Пассажирские перевозки "Совесть – лучший контролёр. Особенно вместе с валидатором…"


 

Ксения ДИТЯТКИНА

 

Прогресс стремительно врывается в жизнь больших городов. Сегодня только в глубинке  мы можем увидеть в автобусе женщину с сумкой через плечо, продающую билеты вечно куда-то спешащим пассажирам. Наука пошла далеко вперёд, и в мегаполисах «зайцев» вылавливают не кондукторы, а валидаторы и турникеты. О том, насколько это эффективнее, а также о новинках в оплате проезда пассажирами наземного транспорта рассказали представители разных компаний, предлагающих усовершенствованные методы  взимания денег с пользователей общественным транспортом, на семинаре «Перспективы создания глобальных информационно-сервисных систем пассажирского транспорта. Современные системы расчёта и контроля пассажиропотока, оплаты проезда», прошедшем  в рамках выставки «Общественный транспорт-2009».

 

Системы навигации

Отследить сотни единиц подвижного состава автопарка, правильность выполнения маршрута, пассажиропоток и оплату проезда порой не под силу даже самому опытному диспетчеру. Вот тогда-то за дело и берутся инновационные технологии. Одной из компаний, представлявших свои разработки в этой сфере, оказалось КБ РЭТ (г. Нижний Новгород).

Фирма предлагает комплексное решение для городского транспорта в виде интегрированной информационной системы управления городским пассажирским транспортом на базе радаров, обеспечивающих контроль  пассажирского транспорта на протяжении всего маршрута. Таким  образом разработчики хотят обеспечить безопасность движения пассажирского транспорта и усовершенствовать график его движения для повышения комфортности пассажирских перевозок. Задачи, решаемые системой: контроль превышений скоростного режима транспортных средств, представление оперативной информации о движении транспортных средств в диспетчерскую службу, аналитический контроль работы транспортных средств (соблюдение графика и скоростного режима), формирование отчётов о движении  транспорта. В системе используются технологии современной беспроводной связи, GSM/GPRS/GPS-технологии, Интернет-технологии, публикации данных для доступа к ним диспетчерского персонала и руководства. Кроме того, в любой момент система способна выдать координаты местонахождения транспортного средства, данные о том, с какой скоростью оно движется. Информация о работе машины (за сутки, неделю, месяц) хранится на сервере в офисе. Можно производить и контроль водителя: мониторинг состоит в просмотре скоростного графика.

С помощью установки в системе информатора, который работает в автоматическом режиме, водитель в процессе объявления остановок не участвует. Встроенный бортовой компьютер принимает данные о транспортном средстве, проводит его диагностику и передаёт сведения на пульт диспетчера.

 

Видеонаблюдение

Другая участвовавшая в семинаре компания - «И-Пера» - рассказала о преимуществах использования панорамных систем видеонаблюдения на объектах общественного транспорта, которые имеют ряд преимуществ перед обычными камерами. Такая система  позволяет видеть максимальное пространство и получать полную информацию о движущемся объекте справа налево. Камера отслеживает регулярное движение транспортных средств по маршруту, ведёт учёт и контроль их работы.

Безопасности в пассажирском транспорте при работе объекта видеонаблюдения можно достичь путём его соединения с бортовым компьютером, который был бы соединён прямой связью с милицией города, скорой помощью и МЧС, тогда не придётся использовать дополнительные  средства  для вызова данных служб. Такой комплекс позволил бы не только сделать автомобиль  средством передвижения, но и способствовал бы  повышению качества доставки пассажиров и обеспечению их безопасности. Кроме того, он включил бы в себя контроль парка,  диспетчерское управление, информирование пассажиров, контроль за состоянием транспортного средства. В итоге вся информация должна поступать в центр обработки для последующего анализа. Автоматизированный контроль более ста машин для перевозки пассажиров позволит изменить частоту подачи автобусов. Муниципальные власти смогут проводить затраты транспортных операторов по факту выполненных работ, в том числе и областных перевозок.

 

«Зайцам» - нет!

Представители фирм «Солярус», ЭЛСИ, «МФ Тариф» и NXP Semiconductor  рассказывали об  эффективности внедрения на общественном транспорте смарт-карт, которые уже успешно используются в Москве и Казани. Особо было отмечено, что автоматизированная система оплаты общественного транспорта российской столицы позволила ввести классификацию льгот на общественном транспорте. Также это позволило анализировать работу каждого маршрута, учитывая каждого  пассажира и рассчитывая рентабельность маршрута. «Транспортная смарт-карта - это удобное средство оплаты проезда  как для пассажира, так и для оператора», - это мнение разделили многие участники семинара.

В настоящее время ведётся работа над принятием моментальных платежей за проезд с помощью сотовых операторов. Подробно об этом рассказывали представители санкт-петербургской компании «МФ Тариф».

Услуги платежей на базе мобильных технологий получают всё более широкое распространение в Европе, а в странах Азии уровень проникновения подобных услуг ещё выше. В то же время в России эта сфера ещё только начинает активно развиваться. Причин отставания несколько: это и  затруднения законодательного порядка,  и отсутствие действительно универсальной инфраструктуры для осуществления платёжных операций, и особенности местного менталитета, поскольку по-прежнему среди населения альтернативные способы оплаты нельзя назвать популярными, а многие даже не знают о подобных возможностях.

 

Удивительное рядом

По большому счёту, под мобильными платежами подразумевается целый ряд технологий от сервисов премиум-SMS до NFC-платежей. Мобильные платежи - это разновидность электронных платежей, основанная на использовании мобильных портативных устройств получения и передачи информации и последующем совершении платежей. Преимущества подобных технологий для абонентов и компаний довольно прозрачны: для первых  это прежде всего увеличение комфорта и мобильности, для вторых –  доступность услуг и возможность взаимодействия с покупателем или клиентом - где бы он ни находился.

Однако, несмотря на столь бесспорные плюсы, пока в России широко распространена только технология премиум-SMS, которая относится к категории мобильных платежей с некоторой натяжкой. Есть и ряд удачных проектов, связанных с использованием специальных SIM-карт (STK, Sim Application Toolkit), но массовыми подобные сервисы назвать нельзя.

Премиум-SMS предполагает использование технологии биллинга сотового оператора, предназначенной для премиум-услуг. Это отправка SMS, тарифицируемая по премиум-тарифу (в основном от 30 до 150 рублей за сообщение). Ограничения, связанные с потенциальной суммой платежа, а также привязанность технологии к услугам контент-провайдеров не позволяют считать её действительно универсальным способом осуществления мобильных платежей. На данном этапе развития рынка  это, скорее, полумера.

Наиболее интригующая из всех технологий мобильных платежей – это Near Field Communication (NFC). Она представляет собой сочетание бесконтактной идентификации и беспроводной коммуникации мобильных устройств, т. е. телефон с технологией NFC можно использовать в качестве карты для банкомата. Например, нужно всего лишь положить устройство на банкомат, и он в течение нескольких секунд распознаёт владельца устройства и считает все необходимые данные для выдачи наличных.

По результатам исследования, проведённого кампанией ABI Research, к 2012 г. технология NFC будет доступна 292 млн пользователей сотовых телефонов. Однако в настоящий момент нельзя говорить о повсеместном внедрении NFC-платежей даже в большинстве развитых стран мира, а в России об их появлении говорить пока  тем более рано: в стране нет ни одного реализованного NFC-проекта. Одной из первых «ласточек» стала совместный проект Московского метрополитена, компании Nokia, Банка Москвы и международной платёжной системы  Visа. Воспользоваться мобильным телефоном для оплаты проезда в московском метрополитене смогут владельцы специальных моделей телефонов Nokia. Денежные средства за проезд будут списываться с банковского счёта пассажира, пока проект всё ещё находится в стадии разработки.

Представители санкт-петербургской фирмы категорически против установки в общественном транспорте их города турникетов и валидаторов. Они надеются, что их пассажиры будут добросовестно использовать бесконтактные и мобильные средства оплаты без дополнительного принуждения.

 

 

Мобильные платежи и закон

Одним из существенных тормозов для роста рынка мобильных платежей в России являются особенности местного законодательства. Например, операторы имеют лицензию на предоставление населению услуг связи. А для выполнения банковских операций необходима лицензия на осуществление банковской деятельности, которой у операторов нет, поэтому возможно только трёхстороннее взаимодействие абонент – оператор - банк. Если использовать мобильный счёт абонента, перед операторами встаёт другой юридически сложный вопрос: каким образом в абонентских договорах и правилах оказания услуг связи отразить то, что часть средств может быть использована в других целях?

Другая серьёзная законодательная проблема, сдерживающая развитие рынка, – очень жёсткие требования к идентификации плательщика, предусмотренные законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма». Согласно этому закону банки и иные организации, осуществляющие переводы денежных средств, обязаны сопровождать расчёты и переводы средств информацией о плательщике: такая информация должна включать название организации или имя физического лица, ИНН, адрес места жительства или пребывания либо дату и место рождения.