Здоровье "Интимная тема"


Виктор СТЕПАНОВ

 

Здоровье перевозчиков – тема интимная. О ней не принято говорить в своём кругу, немногие готовы обсуждать её и с посторонними. Тем не менее здоровье работника является существенным фактором эффективности предприятия, особенно в международных перевозках, где неожиданно свалившаяся на водителя хворь может повлечь за собой срыв поставки и немалые потери. Предотвратить опасность утраты трудоспособности в самый неожиданный и ответственный момент помогут профилактические упражнения, о которых рассказывает технический руководитель Производственного спортивно-оздоровительного кооператива «НИКА СПОРТ» (г. Орша, Беларусь) Пётр Фомченко.


Болезни перевозчиков: общечеловеческие и профессиональные

Несмотря на мужскую сдержанность, с которой относятся к обсуждению темы здоровья перевозчики, в отношении к своему здоровью они, несомненно, немногим отличаются от соотечественников. Согласно результатам исследования, проведённого Исследовательским холдингом «Ромир» и международной компанией по производству и дистрибуции продуктов для красоты и здоровья Vision International People Group, 81 % жителей России стремятся быть здоровыми, а состояние своего здоровья напрямую связывают с тем, насколько хорошо они следят за собой (74 %). Результаты исследований также показали, что наиболее частые недомогания среди жителей российских городов в возрасте от 18 до 44 лет – это головные боли (53 %), усталость и недостаток энергии (50 %), а также проблемы со зрением (43 %). В более старшем возрасте каждый третий житель России имеет проблемы с суставами, страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями и гипертонией.

Кроме общих с согражданами проблем медицинского характера, перевозчики страдают рядом болезней, которые сами склонны связывать с характером работы.

Борис, 57 лет, специалист, 21 год в международных перевозках:

– Чем болеют перевозчики? Прежде всего у них проблемы с позвоночником, радикулит. Второе – это простудные заболевания. Ну, а третье – это геморрой. Вот три основных заболевания у перевозчиков. Радикулит связан и с простудой.

У многих бывают ещё и болезни желудка, связанные с тем, как они питаются. Сейчас, правда, с этим стало получше – на дорогах теперь есть соответствующие заведения. А раньше питаться в дороге приходилось тем, что возьмёшь с собой.

Аварий из-за болезней не припомню, а вот срывы доставки были. Если водитель обращался в больницу, то машина с грузом стояла, пока не найдёшь ему замену. Бывало, что водителю нужно отправляться в рейс, а он ехать по состоянию здоровья не может, его «перекосило». Ну, а те, у кого «схватило» желудок, пьют таблетки, но стараются дотянуть до места назначения.

Сергей, 44 года, водитель, в международных перевозках полгода:

– Я недавно работаю, поэтому пока что на эту тему ничего сказать не могу. Коллеги тоже ничего особенного не рассказывали, в принципе, у каждого свои болячки. Люди все разные, и болезни у них разные.

Только понаслышке знаю о геморрое и других болезнях, которые бывают от сидячей работы.

Я сам очень трепетно отношусь к своему здоровью. У меня есть специальная подушечка для позвоночника, и если есть возможность, я стараюсь сходить в бассейн. Как говорится, бережёного Бог бережёт. Я не курю, крепкими напитками не злоупотребляю, иногда могу позволить себе немного пива или вина.

Василий, 45 лет, водитель, в международных перевозках больше двух лет:

– Что болит у перевозчиков? Душа и спина. В принципе все, кто за рулём, люди здоровые. Больные сидят дома. Если кто из водителей и отказывается от поездки по состоянию здоровья, то из-за непредвиденных болезней типа аппендицита или зубной боли.

Сергей, 49 лет, водитель, в международных перевозках с 1984 г.:

– Больше даёт о себе знать спина. Когда с радикулитом приезжаешь, приходится машину кому-нибудь другому отдавать. И тогда, конечно, теряешь в деньгах.

Авария за тридцать лет работы у меня была только одна, да и та не из-за болезни.

Бывают и травмы. Упасть можно, например, когда тенты расчехляешь. Одному из наших водителей из-за такой травмы на пенсию по инвалидности пришлось уйти.

Владимир, 55 лет, водитель, в международных перевозках около 10 лет:

– Спина у водителей болит из-за постоянного сидения. Часто простудой болеем, потому что форточки открываем, на сквозняке сидим.

Аварии больше происходят из-за того, что водители засыпают за рулём, особенно те, что на больших фурах. Их сильно укачивает. Я-то сам на КАМАЗе езжу, там особенно не уснёшь, трясёт сильно. Рейс приходилось прерывать – из-за простуды. Если температура высокая, глаза болят, куда там ехать, приходится дома сидеть, деньги терять.

 

Спасение – в профилактике

Из приведённых выше высказываний видно, что достаточно часто омрачают существование перевозчиков боли в спине. Как утверждают врачи, в основном это связано с многочасовым нахождением человека за рулём. Они рекомендуют при вождении держать спину прямо, хотя и признают, что такой вариант – для самых выносливых.

Один из перевозчиков упомянул о специальной подушке для спины. Подушка-опора, которую можно купить в специализированных автомагазинах, удобно поддерживает поясничный отдел позвоночника, крепится прямо к сиденью и регулируется. Также можно купить специальные подлокотники: один крепится между сиденьями, а второй — на дверь водителя.

Замечательным способом разгрузить позвоночник и уменьшить ощущение дискомфорта в спине, по словам технического руководителя производственного спортивно-оздоровительного кооператива «НИКА СПОРТ», являются упражнения на вытягивание позвоночного столба.

Эти упражнения помогут снять напряжение в области позвоночника, будут способствовать избавлению от мышечной усталости, утомления центральной нервной системы, усталости глаз и перенапряжения органов сердечно-сосудистой системы.

Кроме того, эти упражнения обеспечивают профилактику различных заболеваний позвоночника, в том числе радикулита.

Выполнять их можно ежедневно как в качестве единого комплекса, так и по отдельности, либо дополнив ими любой другой комплекс. Рекомендуется делать не более одного-двух подходов в каждом упражнении. Заниматься желательно регулярно, два-три раза в день, например, утром, в середине дня и вечером. Первые четыре упражнения можно выполнять, сидя в кабине автомобиля.

 1. Потягивание вверх. 

Из исходного положения, сидя в кабине автомобиля, поставьте ноги на ширину плеч, ступни параллельно. Выпрямите позвоночник, руки положите на колени. Смотрите прямо перед собой. Сделайте глубокий вдох и сцепите пальцы рук перед грудью. Не расцепляя пальцев, выпрямите руки ладонями вверх и вытяните позвоночник. Одновременно направляете взгляд на кисти рук и делаете выдох.

В этом положении задержите дыхание на одну-две секунды и почувствуйте выпрямление позвоночного столба. На вдохе расцепите кисти рук и разведите их в разные стороны, приняв в конце этого упражнения исходное положение, – руки на коленях ладонями вверх.

 

2. Наклоны влево и вправо.

Поставьте ноги на ширину плеч, ступни параллельно. Выпрямите позвоночник, руки положите на колени. Смотрите прямо перед собой. Сделайте глубокий вдох и сцепите пальцы рук перед грудью. Не расцепляя пальцев, выпрямите руки ладонями вверх и вытяните позвоночник. Задержите дыхание с вытянутыми вверх руками, взгляд направлен на кисти рук. На задержке дыхания сделайте два наклона в левую сторону, расцепите кисти рук, сделав выдох, примите исходное положение (сидя, ноги на ширине плеч, ступни параллельно, позвоночник выпрямлен, руки лежат на коленях, взгляд – прямо перед собой).

После повторения начальных движений первого упражнения на задержке дыхания выполните два наклона в правую сторону, возвратившись после этого в исходное положение.

 

3. Скрутка туловища.

В начальной стадии этого упражнения выполняются те же движения, что и в первом упражнении, но на задержке дыхания нужно повернуться всем туловищем влево. Выполните поворот влево два раза и вернитесь в исходное положение с глубоким выдохом.

Затем повторите эти же движения с поворотом в правую сторону, вернитесь в исходное положение.

 

4. Выгибание спины.

Положите туловище на колени, сцепите руки в замок под коленями. Сделайте глубокий вдох и на выдохе поднимайте позвоночник вверх, выгибая спину. На вдохе примите исходное положение – сидя, ноги на ширине плеч, руки на коленях.

 

При выполнении всех этих упражнений важно помнить о правильном дыхании. Делайте выдох всякий раз, когда выпрямляете руки вверх, делаете наклоны или повороты туловища. Выгибание спины также делается на выдохе.

 

5. Пояснично-крестцовое вытягивание. 

Прислонитесь спиной к любой плоской вертикальной поверхности, например, стене. Ступни ног поставьте на ширину плеч, руки опустите вдоль туловища.

Первая фаза упражнения: немного согните колени, прижмитесь поясничным отделом позвоночника к стене, сделайте вдох.

Вторая фаза: положите кисти рук на бёдра и надавите вниз, одновременно выпрямив ноги, сделайте выдох. При этом старайтесь не отрывать поясничный отдел от вертикальной поверхности.

 

6. Вытягивание верхнего отдела позвоночника.

Прижмите область копчика к стене, остальная часть корпуса наклонена вперёд, кисти рук прижаты к стене, сделайте выдох.

Первая фаза упражнения: начните «раскатывать» позвоночник вверх по стене, стараясь плотно прижимать к поверхности каждый позвонок до полного выпрямления спины. Вторая фаза: разведите плечи как можно шире в стороны, не теряя контакта с поверхностью. Первая и вторая фаза упражнения выполняется на вдохе.

 

7. Вис на двери.

Возьмите пояс и поместите его на верхнее ребро двери. Плотно прижмитесь спиной к торцу двери, возьмитесь руками за пояс. Если дверь имеет высокий просвет между полом и нижним краем двери, то необходимо снизу расклинить дверь. Расслабьте позвоночник, опускайтесь вниз, сгибая ноги в коленях, до полного повисания туловища на поясе. Зафиксируйте это положение на две-три секунды, почувствуйте вытяжение позвоночника вниз на выдохе. Вернитесь в исходное положение.

 

Следует помнить, подчёркивает П. Фомченко, что представленные выше упражнения предназначены главным образом для профилактики. Их можно выполнять при первых ощущениях усталости и дискомфорта в спине, но всегда по самочувствию, не форсируя нагрузку. Не нужно забывать, однако, что без профилактики опасность быть захваченным болезнью врасплох гораздо выше.