МАФ - Конференция "Способы сокращения затрат в современной логистике"
Роман МУРАШОВ
Часть обучающей программы «Современная логистика: сокращение транспортно-логистических затрат», которую проводил признанный специалист в области логистики, доктор технических наук, профессор Московского автомобильно-дорожного института, главный редактор журнала «Грузовое и пассажирское автохозяйство» Валерий Курганов) в рамках IV Международного автотранспортного форума (МАФ-2008), мы представили в «АП» № 4, 2009 г. В той публикации мы рассказали о необходимости правовой компетентности автоперевозчика как об одном из верных способов сокращения издержек на перевозку грузов, представили структуру современного действующего транспортного законодательства Российской Федерации, пояснили некоторые моменты правил перевозки грузов, рассмотрели правила оформления путевого листа, транспортной накладной и сопроводительной ведомости. Кроме того, мы подробно рассказали о спорных моментах договора о перевозке, о процедуре приёма и сдачи товара и, наконец, рассмотрели ситуации, когда груз считается утраченным. Теперь можно двигаться дальше.
Перевозка под пломбой грузоотправителя. Правовые «ножницы»
Ст. 796 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит: «…перевозчик несёт ответственность за несохранность груза…, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело…».
С умыслом или без умысла, но в этой статье отсутствует какое-либо упоминание об обстоятельствах, снимающих вину с перевозчика, и бремя доказательства им своей невиновности в случае целостности пломбы целиком ложится на перевозчика.
Вместе с тем ст. 15, ч. 8 «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта РФ» от 8.11.2007 г. № 259-ФЗ (УАТ и ГНЭТ РФ) прямо говорит, что выдача грузов, доставленных в исправных крытых транспортных средствах, контейнерах при наличии исправных пломб грузоотправителей, осуществляется грузополучателям без проверки массы, состояния грузов и количества грузовых мест.
Определяя ряд моментов, перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза, грузобагажа (при повагонной отправке) и ст. 118 «Устава железно-дорожного транспорта РФ»: груз/грузобагаж прибыли в исправном вагоне/контейнере с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем, либо в исправном вагоне/контейнере без перегрузки в пути следования с исправной защитной маркировкой.
Для контроля обращения с грузом во время его следования в пути существуют доступные на рынке одноразовые индикаторы, регистрирующие произошедшие выше допустимого наклоны, падения, внешние удары, или многократно используемые электронные самописцы – своеобразные «чёрные ящики», с которых по окончании перевозки эту информацию можно считать.
Недостаток одноразовых индикаторов воздействия на перевозимый груз – в их малой информативности, т. е. они лишь обнажают сам факт воздействия, но по ним невозможно проконтролировать ни время, ни меру самого воздействия. Зато их явное преимущество – невысокая стоимость, около 200 рублей за единицу. Одноразовые индикаторы крепятся к коробке или ящику на видном месте, в дополнение тара, в которой хранится требующий бережного обращения груз, маркируется ярким скотчем.
Электронные самописцы фиксируют показания сразу нескольких датчиков и дают полную картину внешних воздействий на груз, требующий бережного обращения, но тоже имеют существенный недостаток – высокую стоимость.
Объективные основания расхождения в количестве груза
Существуют так называемые нормы естественной убыли продовольственных товаров, стеклянной тары, минеральных удобрений, фарфорофаянсовых, майоликовых, гончарных товаров, стеклянной посуды, электроустановочных изделий, бытовых зеркал, шрота масличных культур, виноматериалов и вин, коньячных спиртов и коньяков, мяса и мясопродуктов, товаров бытовой химии, цемента и многого другого, - перечень нормативных документов только по автомобильному транспорту превышает полтора десятка наименований.
Погрешность весов также является общепризнанным фактором одного из оснований расхождения количества груза. Например, при взвешивании зерна и зернопродуктов на элеваторных (бункерных) весах предельно допустимое расхождение при массе нетто 55 – 61 т - ±2,4 % (более 1000 кг!), 61 – 70 т - ±2,2 %, свыше 70 т - ±2,0 %.
Но существуют и более точные приборы для измерения веса - электронные автомобильные весы. В частности – весы, разработанные группой компаний «ФизТех», при нагрузке на платформу весов 10 т имеют погрешность измерения всего 6 кг!
Результаты взвешивания могут обрабатываться компьютером с помощью поставляемого специализированного программного обеспечения с возможностью распечатки отчётов, ведения баз данных, сохранения в памяти ПК даты и времени взвешивания, передачи данных в АСУ. Стоимость таких весов стационарного типа – от 250 тыс. рублей, цена одной платформы – от 38 тыс. рублей.
Если задерживается провозная плата…
Как поступать в таком случае – регламентирует Федеральный закон № 87 "О транспортно-экспедиционной деятельности“ от 30 июня 2003 г.
Итак, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, экспедитор вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесённых им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесённых им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества.
За порчу груза, возникшую по причине его удержания экспедитором в случаях, предусмотренных настоящим пунктом закона, ответственность несёт клиент.
Системы управления транспортом в логистических цепях
Практика такова, что несистемное управление перевозками на основании отдельных данных, по разрозненным законодательным актам уходит в прошлое и уступает место систематизации информационного пространства…
Программный продукт компании «Борника» (г. Москва) представляет собой вариант приближения системы учёта к ERP-системе, комплектуется специализированным модулем «Доставка», решающим задачу распределения автомобилей по заявкам. Особенности программы «Автобаза»:
1) формирование отчётов по KPI (ключевым показателям эффективности);
2) наличие специального блока «Модуль доставки» для выполнения диспетчеризации (распределения машин по клиентам и объектам);
3) встроенный редактор отчётов FastReport;
4) поскольку компания «Борника» - официальный партнёр Sybase Inc., то она предлагает программу «Автобаза» уже со встроенным сервером Adaptive SQL Anywhere 8.0.
Рисунок 1. Пример отчёта по движению ГСМ.
Использование программы «Автобаза» эффективно для компаний с парком от десяти машин до нескольких сотен единиц техники.
Модули базовой версии системы iOSTIN-SCM, разработанной ЦИТ «Ост-Ин» (г. Москва), позволяют управлять запасами, закупками, продажами, финансовыми потоками, анализировать накапливающуюся информацию и строить на её основе прогнозы. Дополнительный модуль для управления автотранспортом iOSTIN-SCM ГЕО, разработанный совместно с «ЭРМА СОФТ Менеджмент», включает в себя систему планирования, анализа и управления грузоперевозками. Модуль системы укладки грузов в транспортное средство разработан совместно с ЗАО «Пакер Зд».
Система обеспечивает ввод и отображение на специальной картографической основе ежедневных заявок на доставку продукции, проектирование рейсов доставки продукции со складов, создание оптимального порядка объезда точек доставки; визуализацию рейсов на специальной картографической основе, измерение длины планируемых маршрутов по существующей сети автодорог и адресам, расчёт параметров – пробег, временной график, расход топлива, стоимость доставки и пр.; градиентный анализ объёмов отгрузки; печать отчётных документов и создание дополнительных отчётов по заданному пользователем шаблону; интеграцию с корпоративной системой заказчика.
Программа «НПЦ ИнфоТранс» (г. Самара) – АИС «Экспедитор-М» - главным образом предназначена для обеспечения в едином информационном пространстве оперативной деятельности менеджеров и диспетчеров по организации грузоперевозок всеми видами транспорта. Она автоматизирует документооборот и позволяет контролировать соблюдение технологии документирования, оперативного контроля процесса перевозки, автоматизированного планирования и контроля взаиморасчётов с клиентами и партнёрами, позволяет вести финансовый анализ деятельности предприятия.
Рисунок 2. Структура автоматизированной информационной системы «Экспедитор-М»
Компания «Элфор Софт» (г. Москва) представляет на рынке информационных систем два продукта: уже хорошо известную программу - CargoSolution 2.0 и новую разработку - CargoSolution Box. Обе программы - варианты ERP-систем для автоматизации транспортно-экспедиторских компаний, занимающихся международной доставкой грузов, междугородными и городскими перевозками, а также компаний, оказывающих услуги по таможенному оформлению и складскому хранению грузов.
Компания «Регард-Софт» (г. Москва) предлагает два продукта: систему управления грузовыми перевозками «ЛОГИТЭКС-перевозки» и систему управления курьерской доставкой «ЛОГИТЭКС-курьер».
Известная компания «1С-Логистика» (г. Москва) также предлагает свой вариант ERP-системы в соавторстве с другим производителем программного обеспечения - компанией AXELOT. Совместная программа называется «1С-Логистика: Управление перевозками» и предназначена для учёта заявок на перевозку грузов, формирования рейсов, учёта собственных и наёмных транспортных ресурсов, интеграции с электронными географическими картами, поддержания работы с навигационными системами, для формирования аналитической отчётности.
Программа компании «ИнитЛайн» (г. Москва) Sales & Logistics предназначена для торгующих организаций, а также компаний, занимающихся перевозкой грузов. Система позволяет осуществлять планирование доставки всеми видами транспорта, а также курьерской доставки. Предусмотрен универсальный построитель отчётов на базе шаблонов MS Excel, MS Word и HTML. Модель бизнес-процессов охватывает все основные события – начиная от формирования заказа и заканчивая организацией доставки. В системе предусмотрены четыре вида событий: заказ, счёт, заявка на доставку, доставка. Каждое из событий имеет свои фиксированные и настраиваемые статусы, отражающие состояние конкретного события.
Программное обеспечение компании «Транс-Менеджер» предназначено для автотранспортных и экспедиторских компаний, использующих собственный и наёмный автотранспорт. ПО имеет основные блоки: создание счетов, создание заявки и настройка её печати, расчёт маршрута и расстояния, органайзер, «окно» для работы с транспортными Интернет-системами.
Основной документ ПО – заявка, состояние которой контролируется менеджером. Система допускает интеграцию с системой «1С: Предприятие», возможен импорт/экспорт в Word и Excel, формирование финансовых отчётов, одновременную работу нескольких филиалов.
Системы мониторинга и навигационные системы
В этом сегменте рынка информационных систем также немало компаний-игроков – производителей ПО или оборудования, торговых представителей зарубежных компаний.
Компания «М2М телематика» осуществляет разработку и внедрение систем мониторинга транспортных средств и грузов семейства BusinessNavigator® (BN):
– BN-Global – для дальних и международных перевозок, в удалённых районах с неразвитой инфраструктурой связи;
– BN-City – для мониторинга в режиме реального времени в городе и области;
– BN-Complex –мониторинг и управление парком транспортных средств (от 100 ед.) крупных организаций и предприятий на базе собственного телематического сервера с возможностью предоставления телематических услуг сторонним пользователям;
– BN-GlobalCargo – для автономного контроля местонахождения груза его владельцами во время международных и междугородних перевозок. В частности представляет собой аппаратно-программный комплекс, состоящий из автономных абонентских терминалов и рабочего места диспетчера. На автомобиль устанавливается абонентский навигационно-связной терминал BN-Global Box, автоматически определяющий местоположение, скорость, направление движения груза или транспортного средства;
– BN-CityCargo – для автономного контроля местонахождения груза в городских условиях;
– M2M-CityBus – для управления и диспетчеризации пассажирских автотранспортных предприятий.
Мобильный комплект WebLocator Box, предлагаемый компанией «Локатор», предназначен для контроля передвижения грузов. Он помещается внутрь упаковки и далее перевозится вместе с грузом. Смена транспортного средства в пути не влияет на работу комплекта. Герметичный ударопрочный корпус и автономный источник питания обеспечивают до десяти дней работы комплекса при температуре воздуха от -20 до +40 ºС без подзарядки.
Услуга доступна по всей территории Евразии, предусмотрена гибкая система тарифов на обслуживание, комплекс включает в себя полнофункциональное программное обеспечение рабочих мест диспетчеров, обеспечивает доступ к услуге через SMS, Интернет-клиент. Использование WebLocator Box возможно на любой территории с GSM-покрытием через любого оператора сотовой связи.
Под маркой «Геопарк» на рынке представлены две системы мониторинга. Система «Геомаркер» работает в режиме накопления информации и позволяет определять местоположение, скорость и направление движения автомобиля с грузом по сигналам GPS. Осуществляет регистрацию сигналов цифровых и аналоговых датчиков (открытие и закрытие дверей, включение световых приборов, уровень топлива, работа навесного оборудования и пр.), записывает и анализирует информацию о совершённых рейсах с выводом на карту и в отчёты отклонений от маршрутов и графика движения, времени простоев, превышений скорости, сходов с маршрута.
Система «Рейс-Эксперт» позволяет отслеживать автомобили по запросу в реальном времени. Система обеспечивает вывод на карту информации о местоположении транспортных средств и их состоянии, дистанционный контроль параметров датчиков, дистанционное управление исполнительными бортовыми устройствами, голосовую связь диспетчера и водителя.
Оборудование (кроме GPS-приёмника) собственная разработка компании. Программное и картографическое обеспечение также разрабатывается российской компанией. Абонентской платы не предусмотрено. Клиент оплачивает комплект бортового оборудования и программного обеспечения с базой отчётов и картографией общей суммой около двух тысяч долларов США и в дальнейшем совершает только регулярные платежи своему сотовому оператору.
Система мониторинга ЗАО «ИТС-СОФТ». Программный комплекс Position Report предусматривает стыковку с такими системами, как «1С: Бухгалтерия», «Галактика», логистический модуль компании «ЭРМА СОФТ Менеджмент». В составе комплекса оборудование европейских стран - финское, французское, немецкое и российское. Комплекс обеспечивает голосовую связь, имеет встроенную систему идентификации владельца, режим «чёрного ящика», снабжён фотокамерой, подключается к принтеру. Абонентская плата не предусмотрена, кроме случаев обмена данными через сервер компании.
НПГ «Традиция» предлагает систему мониторинга Lockey, работающую по каналам передачи данных GSM, GPRS, SMS, USSD.
Варианты программно-аппаратного решения:
– охранно-поисковые функции для частных владельцев и корпоративных клиентов при взаимодействии с оперативными службами МВД;
– контроль маршрутов движения автотранспорта корпоративных клиентов (автопредприятия, транспортные отделы и логистические службы компаний) через собственный диспетчерский центр, учёт рабочего времени, формирование отчётов, голосовая связь;
– аварийные и службы спасения, антитеррористические формирования, группы быстрого реагирования.
В случае использования собственного диспетчерского центра заказчика абонентская плата составляет порядка 300 рублей с одного автомобиля. Если обмен данными осуществляется через сервер компании-поставщика системы, то абонентская плата составит порядка 1 тыс. рублей с одного автомобиля.
Система маршрутизации и мониторинга компании «Автокомпас» позволяет оптимизировать маршрут по трём критериям - минимум пробега, минимум времени на выполнение доставки, максимум использования грузоподъёмности, контролировать работу автотранспорта с использованием GPS-навигации. Так, с помощью этой программы можно распределить 700 – 800 заказов по 150 – 200 автомобилям в течение 5 – 10 минут, использовать различные категории транспорта.
При решении задач маршрутизации программа учитывает следующие ограничения: разрешён/запрещён проезд транспорта, совместимость груза (например, нельзя вместе перевозить мясо и готовые мясопродукты, чистое и грязное бельё при обслуживании прачечных и пр.). При необходимости оператор может просмотреть на карте и отредактировать маршруты вручную, т. е. забрать какой-то заказ у любого водителя и передать другому. Программа допускает обмен маршрутами между водителями, исходя из лучшего знания ими определённых районов Москвы или Подмосковья. Система может пересчитывать изменившиеся наборы адресов и вновь оптимизировать маршруты, но уже в принудительно заданных наборах, не перераспределяя их между водителями.
«ИТ ТопПлан» предлагает линейку программных продуктов различного назначения, в том числе Top-Logistic – «коробочный продукт», предназначенный для маршрутизации доставки продукции заказчикам транспортом предприятия и автоматизированного расчёта оптимальных графиков и маршрутов доставки с оптимизацией пробега автотранспорта или времени движения.
Рисунок 3. Программа «ИТ ТопПлан» - так выглядит модуль «редактор дорожной сети»
«Ингит» предлагает три взаимосвязанных системных итформационных продукта. «Деловая карта - логистика для бизнеса» позволяет отражать на карте информацию о партнёрах и адресах компании, делить информацию на зоны и производить по ним анализ информации. Здесь встроен прокладчик маршрутов перевозок на карте, оптимизирующий транспортные потоки по требованиям минимума пробега транспортных средств или времени движения. «MapGPS – программа спутниковой навигации» предназначена для прокладки маршрутов с использованием GPS-навигации и копирования на диск компьютера пройденных маршрутов. «Трансмастер – программа слежения за транспортом» предназначена для организации диспетчерских пунктов слежения.
«АНТОР Бизнес Решения» предлагает систему из трёх продуктов - ANTOR TerraMaster Agent – управление торговыми агентами и сетью дистрибуции, ANTOR LogisticsMaster – автоматизация планирования доставки продукции и ANTOR MonitorMaster – система мониторинга и навигации транспорта. Система работает на оборудовании производства компании "Геликс Беспроводные Системы".
Рисунок 4. Программа ANTOR MonitorMaster
«ЭРМА Софт Менеджмент» предлагает связку уже из пяти продуктов: «Сити-Маркет/ЭРМА Софт» обеспечивает в едином комплексе работу с клиентами и доставку товаров, «Сити-Доставка/ЭРМА Софт» позволяет вести планирование рейсов доставки продукции со складов в границах населённого пункта/региона, «ПФК-Логистика/ЭРМА Софт» - автоматизирует планирование маршрутов грузоперевозок внутри компании и диспетчеризацию транспортных средств на территории России, модуль "Навигация" основан на фактических данных GPS-навигации, «ПФК-Мониторинг/ЭРМА Софт» осуществляет загрузку и отображение плановых маршрутов движения транспортных средств
Пример использования программы «ЭРМА Софт Менеджмент» - «Доставка продукции фирмы «Проктер энд Гэмбл» в торговую сеть»: используемый метод – ВЭН-технология; количество торговых точек (клиентов) в городе – 185; периодичность доставки – раз в неделю; нормируемое время визита ВЭН-экипажа – до 30 минут (согласование продаваемого ассортимента, выписка накладных, формирование заказа, выгрузка и выдача товара и документов, выполнение расчётов); объём ассортимента – более 3 тыс. наименований.
Рисунок 5. Логическая схема постановки задачи
Опыт мотивации водителей на доставке товаров
Это только со стороны может показаться, что работа водителя сопоставима с одной большой прогулкой или вечным турне. На самом же деле стоит начать с того, что водитель управляет автомобилем, который по-прежнему является источником повышенной опасности. Водитель-экспедитор осуществляет помимо этого приём и сдачу груза, оформление товарно-транспортной документации, сопровождает груз в пути следования и оберегает его, в том числе от хищений. Часто он вынужден самостоятельно, в отрыве от компании, принимать ответственные решения в отношении доставки груза получателю. Водитель-экспедитор нередко становится то грузчиком, то слесарем-ремонтником по автомобилям.
А стоит ли говорить, как много зависит от водителя? Здесь и производительность транспортного процесса, и затраты на доставку, и собственно надёжность самой доставки, безопасность движения на маршруте и сохранность единицы подвижного состава.
Возникает вопрос: какую систему оплаты можно считать наиболее подходящей для стимулирования водителей-экспедиторов на почти самоотверженный труд?
Конечно, наиболее распространена окладная система оплаты труда: устанавливается начальный оклад с постепенным увеличением в зависимости от стажа работы в компании (с ограничением до установленного предела) или оклад из расчёта 40-часовой рабочей недели с оплатой за фактически отработанное время. Размер оклада определяется в зависимости от класса (грузоподъёмности) или марки автомобиля.
Возможно стимулирование участия водителей в доходах компании путём предоставления им возможности оказывать транспортные услуги по заказам на коммерческой основе (собственно подработка) или установить зависимость оплаты труда водителя от показателей работы компании – пробег автомобиля, стоимость перевезённого груза (объём продаж), объём выполненной транспортной работы. Такой подход хорошо дополняется премированием за выполнение плана реализации, за отсутствие рекламаций от клиентов и пр.
Независимо от выбранной системы оплаты труда водителей на предприятии, всегда следует учитывать вклад конкретного специалиста в достижение общих результатов фирмы: количественные показатели – объём выполненной работы и качественные показатели – сложность/напряжённость трудовых операций, величина трудозатрат. К набору базовых показателей для расчёта заработной платы водителя-экспедитора относятся: грузоподъёмность автомобиля, стаж работы в компании, время работы в наряде, пробег, количество доставленного груза (вес, объём или стоимость товара по накладным), количество выполненных ездок/доставок, частота и причины ремонта и ТО автомобиля.
Формализованная формула расчёта заработной платы водителей-экспедиторов выглядит следующим образом:
Sv = ∑ ki Wi,
где Sv – размер зарплаты водителя, руб., Wi – показатель, учитываемый при начислении зарплаты водителя, ki – удельный вес показателя, i – количество показателей, учитываемых при начислении зарплаты.
Общая структура «Положения об оплате водителей», призванного повысить заинтересованность водителей-экспедиторов в увеличении производительности транспортного процесса и снижения затрат на его осуществление, выглядит так:
Зарплата водителя формируется из следующих составных частей:
– базовая часть (оклад) устанавливается в зависимости от класса (грузоподъёмности) автомобиля за отработанное время, за поддержание закреплённого за водителем автомобиля в технически исправном состоянии, выполнение подготовительно-заключительных работ перед выездом на линию, техническое обслуживание подвижного состава;
– сдельная часть (бонус) – выплаты за достижение и превышение установленных показателей;
– компенсация амортизации автомобиля;
– компенсация затрат на ремонт и амортизацию личного транспорта в зависимости от класса (грузоподъёмности) автомобиля;
– начёты и вычеты - премиальная часть, надбавки, штрафы, удержания.