ГСМ "СКРТ: контроль - тотальный"


Тамара ДОВГАЛЮК

 

Работа современного автотранспортного парка невозможна без быстрого и оперативного управления техническими средствами в конкурентной борьбе за потребителя. Диспетчерские службы при формировании грузоперевозок должны продумать не только разовые, но и  комбинированные маршруты движения техники, а также учесть очень много факторов: различные особенности перевозки, погрузки-выгрузки, хранения, транспортно-складской тары. Все эти факторы учитываются при выборе транспортных средств и организации их работы. СП «Технотон» разработало систему контроля топлива и мониторинга транспорта, которая позволяет одновременно решить несколько задач: оперативный мониторинг (диспетчирование) транспорта, контроль топлива, контроль времени работы, режимов эксплуатации и технического состояния машин. Используя СКРТ и схемы грузопотоков автопредприятий, можно достаточно быстро выявить и устранить излишние пересечения, возвратные и встречные маршруты, сократить путь движения  грузов, проверить соответствие «грузонапряженности» отдельных транспортных путей и их пропускной способности.

Важнейшая функция системы СКРТ – это контроль расхода топлива. Потери от его хищения составляют в отдельных транспортных предприятиях до 50% его закупок.  СКРТ позволяет предприятию уменьшить затраты на приобретение горючего и тем самым увеличить рентабельность. Для измерения фактического расхода топлива в магистрали двигателя используется датчик расхода топлива ДРТ. СП «Технотон» выпускает однокамерные датчики расхода топлива ДРТ 5.2 – для машин малой и средней мощности, ДРТ 7.2 – для мощных машин и дифференциальный датчик ДРТ 77, который устанавливается на двигатели с электронным управлением. Кроме того, предприятие производит датчик уровня топлива в баке (ДУТ-Е), который предназначен для точного измерения расхода топлива в баке, определения заправок и сливов топлива из бака.

С осени 2007 года в ОАО «Сямженский ЛПХ» г. Архангельска эксплуатируется 24 системы СКРТ.  Анализ экономической эффективности работы систем СКРТ в ОАО «Сямженский ЛПХ» показал, что в отчетном периоде расход дизельного топлива  на технике с системой СКРТ (20 единиц) был  на 13%  ниже нормы. Фактически, в декабре 2007 года, система СКРТ позволила сэкономить 4181 л ДТ. Анализ путевых листов позволил сделать выводы о том, что водители ранее существенно завышали  время в движении при заполнении путевого листа. Система СКРТ зарегистрировала время работы автотранспорта  на 30% меньше по сравнению с указанным в путевых листах. После того, как  за водителями был установлен тотальный контроль, экономия топлива составила от 14 до 32 процентов по сравнению с нормативной.

СКРТ контролирует время работы двигателя, время движения и простоя, время включенного зажигания. Информация о времени работы за определенный период представляется в виде таблицы по каждой машине и суммарно – по группе машин (автопарку).

Решение задачи контроля времени работы автотранспорта стало наглядным примером использования Системы контроля расхода топлива  и мониторинга  в ОАО «Сургутнефтегаз». Как сообщил его начальник производственно-технологического отдела управления технологическим транспортом, спецтехники и автомобильных дорог Андрей Аверьянов, сегодня, одна из крупнейших компаний нефтегазодобывающего комплекса,  имеет более 24 тыс. единиц транспортных средств. Наблюдались случаи, когда непроизводственный простой транспортных средств составлял около 30 %. Было принято решение оснастить технику собственной системой контроля. На предприятии «Сургутнефтегаз» проходили испытания несколько систем контроля работы транспорта, в том числе и СКРТ производства СП «Технотон», которые в дальнейшем и были установлены на технику нефтегазодобывающего предприятия.

Всего с борта автомобиля передается около 50 параметров текущего состояния транспортного средства. Кроме контроля маршрута и расхода топлива, есть возможность контролировать нагрузку на ось, режимы работы двигателя и трансмиссии: обороты, температура, давление масла, включение блокировки дифференциала, а, также контролируя наружную температуру воздуха, СКРТ дает возможность службе эксплуатации автотранспортного предприятия своевременно оценивать технического состояния транспортного средства. На основе полученных данных можно перейти от проведения плановых ТО (то есть по истечении времени или определенного пробега) к техническому обслуживанию ТС по его фактическому состоянию. Этот метод позволяет экономить до 10 процентов средств на проведение ТО.  

  Информацию об автомобиле можно увидеть с любого компьютера, подключенного к Интернету с использованием услуг сервера Сервис ORF.  Мониторинг транспорта в СКРТ отличается высокой информативностью, минимальным временем задержки, гибкой настраиваемой системой отчетов.

За сутки система способна обработать свыше 80 млн. поступающих сообщений. Таким образом, можно работать с сотнями тысяч транспортных средств и с десятками тысяч пользователей.