Форум "Пятый МАФ: наш ответ кризису"


 

Покрывало мирового финансового кризиса, накрывшее просторы всех континентов, сковало деловую активность в десятках стран мира. В Великобритании, Германии, США отменили ряд важнейших выставок. Не стала исключением и Россия – достаточно вспомнить несостоявшийся «КомТранс-2009». Но даже в сложных экономических условиях есть примеры деловой стойкости. Например, Международный автотранспортный форум – МАФ-2009 - в этом году никто не отменял. Как и было намечено, он пройдет 15 - 18 сентября в московском выставочном комплексе «Крокус Экспо» (павильон № 2).

 

Александр КАЛУГИН

 

 

Сила – в эксклюзиве

Почему МАФ жив даже в условиях резкого спада деловой активности на фоне глобальных финансовых проблем? Дело не столько в амбициях, хотя здоровое желание не сбавлять темпов работы и укреплять своё положение на рынке вызывает уважение и достойно подражания. Не назовёшь крамольным и стремление держать руку на пульсе отрасли в роли участника событий, а не стороннего наблюдателя. Вот в стремлении просто заработать денег (и больше ничего) организаторов не заподозришь: сейчас это действительно не тот случай.

Чем же всё-таки МАФ привлекателен для непосредственных участников и многочисленных гостей?

Привлекательных сторон у форума много. Прежде всего – это его уникальная структура. В отличие от автомобильных выставок, здесь не просто экспонируются новинки техники исключительно для российского рынка или для рынков других стран СНГ. Здесь не только проводят пресс-конференции и презентации – этим никого не удивишь. В рамках МАФа – и в этом его сила – организована профессиональная площадка для обмена опытом представителей автотранспортного бизнеса, деятелей науки и персон действующей власти. Это своего рода большой круглый стол людей с опытом работы, авторитетная трибуна для проведения своих мыслей, планов и идей. Причём это не временная местечковая тусовка московских бизнесменов и чиновников, а настоящая и постоянно действующая всероссийская трибуна коллег смежных профессий. Что ни говори, на Форум приезжают транспортники с Севера и Юга, Востока и Запада. Наряду с российскими бизнесменами и чиновниками на МАФ съезжаются автоперевозчики из Беларуси, Украины, Казахстана. Такую географию гостей мероприятия еще поискать надо!

Формат МАФа вобрал в себя специализированную выставочную часть с продуктами экспонентов в закрытой и открытой экспозиции, а также актуальную насыщенную деловую программу. Наряду с этим проходят презентации компаний и фирм-участниц, встречи и переговоры, заседания и конкурсы. Всё это вместе взятое из года в год укрепляет авторитет МАФа как безальтернативной площадки для профессионалов и превращает само мероприятие в одно из крупнейших и важнейших событий автотранспортной отрасли.

 

Авторитетное судейство

Привлекателен Форум и составом членов Оргкомитета МАФа и Экспертного совета ежегодного конкурса «PROдвижение» на лучший грузовик года и лучший автобус года в России. Даже без перечисления должностей и званий ясно, что здесь собираются профессионалы высочайшего уровня. Список организаций и учреждений, задействованных в Оргкомитете и Экспертном совете, вызывает уважение: Министерство транспорта РФ и Министерство транспорта Московской области, Российский автотранспортный союз (РАС), Ассоциация международных автоперевозчиков (АСМАП), Российская транспортная инспекция (РТИ), Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ) и Государственный научный центр Российской Федерации Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (ФГУП «НАМИ»). В данном списке – Управление ГИБДД ГУВД г. Москвы, Объединение автопроизводителей России, Московский транспортный союз, Общероссийский профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, холдинговая компания ЗАО «Совтрансавто», ГУП «Мострансавто», ГУП «Мосгортранс» и ГУП «Мосавтотранс».

Наряду с солидными учреждениями московского и федерального уровня в работе Оргкомитета МАФа и Экспертного совета конкурса «PROдвижение» традиционно принимают участие генеральные директора предприятий из различных регионов, о чём говорят их названия. В этом ряду – ЗАО «Смоленск экспедиция», ГУП «Сочиавтотранс», ГУП «Пассажиравтотранс» Санкт-Петербург, ГППО «Псковпассажиравтотранс», Объединение добросовестных перевозчиков НП «Белогорье», САТР фонд и другие. Более представительный и авторитетный состав и представить трудно. И в этом – ещё одна важная особенность МАФа, ориентированного на широкий круг автоперевозчиков.

 

Тематика выступлений

Как уже отмечалось, сильная сторона МАФа – его конференции и доклады. Например, первый день работы предыдущего форума начался с традиционной конференции «Автотранспортная отрасль XXI века». За общим названием кроется цепочка выступлений, подготовленных различными специалистами автотранспортного комплекса.

Так, директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта, геодезии и картографии Минтранса России Олег Старовойтов доложил о реализации государственной политики в рамках транспортной стратегии РФ на период до 2020 г. Заместитель генерального директора АНО «Центр стратегии и совершенствования управления транспортным комплексом» Сергей Карачун сделал доклад о проекте федерального закона «Об основах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации». Была ещё дюжина выступлений, а под занавес деловой программы дня состоялся круглый стол «Основные направления работы по перевозкам грузов в международном сообщении», охвативший шесть основных тем.

В первый день профессионалы провели семинар «Собственный и наёмный транспорт – аспекты практического выбора», в котором были затронуты особенности эксплуатации и обслуживания собственного подвижного состава на примере автотранспортных предприятий. Тема затронула отношения грузовладельца и автоперевозчика, аутсорсинга и управления рисками.

Второй день работы МАФ-2008 охватил два магистральных направления: автомобильные пассажирские и грузовые перевозки. Участники успели заслушать девять докладов – четыре в первой половине дня и пять после обеда. Была проведена так называемая панельная дискуссия «Саморегулирование автотранспортной деятельности в Российской Федерации». К участию в ней были приглашены представители органов власти, отраслевых объединений автотранспортного комплекса, руководители предприятий, организаций и индивидуальные предприниматели, занимающиеся автотранспортной деятельностью. Кроме того, состоялся семинар «Внешнеэкономическая деятельность компаний-перевозчиков: особенности таможенного регулирования, процедуры, правила; риски и их минимизация». Вслед за ним прошла важная дискуссия на тему современной логистики и сокращения транспортно-логистических затрат.

В рамках МАФа многие сочли интересными образовательные семинары из серии «Практика профессионалов». В частности, в течение дня в одном из залов выставочного комплекса «Крокус Экспо» прошли доклады и дискуссии на тему налогообложения, бухгалтерского учёта и документооборота на автотранспортном предприятии. А представляете, сколько обменов мнениями состоялось в неформальной обстановке?! Вот это точно никакому учёту не поддаётся!

Завершающий день работы Форума-2008 был целиком посвящён автотранспортной безопасности и вобрал в себя ни много ни мало – 11 докладов. Такой насыщенной деловой программы не встретишь ни на одной выставке не только на территории России, но и в пределах других стран СНГ и Восточной Европы. Наверно поэтому интерес к МАФу уже проявили специалисты из Германии, Франции, Италии и некоторых других стран объединённой Европы. Более того, иностранцы попросили перевести на их родной язык материалы некоторых наиболее заинтересовавших их выступлений, докладов и сообщений. Откровенно говоря, подобного всплеска интереса к проблемам российской транспортной отрасли прежде не наблюдалось.

 

Географический состав участников МАФ-2008, %:

– Северо-Западный ФО – 33;

– Центральный ФО – 22;

– Сибирский ФО – 16;

– Калининградская область –         13;

– Уральский ФО – 8,3;

– Дальневосточный ФО – 6,2;

– Южный ФО – 5;

– Приволжский ФО – 4,2;

– Зарубежные страны – 3,7.

 

Форум номер пять

Преимущество МАФа перед другими автомобильными выставками в том и состоит, что здесь за короткое время можно принять участие в насыщенной деловой программе, освежить и пополнить свои знания, узнать новости и обменяться мнениями с коллегами. Большинство сведений, приводимых в рамках МАФа, Вы не найдёте ни в одном специализированном справочнике, не прочтёте ни в одном из печатных изданий, не найдёте ни на одном сайте в Интернете. Уникальная информация доступна только тем, кто непосредственно участвует в мероприятиях форума. Подобные возможности на постсоветском пространстве больше не предоставляет никто, и это залог жизнеспособности форума, аналогов которому просто нет.

Но и это еще не всё. МАФ даёт возможность не только участвовать в семинарах и приобретать новые знакомства, вести деловые переговоры, но и позволяет заключать выгодные сделки. Только в прошлом году за три коротких дня работы форума их было заключено около двух десятков и примерно столько же – по итогам МАФа, уже в кабинетах фирм и организаций. И это тоже положительное сальдо уникального мероприятия, главного в деловом календаре ряда компаний, чиновников и частных лиц.

В нынешнем году программа юбилейного, пятого по счёту МАФа насыщена традиционными конференциями, семинарами, круглыми столами и докладами. Список участников и приглашённых внушает уважение к организаторам, сумевшим консолидировать силы и знания перевозчиков и других специалистов транспортной отрасли. Впрочем, судите сами по деловой программе Форума-2009.

 

Основные мероприятия МАФ-2009:

15 сентября 2009 года

1. Официальное открытие Форума.

2. Конференция «Автотранспортная отрасль XXI века».

3. Семинар «Собственный и наемный транспорт. Аспекты практического выбора в условиях кризиса».

4. Пленарное заседание «Государственная поддержка автомобильной отрасли, повышение безопасности и качества работы автомобильного транспорта, вопросы экономической ситуации и финансового состояния рынка транспортных услуг, предлагаемые меры по минимизации негативных последствий». 

16 сентября 2009 года

1. Конференция «Саморегулирование в автотранспортной отрасли».

2. Семинар «Лизинг. Реальная ситуация. Пути решения».

3. Семинар «Управление транспортной компанией в условиях недостаточного финансирования».

4. Семинар «Формирование кризисного бюджета в условиях финансовой нестабильности».

17 сентября 2009 года

1. Четвёртая научно-практическая конференция «Совершенствование системы подготовки и допуска водителей к участию в дорожном движении – важнейшая составная часть в обеспечении безопасности дорожного движения».

2. Семинар «Руководитель транспортной службы».

3. Семинар «Логистическая система компании, планирование и контроль работы транспорта; риски, страхование и консолидированные грузы».

4. Семинар «Логистический подход к реализации транспортной стратегии России в условиях кризиса».

5. Конференция «Взаимодействие некоммерческих партнёрств и автотранспортников. Первые итоги развития саморегулирования».

18 сентября 2009 года

1. Подведение итогов Форума, вручение дипломов участникам.

2. Подведение итогов конкурса «PROдвижение».

 

Конкурс «PROдвижение»

Данный национальный проект давно стал ежегодным и в нынешнем году проводится уже в восьмой раз. Да-да, именно в восьмой, поскольку конкурс был организован на три года раньше, чем сам МАФ. Он свидетельствует о широком признании успехов и достижений производителей грузовой автомобильной техники и средств пассажирского транспорта. Число претендентов на звания «Лучший грузовик года в России» и «Лучший автобус года в России» постоянно растёт. Это свидетельствует о высоком статусе конкурса и престиже вручаемого приза.

Организаторы уверяют, что конкурс проводится в целях содействия развитию производства, увеличению объёмов продаж коммерческого автотранспорта и спецтехники, непрерывному совершенствованию качества подвижного состава, связанного с постоянным стимулированием развития рынка автоперевозок в России.

На звание победителя в своей номинации обычно претендуют лауреаты основных этапов годового смотра, включая конкурсы в рамках выставок «MOBI» в Краснодаре, «Авто + Автомеханика» в Санкт-Петербурге и «Интеравто» в Москве. На финишной прямой члены Экспертного совета в течение первых трёх дней форума внимательно осматривают экспозиции и тщательно изучают имеющиеся сведения о каждом образце техники. При этом каждый из демонстрируемых образцов профессионалы оценивают по перечню обобщённых критериев. Во внимание берется оптимальное соответствие параметру «цена – качество», которое проецируется на реальные условия эксплуатации на российском рынке автотранспортных услуг. Скажем, у серийного образца шансы на победу выше, чем у опытного или образца из небольшой партии.

Члены жюри оценивают новизну конструкции и дизайн претендента, эргономику рабочего места водителя, а для автобусов – комфортабельность пассажирского салона. Эксперты рассматривают также технические характеристики и эксплуатационные параметры грузовых и пассажирских машин, цену владения и стоимость технического содержания. Не ускользает от мужчин в деловых костюмах ремонтопригодность того или иного образца, удобство обслуживания, наличие условий для обеспечения ТО и ремонта в автотранспортных предприятиях.

 

Номинации конкурса «PROдвижение»:

Лучший троллейбус года

Лучшие междугородные и туристические автобусы

Лучшие городские и пригородные автобусы

Лучший седельный тягач

Лучший грузовой автомобиль

 

Рандеву боссов

В прошлом году МАФ посетило свыше 10600 человек. И это – только по данным официальной регистрации. В самой экспозиции приняли участие более 80 участников из России и других стран Содружества и государств дальнего зарубежья. Количество участников семинаров перевалило за 1700 человек. Всё это – свидетельство неподдельного интереса к главному событию в автотранспортной отрасли, как называют МАФ многие чиновники и автоперевозчики. Сейчас, когда не состоялась выставка «КомТранс-2009», это стало совершенно очевидно.

На обычных автомобильных выставках традиционно появляются продавцы и покупатели, стремящиеся увеличить объём товарооборота. Но отличие МАФа в том, что здесь, как нигде больше в России, можно встретить концентрацию руководителей высшего звена. Подтверждение этому есть у службы регистрации и учёта посетителей МАФа, которая наряду с прочими критериями и данными гостей и участников фиксирует их профессиональную принадлежность. Так вот, по данным 2008 г., доля руководителей высшего звена, пришедших для делового общения с коллегами и партнёрами по бизнесу, составила 42,4 %. Заметьте: не для того в чтобы просто посмотреть, кто и что представил, а именно с целью развития собственного бизнеса. Вместе с боссами первого ранга выросло и число руководителей среднего звена – с 26 до 31 %. Эти управленцы ставили целью получить уникальную информацию по актуальным проблемам жизни автотранспортного предприятия из первых рук. Многих на МАФ привело стремление завести новые деловые знакомства, представить свою компанию, заинтересовать коллег по цеху своими транспортными товарами и услугами.

Наряду с перечисленными категориями бизнесменов МАФ посетили те, кто хотел высказать особую точку зрения по наболевшим вопросам, узнать положение конкурентов и прощупать, что сулят готовящиеся к принятию законы, регулирующие их трудовую деятельность.

Официальные данные говорят о том, что кардинальным образом выросло число представителей частного бизнеса, включивших обязательное участие в МАФе в свой планинг. Объяснение этому вполне логичное: именно данная категория представителей автотранспортного бизнеса быстрее и болезненнее других ощущает на себе колебания курсов валют, скачки тарифов, удорожание топлива. Частники острее реагируют на любое изменение конъюнктуры рынка и даже на незначительные изменения в законодательстве.

 

Количество частных предпринимателей, принявших участие в МАФе, %:

– 2005 г. – 5,4;

– 2006 г. – 9,4;

– 2007 г. – 11,3;

– 2008 г. – 38.

 

Статус гостей и участников МАФ-2008, %:

– руководитель высшего звена – 42,4;

– предприниматель – 38;

– руководитель среднего звена – 31;

– специалист – 27;

– научный специалист – 14;

– преподаватель/студент – 8;

– госслужащий – 6,2.

 

По мнению председателя Оргкомитета МАФ-2009, президента РАСа Павле Златина, в 2009 г. Международный автотранспортный форум привлечёт ещё большее количество предпринимателей, для этого есть все предпосылки. В период кризиса бизнесмены не должны сбавлять деловую активность и как никогда прежде нуждаются в общении с себе подобными. А позиция страуса в период кризиса не конструктивна и даже опасна. Мировой финансовый кризис ещё не достиг дна, а примеров банкротства и съёживания бизнеса в России уже предостаточно. Процесс унижения деловой активности продолжается и сейчас, когда пишутся эти сроки. Но – не время опускать руки и поддаваться унынию! Самое время общаться с единомышленниками и сообща искать пути оптимизации своей деятельности.

 

Цель посещения МАФа (% от числа опрошенных):

– посещение конференции/семинара – 79,3;

– установление деловых контактов – 67,4;

– получение данных о новой технике и услугах – 57,8;

– поиск партнёров для развития бизнеса – 53,7;

– поиск поставщиков/покупателей – 19,3;

– другое – 6,7.

 

Рады всем!

Данные службы регистрации и учёта посетителей МАФ-2008 говорят о том, что среди участников форума оказалось 6,2 % государственных служащих. Львиную долю среди них составили чиновники различного ранга, представляющие Министерство транспорта, МВД, МЧС. Причём пришли они не по приказу собственного ведомства, а исходя из профессионального любопытства, логики здравого смысла и желания строить карьеру с учётом дальнейшей перспективы.

Наряду с чиновниками огромный интерес к мероприятиям в рамках МАФа и общению со специалистами в области автомобильного транспорта проявили ученые мужи – представители научного сообщества. В обширной когорте гостей были люди из числа профессорско-преподавательского состава вузов и научных учреждений. В общей сложности среди гостей форума находилось 8 % преподавателей и студентов.

Впрочем, и без цифр ясно: рост интереса к мероприятиям в рамках МАФа - налицо. Он объясняется существенными изменениями тематики и содержательной части конференций, семинаров и круглых столов. Общение в рамках МАФа обретает всё возрастающую ценность, и не зря профессионалы отрасли называют предстоящий пятый юбилейный Форум антикризисным. Как известно, под лежачий камень вода не бежит. Так что – добро пожаловать на МАФ-2009! Здесь рады всем: и участникам, и VIP-персонам, и гостям, и рядовым посетителям. До встречи на самом главном Форуме!