Обзор рынка "Погоня за «большой четвёркой» "


Обзор российского рынка экспресс-перевозок

 

Александра НОВИЧКОВА

 

До недавнего времени понятие «экспресс-перевозка» у большинства российских потребителей подобных услуг ассоциировалось исключительно с доставкой разного рода документов, корреспонденции, лёгких пакетов и других небольших по весу и габаритам грузов. Однако на сегодняшний день ассортимент доставляемых товаров существенно расширился (теперь в него входят также автозапчасти, различные комплектующие и т. д.). Главным отличием экспресс-доставок от обычных грузовых перевозок является строго ограниченный, максимально краткий срок доставки по схеме «от двери до двери» (в основном за 12 – 72 часов). До наступления мирового финансового кризиса российский рынок экспресс-перевозок развивался стремительно – ежегодно он рос на 30 – 40 %. Даже несмотря на то, что рецессия отступать пока не намерена, по экспертным оценкам, серьёзного обвала рынка не произошло. «В последние месяцы 2008 года наметился некоторый спад активности клиентов, но он всё же не приобрёл устрашающих размеров, – отмечает генеральный директор компании «Сити Экспресс» Андрей Княжинский, – и если обороты отрасли были несколько меньше ожидаемых, то они всё равно оказались выше показателей 2007 года». А по прогнозу экспертов компании «Экспресс-Обзор», по итогам текущего года темпы роста отрасли существенно измениться не должны.

 

Реалии российского рынка

В зависимости от охвата или приоритета деятельности компаний, главным видом деятельности которых является экспресс-перевозка, российский рынок экспресс-доставки можно условно разделить на несколько групп. В первой представлены международные фирмы, работающие на российском рынке уже не первый десяток лет, не говоря уже об опыте работы в зарубежных странах. К этой категории относятся компании из так называемой большой четвёрки, куда входят транспортные операторы DHL (штаб-квартира находится в Германии), TNT Express (Голландия), United Parcel Service (США) и Federal Express (США). Все они являются членами Ассоциации экспресс-перевозчиков (АСЭП), которая представляет их интересы на территории России. Эти международные гиганты-операторы, что называется, собаку съели на экспортно-импортных операциях, а также специализируются на сложной международной логистике.

Ко второй группе операторов, представленных на российском рынке, относятся крупные и средние национальные экспресс-перевозчики, которые практикуются на предоставлении услуг внутри страны. К ней относятся компании «Сити Экспресс», «Армадилло» (бренд DPD), «Пони Экспресс», «СПСР Экспресс», «ЕМС Почта России», «ЕМС Гарантпост» и другие. Есть среди них и независимые операторы, и компании, входящие в относительно крупные международные холдинги.

Что касается третьей группы, то она представляет собой круг небольших операторов, которые осуществляют экспресс-доставку в пределах одного города, региона или населённого пункта. По большей части эти фирмы работают благодаря сотрудничеству с более крупными компаниями, которые помогают им доставлять грузы за пределы их региона. Нередко такие мелкие операторы становятся агентами международных экспресс-перевозчиков. Поэтому на этой группе мы останавливаться не будем.

Если в сегменте международных перевозок в России продолжает удерживать пальму первенства первая группа, то на внутрироссийских направлениях доминирует вторая. Сегодня мы поговорим подробнее о второй группе экспресс-перевозчиков, т. е. о российских компаниях. Однако перед этим выясним, что представляет собой российский рынок экспресс-перевозок на сегодняшний день.

Российский рынок экспресс-перевозок наделён массой отличительных особенностей. Во-первых, не в пример зарубежному рынку, пока он находится на стадии становления, а потому до наступления мирового финансового кризиса развивался быстрыми темпами. По оценке экспертов, в 2007 г. объём российского рынка экспресс-доставки достиг 22,8 млрд рублей, превысив показатели 2003 г. в три раза. Если сравнить этот темп развития с уже сложившимся европейским рынком, то там ежегодный рост не превышает 2 – 4 %. И, как мы уже отметили, особой преградой для столь бурной акселерации отрасли пока не стал даже кризис.

Во-вторых, внушительная доля российского рынка экспресс-перевозок сосредоточена в двух российских столицах – Москве и Санкт-Петербурге. Так, в прошлом году их доля в общем объёме экспресс-доставки составила около 70 %. Такое положение дел легко объяснимо: в России львиная доля экспресс-отправлений проходит через российскую государственную и культурную столицы. В Москве находится подавляющее большинство потребителей экспресс-перевозок, а Санкт-Петербург расположен в выгодной близости от Европы. Кроме того, ни для кого не секрет, что внушительная часть денег в России сосредоточена именно в центре страны. А где деньги – там и бизнес, там и обслуживание его насущных потребностей. Однако сегодня ситуация меняется: актуальность экспресс-перевозок в российских регионах растёт быстрее, чем в Москве и Санкт-Петербурге, и, по прогнозам аналитиков, по итогам нынешнего года доля регионов составит более 42 %, а на российские столицы придётся около 58 % (Москва – чуть менее 48 %, Санкт-Петербург – около 10 %).

Третьим и довольно серьёзным отличием российского рынка экспресс-перевозок от зарубежного остаётся отсутствие чёткой законодательной базы в отношении самого понятия экспресс-доставки. И это, естественно, создаёт ряд проблем для операторов при оформлении документов. В России до сих пор не решена проблема, связанная с определением термина «экспресс-доставка» на законодательном уровне. Его путают с почтой, с транспортно-экспедиторскими услугами. Это привело к полному отсутствию законодательной базы, которая должна регулировать рынок экспресс-перевозок и деятельность операторов, работающих на нём. Экспресс-доставка не попадает под категорию предоставления почтовых услуг, поскольку одним из основных требований для работы на этом рынке является весовое ограничение для отправлений (31,5 кг). Поэтому лицензия от Министерства связи РФ операторам экспресс-перевозок не требуется. С другой стороны, под лицензирование Министерства транспорта РФ в качестве экспедиторской компании экспресс-перевозчики также не подпадают, поскольку у таких транспортных операторов на балансе не должно быть транспортных средств грузоподъёмностью более 3 т.

– Как минимум стоит официально признать различия между понятиями «экспресс-перевозка» и «экспресс-товар» – такая «мелочь» позволит существенно повлиять на скорость доставки и сроки таможенного оформления, – заявил президент АСЭП Владимир Стройков в интервью журналу «Логистика&система». – Устранение проблем с таможней и совершенствование законодательства в этой сфере – сейчас наиболее актуальная задача для АСЭП, которая пытается обратить внимание на проблемы перевозчиков в России. В числе задач ассоциации на ближайшее время значится работа с Минтрансом России по разработке и принятию единых правил, регламентирующих деятельность по экспресс-перевозке как составной части транспортного комплекса, работа в отношении законодательной поддержки индустрии экспресс-перевозок в России и таможенного регулирования (учёт экспресс-грузов на складах временного хранения, категоризация подобных грузов по стоимости, предотгрузочная инспекция и др.). Всё это должно позволить экспресс-перевозчикам приблизиться к международным нормам экспресс-отправлений.

Кроме того, экспресс-перевозчики, работающие на территории России, часто сталкиваются с другими проблемами, связанными с географическими особенностями страны:

– Территория России огромна. Здесь множество отдалённых и труднодоступных районов, при этом транспортная связь с некоторыми из них развита очень плохо. Сюда же можно отнести климатические особенности некоторых регионов – порой из-за снегопада или сильного ветра экспресс-доставка оказывается под угрозой. Кроме того, случаются сбои из-за того, что отправитель указал неверный или неточный адрес получателя. Бывают случаи, когда заказчик не уточняет ряд нюансов, например, время работы компании и т. п. При международной доставке могут возникнуть сложности с таможенным оформлением некоторых грузов, – говорит А. Княжинский.

Основными потребителями услуг по экспресс-перевозкам остаются компании, сферами деятельности которых являются торговля, производство автозапчастей, компьютерной и офисной техники, промышленного и медицинского оборудования, страхование, банки и т. д.

По словам заместителя генерального директора компании «ЕМС Гарантпост» Александра Алдонина, самую большую долю в распределении использования разных видов транспортных средств в работе экспресс-перевозчиков составляют самолёты (более 71 %), автомобили различной грузоподъёмности (около 25 %) и железнодорожный транспорт (около 4 %). Естественно, внутригородская экспресс-доставка осуществляется с помощью лёгких коммерческих автомобилей. Например, в компании «Сити Экспресс» в этих целях используют машины Renault Kangoo и Volkswagen Caddy. Большинство экспресс-перевозчиков доставляют грузы и посылки собственным автотранспортом в те города и населённые пункты, которые находятся в пределах 700 – 800 км от Москвы. На одном из самых популярных маршрутов Москва – Санкт-Петербург компания «ЕМС Гарантпост» использует восьмитонные машины Volvo, а «Сити Экспресс» для междугородних доставок грузов предпочитает Volkswagen Transporter и Volkswagen Crafter. По признанию представителей фирмы, пристрастий к определённым маркам автомобилей у них нет. В каждом классе машин они выбирают те, что успели зарекомендовать себя наилучшим образом по таким качествам, как надёжность, доступность обслуживания, а также по наличию фирменных сервисов и качеству их работы.

К сожалению, оценить реальный объём российского рынка экспресс-перевозок сегодня не представляется возможным. Об этом в один голос говорят все без исключения эксперты. Это связано с рядом факторов, в частности, с тем, что термин «экспресс-перевозка» часто невозможно определить точно, кроме того, в стране нет единой общепринятой методики измерения этого рынка. Кроме того, в отличие от российских компаний, зарубежные лидеры экспресс-доставки предпочитают держать данные о своих показателях в тайне. Максимум информации, которую они готовы обнародовать, заключается в ежегодном процентном либо денежном приросте от результатов их работы. Кроме того, из-за обширной российской географии доставка по стране вынесена в отдельную категорию отправлений. Поэтому оценки объёмов отправок оцениваются в довольно широких пределах – от 150 до 450 долларов США.

По объёму отправлений в денежном выражении на российском рынке лидируют международные компании, входящие в «большую четвёрку». По оценке компании «Экспресс-Обзор», эти операторы занимают 41 % рынка, наиболее крупные российские фирмы – 34 %, другие компании – 25 %. А поскольку о «большой четвёрке» мы расскажем в одном из ближайших номеров «АП», сейчас мы поговорим о крупнейших российских операторах.

 

В погоне за европейским качеством

Несмотря на то, что услуги, предоставляемые международными операторами, считаются эталоном качества, уровень услуг, обеспечиваемых российскими экспресс-перевозчиками, быстро улучшается и догоняет западных конкурентов. При этом цены на эти услуги значительно ниже, чем у международных гигантов, что особенно актуально в нынешних непростых условиях (если у российских операторов единицей измерения жизнедеятельности является российский рубль, то у мировых монстров – доллар и евро, и любая подвижка валютных курсов у них тут же неизбежно отражается на рублёвой стоимости услуги). Кроме того, российские компании изначально строили свой бизнес с учётом национальных особенностей работы в России, тогда как западным оператором порой трудно адаптироваться под «тонкости широкой русской души».

Однако во многих аспектах российские операторы пока уступают иностранным конкурентам. В частности, международные компании располагают средствами для развития своих и без того совершенных информационных технологий в области обработки грузов и оформления документации. И если международные фирмы даже сейчас в состоянии вкладывать немалые средства в развитие своих сетей на территории России, то российским операторам нынче приходится трудно – они вынуждены развиваться на заёмные деньги или выбирать путь более медленного развития, зато опираясь на собственный капитал.

Из российских операторов в АСЭП входят операторы DPD, «Сити Экспресс» и «Пони Экспресс». Первый работает на российском рынке более 15 лет. Компания осуществляет доставку грузов и посылок в 3500 городов и населённых пунктов России, а также в 220 стран мира. В её автопарке 360 автомобилей. Объём доставленных посылок по итогам прошлого года составил 4,5 млн штук. Второй оператор работает на российском рынке примерно столько же, сколько и первый. Эта компания – одна из наиболее развитых по количеству представительств – сегодня на территории России и Украины их 57. Третья фирма работает дольше – 17 лет. Оператор обслуживает более 5 тыс. направлений по России и другим странам СНГ, а также 218 зарубежных стран. В транспортном парке оператора более 350 автомобилей.

Другие крупные российские операторы – «ЕМС Гарантпост», «ЕМС Почта России» и «СПСР Экспресс». В 90-х годах ЕМС Почта России и ЕМС Гарантпост были одной компанией, однако с 2004 г. они стали самостоятельными, не зависящими друг от друга операторами. У первой сегодня 84 филиала, 42 тыс. объектов почтовой связи. Ежегодный объём отправлений компании составляет 1,5 млрд писем, 48 млн посылок и более 190 млн денежных переводов. Вторая охватывает более 200 стран и территорий членов Всемирного почтового союза. На сегодняшний день компания покрывает более 95 % российской территории. И, наконец, «СПСР Экспресс», имеющая 119 филиалов и 90 представительств во всех регионах России, а также в других странах СНГ. По итогам прошлого года рост оборота компании составил 30 %.

Выбирая экспресс-перевозчика, большинство компаний уделяет большое значение набору основных и дополнительных услуг, которые предоставляют транспортные операторы, географии их деятельности, количеству отработанных лет на рынке экспресс-доставки и, естественно, репутации фирмы, а также наличию собственных представительств и гибкости компаний. Поэтому вопрос цены не всегда является приоритетным. И всё же в условиях мирового финансового кризиса для большинства фирм он выходит на первый план.

Сегодня практически все российские экспресс-перевозчики позаботились о том, чтобы любой желающий мог зайти на их Интернет-сайт и с помощью функции «Калькулятор» рассчитать стоимость необходимой ему отправки. При этом следует помнить, что стоимость заказа будет зависеть от многих факторов. К примеру, от пункта назначения, веса посылки, количества отправлений, срочности заказа и других. Кстати, о сроках доставки. Специалисты советуют обращать внимание не на тот срок, который указан в прайс-листах экспресс-перевозчиков, а на реальный (при этом, правда, они забывают подсказать, как это сделать, если ты сотрудничаешь с компанией впервые). Необходимо учитывать всё: начиная от того, как быстро приедет курьер и заберёт заказ (в некоторых компаниях доставка осуществляется только на следующий день, особенно если заказ размещается во второй половине дня), каковы сроки доставки в конце рабочей недели и т. д. Кроме того, при расчёте тарифа необходимо уточнить, входит ли в стоимость НДС или другие дополнительные сборы, поскольку от этого цена может существенно измениться. Помимо тарифов на сайтах компаний можно найти и все условия доставки, с нюансами которых желательно ознакомиться до оформления заказа, дабы избежать неприятных недоразумений. Также стоит помнить, что для расчёта стоимости перевозки опасных грузов часто применяется повышающий коэффициент к базовым тарифам.

Одним из самых распространённых видов экспресс-доставки считается перевозка по Москве и Московской области. Как правило, российские операторы работают с понедельника по пятницу. Однако часто доставка по российской столице осуществляется и в выходные дни.

Обычно в понятие «доставка по Москве» входит доставка в пределах МКАДа. От выбора режима доставки зависит срок исполнения заказа. Кроме того, некоторые режимы доставки подразумевают определённое количество отправлений (более одного), а также строгое ограничение по весу (скажем, до 1 либо до 10 кг). Режимы доставки, предназначенные для перевозки тяжеловесных грузов, имеют большую тарифную ставку, чем тарифы, которые подразумевают перевозку посылок с документами. Кроме того, нередко при оформлении сразу нескольких заказов операторы предоставляют скидки.

 

Ориентировочные тарифы по экспресс-доставке по Москве, руб. (по данным с официальных Интернет-сайтов компаний)

«СИТИ ЭКСПРЕСС»*

Режим доставки

Срок доставки

Кол-во отправлений

Вес

Стоимость, руб.

Мэйл

2 – 3 дня

20 – 100/ от 100**

До 0,25 кг

180/100

Экспресс А

до 5 часов

1 – 3/более 3

До 1 кг

350/300

Экспресс В

до 5 часов

1 – 3/более 3

До 1 кг

600/300

Прайм

до 3 часов

1 – 3/ более 3

До 1 кг

1000/800

Оптима

На следующий после заказа день

1 – 3/более 3

До 1 кг

300/240

Экспресс А

до 5 часов

1 – 3

5 кг

600

Экспресс В

до 5 часов

1 – 3

5 кг

600

Прайм

до 3 часов

1 – 3

5 кг

2000

Оптима

На следующий после заказа день

1 – 3

5 кг

400

«ПОНИ ЭКСПРЕСС»***

Экспресс-доставка почты

В тот же день до 18.00

1

До 1 кг

250

Экспресс-доставка почты

В тот же день до 18.00

1

5 кг

570

Эконом-доставка почты (1 - 3 категории)

На следующий день с 9.00 до 18.00

1

1 – 5 кг

170/250 – 360/500

«DPD»*

DPD Классик

1

1

1 кг

391

DPD Классик

1

1

5 кг

537

DPD БизПак

1

1

1 – 5 кг

593

DPD Эконом

2

1

1 – 5 кг

830

«ЕМС ГАРАНТПОСТ»*

Экспресс

1 – 2 дня

1

1 кг

367

Экспресс

1 – 2 дня

1

5 кг

483

Оплата получателем

1 – 2 дня

1

1 кг

477

Оплата получателем

1 – 2 дня

1

5 кг

627

«ЕМС ПОЧТА РОССИИ»***

Экспресс-доставка

1 день

1

 До 1 кг

130

Экспресс-доставка

1 день

1

 5 кг

178

«СПСР ЭКСПРЕСС»*

СПСР – Экспресс

0 – 1 день

1

До 1 кг

490

СПСР – Экспресс

0 – 1 день

1

5 кг

560

Экспресс – Оптима

0 – 1 день

1

5 кг

550

*Цены указаны с учётом НДС.

**При режиме доставки «Мэйл» количество отправлений должно быть не менее 20.

***Цены указаны без учёта НДС.

 

Большинство экспресс-перевозчиков при распределении тарифов по доставке грузов по Московской области разделяют эту самую область на несколько зон (в зависимости от удалённости от российской столицы). Например, в компании «Сити Экспресс» Московская область разбита на три зоны. К зоне «а» относятся города, расположенные в пределах 30 км от МКАДа (это такие подмосковные города, как Люберцы, Щербинка, Балашиха, Видное, Архангельское), к зоне «b» – до 70 км (Бронницы, Солнечногорск, Чехов, Домодедово и др.), к зоне «с» – в пределах 100 км (Воскресенск, Можайск, Егорьевск, Электрогорск и др.). Применяются и другие формы разделения. Например, в зависимости от нахождения подмосковного города в пределах или за пределами Первого бетонного кольца.

 

Ориентировочные тарифы по экспресс-доставке по Московской области, руб. (по данным с официальных Интернет-сайтов компаний)

 

«СИТИ ЭКСПРЕСС»*

Режим доставки

Срок доставки

Кол-во отправлений

Вес

Стоимость, руб.

Экспресс. Зона «а»

1 день

1 – 3/более 3

До 1 кг

750/600

Экспресс. Зона «b»

1 – 2 дня

1 – 3/более 3

До 1 кг

1200/1000

Экспресс. Зона «c»

2 – 3 дня

1 – 3/более 3

До 1 кг

1800/1600

Прайм. Зона «а»

12 часов

1 – 3/более 3

До 1 кг

1500/1200

Прайм. Зона «b»

1 день

1 – 3/более 3

До 1 кг

2000/1500

Прайм. Зона «с»

1 день

1 – 3/более 3

До 1 кг

2500/2000

Экспресс. Зона «а»

1 день

1 – 3

5 кг

1200

Экспресс. Зона «b»

1 – 2 дня

1 – 3

5 кг

1600

Экспресс. Зона «c»

2 – 3 дня

1 – 3

5 кг

2500

Прайм. Зона «а»

12 часов

1 – 3

5 кг

2000

Прайм. Зона «b»

1 день

1 – 3

5 кг

2500

Прайм. Зона «с»

1 день

1 – 3

5 кг

3000

«ПОНИ ЭКСПРЕСС»**

Экспресс***

Н. д.

1

1 кг

269

Экспресс***

Н. д.

1

5 кг

421

Экспресс****

Н. д.

1

1 кг

424

Экспресс****

Н. д.

1

5 кг

576

«DPD»*

DPD Классик

1 день

1

1 кг

391

DPD Классик

1 день

1

5 кг

537

DPD БизПак

1 – 2 дня

1

1 – 5 кг

830 – 4032

DPD Эконом

2 – 3 дня

1

1 – 5 кг

1067 – 4269

«ЕМС ГАРАНТПОСТ»*

Экспресс

2 – 4 дня

1

1 кг

630

Экспресс

2 – 4 дня

1

5 кг

760

Оплата получателем

2 – 4 дня

1

1 кг

760

Оплата получателем

2 – 4 дня

1

5 кг

988

«ЕМС ПОЧТА РОССИИ»**

Экспресс-доставка

2 – 3 дня

1

До 1 кг

300

Экспресс-доставка

2 – 3 дня

1

5 кг

350

«СПСР ЭКСПРЕСС»*

СПСР – Экспресс

0 – 1 день

1

До 1 кг

1321

СПСР – Экспресс

0 – 1 день

1

5 кг

1506

Экспресс – Оптима

0 – 1 день

1

5 кг

2474

*Цены указаны с учётом НДС.

**Цены указаны без учёта НДС.

***В пределах Первого бетонного кольца Московской области.

****За пределами Первого бетонного кольца Московской области.

 

Что касается междугородних экспресс-доставок, то операторы используют автотранспорт для городов, которые находятся относительно близко от Москвы – в 700 – 800 км от российской столицы (скажем, Воронеж, Курск, Брянск). В эти города машины придут за ночь и менее. В противном случае экспресс-перевозка авиатранспортом будет быстрее и актуальнее для заказчика. Обычно доставка осуществляется в пределах административных границ городов. Безусловно, самым популярным маршрутом у экспресс-перевозчиков является Москва – Санкт-Петербург.

 

Ориентировочные тарифы по экспресс-доставке по маршруту Москва – Санкт-Петербург, руб. по данным с официальных Интернет-сайтов компаний)

«СИТИ ЭКСПРЕСС»*

Режим доставки

Срок доставки

Кол-во отправлений

Вес

Стоимость, руб.

Прайм

На следующий день

1 – 3/более 3

0,5 кг

690/520

Экспресс

1 – 2 дня

1 – 3/более 3

0,5 кг

580/470

Оптима

2 – 3 дня

1 – 3/более 3

0,5 кг

560/370

Прайм

На следующий день

1 – 3

5 кг

1128

Экспресс

1 – 2 дня

1 – 3

5 кг

835

Оптима

2 – 3 дня

1 – 3

5 кг

565

«ПОНИ ЭКСПРЕСС»**

Экспресс

Н. д.

1

5 кг

576

Эконом

Н. д.

1

5 кг

421

«DPD»*

DPD Классик

1 день

1

1 кг

390

DPD Классик

1 день

1

5 кг

537

DPD 13:00

1 день

1

1 – 5 кг

1185

DPD БизПак

1 день

1

1 – 5 кг

949

DPD Эконом

1 – 2 дня

1

1 – 5 кг

1185

«ЕМС ГАРАНТПОСТ»*

Экспресс

Н. д.

1

1 кг

374

Экспресс

Н. д.

1

5 кг

521

Оплата получателем

Н. д.

1

1 кг

486

Оплата получателем

Н. д.

1

5 кг

677

«ЕМС ПОЧТА РОССИИ»**

Экспресс-перевозка

2 – 3 дня

1

До 1 кг

300

Экспресс-перевозка

2 – 3 дня

1

5 кг

350

«СПСР ЭКСПРЕСС»*

СПСР – Экспресс

1 – 2 дня

1

До 1 кг

537

СПСР – Экспресс

1 – 2 дня

1

5 кг

702

Экспресс – Оптима

1 – 2 дня

1

5 кг

592

*Цены указаны с учётом НДС.

**Цены указаны без учёта НДС.

 

В отличие от других городов, из российской Северной столицы в Москву машины экспресс-перевозчиков не только не идут пустыми, но и нередко из Санкт-Петербурга в Москву товаров идёт больше, чем наоборот.

 

Поиски путей выхода из кризиса продолжаются

Несмотря на быстрое развитие, российский рынок экспресс-перевозок уже почувствовал на себе влияние мирового финансового кризиса. Представители операторов признаются, что сегодня многие их клиенты ищут способы экономии, в том числе и на экспресс-доставке. Если всего лишь год назад главной ценностью для них было время и потому большее значение придавалось срочности отправления, а не стоимости заказа, то теперь они предпочитают в ущерб времени собирать сразу по несколько отправлений для одного заказа. Но это ещё не самое страшное для экспресс-перевозчиков. Гораздо хуже другое: многие их бывшие клиенты не выдержали натиска рецессии и были вынуждены уйти с рынка.

В таких условиях операторы ищут способы привлечения клиентов за счёт проведения многочисленных акций, которые дают возможность потребителю получать дополнительную скидку. Такими методами они привлекают клиентов более дорогостоящих услуг «большой четвёрки», да и потребителей услуг своих соотечественников. Также многие операторы сегодня делают акцент на развитие своих региональных представительств.

Так, компания DPD в мае текущего года открыла новый офис в Рязани, кроме того, с начала 2009 г. этот оператор пополнил ряды своих представительств новым филиалом в Белгороде, а также сектором по приёму и обработке грузов в Тольятти. Довольно много новых офисов открыла в этом году компания «Пони Экспресс»: в феврале началась работа в Калуге, Череповце и Астрахани, в апреле – в Новом Уренгое, в апреле – в Псковской области (г. Великие Луки) и Республике Карелия (г. Костомукша). «ЕМС Гарантпост» в феврале 2009 г. распахнула двери нового пункта приёма экспресс-отправлений в Москве.

Собственную акцию проводит «Сити Экспресс», которая с начала этого года снизила цены на свои услуги по срочной внутригородской доставке до 40 %; «СПСР Экспресс» запустила новую, более экономичную, чем прежде, услугу «Оптима», которая при сохранении сроков доставки по услуге «Экспресс», уступает ей по стоимости.

Словом, российские операторы экспресс-перевозок пытаются (и не безуспешно) воспользоваться нынешним положением дел для того, чтобы отвоевать клиентов у зарубежных операторов. Насколько им это удастся, будет ясно позднее, а пока эксперты прогнозируют, что по итогам первого полугодия нынешнего года объём российского рынка должен достигнуть 41,8 млрд рублей. Таким образом с 2007 г. он вырастет более чем в 1,8 раз*.

 

*По данным исследования «Рынок экспресс-доставки 2007 – 2009» компании «Экспресс-Обзор».