ездить на неисправных автомобилях – за наличие явных неисправностей инспекторы ГАИ по-прежнему могут останавливать транспортные средства и составлять протоколы со всеми вытекающими последствиями.

Что же касается других изменений, внесённых в ПДД, то они менее существенны. В частности, внесены изменения и в пункт 12.8, который отныне позволяет на отдельных участках дорог водить более высокую скорость, чем это установлено Правилами. (Ранее это разрешалось только в населенных пунктах.) А также несколько изменилась формулировка терминов «автомагистраль» и «дорожные работы».